error
Регистрация

Когда размер имеет значение

Рубрика: «Фототехника»
Автор: Дмитрий Николаев
Опубликовано: 13.12.2015 в 22:28:26

Чуть ранее на страницах этого блога я упоминал покупку среднеформатной камеры Mamiya 645 и у меня появилось желание описать её чуть более подробно.

Ни для кого не секрет, что общая четкость изображения зависит от размера сенсора. Зеркалки снимают лучше, чем цифровые мыльницы, а камеры среднего и большого формата снимают лучше малоформатных (под 35мм плёнку) зеркалок, ведь полученное изображение не требуется сильно увеличивать. Рассмотрим как пример фотографию близкого человека, которую мы хотим повесить на стену, или пейзаж, полный мельчайших деталей, потерять которые было бы очень обидно. Печатать мы её будем размером, скажем, 30см по длинной стороне. Если мы снимали на мыльницу с полудюймовым сенсором (например, Fuji HS20), длинная сторона которого составляет 6,4мм, то спроецированное объективом изображение окажется увеличенным примерно в 47раз. При этом считается, что хороший отпечаток не может иметь увеличение больше 10. Мыльница нам не подходит, ведь нами движет стремление к совершенству! Следующий уровень - Canon EOS 600D (или любая другая кропнутая зеркалка) - матрица имеет 22,3мм. Увеличение будет 13,5раз. Почти... Ну если мы воспользуемся классной оптикой, то будет и вовсе отлично. Двигаемся к полному кадру, здесь у нас будет Canon EOS 6D - 36мм под длинной стороне кадра и увеличение 8,3 раза. Да, порог в 10х пройден, можно напечатать наш снимок и покрупнее. Но если мы берём камеру формата 645, размер кадра которой по длинной стороне составляет почти 6см, то становится понятно, что на самом деле есть круто =). С такого негатива мы сможем безбоязнено напечатать наш пейзаж размером 60 на 45см и занять им ощутимую часть стены. Приведенные расчёты носят немного относительный характер, поскольку относятся к проекционной печати при помощи фотоувеличителя и не учитывают прогресса последних лет, однако против законов физики не попрёшь и всё равно размер сенсора будет иметь решающее значение. 

Сопоставление размеров негативов формата 645 и 35мм

Существующие на рынке среднеформатные цифровые камеры обладают стоимостью, делающей их недоступными для простых смертных, так, самая дешевая тушка, Pentax 645Z вытянет на $10000, что в условиях кризиса и обвалившегося рубля очень много, а ведь потребуется ещё и оптика! Камеры же признанных производителей вроде Hasselblad или Mamiya/Leaf стоят ещё раза в 2 дороже. Однако не стоит унывать, потому что попробовать всю магию среднего формата можно за относительно небольшие деньги. Да! Я призываю вернуться к истокам, то есть к плёночной фотографии! За прошедшие годы было выпущено большое количество различных среднеформатных камер, которые были ориентированы преимущественно на профессионалов, сейчас же эти камеры можно приобрести на аукционах в интернете за вполне вменяемые деньги.

В 1970-х стало понятно, что аппаратура формата 6х7 из-за своих габаритов и веса слабо подходит для отличного от съёмок в студии применения, в результате, две японские компании – Zenza Bronica и Mamiya, почти одновременно выпустили камеры с уменьшенным до 6х4,5см размером кадра. О модели компании Mamiya мы и поведём наш  сегодняшний разговор.

Mamiya 645 и Mamiya RB67 - почувствуйте разницу!

Среднеформатные зеркальные камеры выглядят несколько иначе, чем привычные нам малоформатные. Большинство из них имеют модульную конструкцию и позволяют менять практически любую часть – магазин с плёнкой, видоискатель, объективы или фокусировочные экраны. Кроме того, внешне эти камеры больше похожи на кирпич, нежели на фотоаппарат в нашем привычном понимании. Такова и наша сегодняшняя героиня – Mamiya 645. В данной модели камеры производитель отказался от сменного плёночного задника, так что поменять плёнку прямо во время съёмки у вас не получится, однако остальные части системы можно заменять. Для Mamiya 645 доступно две плёночных вставки (для плёнки форматов 120 и 220), более полутора десятков объективов, три пентапризменных видоискателя (два – c TTL-замером), шахтный видоискатель, различные фокусировочные экраны и моторная ручка, а также рукоятка-упор. Мне камера досталась с замерной призмой на основе кремниевого фотодиода и  двумя объективами – Mamiya-Sekor C 55mm f/2.8N и Mamiya-Sekor C 110mm f/2.8N.

Первое, о чём думаешь, когда берёшь камеру в руки – это ощущение чего-то огромного, металлического и тяжелого. Пластиковых деталей здесь очень и очень немного, в основном – стекло и металл. Однако, несмотря на впечатляющие размеры и угрожающий вес, управляться с этим монстром очень легко, потому как конструкторы хорошо продумали эргономику.

Вид на органы управления с правой стороны. Видны ручка взвода затвора, рычажок предподъема зеркала, кнопки спуска затвора, рычажок включения мультиэкспозиции и счетчик кадров

Руки инстинктивно обхватывают тушку так, что до всех основных органов управления даже тянуться не надо. Кнопка спуска затвора здесь сдвоенная – сверху и снизу. При съёмке с шахтным видоискателем (по-английски waist level finder, что недвусмысленно говорит о том, что снимают с ним обычно держа камеру на уровне пояса) удобно нажимать на верхнюю кнопку, тогда как при съёмке с пентапризмой указательный палец правой руки сам нащупывает нижнюю кнопку. Кстати, нижняя кнопка имеет механический предохранитель, который позволит избежать случайного нажатия в момент, когда вы убираете камеру в сумку или просто перехватываетесь (предохранитель блокирует обе кнопки).

Механическая блокировка спуска затвора позволит избежать неприятностей

Перемотка плёнки и взвод затвора тоже не вызывают особых затруднений – для этих целей здесь предусмотрен барабан с откидной ручкой. Звук срабатывания затвора можно сравнить с музыкой – громкий и сочный, шутка ли – масса движущихся частей здесь в несколько раз больше, чем в малоформатных камерах, чего стоит одно зеркало, площадь которого втрое больше! Этот факт порождает определенные сложности, прежде всего при съёмке с рук – очень велик риск смаза даже на относительно коротких выдержках. Частично решить эту проблему помогает предварительный подъём зеркала, рычажок которого находится в передней части камеры, но пользоваться видоискателем при поднятом зеркале, естественно, не получится. Затвор камеры фокальный, шторно-щелевой, с кварцевой стабилизацией длительности отрабатываемых выдержек. То есть камера чисто механической не является – если первая шторка затвора спускается механически, то вторая удерживается в течение необходимого времени при помощи электромагнита. Для питания электроники затвора внизу, рядом со стандартным штативным гнездом предусмотрен отсек для батарейки формата 4LR44 (при необходимости заменяется четырьмя склеенными скотчем в стопку батарейками LR44, какие обычно используются в лазерных указках). Диапазон выдержек составляет от 1/500 до 8с, Х-синхронизация возможна вплоть до 1/60с. Изменить выдержку можно при помощи барабана на левой части камеры с шагом в 1 ступень. Этот барабан имеет особое положение, обозначенное красной точкой – в этом режиме выдержка задается с замерной призмы. Мой экземпляр укомлектован видоискателем PD Prism Finder S.

Видоискатель PD Prism Finder S
Это пентапризма со встроенным TTL-экспонометром. В качестве датчика света здесь применены кремниевые фотодиоды. Органов управления на видоискателе немного – кнопка включения замера, барабан выдержек и селектор чувствительности плёнки. Призма умеет считывать значение диафрагмы за счёт механической связи с объективом и делать замер при полностью открытой диафрагме.
 
При помощи таких вот "заячьих ушей" на кольце объектива осуществляется передача диафрагменного числа
 
Следует также отметить, что в данной системе горячий башмак для установки вспышек является частью видоискателя, а не самой камеры. Так что при съёмке с шахтным видоискателем синхронизироваться со вспышками придется при помощи PC-портов камеры. Кстати, их два – один для привычной нам Х-синхронизации (от англ. Xenon, имеются ввиду ксеноновые электронные вспышки) и FP (flat peak – для поджига одноразовых баллонов с магниевой ватой, требующих упреждения). Фокусировочные экраны бывают разные: матовые стёкла и с различными приспособлениями, облегчающими жизнь, мой вот снабжен клиньями Додена (нужно совместить в одно две половинки изображения в клиньях).
 
Вид на камеру без видоискателя
 
В задней части камеры находится дверца пленочного отсека. В этой модели камеры (а также в M645 1000S) Mamiya решила отказаться от съёмного магазина с плёнкой в пользу монолитной конструкции. Чтобы открыть дверцу, потребуется некоторая сноровка – нужно надавить на кармашек-памятку и одновременно сдвинуть защелку влево. Крышка откроется и перед нашим взором предстанет кассета с плёнкой – держатель обеих катушек и прижимной столик извлекаются из камеры для зарядки.
 
Пленочная вставка для 120-й плёнки
 
Существует две таких вставки – для плёнки типов 120 и 220. Отличаются они тем, что тип 120 имеет бумажный ракорд по всей длине, а 220 – только в самом начале и конце. Из-за этого они имеют немного разную толщину и требуют, чтобы прижимной столик был отрегулирован по-разному. Кроме того, механизм протяжки на этой камере не позволяет сделать 16 стандартных кадров на одном ролике 120 плёнки – только 15 (это упущение исправили только на рубеже 80-90 годов прошлого века в модели 645 Super, впрочем у этой камеры и сам задник с плёнкой стал сменным). Преимущество 220 плёнки состоит в том, что кадров с одного ролика можно сделать в два раза больше, правда она дороже в те же два раза, при этом куда более редкая, так что игра не стоит свеч.

Народная мудрость говорит, что чем больше формат, тем более неторопливой будет съёмка – увеличивающаяся площадь фотоматериала пропорционально увеличивает стоимость ошибки. Кроме того, сама форматная аппаратура тяжелая, предполагающая использование штатива в абсолютном большинстве случаев, что также снижает оперативность. В остальном же процесс съёмки на эту камеру не отличается от съёмки любой мануальной зеркальной камерой: наводимся на резкость, ставим кадр, выбираем значение диафрагмы, замеряем экспозицию, окончательно фокусируемся и нажимаем на спуск. Я, кроме того, практически всегда поднимаю зеркало вручную, перед тем как спустить затвор – это здорово уменьшает сотрясение камеры.

Стандартным объективом для формата 6х4,5 является 80мм – его поле зрения примерно соответствует 50мм на малоформатной камере (здесь, правда, другое соотношение сторон кадра – 4:3, вместо 3:2). Получается, что объектив с фокусным расстояние 55мм будет не нормальным, а широкоугольным, а 110мм оказывается очень удобным для съёмки портретов по плечо или по пояс. При том же угле обзора среднеформатный объектив будет иметь большее фокусное расстояние, а следовательно меньшую глубину резко изображаемого пространства по сравнению с малоформатным. Кроме того, как это ни парадоксально, качественную линзу под средний формат сделать легче, чем под малый, поскольку не требуется такого сильного уменьшения изображения и допуски могут быть менее строгими. Дабы не быть голословным, приведу пример двух фотографий. Одна из них сделана на M645 с объективом 110мм, а вторая на Canon 6D с объективом 24-105, ракурс в обоих случаях я старался брать примерно одинаковый, плюс-минус разное соотношение сторон. Диафрагма в обоих случая была f/5.6
M645, плёнка Kodak Portra 160, сканер Epson V600
Canon EOS 6D
M645, немного промахнулся фокусом
Canon EOS 6D
Стоит упомянуть, что старая оптика Mamiya-Sekor отличается крайне демократичной ценой при очень и очень приличном качестве изображения, притом это справедливо не только для объективов для системы M645, но и для старших братьев под кадр 6х7 – RB67 и RZ67. В ходе тестирования я снимал этой камерой как на черно-белую, так и на цветную негативную плёнку. Камера неплохо показала себя как при съёмке в помещении, так и на улице. Однако со съёмками на улице следует быть осторожным, поскольку пылевлагозащита у этой мамии отсутствует как класс. Экспозамер в видоискателе в целом работает корректно, однако не стоит ожидать от него чудес – никаких других режимов работы, кроме центрального замера он вам предложить не сможет, так что расчет экспозиции более ответственных кадров лучше доверить внешнему экспонометру. Видоискатель здесь небольшой и довольно тёмный, поэтому точно навестить на резкость иногда бывает достаточно сложно, особенно на близких дистанциях и при недостаточном освещении.

Приведем совсем нечестное сравнение - 35мм камера Canon EOS 500 с объективом 24-105 на 105мм и Mamiya 645 c объективом 110мм. Картинки кликабельные - можно перейти на яндекс и там посмотреть в полный размер. Но могу сказать, что 35мм скан не спасает даже то, что он был сделан на нормальный слайд-сканер, а не на планшетник.
 
Canon EOS500 Kodak 200 Сканер Plustek 8200i
 
Mamiya645 Kodak Portra160
 
Поначалу камера может показаться вам крайне медлительной и строптивой, однако через несколько отснятых роликов плёнки, а то и раньше вы уже сможете добиваться предсказуемого результата и, будьте уверены, он вас не разочарует. Mamiya 645 – это один из наиболее простых и бюджетных способов окунуться в мир среднеформатной фотографии, если не считать советские камеры типа Киев-60, Киев-88 и двухобъективного Любителя. Комплект из камеры и одного-двух объективов можно приобрести по цене не превышающей 300 долларов и он позволит вам получать эффектные изображения, по качеству не уступающие, а зачастую превосходящие снимки с топовых цифровых малоформатных зеркалок. Ну а в самом конце я просто прикреплю несколько изображений, снятых на нашу героиню.
 
 
 
В этих двух кадрах не обошлось без макролинз
 
 
P.S. Постарался сделать все фото кликабельными с открытием оригинала в новой вкладке, не знаю сработает ли. Если работать не будет, то кто знает, подскажите как это сделать?

 

 
Просмотры: 1698
 

Комментарии:

Иваннович *
Я печатал с кропа 40х60, проблем не увидел, хотя автор статьи даже 20х30 не советует))))))))
14.12.2015 - 10:32:42
 
Дмитрий Николаев
Я печатал с кропа баннеры А1 и было нормально, однако с фуллфреймом это - совсем другая песня, я к этому. Понятно, что технологии на месте не стоят, но все равно, среди камер одного поколения четче картинка будет у той, у которой сенсор больше
14.12.2015 - 10:43:13
 
Иваннович *
Понятно , что ФФ другое дело и картинка там лучше, другое дело , что печатать можно и без проблем.
14.12.2015 - 10:53:17
 
Носов Юрий
"Комплект из камеры и одного-двух объективов можно приобрести по цене не превышающей 300 долларов...." - вот тут позволю себе усомниться....В целом - отлично написано и со знанием предмета...
14.12.2015 - 20:13:43
 
Дмитрий Николаев
Спасибо, Юрий. По поводу цен... Может мне, конечно, повезло, но мне камера с убитым 110/2.8 досталась за $200. Нормальный 110 вышел еще в сотку и 90 баксов мне стоил 55/2.8, то есть, если не считать неудачный заброс с плесневелым 110/2.8, который прислали вместе с камерой, то где-то эти 300 и выходит. Да, всё это я покупал только на аукционах и только у японцев
14.12.2015 - 20:27:21
 
Сергей Кириллович Виноградов
Хочу сходу возразить. "...считается, что хороший отпечаток не может иметь увеличение больше 10." Это касалось ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО пленочных технологий, когда при большем увеличении начинало быть видно зерно эмульсии. На моей камере (APS-C) матрица имеет длину 6000 пикселей. Если я 23 мм увеличиваю в десять раз, то размер 230 миллиметров и 6000 пикселей при условии печати 300 dpi даст мне разрешающую силу в 662 dpi. Уже ошибка. В два раза минимум. Значит, по длинной стороне можно делать отпечатки минимум 46 см по длине. И это справедливо. Теперь по оптике. Если я пользуюсь макрообъективом, то отдельные экземляры такой оптики дают мне попиксельную резкость. Это значит, что я могу не заморочиваться с этим "дурным форматом 15х22 см, чтобы было, как на Mamiya. Вообще, так просто переносить пленочные стандарты на цифру я бы не рисковал. Можно впасть в незаметное, но серьёзное заблуждение. И ещё прибавлю своё скромное, но очень "снобистское"мнение: не слишком впечатлили примеры съемок нахваленной Mamiya. Обычные кадры. Не всегда и подумаешь, что среднеформатные.
28.12.2015 - 12:57:58