Теги: ульяновская область, базарносызганский район, посёлок, базарный сызган, храм димитрия солунского, димитриевский храм, архитектура, памятник архитектуры, архитектор к а тон, 1865-1875 годы, русско-византийский стиль
Базарный Сызган. Храм Димитрия Солунского
Базарный Сызган. Храм Димитрия Солунского
Другие фотографии на ФотоКто: ← Дан и Дана | Парочка ирисов... →
Просмотры: 1152
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/10
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
47mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2018 (Windows)
Дата съёмки:
03.10.2016 - 13:20:15
Адрес: Ульяновская область, посёлок Базарный Сызган, улица Кооперативная (Базарно-Ярмарочная площадь), 1
Строительство: 1865-1875 годы
Архитектор: Константин Андреевич Тон
Стиль: Русско-византийский стиль
Ценнейший архитектурный памятник – каменная Дмитриевская церковь, построенная в 1875 году по проекту архитектора Константина Тона, украшает бывшую торговую площадь Базарного Сызгана. Вот уже сто тридцать пять лет это творение талантливого зодчего напоминает местным жителям о нравственном подвиге их земляка Андрея Корниловича Щербакова.
Сызганская солдатская слобода, как первоначально именовалось село Дмитриевское, «Базарный Сызган тож», была основана на речке Сызганке, притоке Инзы, около 1680 года. В сохранившихся документах эта слобода упоминается с 1685 года. Первая деревянная церковь во имя Димитрия Солунского была построена здесь в 1691 году. За более чем 170-летний период своего существования её неоднократно перестраивали. Последний раз деревянный храм был «обновлён» на средства купца А.К. Щербакова в 1853 году.
В 1865 году в Базарном Сызгане была заложена каменная приходская трёхпрестольная церковь, строительство которой продолжалось почти десять лет. Инициатором постройки каменного храма стал упомянутый выше купец – фабрикант Андрей Корнилович Щербаков, который, судя по всему, единолично финансировал это предприятие. 10 июля 1875 года симбирский епископ Феоктист освятил главный престол нового храма в соответствии с местной традицией во имя Димитрия Солунского, небесного покровителя Базарного Сызгана.
Среди достоинств вновь возведённой церкви тогда были отмечены выразительность её архитектурного облика, художественная роспись стен алтаря, сплошная позолота иконостасов и иконы хорошего греческого письма.
В сентябре следующего 1876 года епископ Феоктист снова посетил Базарный Сызган и отметил, что после освящения двух приделов местный храм стал ещё благолепнее. За заботу об украшении храма он выразил благодарность сыну храмоздателя А.К. Щербакова – церковному старосте Дмитриевской церкви Алексею Андреевичу Щербакову. До конца XIX столетия во всех епархиальных отчётах каменная церковь села Базарный Сызган упоминается как один из лучших храмов Карсунского уезда.
В начале XX века был выполнен, вероятно, единственный в дореволюционный период капитальный ремонт церкви, по окончании которого в 1905 году епархиальное начальство выразило благодарность ещё одному потомку храмоздателя – владельцу базарносызганской писчебумажной фабрики Григорию Матвеевичу Щербакову, исполнявшему в те годы обязанности церковного старосты.
В советский период Дмитриевская церковь села Базарный Сызган оставалась действующим православным храмом до 1932 года, а затем была закрыта. После этого церковное здание более полувека использовалось как складское помещение. Храм не подвергался целенаправленным разрушениям, но, оставшись полузаброшенным, постепенно ветшал и из-за разрушения штукатурки на фасадах приобретал всё более непрезентабельный вид. Однако при этом почти все элементы декора и даже кресты на главах оставались на своих местах.
А благодаря тому, что дверные и оконные проёмы были закрыты и наглухо заделаны, в здании сохранилась даже часть подлинного иконостаса с несколькими старинными иконами.
7 ноября 1988 года в наспех отремонтированном старинном храме после длительного перерыва состоялось первое богослужение. После этого в течение нескольких лет велись сложные и дорогостоящие ремонтно-реставрационные работы, которые к настоящему времени в основном завершены.
Проект до сих пор не найден
Хотя проект на постройку каменного Дмитриевского храма Базарного Сызгана найти пока не удалось, а имя автора проекта считается неустановленным, особенности архитектурной эстетики объекта прямо указывают на причастность к его созданию выдающегося русского зодчего, основоположника так называемого «официального направления русско-византийского стиля» Константина Андреевича Тона. Именно в его проектных разработках, известных по альбомам 1838 и 1844 годов, мы находим аналогичный декор вместе с подобными и даже тождественными композиционными и конструктивными решениями. Естественно, возникает вопрос был ли автором проекта каменного храма в Базарном Сызгане непосредственно сам К.А. Тон (это весьма вероятно с учётом финансовых возможностей и связей А.К. Щербакова) или же проект в «тоновском вкусе» создал кто-то из местных специалистов? Впрочем, даже если верным окажется последний из предложенных вариантов, то и в этом случае, при таком объёме прямых заимствований (до 90 %), неизвестный нам «поклонник Тона» всё равно не может претендовать даже на соавторство. Следовательно, в любом случае автором проекта каменной Дмитриевской церкви села Базарный Сызган может и должен считаться архитектор Константин Тон.
Храмоздатель Щербаков
Если своеобразием архитектурного облика рассматриваемый памятник обязан зодчему, то сам факт его появления в селе Базарный Сызган – заслуга храмоздателя, богатого купца-предпринимателя, местного уроженца Андрея Корниловича Щербакова. Его предки – выходцы из государственных крестьян Карсунского уезда. По непроверенным данным первоначальным капиталом они обзавелись, торгуя на Жадовской Казанской и Карсунской Троицкой ярмарках. Вероятно, от них же А.К. Щербакову досталась шерстомойка в селе Базарный Сызган, позднее вошедшая в число лучших среди аналогичных промышленных предприятий Симбирской губернии.
В 1838 году купеческий сын Андрей Щербаков был избран карсунским городским головой, но в том же году, отказавшись от должности, перебрался из Карсуна в губернский город Симбирск. Став жителем Симбирска (сначала симбирским купцом 2-й гильдии, а позднее – 1-й гильдии), Андрей Корнилович расширил масштабы своей предпринимательской деятельности. Кроме доходов от торговли и собственного предприятия (шерстомойки в Базарном Сызгане), он получал значительные прибыли от арендуемых им удельных мельниц и помещичьих суконных фабрик, управление которыми доверил своим сыновьям. Однако для него, в отличие от большинства предпринимателей той эпохи, «тупое накопительство» не стало основным смыслом жизни.
В свой симбирский период А.К. Щербаков начал активно заниматься благотворительной деятельностью, жертвуя значительные суммы на строительство и украшение церквей Симбирской епархии. А после избрания Щербакова в 1843 году церковным старостой Симбирского кафедрального собора, масштабы его благотворительной деятельности стали поистине беспрецедентными. За свои пожертвования Андрей Щербаков чуть ли не ежегодно удостаивался особой церковной награды для мирян – благословения от Синода русской православной церкви. За те же заслуги в 1853 году он был награждён золотой медалью на анненской ленте, а позднее получил звание потомственного почётного гражданина. Оказавшись в числе наиболее уважаемых представителей симбирского купечества, в середине 60-х годов Щербаков активно участвовал в создании местных земских органов, а в 1870-м был избран в депутаты Симбирской городской думы.
Наряду с церковной благотворительностью, которая оставалась его основным занятием, Андрей Корнилович никогда не забывал о необходимости помогать беднейшим согражданам и откликался на общегосударственные нужды. Так, в 1855–1856 годах он пожертвовал на созывавшееся тогда в связи с Крымской войной государственное ополчение 275 рублей серебром – больше, чем кто-либо другой из симбирских купцов.
В 1865 году, после многолетнего спора с соседкой – помещицей Е.А. Столыпиной, Щербакову наконец-то удалось открыть собственную суконную фабрику в Базарном Сызгане. В том же году по его инициативе в центре родного села была заложена каменная Дмитриевская церковь, строительство которой стало для Андрея Корниловича главным и последним делом в его жизни. На возведение этого храма ушла значительная часть семейных капиталов, и к концу 1870-х годов материальное положение Щербаковых заметно ухудшилось. После очередного пожара на базарносызганской суконной фабрике в 1877 году её пришлось временно закрыть, а владелец предприятия был вынужден объявить себя банкротом.
В 1878 году был продан большой дом Щербаковых на Дворцовой улице Симбирска, после чего почти все Щербаковы перебрались на историческую родину – в село Базарный Сызган. Там, в Сызгане, потомки А.К. Щербакова в течение нескольких лет безуспешно пытались восстановить производство сукна на принадлежавшей им фабрике, а после её продажи купцу Н.С. Белоусову, открыли в селе новую писчебумажную фабрику, которая оставалась в их собственности до 1917 года. Из осевших в Базарном Сызгане детей и внуков А.К. Щербакова по архивным документам нам известны имена нескольких владельцев недвижимости, церковных старост Дмитриевской церкви, почётных попечителей местного училища. Это Алексей Андреевич, Фёдор Андреевич, Андрей Алексеевич, Григорий Матвеевич и Александр Григорьевич Щербаковы. В краеведческой литературе упоминаются ещё уроженец Базарного Сызгана Михаил Фёдорович Щербаков (1865–1948) и потомственный почётный гражданин Иван Алексеевич Щербаков, открывший в Сызгане в 1908 году первое фотоателье.
Впрочем, заслуги и известность этих Щербаковых (каждого в отдельности и всех вместе) намного менее значительны, чем заслуги одного Андрея Корниловича Щербакова с учётом той роли, которую он играл в экономике и общественной жизни Симбирского края.
Следует особо подчеркнуть нравственный подвиг выходца из «подлого сословия», который всей своей жизнью показал, что истинная нравственность не является привилегией одного только благородного дворянства. Хотя имя этого незаурядного человека крайне редко встречается в публикациях на краеведческие темы, а его портрета нет в галерее знаменитых уроженцев нашего края, об Андрее Щербакове ещё долго с благодарностью будут вспоминать его земляки. Во всяком случае, до тех пор, пока стоят стены воздвигнутого им величественного храма.
Храм и площадь – единый исторический памятник
К Дмитриевской церкви Базарного Сызгана примыкает бывшая торговая (базарно-ярмарочная) площадь, которая вместе с храмом образует историческое ядро данного поселения. Сформировавшаяся в конце XVII–начале XVIII столетий базарно-ярмарочная площадь вскоре стала не только центром экономической жизни села, но и его визитной карточкой, тем символом, который позднее был закреплён в названии населённого пункта, превратив Сызганскую слободу в Базарный Сызган.
Решая вопрос о статусе Дмитриевской церкви (она может быть отнесена к архитектурным памятникам не только регионального, но и федерального значения), было бы целесообразным одновременно включить в число охраняемых объектов и соседнюю площадь в качестве исторического памятника местного значения.
В крайнем случае, следует добиваться включения территории бывшей торговой площади Базарного Сызгана в охранную зону стоящего рядом ценнейшего архитектурного памятника – каменной Дмитриевской церкви, построенной в 1875 году по проекту К.А. Тона.
Автор статьи Алексей Сытин
http://monomax.sisadminov.net/main/view/article/962