Чуть ранее на страницах этого блога я упоминал покупку среднеформатной камеры Mamiya 645 и у меня появилось желание описать её чуть более подробно.
Ни для кого не секрет, что общая четкость изображения зависит от размера сенсора. Зеркалки снимают лучше, чем цифровые мыльницы, а камеры среднего и большого формата снимают лучше малоформатных (под 35мм плёнку) зеркалок, ведь полученное изображение не требуется сильно увеличивать. Рассмотрим как пример фотографию близкого человека, которую мы хотим повесить на стену, или пейзаж, полный мельчайших деталей, потерять которые было бы очень обидно. Печатать мы её будем размером, скажем, 30см по длинной стороне. Если мы снимали на мыльницу с полудюймовым сенсором (например, Fuji HS20), длинная сторона которого составляет 6,4мм, то спроецированное объективом изображение окажется увеличенным примерно в 47раз. При этом считается, что хороший отпечаток не может иметь увеличение больше 10. Мыльница нам не подходит, ведь нами движет стремление к совершенству! Следующий уровень - Canon EOS 600D (или любая другая кропнутая зеркалка) - матрица имеет 22,3мм. Увеличение будет 13,5раз. Почти... Ну если мы воспользуемся классной оптикой, то будет и вовсе отлично. Двигаемся к полному кадру, здесь у нас будет Canon EOS 6D - 36мм под длинной стороне кадра и увеличение 8,3 раза. Да, порог в 10х пройден, можно напечатать наш снимок и покрупнее. Но если мы берём камеру формата 645, размер кадра которой по длинной стороне составляет почти 6см, то становится понятно, что на самом деле есть круто =). С такого негатива мы сможем безбоязнено напечатать наш пейзаж размером 60 на 45см и занять им ощутимую часть стены. Приведенные расчёты носят немного относительный характер, поскольку относятся к проекционной печати при помощи фотоувеличителя и не учитывают прогресса последних лет, однако против законов физики не попрёшь и всё равно размер сенсора будет иметь решающее значение.
Сопоставление размеров негативов формата 645 и 35мм
Существующие на рынке среднеформатные цифровые камеры обладают стоимостью, делающей их недоступными для простых смертных, так, самая дешевая тушка, Pentax 645Z вытянет на $10000, что в условиях кризиса и обвалившегося рубля очень много, а ведь потребуется ещё и оптика! Камеры же признанных производителей вроде Hasselblad или Mamiya/Leaf стоят ещё раза в 2 дороже. Однако не стоит унывать, потому что попробовать всю магию среднего формата можно за относительно небольшие деньги. Да! Я призываю вернуться к истокам, то есть к плёночной фотографии! За прошедшие годы было выпущено большое количество различных среднеформатных камер, которые были ориентированы преимущественно на профессионалов, сейчас же эти камеры можно приобрести на аукционах в интернете за вполне вменяемые деньги.
В 1970-х стало понятно, что аппаратура формата 6х7 из-за своих габаритов и веса слабо подходит для отличного от съёмок в студии применения, в результате, две японские компании – Zenza Bronica и Mamiya, почти одновременно выпустили камеры с уменьшенным до 6х4,5см размером кадра. О модели компании Mamiya мы и поведём наш сегодняшний разговор.
Mamiya 645 и Mamiya RB67 - почувствуйте разницу!
Среднеформатные зеркальные камеры выглядят несколько иначе, чем привычные нам малоформатные. Большинство из них имеют модульную конструкцию и позволяют менять практически любую часть – магазин с плёнкой, видоискатель, объективы или фокусировочные экраны. Кроме того, внешне эти камеры больше похожи на кирпич, нежели на фотоаппарат в нашем привычном понимании. Такова и наша сегодняшняя героиня – Mamiya 645. В данной модели камеры производитель отказался от сменного плёночного задника, так что поменять плёнку прямо во время съёмки у вас не получится, однако остальные части системы можно заменять. Для Mamiya 645 доступно две плёночных вставки (для плёнки форматов 120 и 220), более полутора десятков объективов, три пентапризменных видоискателя (два – c TTL-замером), шахтный видоискатель, различные фокусировочные экраны и моторная ручка, а также рукоятка-упор. Мне камера досталась с замерной призмой на основе кремниевого фотодиода и двумя объективами – Mamiya-Sekor C 55mm f/2.8N и Mamiya-Sekor C 110mm f/2.8N.
Первое, о чём думаешь, когда берёшь камеру в руки – это ощущение чего-то огромного, металлического и тяжелого. Пластиковых деталей здесь очень и очень немного, в основном – стекло и металл. Однако, несмотря на впечатляющие размеры и угрожающий вес, управляться с этим монстром очень легко, потому как конструкторы хорошо продумали эргономику.
Вид на органы управления с правой стороны. Видны ручка взвода затвора, рычажок предподъема зеркала, кнопки спуска затвора, рычажок включения мультиэкспозиции и счетчик кадров
Руки инстинктивно обхватывают тушку так, что до всех основных органов управления даже тянуться не надо. Кнопка спуска затвора здесь сдвоенная – сверху и снизу. При съёмке с шахтным видоискателем (по-английски waist level finder, что недвусмысленно говорит о том, что снимают с ним обычно держа камеру на уровне пояса) удобно нажимать на верхнюю кнопку, тогда как при съёмке с пентапризмой указательный палец правой руки сам нащупывает нижнюю кнопку. Кстати, нижняя кнопка имеет механический предохранитель, который позволит избежать случайного нажатия в момент, когда вы убираете камеру в сумку или просто перехватываетесь (предохранитель блокирует обе кнопки).
Механическая блокировка спуска затвора позволит избежать неприятностей
Перемотка плёнки и взвод затвора тоже не вызывают особых затруднений – для этих целей здесь предусмотрен барабан с откидной ручкой. Звук срабатывания затвора можно сравнить с музыкой – громкий и сочный, шутка ли – масса движущихся частей здесь в несколько раз больше, чем в малоформатных камерах, чего стоит одно зеркало, площадь которого втрое больше! Этот факт порождает определенные сложности, прежде всего при съёмке с рук – очень велик риск смаза даже на относительно коротких выдержках. Частично решить эту проблему помогает предварительный подъём зеркала, рычажок которого находится в передней части камеры, но пользоваться видоискателем при поднятом зеркале, естественно, не получится. Затвор камеры фокальный, шторно-щелевой, с кварцевой стабилизацией длительности отрабатываемых выдержек. То есть камера чисто механической не является – если первая шторка затвора спускается механически, то вторая удерживается в течение необходимого времени при помощи электромагнита. Для питания электроники затвора внизу, рядом со стандартным штативным гнездом предусмотрен отсек для батарейки формата 4LR44 (при необходимости заменяется четырьмя склеенными скотчем в стопку батарейками LR44, какие обычно используются в лазерных указках). Диапазон выдержек составляет от 1/500 до 8с, Х-синхронизация возможна вплоть до 1/60с. Изменить выдержку можно при помощи барабана на левой части камеры с шагом в 1 ступень. Этот барабан имеет особое положение, обозначенное красной точкой – в этом режиме выдержка задается с замерной призмы. Мой экземпляр укомлектован видоискателем PD Prism Finder S.
![](http://ic.pics.livejournal.com/drevil05/13026943/3625/3625_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/drevil05/13026943/3972/3972_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/drevil05/13026943/4107/4107_600.jpg)
Народная мудрость говорит, что чем больше формат, тем более неторопливой будет съёмка – увеличивающаяся площадь фотоматериала пропорционально увеличивает стоимость ошибки. Кроме того, сама форматная аппаратура тяжелая, предполагающая использование штатива в абсолютном большинстве случаев, что также снижает оперативность. В остальном же процесс съёмки на эту камеру не отличается от съёмки любой мануальной зеркальной камерой: наводимся на резкость, ставим кадр, выбираем значение диафрагмы, замеряем экспозицию, окончательно фокусируемся и нажимаем на спуск. Я, кроме того, практически всегда поднимаю зеркало вручную, перед тем как спустить затвор – это здорово уменьшает сотрясение камеры.
Стандартным объективом для формата 6х4,5 является 80мм – его поле зрения примерно соответствует 50мм на малоформатной камере (здесь, правда, другое соотношение сторон кадра – 4:3, вместо 3:2). Получается, что объектив с фокусным расстояние 55мм будет не нормальным, а широкоугольным, а 110мм оказывается очень удобным для съёмки портретов по плечо или по пояс. При том же угле обзора среднеформатный объектив будет иметь большее фокусное расстояние, а следовательно меньшую глубину резко изображаемого пространства по сравнению с малоформатным. Кроме того, как это ни парадоксально, качественную линзу под средний формат сделать легче, чем под малый, поскольку не требуется такого сильного уменьшения изображения и допуски могут быть менее строгими. Дабы не быть голословным, приведу пример двух фотографий. Одна из них сделана на M645 с объективом 110мм, а вторая на Canon 6D с объективом 24-105, ракурс в обоих случаях я старался брать примерно одинаковый, плюс-минус разное соотношение сторон. Диафрагма в обоих случая была f/5.6
Приведем совсем нечестное сравнение - 35мм камера Canon EOS 500 с объективом 24-105 на 105мм и Mamiya 645 c объективом 110мм. Картинки кликабельные - можно перейти на яндекс и там посмотреть в полный размер. Но могу сказать, что 35мм скан не спасает даже то, что он был сделан на нормальный слайд-сканер, а не на планшетник.
Комментарии: