Теги: галич, город, козмодемьяновская гора, космодамиановский храм, костромская епархия, костромская область, овинова слобода, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, сентябрь, храм космы и дамиана
Галич. Храм Космы и Дамиана
Галич. Храм Космы и Дамиана
Просмотры: 2020
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/4
Выдержка:
1/320s
ISO:
400
Ф.расстояние:
28mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
Дата съёмки:
22.09.2015 - 18:23:20
Адрес: Галич, гора Революции (Овинова слобода, Козмодемьяновская гора)
Год постройки: 1755
Стиль: Барокко
Храм во имя святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана, стоящий на окраине древнего города Галича, на Козьмодемьянской горе, имеет богатую историю. В первой половине XV столетия здесь был основан Космо-Дамиановский монастырь; по преданию, устроителем обители являлся боярин Иоанн Овин, с именем которого связано обретение в 1425 году великой святыни Галичского края – чудотворной Овиновской иконы Пресвятой Богородицы. В 1764 году Космо-Дамиановский монастырь был упразднен, его храм стал приходским. В пятидесятых годах XVIII века здесь началось возведение нового каменного храма во имя святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана; работы велись на средства галичского купца Иакинфа Васильевича Скорняшникова. В 1755 году строительство завершилось, и новый храм был освящен. В первой трети XIX века храм был перестроен и расписан. Гонения на Церковь в ХХ веке отразились даже на названиях окружавшей храм местности: в 1925 году улица Овинова слобода была переименована в Железнодорожную, а Козьмодемьянская гора – в гору Революции. Однако храм оставался действующим до 1940 года. 23 августа 1940 года Галичский горисполком принял решение о закрытии Космо-Дамиановского храма. Прихожане пытались сохранить свою святыню, обращались к руководству Ярославской области (в состав которой с 1936 по 1944 годы входил Галичский район), в Президиум Верховного Совета РСФСР. Но 5 мая 1941 года храм был закрыт; вскоре здесь разместилась артель по производству онучей. Иконостас храма был уничтожен, венчавшую церковное здание главу снесли, полностью разрушили колокольню; бесследно исчезла местночтимая икона Софии – Премудрости Божией. После окончания Великой Отечественной войны прихожане просили власти образованной в 1944 году Костромской области возвратить Церкви Космо-Дамиановский храм, но 26 июля 1945 года Костромской облисполком это требование отклонил. В восьмидесятых годах ХХ века в храме проводились отдельные реставрационные работы; внутри церковного здания был установлен иконостас, перевезенный из закрытой Богородице-Рождественской церкви села Реброво Галичского района. В сентябре 1990 года государственные власти возвратили Космо-Дамиановский храм верующим, и 14 ноября 1990 года здесь состоялось первое богослужение. В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Иосиф Якубец. В храме благоговейно хранится ковчег с частицами мощей святых бессребреников Космы и Дамиана римских. К престольному празднику в храме были произведены ремонтные работы.
http://sobory.ru/article/?object=03634
Один из ярких культовых памятников Галича, выделяющийся выразительной объемной композицией, характерной для приходских храмов в формах провинциального барокко, и несколько архаичным фасадным декором, тяготеющим к формам нач. 18 в. Вплоть до рубежа 19-20 вв. место, где стоит церковь, не входило в черту города и числилось селом Козмодемьянским. Известно, что здесь существовал одноименный монастырь, упраздненный в 1764 г. Возможно, первоначально храм был монастырским. Каменная церковь Козьмы и Демьяна с приделами Покрова и Федоровской иконы Богоматери возведена в 1755 г. на средства галичского купца Иакинфа Скорняшникова. К юго-востоку от храма стояла высокая шатровая колокольня, а весь участок был окружен каменной оградой с воротами. В 1-й трети 19 в. трапезная церкви была перестроена в ампирных формах. Видимо, тогда же была частично переделана и апсида. В 1980-е гг. Костромской СНРПМ проведена реставрация храма (арх. B.C.Шапошников).
Церковь, стоящая на высоком холме над железной дорогой, видна со многих улиц западной части города и играет большую роль в формировании его панорамы. Вокруг храма расположено старое, заросшее деревьями кладбище.
Компактный кубовидный двусветный четверик храма завершен высокой кровлей гуськового очертания и увенчан миниатюрной чешуйчатой главкой, поднятой над шлемовиднои кровлей восьмигранного барабана. Пониженная полуциркульная апсида и широкая трапезная, придельные алтари которой частично прикрывают основной объем, равны по высоте. С запада устроен небольшой притвор с купольной кровлей.
Храм окружен профилированным цоколем. Углы четверика подчеркнуты широкими огибающими лопатками, а венчает его профилированный карниз с поясом мелких двухступенчатых консолек. Окна боковых фасадов, размещенные по двум осям, оформлены вдавленными ступенчатыми рамками, которые в верхнем ярусе завершены килевидными кокошниками, а в нижнем дополнены колончатыми наличниками с разорванными фронтонами в духе нарышкинского барокко. Стены апсиды и трапезной венчают простые ступенчатые карнизы. Окна придельных алтарей в профилированных рамках с треугольными фронтончиками, по-видимому, относятся к первоначальному периоду строительства, а тройные итальянские окна на боковых фасадах результат перестроек 19 в. Аналогичные тройные окна украшают также боковые фасады западного притвора.
Храмовый четверик перекрыт восьмилотковым сводом с восьмигранным отверстием светового барабана в шелыге. Узкие диагональные грани опираются на плоские тромпы. Три арки ведут в алтарь, конха которого прорезана тремя распалубками над окнами.
Трапезная перекрыта поперечным лотковым сводом с распалубками над окнами; в притворе — плоский потолок. Внутри, в основании свода и под окнами второго света, проходят профилированные карнизы с сухариками. Верхний ярус стен и свод четверика украшены живописью. В своде она относится к 1-й пол. 19 в. и интересна как пример живучести барочных традиций в росписях провинции. На основных гранях в поздних тянутых обрамлениях помещены многофигурные композиции на библейские темы, на диагональных — святые в рост, под ними в сияниях — символы веры. Общий колорит росписей теплый, высветленный, построенный на сочетании бледнозеленого фона стен, охристых тонов в рокайльных орнаментах и оливково-зеленоватых в сюжетных композициях. Плохо сохранившаяся
Живопись на боковых стенах (евангелисты) сильно прописана маслом, а роспись западной стены с сюжетной сценой в профилированном тянутом квадрифолии и фигурами ангелов по сторонам появилась в нач. 20 в.
Главный иконостас, голубой, с позолоченными деталями и колоннами, выкрашенными "под мрамор", перевезен из церкви Рождества Богоматери в с. Реброво Галичского района. Он выполнен в 1820-30-е гг. в стиле классицизма. Два яруса стройных колонн с коринфскими капителями несут неполные антаблементы с гладким фризом и профилированным карнизом, декорированным мутулами и резными розетками. Раскреповки антаблементов образуют подобия двухколонных портиков. Царские врата украшены гирляндами из виноградных гроздьев. В храме сохранилось покрытие из чугунных плит с изображением букетов в круглой рамке
Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск III,
Город Галич. Кострома 2001.