Теги: архитектор ф.и.лидваль, архитектура, вознесенский проспект в санкт-петербурге, гостиница, гостиница астория, исаакиевская площадь в санкт-петербурге, модерн, памятник архитектуры, питер, родина, россия, санкт-петербург, улица большая морская
Санкт-Петербург. Гостиница "Астория"
Санкт-Петербург. Гостиница "Астория" - Подробное описание: http://sterh1973.livejournal.com/169523.html
Другие фотографии на ФотоКто: ← ... | Иерусалимские зарисовки...2 (у студии звукозаписи) →
Просмотры: 2268
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/8
Выдержка:
1/500s
ISO:
160
Ф.расстояние:
35mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
Дата съёмки:
15.06.2014 - 15:19:47
Адрес: Улица Большая Морская, 39/12
Архитектор: Фёдор Иванович Лидваль
Годы строительства: 1911-1912
Стиль: Модерн с элементами неоклассицизма
Угловой участок, завершающий квартал, занимает обращенное одинаковыми фасадами на Большую Морскую улицу и Исаакиевскую площадь монументальное здание гостиницы «Астория».
На этом месте по плану П.М.Еропкина в 1730-х годах значится «место проезжее под казённое строение». В 1770-х годах правую састь, примыкавшую к современному дому 37, занимал двужэтажный дом в шестнадцать окон. За ним располагался двор со служебными постройками, выходивший к Исаакиевской площади. Угол участка застроили только в конце 18 века. Немалый для того времени трёхэтажный угловой дом принадлежал тогда представителям семьи Поггенполь.
Участок Поггенполей простирался до современной Малой Морской улицы, на Исаакиевскую площадь выходили фасады, по-видимому, служебных построек. Левую часть участка по Большой Морской (угол с Исаакиевской площадью) ещё не застроили.
В 1786 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о том, что в доме Поггенполя у Синего моста живёт «...живописец Патерсен, который портреты масличными красками и карандашом рисует». Беньямин Патерсен родился в 1750 году в шведском городе Варберге, учился в Гетеборге. В 1784 году он жил в Риге, а через два года приехал в Петербург, где прожил до смерти в 1810 году. Он создал сотни видов Петербурга маслом и акварелью, выполнил серию гравюр, показывающих облик города и представляющих художественную и историческую ценность.
В 1787 году «Бальц с товарищи в Поггенполевом доме» предлагали книги и ноты.
На аксонометрическом плане 1798 года видно, что угловая часть участка застроена- трёхэтажный дом выходит острым углом к Большой Морской и тянется вдоль площади до Малой Морской улицы. В этом году дом принадлежит адъютанту Поггенполю, а в 1804 году- майору Василию и купцу Фёдору Поггенполям. Затем к 1806 году участок они поделили, часть, выходящая на Большую Морскую, досталась, видимо, «городовому секретарю» Федорову (в 1809 году он именуется губернским секретарём Фридрихом Поггенполем).
В начале 1820-х годов домом владел купец Лука Таиров (вероятно, сын Гаврилы Таирова, владельца дома под современным номером 26). В начале 1830-х годов во втором этаже находился зверинец Карла Берга, где показывали громадных живых крокодилов и редких змей, которых «в известные часы кормили живыми кроликами и птицами». Газета сообщала, что особенно привлекала публику «двухглавая» змея. В 1831 году в доме Таирова снимал квартиру бандажист Императорской Медико-Хирургической академии И.Остерло, а портной К.Г.Генрихсен занимался шитьем мундиров и модного мужского платья.
В 1836 году заложенный и просроченный дом Луки Гавриловича Таирова правление Государственного заемного банка с публичных торгов продало жене опочецкого купца 2-й гильдии Пелагее Андреевой Калгиной.
В ноябре 1840 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление: «Открыта с дозволения Правительства Контора Дилижансов и транспортов... по тракту от Санкт-Петербурга до Риги и обратно. Контора этого заведения честь имеет известить почтеннейшую публику, что отправление пассажиров в зимних экипажах из Санкт-Петербурга и Риги будет производиться каждонедельно по понедельникам... Места отправления сих экипажей назначаются в Санкт-Петербурге 1-й части 2-го квартала на углу Большой Морской, по Вознесенскому проспекту в ломе Калгиной».
В середине 1830-х годов дом принадлежал купеческой жене Бахерахт. В 1840-х дом перешел опять же к купчихе, почетной гражданке Пелагее Андреевне Калгиной. В её доме проживала семья академика живописи Николая Аполлоновича Майкова, сыновья которого- поэт Аполлон и критик Валериан майковы. По воскресеньям в доме собирался литературный салон, его посещали И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, М.А.Языков и много молодёжи- ровесников сыновей.
В 1858 году вдова почетного гражданина П.А.Калгина продала свой дом надворному советнику Степану Дмитриевичу Воронину. Это был человек деловой, разбогатевший на хлебной торговле в Тверской губернии. В Петербурге он занимался скупкой доходных домов. Сдавая их внаем, умножал свой капитал. Занимался благотворительностью, получил дворянство. Его младщий сын, академик-ботаник Михаил Степанович Воронин, приватно тоже успешно занимался доходными домами, в частности, владел домом на месте дома 13 по Большой Морской. Старшие сыновья- офицеры вели себя «соответственно», отцу приходилось платить их карточные долги. Впрочем, позже вроде остепенились. Но в 1863 году не так давно купленный дом коллежский секретарь С.Д.Воронин закладывал провиантскому департаменту Военного министерства.
В этом же году он скончался, оставив дом сыну- гвардии поручику Константину. Тот собрался перестроить дом. В архиве сохранился чертеж предполагаемого нового фасада по Большой Морской. Но перестройка не состоялась, и в 1870 году Константин продал дом брату Александру, теперь действительному статскому советнику, владевшему участком дома 26 по той же улице. Но тот тоже недолго владел купленным у брата домом.
С начала 1870-х годов и до 1903 года домом владел князь Дмитрий Александрович Львов, потом его жена Алексендра Павловна, а потом их сын Александр Дмитриевич, который много сделал для развития пожарного дела в России. Он написал первое руководство для городской пожарной команды, а в 1892 году организовал Первую Всероссийскую пожарную выставку. Львов на свои средства содержал пожарную команду, а в его доме на Большой Морской находилось Соединённое Российское пожарное общество.
В 1898 году опять вознамерились перестраивать дом, но тоже не собрались.
В 1903 году здание было куплено всё тем же страховым обществом «Россия» за 1 миллион 300 тысяч рублей и использовалось, вероятно, как доходный дом или гостиница. С 1907 года владельцем участка стало акционерное общество «Палас-отель», сообщившее о своём намерении построить для гостиницы новое здание.
В 1910-1911 годах проект нового сооружения разработал Фёдор Иванович Лидваль. Гостиница «Астория»- наглядный образец модернизированной классики и принадлежит к числу лучших работ зодчего.
Строительство велось в 1911-1912 годах при участии фирмы «Вайс и Фрейтаг», производившей железобетонные работы. Понятия капиталистического времени и интересы заказчика требовали от архитектора максимального использования участка для создания наибольшей вместимости гостиницы, а следовательно, и наибольшего дохода. Этим в первую очередь объясняется значительная, по сравнению с окружением, высота и масивность сооружения. Но в угловой части занят полностью весь участок только в первом этаже, в верхних этажах угол срезан по требованию Академии художеств, «чтобы будущее здание не заслоняло собой вида с Морской улицы на Исаакиевский собор».
Фасад шестиэтажного здания состоит из трёх ярусов. Два нижних этажа облицованы серовато-розовым гранитом Каменногорского месторождения. Из того же гранита высечены овальные медальоны, украшенные цветочными гирляндами, маски и вазы. Три следующих этажа объединены каннеллированными пилястрами, вертикали которых перекликаются с колоннадой здания бывшего германского посольства, расноложенного не другой стороне площади. Верхний мансардный этаж с вазами можно рассматривать как аттик, завершающий фасад Внутренние помещения гостиницы- вестибюль, пардная лестница, банкетный зал, ресторан- также отделаны в силе модерн с элементами классицизма.
Новое здание сразу же получило известность как необычайно комфортабельный отель. В рекламе гостиницы «Астория» говорилось: «Астория№. Гостиница и ресторан вновь открыты в 1912 году. Первоклассный дом с 350 номерами и залами и 150 ванными комнатами, великолепные приемные залы». В здании имелись 10 лифтов, световая электрическая сигнализация, центральное паровое отопление, специальная вентиляция, телефон. Владельцем гостиницы числился в это время «германский подданный Отто Мейер».
В 1917 году это была Петроградская военная гостиница, где квартировали высшие комендные чины Генштаба, офицеры, а после революции- 1-й дом Петроградского Совета. Здесь останавливался Ленин и многие руководящие работники, в 1920 году- делегаты Второго конгресса Коминтерна. Дважды (в 1914 и 1934 годах) в гостинице останавливался английский писатель Герберт Уэллс. Располагались тут и различные учреждения, например, мусульманский клуб; работал комиссар по делам мусульман.
В 1941 году Гитлер собирался по случаю взятия Ленинграда устроить для немецких офицеров в гостинице «Астория» праздничный банкет, так и не состоявшийся. Во время Великой Отечественной войны гостиница вновь стала военной. Часть номеров отвели жильцам разрушенных домов. Разместился здесь и один из стационаров, где врачи спасали умиравших от голода и дистрофии ленинградцев. В конце 1980-х годов проведена реконструкция гостиницы. Теперь в отеле 436 номеров, 3 ресторана, банкетный зал, конгресс-холл, бизнес- и оздоровительный центры, система гостиничного телевидения.
Л.Бройтман, Е.Краснова: Большая Морская улица. Издательство «Центрполиграф», 2005.