Теги: борисоглебск, воронежская область, город, конец 1880-начало 1890 годов, памятник архитектуры, ржд, родина, россия, спту 9, тамбовская губерния, техническое железнодорожное училище, улица первомайская в борисоглебске, улица хоперская в борисоглебске
Борисоглебск. Бывшее Техническое железнодорожное училище
Борисоглебск. Бывшее Техническое железнодорожное училище
Другие фотографии на ФотоКто: ← *** | Collection wedding dress with Avelin for you →
Просмотры: 2338
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/5,6
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
47mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
Дата съёмки:
03.11.2014 - 11:11:33
Адрес: Воронежская область, Борисоглебск, ул. Первомайская (Хопёрская), 66
Годы постройки: Конец 1880-начало 1890-х
Стиль: Эклектика с элементами классицизма и модерна
Расположено недалеко от вокзада.
Техническое железнодорожное училище было открыто в 1878 году правлением Общества Грязе-Царицынской железной дороги на базе железнодорожных мастерских для подготовки специалистов железнодорожного транспорта. В 1888 году перешло в непосредственное ведение Министерства путей сообщения. В трехклассное училище принимались воспитанники, уже получившие начальное образование. На первом году обучения преподавались в основном общеобразовательные предметы, но наибольшее количество часов отводилось начальному черчению и столярному мастерству. Во втором классе, помимо математики, изучались механика, железнодорожное дело, строительное искусство, строительное черчение, слесарное мастерство. В третьем классе преподавались специальные предметы — телеграфное дело, паровая механика, технология, счетоводство. Летом у учащихся была практика, во время которой они проводили геодезические съемки улиц Борисоглебска, делали обмеры и чертежи зданий. Ученый-географ, академик П. П. Семенов-Тян-Шанский, посетивший училище в 1904 году, назвал его одним из лучших в России.
С 1896 по 1917 годы начальником училища был инженер И. М. Лапшин.
В первые годы советской власти училище было преобразовано в техникум Наркомата путей сообщения, в 1934 году — а железнодорожную школу ФЗУ. С 1 сентября 1933 по 25 апреля 1934 года здесь учился летчик-истребитель, Герой Советского Союза Владимир Алексеевич Середин (1917-1945).
К 1900 году училище располагало учебным корпусом с церковью, мастерскими, складами, домами-казармами для учеников, преподавателей и служащих. Учебный корпус, вероятно, был построен в конце 80-начале 90-х годов 19 века. Училищная церковь Иоанна Богослова, освященная в 1898 году, была переустроена в 1900 году на средства старосты Л. В. Дерибезова — крупного борисоглебского купца. В церкви, вновь освященной 26 сентября 1900 года, был устроен отдельный вход, что позволило посещать храм служащим и рабочим железнодорожной станции Борисоглебск.
К настоящему времени сохранился учебный корпус с церковью, значительно перестроенной: утрачены колокольня, световой барабан храма и полукруглый алтарь; с запада и востока пристроены двухэтажные объемы.
Учебный корпус с домовой церковью — южным, церковным фасадом обращен к железнодорожным путям, главным, северным — к улице. С востока и запада к главному фасаду примыкает кирпичная ограда.
Кирпичное, лицевой кладки здание вытянуто вглубь квартала. Одноэтажный прямоугольный корпус с ризалитами на средней оси восточного и западного фасадов соединяет два повышенных объема: северный (со стороны улицы) — прямоугольный в плане, двухэтажный, с центральным входным ризалитом и повышенный южный обънс церкви. Строгую симметрию несколько нарушает двухэтажная колокольня, примыкающая к зданию с запада. Над входным ризалитом церкви сохранилась восьмигранная сухая главка.
Фасады декорированы в духе архитектурной эклектики. Углы всех объемов охвачены рустованными лопатками. Северный ризалит акцентирован аттиком с фигурной филенкой в центре, а восточный и западный — фигурными фронтонами. Им вторят насколько повышенные щипцы кровли на двухэтажном объеме и церкви. Окна здания крупные: в церкви — арочные, в учебном корпусе — с лучковыми перемычками. Наличники начинаются от подоконной полки в первом этаже, а во втором — от междуэтажного карниза, поднимаясь до фриза. Над окнами — выступающие полуналичники на кронштейнах. Наиболее выразителен северный ризалит. Арочный портал заглублен. Двустворчатые двери с полукруглой филенкой декорированы резными филенками. На втором этаже арка, аналогичная порталу, обрамляет большое окно над глухой кирпичной балюстрадой.
Внутренняя планировка учебного корпуса характерна для зданий этого типа. В широкий центральный коридор, соединяющий учебный корпус и церковь, с двух сторон обращены двери аудиторий (на восточной и западной сторонах), а также большие рекреации (которым соответствуют боковые ризалиты), имевшие, вероятно, выходы во двор. Двухмаршевая лестница учебного корпуса ведет в актовый зал на втором этаже. Церковь имела хоры, куда вела винтовая лестница. Из первоначальной отделки интерьеров сохранились лишь полы центрального коридора с геоиетрическим орнаментом из цветной метлахской плитки.
В здании — учебный помещения СПТУ № 9
А. А. Зайцева, Л.В. Кригер: Историко-культурное наследие Борисоглебской земли. (Материалы свода памятников Воронежской области). Стр. 146-149. Москва 1994.