И всё-таки я решился на апгрейд своей среднеформатной системы. В моём распоряжении имелась камера Mamiya M645 (самая первая) с двумя линзами (55 и 110 мм, обе более новой ревизии, с буквой N). Подробнее про это чудо техники можно почитать вот тут. Главными моими претензиями к этой камере были: очень маленький и очень тусклый видоискатель, через который чрезвычайно неудобно фокусироваться, осыпавшееся напыление на призме, несъёмный задник с плёнкой, отсутствие таймера спуска... ну и так, по мелочи, например - самая короткая выдержка в 1/500.
В качестве замены рассматривались камеры этой же системы (логично, ибо стёкла уже есть, ну и опыт работы с системой), но более новых моделей: 645Super, 645 PRO, 645 PRO TL и далее там идут уже 645 AF, 645 AFD и дело постененно заканчивается современными PhaseOne. Разумный уровень цен при этом заканчивается где-то на отметке 645 PRO. Единственное, что предлагает PRO TL сверху - это управление вспышками TTL, что при отсутствии совместимых вспышек нафиг не нужно, а дальше - автофокусные камеры и камеры, совместимые с цифрозадами - это очень дорого (тысяч 100 рублей, не считая безумно дорогих стёкол). Все камеры Mamiya 645, начиная с Super стали полностью модульными, т.е. сменными являются объективы, рукоятки, пленочные задники, объективы, фокусировочные экраны и видоискатели.
С тем, что будем искать определились... Теперь надо определиться с тем, где искать. Вопрос, в принципе и не вопрос, потому что вариантов немного - eBay и только. По крайней мере на этой площадке у меня довольно обширный опыт. По местным расценкам Mamiya 645 PRO в зависимости от состояния, комплектации, местонахождения и жадности продавца стоит $300 и до каких-то безумных цифр за выпущенные ограниченной серией экземпляры, интересные лишь коллекционерам. В который раз убеждаюсь, что самые выгодные цены у японцев (они же в качестве своего негласного стандарта предлагают бесплатную доставку EMS), а самые высокие - в Штатах (оттуда ещё и доставка вытянет баксов под 100). Единственное, что у японцев надо ОЧЕНЬ внимательно читать описание - могут и плесень подсунуть. Так вот - слова tiny fungus, mold, balsam separation являются однозначными индикаторами плохого лота. Никакой плесени, никаких расклеившихся линз нам не надо. Как бы ни писал продавец, что эти вещи не влияют на качество картинки, ещё как влияют. Самый очевидный пример - чудовищное падение контраста в контровом свете, про сияющие кольцами Ньютона склейки и говорить нечего.
Что и где брать понятно... В итоге мне досталась 645 PRO с объективом Mamiya Sekor C 80 mm f2.8N, который является для этого формата стандартным и китовым аки полтинник на малом. Странно, что его у меня не было, но да... у меня его не было. Кстати, у Мамии есть единственный в своём роде объектив 80/1,9 - самый светосильный объектив для 645 формата. Стоит, правда, очень неплохо. Кроме того, камера была укомплектована замерной призмой FE-401 - три режима замера (взвешенный, точечный и автовыбор из этих двух) и возможность снимать в режиме Av. Рукоятки перемотки в комплекте не было, зато положили вайндер. Плёночный задник - само собой разумеющееся, шибер никто не потерял, что хорошо (снять задник без оного не получится).
Обошлось всё это дело в $371, что можно считать весьма выгодной сделкой. Продавец отправил камеру через EMS и посылка дошла от Японии до порога квартиры в Ярославле за 6(!!!) дней. Слава EMS.
Следом к камере докупил второй задник для плёнки - не хочется лишать себя возможности менять тип плёнки без необходимости достреливать ролик до конца. Заказываем опять у японцев. 50 баксов и ещё один задник наш. В идеальном состоянии и с красным шибером, что вдвойне круто, потому что у того, что был с камерой он синий.
В заднике расположены детали механизма протяжки плёнки, счётчик кадров и кассетная вставка. Вставка, кстати, не изменилась со времён самой первой 645 и прекрасно подходит, проверял. Сверху находится диск выбора значения ISO. Функция у него ровно одна - сказать экспонометру какую выдержку ставить. У 645й этот диск был на самой призме, здесь же он переехал на плёночный задник, поскольку последний стал съёмным (ваш капитан).
С правого бока у нас только окошко счётчика кадров и крутилка промотки плёнки на 1 кадр - зарядку плёнки можно целиком и полностью сделать без самой камеры - очень удобно. На левом боку у нас две защёлки - одна открывает отсек с плёночной вставкой (нажимаем на кнопочку и одновременно сдвигаем защёлку), вторая отвечает за снятие самого задника с тушки. И шибер... заслонка или как его правильно... В английском эта хреновина называется dark slide. В общем - кусок нержавухи, который предотвращает случайную засветку плёнки. На логике его работы нужно остановиться поподробнее, ибо здесь у нас есть куча защит от дурака. Итак, если шибер закрывает кадровое окно, то затвор камеры не сработает - нет никакого смысла экспонировать кусок нержавейки. Если шибер вытащить, то затвор сработает, но вот попытка снять задник с камеры потерпит фиаско. Попытка вытащить шибер на снятом заднике также окажется безуспешной. Иными словами, случайно засветить плёнку или профукать кадр из-за невытащенного шибера крайне проблематично. И да, если шибер потерять, то задник с камеры хрен снимешь, даже при наличии второго задника с шибером (см выше). В общем, лучше не терять, впрочем, в задней крышке для него есть кармашек. Кармашек-памятка тоже на своём месте.
Башмак для вспышки переехал на левый бок камеры, может показаться неудобным, но я и в старую 645 вспышку никогда не ставил - камера сама по себе нелегкая, а тут ещё вспышка с аккумуляторами, так что башмак у нас занимает совсем невесомый передатчик радиосинхронизатора. Тут же у нас есть порт для подключения внешних вспышек и контакты для подключения пульта дистанционного управления. Сюда же переехал mirror lock up или предварительный подъём зеркала. Ну и замок байонета теперь тоже здесь.
Репетира диафрагмы тут нет, единственная возможность оценить глубину резкости - повернуть переключатель режима работы диафрагмы на объективе в положение M.
Кнопка спуска затвора на самой тушке осталась одна - возле байонета и она полностью электронная. Блокировка спуска затвора осуществляется так же, как и на старой 645й, но добавилось ещё одно положение - таймер спуска. У него всего одно доступное значение - 10 секунд. Индикатором работы таймера является красный светодиод возле надписи PRO. Светится - таймер активен, замигал - осталось меньше 2 секунд. Ещё этот диод служит для проверки батареи. Для этого нужно нажать на кнопку Battery check (BC) возле байонета. Логика работы такая же: светится - всё ОК, мигает - лучше поменять, не горит - батарейки нет. Батарейка такая же, как и в 645й - 4LR44. Если лень искать - потрошим старую и запихиваем туда 4 таблетки от лазерной указки. Ну или склеиваем скотчем в стопку. Мне посчастливилось купить такую батарейку ещё почти 3 года назад и она до сих пор жива. Батарейка питает электронику затвора и экспонометр в матрице.
А вот подсоединяемая батарейная ручка питается от своей батареи из 6 пальчиковых элементов АА. И это питание никак на камеру не подается, то есть, даже имея свежие батарейки в вайндере, при дохлой батарейке в тушке снять ничего не получится. Пичалька и, как мне кажется, недоработка. Ручка-вайндер, как нетрудно догадаться из названия, лишает пользователя удовольствия проматывать плёнку вручную. Ну и добавляет ещё одну кнопку спуска затвора на законное место под указательным пальцем. На кнопке, аналогично камерам Nikon находится выключатель питания. У него 4 положения - OFF (кнопка спуска при этом заблокирована), BC - проверка батареек (логика работы такая же, как и на камере), ON и START - промотка плёнки на первый кадр - всё для лентяев. Половинное нажатие на кнопку спуска активирует экспозамер, полное - спускает затвор. Нужно добавить, что при подсоединенной ручке кнопку спуска на камере рекомендуется ставить в положение блокировки - на работу кнопки на ручке это никак не влияет, но от случайных нажатий защитит, ибо блокировка кнопки на ручке также не оказывает никакого влияния на камерную кнопку.
На самой камере, рядом с ручкой, находится диск выбора выдержки (в 645й он был слева, если смотреть на камеру как фотограф). Здесь у нас появилась 1/1000 (собственно, появилась она ещё на 645 1000S) и положения А и AEL - это касается съёмки с автоматом экспозиции. Однако, теперь вручную не выставить выдержку длиннее 4с.
Про экспонометр - он TTL, реализуется силами призмы. Значения выдержки высвечиваются в окне видоискателя в виде шкалы.
При этом камера в автоматическом режиме может выставлять скорости затвора с шагом в полстопа, в то время как руками можно выставлять только с шагом в стоп.
Затвор у нас всё так же фокальный с матерчатыми шторками. Однако удивить он меня всё же смог - шторки двигаются вдоль длинной стороны кадра, в то время как на М645 они двигались вдоль короткой. При этом скорость синхронизации со вспышкой у нас теперь не 1/30, а 1/60с. Отрабатывается хорошо, уже проверял.
Один знакомый фотограф по секрету сказал мне, что у этих камер есть больное место - юстировочный упор для зеркала, мол, он обламывается и всё, сфокусироваться невозможно. Косяк обидный, надеюсь, что сия чаша меня минует, тем более, что первые опытные кадры вселяют уверенность в том, что всё ок.
Фокусировочный экран у камеры установлен стандартный, типа Е, с клиньями Додена и кольцом микрорастра. Выглядит примерно как на картинке с википедии выше. Зрение у меня хреновое, поэтому пришлось заказать диоптрийную линзу на -3. Поедет из Финляндии, надеюсь, что скоро будет. Без неё очень сложно, особенно в условиях тусклого освещения... и без контрастных вертикальных линий, когда можно воспользоваться клиньями.
Одной из сильных сторон этой системы, как мне кажется, являются объективы, точнее их количество и их относительно невысокая стоимость с более чем приемлемым качеством. Их у меня теперь три - 55, 80 и 110мм. Первый идёт как широкоугольник, что-то типа 28мм, второй - стандартный, типа 50, а третий хорош для портретов (примерно как 85). Все три линзы имеют открытую дырку 2,8, все версии N и все достались в состоянии близком к идеальному с японских аукционов.
Плёнку в прошлом году я проявлял в Москве, в лаборатории Среда и сканили они мне её на какой-то шайтан-машине типа Noritsu или Fuji Frontier, накаких никонов, увы. Сейчас же я проявляю всё сам, включая С41 (может быть запилю материал про это, хочу ещё собрать термокорыто под химию, чтобы воду не спускать кубометрами), а сканю на Epson V550. Как-то я про подобный сканер (V600) уже писал в заметке про сканирование.
Никаких результатов выше удовлетворительных от этого аппарата ждать не приходится, думается мне, что толковый пересъём на тот же 6D с 100мм макроэлькой даст результат не хуже, но для целей предпросмотра в интернете хватит. Впрочем, на 4К телике с довольно внушительным экраном тоже смотрится нормально.
Дешманский Fomapan 100 Silberra Ascorol, объектив 110мм. Да, картинки все кликабельные.
Вроде как то же самое, но на 55мм
Всё тот же фомапан 100, на 80мм
Portra 160, последняя из Шанхайских запасов... 110мм
Продолжаем С41.Очень интересная плёнка - Ilford XP2 Super. Монохромная - сделана как цветная и проявляется по цветному процессу, но вместо трёх эмульсионных слоёв однин панхроматический и краскообразующая компонента черного цвета, а не CMY в трёх слоях. Объектив 55мм.
Портра 160... Первая цветная за долгое время, немного не уследил за температурой и болтал бачок слишком сильно и, как результат, поплывшие цвета. Снять на 80мм с макролинзой +1.
Весна, кажется, решила-таки заглянуть в наши края, а значит, что скоро будет совсем красиво. По этому случаю ко мне едет пачка Fuji Pro 400 H (хочу попробовать, там где видел цвета - просто бомба), ну и ещё несколько роликов фомы заказал (на неё сейчас небольшая скидочка в фотоаптеке). Так что скоро постараюсь выложить побольше фоток с людьми, надеюсь, что удастся сделать нормальное термокорыто для плясок с цветной химией и в целом, рабочее расписание даст возможность побегать с камерой. На сегодня пока что всё. Надеюсь, что эту статейку будут читать и комментировать.
Комментарии: