error
Регистрация

Как начать снимать на плёнку. 2018

Рубрика: «Это интересно / Юмор»
Автор: Дмитрий Николаев
Опубликовано: 04.05.2018 в 14:51:42

Серебряная фотография, после полутора веков существования, в один момент стала неактуальной и была практически повсеместно вытеснена более практичной цифровой. Однако и по сей день остаётся множество энтузиастов, продолжающих снимать на плёнку, у самой плёнки остаются некоторые преимущества перед цифрой, ну и сам процесс, что уж там, сам по себе очень залипательный.

Итак, вы решили попробовать. Но с чего начать? Если лет 10-15-20 назад такой вопрос был ещё не актуален - идёшь в ближайший магазин и покупаешь то, что можешь себе позволить, то наша эра победивших цифровых технологий делает его не таким уж и тривиальным.

Тут надо определиться с форматом. От этого шага будут зависеть все последующие.

Практически вся современная цифроая фотоаппаратура (за исключением цифромыльниц) имеет свои корни в плёночном формате, называемом малым. Использовал он в качестве чувствительного материала то, что изначально для этого не предполагалось - киноплёнку шириной 35мм. Благодаря небезызвестной компании Leica этот формат стал подавляющим в бытовой фотографии, поэтому как выглядит стандартная 35мм плёнка, пожалуй, знает каждый, даже те, кто родился после 2000 года. Перфорированная плёнка, шириной 35мм заправляется в кассеты либо самостоятельно, либо на заводе. Длинна плёнки в кассете до 165 см, что соответствует 36 кадрам. В былые времена продавались кассеты с 12 и 24 кадрами (насколько я знаю, профессиональные плёнки так не выпускались), ныне практически не встречающиеся.

Собственно, про существование других форматов в 90-е и начале 00-х большинство и не подозревало, ибо были они сугубо уделом профессионалов. Однако, не упомянуть про них было бы кощунством. Кроме малого, вполне логично, существуют средний и большой. Что менее логично, так это то, что это два семейства форматов. Здесь название указывает размер негатива. Самый маленький из больших - формат 6 на 4,5 см или 645, затем классический де-факто, квадратный 6 на 6, 6 на 7 (или 67) и 6 на 9. Все они так или иначе получаются на рулонной неперфорированной плёнке шириной 61,5 мм. Можно, конечно, снимать и на листовую плёнку, но эти упражения непрактичны. Плёнка такого размера бывает двух типов - 120 и 220. Отличия в количестве кадров (на ролик 220 их получается в 2 раза больше), том, что бумажная подложка-ракорд у 220й есть только в начале и в конце и в том, что они требуют разного положения прижимного столика в камере. Это следует иметь ввиду. В продаже встречается практически только 120я. Ролик 120й плёнки содержит в себе бумажный (или не совсем бумажный) ракорд длиной 1475мм, к нему на строго определённом расстоянии от начала приклеивается плёнка длиной до 850мм. Всё это дело наматывается на пластиковую катушку. Такая конструкция позволяет заряжать плёнку на свету и при этом обходиться без кассеты, как в случае с малым форматом. На один ролик можно сделать до 16 кадров формата 645, 12 - формата 6х6 и 10 - 6х7. Про отличия среднего формата от малого и про его преимущества/недостатки можно почитать в моей статье "Когда размер имеет значение"

Большой формат предпполагает съёмку на листовые материалы размерами от 9х12см (4х5 дюймов)... Самые ходовые форматы - 4х5 и 8х10. По крайней мере плёнку под них можно относительно беспроблемно купить. Очень (нет, очень-очень) дорого, крайне медлительно и тяжело. Далеко не лучший и не очевидный выбор для начала.

Если у вас есть зеркальная камера Canon, Nikon, Sony (A-mount) или Pentax и объективы к ней (причём под полный кадр, Canon EF-S, Nikon DX и прочие кропы не покатят, а кэнон и вовсе физически несовместим), то самым логичным будет приобретение плёночной тушки соответствующего производителя. Собственно, текущие зеркальные системы ведущих производителей появились не вчера и разрабатывались под плёнку, разве что у Sony своего производства не было и она просто купила компанию Minolta уже во времена перехода на цифру и использовала наработки последней. По своему опыту могу сказать, что все современные объективы Canon EF спокойно работают в автоматическом режиме со старыми плёночными камерами. То же самое, скорее всего, справедливо и для остальных систем. Объективы сторонних производителей, таких как Tamron, Sigma и Tokina тоже вполне неплохо работают. Ещё раз скажу, что подойдут только объективы под полный кадр. Стёкла у недорогих кропнутых зеркалок таковыми в 99% случаев не являются (китовые - 100%). Учтите, что для таких камер требуются батарейки типа CR123  или подобные литиевые, они производятся, но на каждом углу не продаются, а где продаются - стоят довольно ощутимых денег (рублей 200-300 за батарейку). Поэтому не поленитесь почитать описание к выбранной камере и заблаговременно заказать/купить батарейки, дабы потом не грызть локти. Где взять и почём? eBay наше всё. Свою Canon EOS 500N (зеркалка начального уровня, описание можно почитать тут ближе к концу статьи) я взял за какие-то 20 фунтов с доставкой. Что-то более продвинутое, естественно, подороже, но, в любом случае (кроме Лейки) это будет несоизмеримо меньшая сумма, нежели за цифровую камеру. Так, практически топовая камера EOS 3 (полный фарш, далеко не каждая цифрозеркалка и сегодня может таким похвастать) вряд ли будет дороже 300 баксов при наличии коробки и книжки. Единственное, что при выборе трёшек и единичек (и прочих профессиональных камер) надо обращать внимание на состояние. Скорее всего ими деньги зарабатывали и снимали довольно много. Впрочем, пробеги там не такие внушительные как у цифровых камер.

Если зеркалка у вас кропнутая и полнокадровых стёкол у вас нет или вообще зеркалки нет, а хочется, то свободы в действиях у вас гораздо больше и можно рассматривать другие варианты. Можно выбрать средний формат. Здесь есть несколько производителей-законодателей мод: Hasselblad, Mamiya, Pentax, я бы выбирал из этих трёх. Но Хассель стоит особняком - это почти Лейка, тобишь дорого. Есть ещё немцы типа Contax и Pentacon, но эти конторы нынче камеры не производят и вообще, вроде как, не существуют в таком виде, так что с ремонтом могут возникнуть большие проблемы, то же самое касается Zenza Bronica. Хотя Contax 645 - шикарнейшая камера (с шикарнейшей ценой, заставляющей 33 раза задуматься, прежде чем купить и довольно капризной электроникой) с шикарнейшей цейссовской оптикой. Пожалуй, Мамия тут будет оптимальной: недорогие тушки, недорогая и весьма качественная оптика. Цены, конечно же, поболее, чем у малоформатных камер, но им всё ещё далеко до полнокадровых цифротушек - комплект Mamiya 645 + какой-нибудь объектив, типа 80/2,8 навряд ли будет стоить дороже 500 баксов. Дешевле всего покупать у наших соотечественников в профильных группах вконтакте и у японцев на eBay. То же справедливо и для 67 формата - Mamiya RB67 или RZ67 (поновее, подороже, понафаршированнее), а также Pentax 67.

Касательно покупок в интернете единственное - внимательно читаем описание, никаких слов fungus и mold идущих без no и without. Особенно актуально для японских продавцов. Если пришлют не то или описание не соответствует действительности - всегда можно открыть спор и, с наибольшей вероятностью, он завершится в вашу пользу. В этом плане eBay весьма надёжная площадка. Аргумент о почтовой доставке для большинства жителей России неактуален - более-менее широкий выбор есть разве что в Питере и Москве, а в регионы всё равно придётся заказывать доставку той же почтой. Будет очень неплохо, если ещё положат инструкцию - там даже как плёнку вставить нарисовано. Если инструкции нет, то идём сюда и ищем, если впечатлились объёмом работы, можно зарядить автору десятку баксов.  

Камера есть, необходимо разобраться с материалами. Плёнка в наше время выпускается, по сути, только 135я, 120я и листовая 4х5 и 8х10. Они бывают черно-белые, цветные негативные и цветные позитивные (слайды тобишь). Стоят все примерно одинаково, вне зависимости от формата и типа. Единственное, что слайд, это конечно круто, но не всякая лаба (а их итак немного нынче) будет их обрабатывать, а если и будет, то за вполне себе конский ценник - химия дорогая. Где покупать - да всё тот же eBay, смотрим рейтинг продавца, ценник и покупаем. На моей памяти только один раз из Таиланда приехала неправильно хранившаяся плёнка. Можно покупать в Фотоаптеке, как вариант Фотосэйл, можно в Среде. Это, по крайней мере, те места, с которыми я имел дело и остался доволен. Из произвводителей - больше всего и легче всего купить Kodak и Fujifilm. Эти два великана прошедшей эпохи договорились, по-видимому между собой о том, что Кодак делает негатив, а Фуджи - слайд, впрочем, если Кодак слайд нынче не делает, то у Фуджи есть и цветной негатив (особенно следует отметить PRO 400). Среди черно-белых материалов следует отметить тот же Kodak (но относительно дорого), Ilford и Foma. Последнюю особенно рекомендую для начала - она дешевле всех перечисленных. Если решили снимать на малый формат, то есть ещё Kentmere - тот же Ильфорд, только в профиль и подешевле. За эти бренды можно ручаться. Фома очень часто со скидкой встречается в Фотоаптеке. Плёнки профессиональных серий дают более естественнные цвета, но хранятся меньше, да и в продаже нынче встречаются чаще. 

Камера есть, плёнку отсняли, как снимать - отдельный вопрос. По экспозиции - плёнка, в целом, более терпима к промахам (но не слайд!), но есть один нюанс - если цифровой снимок лучше недосветить и потом подтянуть в фотошопе, то с плёнкой всё наоборот - лучше дать +1, а то и +1,5. Если плёнка просроченная, то её чувствительность снижена, но насколько - это гадание на кофейной гуще, в идеале, если есть несколько роликов одной партии, первый лучше потратить на пробы (если проявлять самому). При недодержке уводит цвета и об этом надо помнить. Это если быть совсем кратким.

В отличие от цифры, плёнку нужно обработать. Это можно сделать самому, а можно сдать в лабораторию. Проблема здесь может крыться в том, что на дворе не 00-е и не 90-е, когда фотолабы были в каждом квартале. Теперь проявляют не в каждом городе, так что если вы живёте не в Москве, Питере или Новосибирске (это те о которых я знаю), придётся заморочиться с пересылкой. Фотолабы есть у фотоаптеки (только ч/б), и у среды (ч/б, цвет, проекционная печать, слайды, вроде, тоже проявляют). Также, пока жил в Новосибирске, проявлял в Lighthouse (хоть в огуречном рассоле проявят, только попросите).

Если хочется заморочиться самому, то потребуется ещё некоторое оборудование, прямые руки и химия. Химию можно затаваривать в фотоаптеке (они её сами делают, хорошая химия, сейчас пользуюсь ей) - это если ч/б. Как это делается, я уже писал в отдельной большой статье. Это тоже касательно ч/б. По поводу цвета - всё, в принципе, то же самое, но температуру процесса нужно выдерживать точнее, химия токсичнее и дороже. Продаётся в виде жидких концентратов (Tetenal и Rollei Digibase), которые к вложению в международные почтовые отправления в нашей замечательной стране запрещены, так что список мест, где их можно купить ограничивается одним фотосэйлом и очень некислой наценкой. На eBay видел американцев, которые продают порошковые киты, но пока не пробовал. Статью по домашней проявке плёнки по цветному негативному процессу C-41 я, наверное, напишу позже, когда соберу термостат. Про геморрой с тазиком и кручением кранов писать не хочется ).

Сканирование делают Среда и Lighthouse. Делают неплохо. Сканят как 135, так и 120, но услуга не самая дешевая. Можно заморочиться самому, но сканер потребует вложений. В случае 120й плёнки - внушительных (если речь идёт и полноценном слайд-сканере). Про сканирование можно прочитать тут . Если хочется совсем олдскула, то в Среде печатают на фотоувеличителе (ценник соответствующий, поскольку вручную), но оно того стоит. Покупать фотоувеличитель самому - ну так себе затея, только для самых упорных. Может у кого на антрессолях валяется папкин или дедушкин увеличитель, но на выдающиеся результаты можно не рассчитывать, да и если снимать решили на 120, скорее всего, не пойдёт. 

Итак, в данном "небольшом очерке" я рассмотрел основные моменты, на которые стоит обратить внимание тем, кто решил попробовать поснимать на плёнку и если вы дочитали это до конца и у вас попрежнему есть вопросы - добро пожаловать в комментарии.

P.S. Картинки добавлю позднее...

 

 
Просмотры: 4642
 

Комментарии:

Александр Амеличкин
Дмитрий, к сожалению, Вы упустили самый главный момент: пленка не для тех, кто хочет получить 200-400-700 Г-фото за раз. И что перед тем, как нажать на кнопку спуска затвора, нужно хорошо включать голову. До, а не после, ковыряясь во ФШе и выискивая из кучи навоза то, что "получилось".
11.05.2018 - 23:48:54
 
Дмитрий Николаев
Этот момент очевидный, как мне кажется. Ну или для тех любителей получить 200-400-700 фото за раз у кого хватит денег на всё это. Стоимость ролика 120й в 6-10 баксов и 15 кадров на нём уже повод подумать, а не жать на гашетку
11.05.2018 - 23:59:20
 
nik zorich
Если глубина резкости недостаточна, то можно было метражом ошибиться. От погоды и светочувствительности пленки многое зависело.
14.03.2024 - 22:12:44