Теги: административное здание трамвайного депо, кавказские минеральные воды, кмв, неоренессанс, эклектика, памятник архитектуры, проспект кирова в пятигорске, пятигорск, родина, романовский проспект в пятигорске, россия, северный кавказ
Пятигорск. Административное здание трамвайного депо
Пятигорск. Административное здание трамвайного депо
Другие фотографии на ФотоКто: ← ... | Парк Аттракционов →
Просмотры: 1064
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/4,5
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
28mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2017 (Windows)
Дата съёмки:
22.04.2017 - 10:01:04
Адрес: Пятигорск, проспект Кирова (Верхний бульвар, Романовский проспект), 85
Строительство: 1903 год
Архитектор: Иван Иванович Байков
Стиль: Эклектика, неоренессанс
На дворе 21 век. Трамваями уже никого не удивишь. В Пятигорске они ходят с раннего утра и до вечера, 8 маршрутов позволяют добраться в любой район города, а свобода от пробок гарантирует, что поездка по каждому маршруту занимает одно и то же время. Для современного горожанина удобство общественного транспорта давно стало привычным делом. Но сто лет назад всё было иначе. Для Пятигорска трамвай стал настоящим событием. Вот как началась эта история.
Эта история началась в 19 веке. Первыми о создании трамвая задумались прогрессивно мыслящие граждане Пятигорска, в числе которых был Р.Р. Лейцингер — выходец из Швейцарии, для которого Россия стала вторым домом. Рудольф Лейцингер и его единомышленники понимали, что для Пятигорска, который начал активно развиваться в конце 19 века, трамвай жизненно необходим.
Именно в те годы на курорте стали появляться роскошные здания ванн, комфортабельные гостиницы, театральные и концертные залы, в районе вокзала и на склонах Машука вырастали целые жилые районы. Появилась необходимость связать вокзал, курортную зону и центр города воедино, чтобы местные жители и отдыхающие могли с комфортом добраться в любую точку города. Количество курортников увеличивалось каждый год и справиться с такой транспортной задачей мог только трамвай.
У этой прогрессивной идеи было много противников. В их числе были пятигорские извозчики и местные домовладельцы, для которых появление трамвая и удобная транспортная система были вестниками окончания их монополии.
Однако большая часть горожан и Управление Кавказских Минеральных Вод все же тепло встретили эту идею. Управление изыскало необходимые денежные средства и учредило в своей структуре новые отдел — электротехнический. Заведующим нового отдела стал инженер-технолог С.М. Фридман.
В 1902 году Управление Кавказских Минеральных Вод начало сотрудничество с акционерным обществом русских электрических заводов «Сименс и Гальске». Был заключён договор, по которому акционерное общество обязалось провести две линии: двухпутную узкоколейную, соединяющую вокзал с Елизаветинской (Академической) галереей, и однопутную, соединяющую эту же галерею с Провалом. Эта работа стоила 493 тысячи рублей. Акционерное общество «Сименс и Гальске» также выделило первый подвижной состав для Пятигорска, построило трамвайное депо и гидроэлектростанцию «Белый Уголь» рядом с Ессентуками.
Перед молодым инженером стояла сложная задача: на тот момент в России ещё не существовало электрических линий и гидроэлектростанций такой мощности, которых хватило бы на обеспечение работы трамвая. Фридману пришлось стать первопроходцем. Его работа увенчалась успехом, в 1902 году он завершил проектирование.
Гидроэлектростанция «Белый уголь», мощностью в 700 квт., должная была обеспечить электроэнергией не только нужды трамвая, но и бытовые нужды курортных городов Кавказских Минеральных вод и лечебных учреждений. Однако трамвай был основным потребителем электроэнергии строящейся станции. С постройкой этой станции появилась возможность строительства в г. Пятигорске электрического трамвая.
Одновременно с проектированием и строительством трамвайных путей шли работы по проектированию мастерских, депо и служебных помещений. Подстанцию, воздушную линию и другие электротехнические сооружения проектировали С.М. Фридман и Кац. Депо, мастерские, трамвайные пути, служебные помещения и павильоны для пассажиров (на конечных остановках) проектировал инженер-архитектор Иван Иванович Байков.
На строительстве был заняты рабочие-сезонники, которые приезжали в Пятигорск из центральных российских губерний.
Важные даты
11 мая 1903 года. Состоялась торжественная закладка гидроэлектрической станции.
1 сентября 1903 года. От вокзала до Цветника пробным рейсом пошел первый трамвай. Трампарк насчитывал 12 вагонов.
14 сентября 1903 года. По улицам Пятигорска началось регулярное движение вагонов.
Первый маршрут: Вокзал – Казенная Гостиница – Сабанеевские ванны — 4,6 километра до Елизаветинской галереи.
Второй маршрут: Казенная гостиница – Провал — 2,7 километра одноколейного пути.
26 мая 1905 года. Запуск первого собственного вагона.
1907 год. Был построен специальный зал, где смонтировали аккумуляторные батареи.
1913 год. Была построена Тепловая станция.
В 1903 году, когда в Пятигорске запускали трамваи, жители столичного Санкт-Петербурга всё ещё пользовались конкой. Так Пятигорский трамвай стал одним из старейших России. Также он был и остаётся одним из немногих узкоколейных трамваев. До сих пор такого расстояния между рельсами – всего 1000 мм – нет ни в одном городе России, кроме Калининграда. В странах ближнего такая узкая колея есть только в четырёх городах: Львове, Таллине, Лиепае и Виннице.
Открытие трамвайной линии было столь значительным событием, что его приурочили к 100-летию курортов КМВ, а на пробное открытие прибыл сам Его Высочество принц Александр Петрович Ольденбургский.
К 1920 году в Пятигорске было 23 вагона (15 моторных и 8 прицепных), которые ездили по двум маршрутам. Первый проходил через «Вокзал» — «Городской парк» — «Цветник» и «Сабанеевские ванны» (у Елизаветинской галереи). Второй — от «Цветника» до «Провала». Общая протяжённость линий составляла всего 8,2 километра. За 1920 годы трамвайная сеть Пятигорска значительно разрослась, появились новые маршруты. Уже в 1924 году открылся маршрут, соединяющий железнодорожный вокзал и Новопятигорск (остановка «Скачки»).
В 1917 году в России наступило непростое время.
http://www.trampark.ru/about/history/