Теги: город, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, смоленск, смоленская епархия, смоленский спасо-вознесенский монастырь, спасо-вознесенский монастырь в смоленске
Смоленск. Спасо-Вознесенский монастырь. Вознесенский собор
Смоленск. Спасо-Вознесенский монастырь. Вознесенский собор
Другие фотографии на ФотоКто: ← Жук | Дорога через лес →
Просмотры: 1744
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/9
Выдержка:
1/500s
ISO:
125
Ф.расстояние:
40mm
Программа:
Adobe Photoshop CS5 Windows
Дата съёмки:
02.01.2013 - 12:57:25
С собором Вознесенского монастыря связаны широко распространившиеся в местной литературе известия о том, что в монастыре воспитывалась будущая царица Наталья Нарышкина, что построено здание по собственноручному чертежу Петра I в связи с помилованием им по просьбе игуменьи монастыря Олимпиады Рыдванской мятежных смоленских стрельцов. В серьёзных работах XIX в. о русских монастырях Денисова и Ратшина подобных сведений нет, как нет их и в документах XVII в., относящихся к монастырю, которые находятся в Российском государственном архиве древних актов. Излагая эти сведения в работе "Смоленск в истории дома Романовых", И. И. Орловский упоминает, что впервые они были записаны "в 1774 г. со слов старицы монастыря Рыдванской", имени её он не называет. Заметим, что в середине XVIII века игуменьей монастыря была Олимпиада Рыдванская, при ней поновлялся собор, и в 1764 г. выведена придельная церковь Екатерины, странным образом время её деятельности сместилось в XVII-й век. Стрелецкое восстание, после которого последовала массовая казнь стрельцов, произошло тогда, когда собор был уже построен, кроме того, как известно, казни были только в Москве.
История девичьего монастыря в Смоленске начинается с 1665 г., когда из Оршанского Кутеинского монастыря сюда переводят стариц во главе с игуменьей Ираидой Куракиной. Поместили их при церкви Вознесения (сама деревянная церковь и кельи остались со времён католического монастыря), дали весьма скромное государственное содержание на пропитание рожь и пшеницу из местных запасов, немного денег на воск, ладан, жалованье священнику. Монастырь был бедным, содержание давали нерегулярно, однажды игуменья жаловалась, что дали гнилую пшеницу, от которой отказались стрельцы. В 1673 году игуменья Ираида просит в челобитной на царское имя денег на ремонт обветшавших строений. В 1675 г. приказано выдать ей согласно смете 107 руб. 20 алтын. Нигде в этих документах не упомянуто имя Натальи Нарышкиной, которая уже несколько лет была царицей и родила сына, хотя такое упоминание непременно было бы, если бы она имела отношение к этому монастырю.
Отец Натальи, стрелецкий полковник, был в Смоленске в 1667 - 1670 г.г., переведён сюда из Полоцка. У военачальников имелись в городе свои дома, прислуга, так что отдавать дочь в бедный монастырь необходимости не было. Кроме того, ни школы, ни пансионата в монастыре не имелось, практики "воспитанниц" не существовало. Если юная Наталья и была в Смоленске (о чём известно только из злого высказывания современника), то очень недолго в конце 60-х годов она воспитывалась в доме Артамона Матвеева, царского приближённого, чьей жене приходилась племянницей.
К 90-м годам XVII в. строения монастыря вконец обветшали. И уже другая игуменья Евпраксия просит о помощи. В апреле 1692 г. поступает царское распоряжение построить здесь каменную соборную церковь, в июне приезжает московский зодчий Гура Вахромеев для составления смет на ремонт крепостной стены и строительство этого собора, за образец для составления сметы он взял указанную игуменьей надвратную церковь на Соборной горе, добавив к ней трапезную. В мае 1693 г. для закладки здания приехал один из крупнейших зодчих конца XVII в. Осип Старцев, он привез "чертёж и образец" (вероятно, модель) для строительства. В царской грамоте митрополиту сказано: " Л. по чертежу, какавый учинён на Москве, буде в Смоленску церковь..." (далее указаны размеры). Имени Петра нигде нет, очевидно, что чертёж сделан специалистами Приказа каменных дел.
Размеры, приведённые в документе, отличаются от размеров, заложенных в смете Вахромеева, появился придел.
Осип Старцев выполнил ответственную миссию - привязал собор к местности. Справился он с этой задачей великолепно-даже сейчас собор не потерялся в застройке. 30 мая (по н. ст. - 9 июня) под его руководством "начали рвы копать, и сваи бить, и бут бутить". Пробыл Осип Старцев в Смоленске всего две недели - уехал в Киев, затем в Львов, на смену же прислан Данила Калинин, он же был и в следующем 1694 году, к концу сезона которого (работали до Покрова) были сведены своды всех объёмов (кроме придела, который впоследствии разобрали), оставалось поставить завершающий восьмерик, закончить колокольню. Основные работы вела артель ярославских каменщиков из крестьян во главе с Фёдором Артемьевым, им помогали смоленские стрельцы и солдаты, крестьяне возили известь и белый камень из Липиц.
В 1695-1696 гг. работы на соборе почти не велись, все силы правительство направило на ремонт стены. В 1697 г. установили часы на колокольне, осталось покрыть главы, сделать крыльца, оформить интерьер. Однако над городом пронёсся ураган, сильно повредивший смоленские церкви и стену. Только в 1701 г. возобновились работы на соборе, наблюдал за ними московский зодчий Кондрат Мымрин, он автор эффектных крылец собора. Нарядные барочные кресты ковали смоленские кузнецы, стрельцы выполняли плотницкие работы. В 1704 г., возможно, в праздник Вознесения Господня, собор был освящён.
В облике собора сказалась строгость петровского времени,фасады лишены узорочья, окна в строгом уступчатом обрамлении, расположены строго регулярно, несколько оживляют здание только 8-гранные барочные окна. Кровля четырёхскатная, первоначально было покрытие деревянное гонт, в XVIII в. заменено железом. Украшением нового собора был великолепный резной иконостас верхней церкви Вознесения. С. Д. Ширяев называет его автором Марка Бородавкина, но это не так. В документах указано, что всю резьбу делал иноземец Юрий Бек, сохранилось полное описание иконостаса замечательного произведения в стиле барокко. В нижней церкви установили старый иконостас, два клироса столярной работы сделал с товарищем столяр села Красного Марк Бородавкин.
Иконы выполнил протопоп Успенского собора Игнатий, "писал тот иконостас добрым мастерством и золотил красным золотом... кроме сницарской рези". Резьбу золотил и писал некоторые иконы, в частности, в нижней церкви, Лука Галицкий с шестью товарищами.
В конце 20-х годов нашего века здание собора отдано под клуб рабочих типографии им. Смирнова. Колокола пошли на нужды индустриализации, судьба иконостаса и часов колокольни неизвестна. В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал, реставрирован в 1968 - 1969 гг. по проекту Г. М. Аптекина и В. В. Шеко, интерьер приспособлен под выставочный зал по проекту С. В. Шестопала.
«Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область»: