error
Регистрация

Братеево (район Москвы

Рубрика: «Личное»
Автор: Александр Качалин
Опубликовано: 19.11.2017 в 21:29:50

История района

Название этого района Южного административного округа происходит от села Братеево, располагавшегося там, где Москва-река круто меняет своё направление с восточного на южное, а невысокий береговой вал далеко отступает от линии воды, образуя обширные земли, занятые пойменными лугами.

Первые сведения о селе в сохранившихся источниках относятся лишь к началу XVII в., хотя оно, несомненно, существовало раньше. Это обстоятельство породило различные версии происхождения названия села, так или иначе связанные со словом «брат». Согласно одной из них, именно здесь встретились и «братались» войска Дмитрия Донского и его двоюродного брата — князя Владимира Андреевича Серпуховского, шедшие на Куликовскую битву. Другая версия связывала название Братеева с соседним Борисовом. Последнее, считалось, получило своё название от царя Бориса Годунова, а Братеево — от его брата Семёна. Если эти гипотезы вышли из среды людей, мало-мальски знакомых с отечественной историей, то в простом народе объяснения были проще: Братеево получило своё название потому, что было основано двумя братьями, высадившимися с плота и построившими здесь деревянную церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Другое предание сообщало, что первоначальное название села было — Слободка, но во время знаменитой эпидемии чумы 1771 г. все его население вымерло, за исключением двух братьев, в честь которых оно стало называться Братеевом. Судя по всему, более вероятным представляется мнение, что село получило своё название от первопоселенца — известно довольно редкое нецерковное имя Братей.

Как бы то ни было, впервые в сохранившихся источниках Братеево упоминается лишь в 1628 г., когда оно являлось присёлком дворцового села Коломенского. В это время в нём уже стояла деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная исстари. Согласно писцовой книге 1633 г., в приходе храма значились 25 дворов. Перепись 1646 г. отметила в селе церковь, три двора церковного причта и 27 крестьянских дворов, где проживало 34 крестьянина. Через три десятилетия в переписи 1676 г. описывается «дворцового села Коломенского присёлок Братеев на Москве на реке, а в нём церковь во имя Усекновения Честные Главы Иоанна Предтечи деревянная, клецки, да предел Чюдо Архистратига Михаила… Колоколница на четырёх столбах, крыта тёсом, на ней четыре колокола, весу в них восемь пуд, церковь от поповых и от крестьянских дворов в дватцати саженях». На церковной земле «сидели» священник с детьми и дьячок, их «усадная земля того ж села со крестьяны вместе, пашни паханые церковные худые земли подле зараз восемь четей в поле, а в дву потому ж, сена в Долгом лугу пять десятин да капуснику полдесятины, а что в приправочных книгах написано: дворы бобылские и места келейные, и бобыли померли, а усадная их и келейная земля припущена к церковному кладбищу». В самом же селе были те же 27 крестьянских дворов, но уже 84 человека мужского пола. Интересно, что один из крестьян имел приёмыша, т.е. зависимого работника, а другой — купленного поляка. В крестьянском пользовании находилось «под дворами и огороды усадные земли с церковною восемь десятин, животинного выпуску девять десятин с полдесятиною, пашни паханые середние земли шездесять три чети с третником в поле, а в дву потому ж, лесные поросли новозаповедной рощи олшиягу восемь десятин, ивнягу пять десятин, болото три десятины да за речкою Городенкою по пашне десять десятин, сена в Братеевских лугах подле Долгова озера и по борисовских крестьян покосы сорок три десятины, капустнику две десятины». Кроме того, крестьяне «из волового денежного оброку», который платили в Приказ Большого Дворца, владели пустошами: «Фёдора Валищева, Андреева тож» (подле пустоши Соболева), «другое Валищево у Дмитриева пруда», «без трети Олгинино, Демехннская тож» на Хмелёвском враге» (третью этой пустоши владели крестьяне села Беседы) и «Крупино, Бряиново другое тож» (в общей сложности 31 четь паханой земли в одном поле, 5 десятин сена в лугах и 25 копей по заполью). Последние три пустоши находились на самой границе дворцовой Коломенской волости, возле речки Хмелевки и «Садковского врага», за которыми начинались уже земли деревни Зябликово Беседской волости. Пустошь Крупино ещё в 1646 г. была деревней, но к описываемому времени «крестьяне ис той деревни вышли в приселок Братеев, а иные померли». Возле села раскинулись Братеевские луга, в которых косили сено все крестьяне Коломенской волости. Норма пахотной земли на одну мужскую душу составляла в Братееве всего одну с небольшим десятину, тогда как во всей Коломенской волости её размер составлял около 2 десятин. Но при этом следует учитывать качество земель (здесь они были «средние», а в остальных селениях в основном «худыми»).

К 1703 г. в приходе местного храма состояло 38 дворов. Позднее деревянная церковь настолько обветшала, что служить в ней уже не представлялось возможным, и в 1731 г. на её место был перевезён другой деревянный храм, перенесенный сюда из села Рождествена Московского уезда.

В середине XVIII в. дворцовые крестьяне Коломенской волости были переведены на оброк. Близость Москвы с её обширным рынком, издавна существовавшие традиции разведения садов в близлежащих Коломенском, Дьякове, Борисове способствовали распространению среди братеевских крестьян садоводства и огородничества, приносивших значительный доход. О зажиточности здешних жителей, помимо свидетельств современников, свидетельствуют ревизские сказки. По сказкам, составленным в 1811 г., отмечены три братеевских крестьянина, выбывших в купечество, причём один — с двумя сыновьями и племянником, а в ревизских сказках 1834 г. — один человек, выбывший в мещанство с сыном. При этом следует учитывать, что для перехода в купечество крестьянину требовалось в течение долгого времени жить в городе, иметь там собственные лавки, дом, а также объявленный капитал не менее 500 рублей.

В 1795 г. в селе числилось 125 душ мужского пола, в 1816 г. — 43 семьи, 140 мужчин, 159 женщин, в 1850 г. — 40 семей, 205 мужчин, 227 женщин. После 1797 г. Братеево со всей Коломенской волостью перешло в Цельное ведомство, управлявшее собственностью императорской фамилии. Часть населения села составляли старообрядцы (в 1826 г. их было 34 человека, в 1865 г. — 49 человек).

По преданию, в войну 1812 г. в селе размещались части французской армии. Затем их вытеснили казаки, оставившие о себе память в виде выкопанного колодца (его название «Казаков колодец» сохранялось до момента сноса села).

После реформы 1861 г. Братеево вошло в состав Царицынской волости. По данным 1876 г., здесь было 80 хозяйств, лавка, питейный дом, трактир. В надел крестьяне получили 358,6 десятин земли (используемой до реформы), которая делилась на 225 человек. В крестьянских хозяйствах было зафиксировано 100 лошадей, 77 коров, 100 голов мелкого скота. Основным занятием было садоводство. Сады имели все без исключения дома. Минимальный валовой доход от них составлял на одну душу 10 рублей в год. Высевали также зерновые и картофель. Промыслы не были особо распространены среди братеевских крестьян, тем не менее в 1881 г. 64 человека, в основном женщины, изготовляли гильзы для папирос, 55 человек занимались намоткой хлопчатобумажной нити на катушки. В селе отмечено 3 мастерские по изготовлению канители — тонкой металлической нити, используемой в золотошвейном и позументном производстве. В них работало 6 человек. Крестьянские дети обучались в Борисовском земском училище.


Фотографии в альбоме «Братеево (район Москвы)», автор alek-ka4alin2012 на Яндекс.Фотках

























DSCN9515







DSCN9523.JPG

DSCN9522.JPG









Каток в Братеево










 

Сельская церковь, по описанию 1887 г., была деревянной, с такою же колокольней, на каменном фундаменте, покрыта железом. В ней имелось 2 престола: главный — в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и боковой — св. мученика Власия, устроенный в трапезной на собственное иждивение церковного старосты К.Т. Болховитинова в 1880 г. Церковь была одноэтажной, одноглавой, крыша и глава окрашены медянкой, стены обшиты тёсом и покрашены белилами. Колокольня была двухэтажной, первый этаж — из белого камня, второй — деревянный, обшит тёсом и окрашен белилами. На колокольне было три колокола. В числе достопримечательностей храма отмечались древние иконы и плащаница, резное распятие, по преданию, приплывшее по Москве-реке,... По материалам книги Аверьянова К.А.

DSCN0001 (2)
DSCN0001 (2)
 
Просмотры: 1933
 

Комментарии: