Теги: монастырь, паломнисество, памятник архитектуры, посёлок толга, православие, родина, россия, свято-введенский толгский монасты, свято-введенский толгский монастырь, христианство, январь, ярославль
Свято-Введенский Толгский монастырь. Введенский собор и Крестовоздвиженский храм
Свято-Введенский Толгский монастырь. Введенский собор и Крестовоздвиженский храм
Просмотры: 1306
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/10
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
28mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
Дата съёмки:
07.01.2017 - 12:49:37
Адрес: Ярославль, посёлок Толга, 1
Год основания: 1314
Основатель: Епископ Ростовский Прохор (в схиме Трифон)
В ряду знаменитых иноческих обителей на святой Руси в которых православный русский человек надеялся и надеется по преиму ществу найти благодатное религиозное утешение, в которых он любил и любит изливать пред их святынею свою душу, свое сердце в дни светлой радости и тяжелых испытаний, можно поставить и древний Свято-Введенский Толгский монастырь.
Обитель находится недалеко от Ярославля, на левом берегу Волги, при впадении в эту реку небольшой речки Толгоболки или Толги. Белые каменные стены с высокими угловыми башнями, монастырские храмы, с массою глав, сияющие своими куполами и крестами и царящая над всем этим массивная колокольня, сливаются в одну величественную стройную громаду и невольно приковывают к себе взоры путешественников по Волге.
Толгская обитель возникла в «лютое» время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц как духовный центр Ярославского края. Сравнивая два крупнейших монастыря Ярославля и его окрестностей — Спасо-Преображенский и Толгский, ярославский литературовед Сергей Алексеевич Золотарев отметил, что с Толгской обителью связана созерцательная, подвижническая сторона монашеского быта — такие монастыри «не от царей, бояр и богатств поставлены, но слезами, пощением, молитвою и бдением».
Начало обители относится ко времени правления в Ярославле св. благоверного князя Давида, сына св. благоверного князя Федора , Смоленского и Ярославского чудотворца, и связано с явлением ростовскому епископу Трифону чудотворной иконы Богоматери.
В 1314 году владыка Трифон, завершив осмотр обширной Ростовской епархии и возвращаясь водой с Белозерья, «за шесть верст не доехал до града Ярославля и стал на брегу на реке на Волге, на нагорной стране ночевати месяца августа в 8 день». В полночь владыка проснулся и увидел необыкновенный свет, тогда он взял посох, вышел из шатра. И тут «явися владыке за Волгою столп светле, от земля и до небеси неизречене, и мост явися ему чрез Волгу». Пораженный столь необыкновенным явлением, святитель взял посох свой и по чудному мосту перешел Волгу. Здесь увидел он, что свет исходит от иконы Божией Матери, «ни на древе, ни на земли, но на воздусе стоящ». Долго молился святитель перед иконой, наконец по тому же мосту возвратился в свой шатер. Перед отправлением преосвященного в Ярославль служители хватились его посоха, но «не найдоша нигде в стану его и известиша владыке, что с вечера посох был у него в шатре». Преосвященный, «восхоте Пречистой Богородицы образ чудотворный прославити», повелел служителям плыть за Волгу и взять там посох на месте, которое он указал своим перстом. Здесь обрели они икону Богоматери, стоящую «уже на земле в древнем лесе», между деревьями, и там же нашли посох.
И тогда епископ Трифон, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. Владыка и его спутники «нача своими руками сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу». Весть о чудесном явлении дошла до Ярославля, и множество горожан и жителей окрестных деревень поспешили на помощь епископу в постройке храма: «и текоша все многое множество людей на оное место ко епископу... и способствовали творимому делу». Первыми они испытали на себе чудотворную силу иконы: «и многие исцеления были тогда различными недуги одержимым».
За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ Трифон, освятив церковь во имя Введения Богоматери во храм, «братию собра и монастырь устрой и игумена в нем постави».
Обитель стала называться Толгской по реке, которая впадает здесь в Волгу, а празднование чудотворной иконе Толгской Богоматери было установлено 8 августа, в день явления святыни.
Сведения о ранней истории монастыря скудны и отрывочны, они содержатся не столько в немногочисленных сохранившихся документах, сколько преимущественно в различных редакциях «Сказания о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери». На сегодняшний день известно более ста его списков. Одна из наиболее подробных редакций составлена в 1694 году Михаилом, предположительно монахом Толгского монастыря, она содержит роспись 38 чудес. Одной из причин такой краткости сведений является пожар, бывший в монастыре через несколько десятилетий после его основания и уничтоживший до тла все его грамоты и документы. Чудотворная икона была найдена после пожара целой и невредимой «в дубраве на дереве» около монастыря. Монахи, считавшие святыню погибшей, взяли образ и «обрадовано несоша с пением честно на прежде бывшее место, яже где бяше по явлении». Позднее на месте чудесного спасения образа поставили часовню.
Об этом пожаре упоминается в копии с ведомости, представленной настоятелем монастыря игуменом Филимоном в Ростовскую духовную консисторию от 30 апреля 1779 года, где между прочим сказано: на каком основании оный Толгский монастырь построен, какие ему грамоты и привилегии даны были, о том по пожарному случаю никакого подлинного известия не найдено.
Однако, на основании всего этого, что рассказывается о начале Толгского монастыря, можно видеть, что это не был так называемый ктиторский или вотчинный, одним словом «готовый» монастырь, один из тех, которые строились богатыми людьми, особенно князьями, которыми они владели как своей собственностью. Не был он построен и каким-либо богатым частным лицом, имеющим ввиду потом поселиться в нем в качестве монаха или желающим приготовить себе и всему своему роду фамильное место для погребения, как это сплошь и рядом практиковалось в те времена.
Основателем монастыря здесь выступает местный епархиальный епископ, самый факт и место основания являются не заранее намеченными и обдуманными, а случайными, вызванными непредвиденным обстоятельством явления иконы. Строителями монастыря, в буквальном смысле этого слова, является сам епископ, его свита и подоспевшие на помощь Ярославцы.
Таким образом, на основании всей обстановки, среди которой получил свое начало Толгский монастырь, его с положительным правом можно отнести к тем немногим древне-русским обителям, которые, на подобие Киево-Печерского монастыря, были выстроены без предварительного злата и серебра, с одною только верою и упованием на помощь Божию.
Первым событием, которое становится известным в истории новосозданной обители является вышеупомянутый пожар. Обитель не прекратила своего существования после постигшего ее бедствия — она была восстановлена благодаря помощи благотворителей. Как повествуется в сказании об одном из чудес от иконы Толгской Богоматери, некий житель Великого Новгорода Василий, обезножев, прибыл после пожара в Толгский монастырь с надеждой на исцеление. Увидев пепелище, он «подаде на строение церкви тоя с усердием имения своего довольно». После того как деревянный храм был заново выстроен и освящен во имя Введения Богоматери во храм, жертвователь исцелился от болезни. А через некоторое время «некий муж благоговейн, от благородных родителей, принесе в монастырь... священные сосуды, ризы же и книги».
16 сентября 1392 года произошло чудо мироточения иконы Толгской Богоматери. В одном из поздних переложений сказания это событие представлено так: «Однажды, во время совершения братиею утрени, внезапно от иконы Божией Матери из руки истекло миро, которое наполнило весь храм великим благоуханием. И сие миро соделалось источником многих исцелений и чудес, оно имело благодатную силу врачевать различные недуги». В память о чуде в обители ежегодно совершалась торжественная служба.
В это время Толгский монастырь становится владельцем земельных угодий: ярославский князь Федор Федорович пожаловал обители деревню Кукольцыно «со всеми угоди по своей душе и по своих родителех в вечное поминовение»; князь Юрий Константинович (Шаховской) — пустошь Большую Хинову. К середине XV века многочисленными потомками Федора Черного Ярославское княжество было разделено на мелкие уделы. Толгский монастырь, оказавшийся в вотчине «окупных князьков» Засекиных, находился от них в определенной административной, судебной зависимости и вынужден был платить им дань. Монастырские власти «безчестья не могли стерпети» и обратились с челобитной к великому князю Василию Темному, и тот взял обитель под свое покровительство.
В 1553 году посетил Толгский монастырь и получил исцеление от его чудотворной святыни царь Иван Грозный. Он совершал паломничество в северные земли: «ездил в Кирилов монастырь, и бе в то время болен ногама, и ехаша из Кирилова в судех по реке по Волге, и приехаша ко Пречистой Богородице в дом к чудотворному образу, и моляше Пречистой Богородице с желанием исцеле от болезни своея и бысть здрав, и поиде в путь свой радуюся». Благодарный монарх «образ чудотворный велми повеле украсити от серебра и злата и бисера и камения многоценна. По сем церковь немалу на хвалу Богу каменну повеле соградити и обитель ту честну учинити. Даде же и вкладу ту не мало». Таким образом, первое царственное посещение Толгской обители оказалось сугубо радостным событием, как для высокого посетителя и всей его свиты, так и для самой обители. С этого времени Толгская обитель становится лично известной царственным лицам, которые время от времени посещают ее святыни.«И нет, кажется, такого государя, который, проезжая по Волге, не молился бы со всей Русью перед «теплой Заступницей мира холодного».
Смутные годы с их политической растерянностью и борьбой сначала задели хотя маленьким краем и Толгскую обитель, а потом разразились над ней тяжким бедствием, выразившемся в полном разорении монастыря. 18 мая 1609 года Толгский монастырь подвергся жестокому испытанию — отряд поляков захватил обитель, осквернил и разграбил ее. Сорок шесть иноков, скрывшихся в храме, были перебиты. Их братскую могилу долгое время отмечал «раздвоенный» камень, и богомольцы брали сквозь его отверстие могильную землю, веруя, что она обладает целебной силой. В 1893 году над местом захоронения иноков была сооружена часовня по проекту архитектора Н. И. Поздеева. В 1911 году ее интерьер украсили стенным письмом. В дни празднования 600-летия Толгского монастыря в 1914 году ее торжественно освятили как храм-часовню. Ежегодно 18 мая здесь совершалась заупокойная лития по погибшим.
В смутные дни польского нашествия икона Толгской Богоматери хранилась вне стен монастыря. Со временем икона приобретала статус первой среди чтимых икон Ярославля, к ее помощи в трудные времена прибегали и ярославцы, и жители окрестных мест, и многочисленные паломники. История сохранила нам несколько случаев, когда святая Толгская икона приносима была в Ярославль, и каждый раз принесение ее сопровождалось поразительными проявлениями милости Божией к городу.
Как рассказывают местные предания, в 1612 году в Ярославле, ставшем местом сбора народных сил в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, произошло моровое поветрие. И тогда с иконой Толгской Богоматери и другими святынями города совершился первый из известных в Ярославле чрезвычайных крестных ходов, после которого болезнь отступила.
В 1657 году новое бедствие постигло город и его окрестности — сильнейшая двухмесячная засуха, когда «люди сетоваху, зверие рыкаху, скотие скорбяху, и злаком земля изсыхаше». Снова жители города обратились за помощью к чудотворному образу, и, когда икону Толгской Богоматери вносили в Ярославль, «солнце сокрываше лучи свои, облацы дождь даша доволен, земля же умягчися, древеса и плоды прорастиша плод свой, трава и жито изыде, дождневного же кропления бысть сутки трои. Сему же веселяхуся людие, зверие играху, скотие скакаху».
В 1681 году в жизни Толгского монастыря произошло знаменательное событие: опальный патриарх Никон, возвращаясь по Волге из ссылки и застигнутый предсмертной болезнью в дороге, «августа 15 дня порану достигши» обитель на Толге. Когда судно пристало к берегу, патриарх в присутствии монастырской братии причастился «от руки своего духовного отца архимандрита Кириллова монастыря Никиты». Здесь патриархом учинено было духовное во Христе примирение с прежним своим недоброжелателем, архимандритом Ярославского Спасского монастыря Сергием, сосланным в сей монастырь на покаяние. Житие святейшего патриарха Никона рассказывает об этом так: «Той Сергий, видев блаженнаго, яко уже близ к смерти сущ, припаде к ногам его со слезами умиления глаголы вещая и рече: «прости мя, святче Божий, яко паче всех сих, иже поношение на тя поняли, досаждение творил, и поношение и всяку злобу святыни твоей во время изгнания твоего повинен ти аз, собору всем угодная творя». После этого Сергий рассказал, что когда он сегодня после литургии и трапезы лег немного уснуть, явился ему во сне святейший патриарх Никон со словами: «брате Сергие! Возстани сотворим прощение», и абие у кельи моей, рассказывал Сергий, страж монастырский нача толцати, глаголя, яко шествует Волгою святейший Никон патриарх, и уже близ монастыря. Игумен и братия пошли в сретение ему, аз же сие видев и от стража слышав, притрепетен быв и ужасеся, воста и едва прииде в себе и тече скоро во след братии и прииде семо к твоей, Владыко, святыни», и абие прощение от блаженнаго оный Сергий ту получи и виденное сам пред всеми поведа. В этот же день, во время вечерни, блаженный патриарх Никон скончался в своем струге в Ярославле, на реке Которости, против Спасо-Преображенского монастыря, искренне оплакиваемый всеми жителями Ярославля.
Примечательная страница в истории Толгской иконы связана с митрополитом Димитрием Ростовским. Незадолго до кончины святителя, в октябре 1709 года, на поклонение чудотворной иконе решила приехать царица Прасковья Федоровна (вдова Иоанна Алексеевича, царствовавшего вместе с Петром I с 1682 года до своей смерти в 1696). По случаю осенней распутицы она просила принести икону в Ростов. Димитрий Ростовский, «бывый уже в последних днях», сказал: «грядут в Ростов две гостьи, Царица Небесная и Царица земная, только я уже видеть здесь не сподоблюся». Так и случилось. Царица с дочерьми прибыла в Ростов 28 октября через несколько часов после смерти святителя. Отслужив по нему панихиду, паломницы отправились с крестным ходом встречать икону Толгской Богоматери, которую царевны на своих руках принесли сначала в Ростовский Богоявленский монастырь, а потом в Успенский собор. Сюда же по распоряжению царицы Прасковьи было перенесено тело митрополита Димитрия. Так икона Толгской Богоматери присутствовала при совершении обряда прощания с одним из самых почитаемых святых русской Церкви.
28 июня 1863 года Толгский монастырь посетил наследник Всероссийского престола Николай II Александрович. По осмотре церкви и ризницы, цесаревич был потом в монастырском кедровом саду. Прогулка по кедровой роще так понравилась Его Высочеству, что, обращаясь к своему воспитателю, графу Сергею Григорьевичу Строганову, он воскликнул: «граф! Я здесь ожил».
Но более всего в Толгской обители бывало богомольцев безвестных, монастырская гостиница, построенная в 1882 году, никогда не пустовала. По свидетельствуй А Тихомирова, «в монастырь ездят многие еще Великим постом говеть, считая это за особо богоугодное дело».
В череде годовых праздников Толгского монастыря два проходили с особой торжественностью — храмовый праздник Введенского собора 21 ноября (4 декабря) и день явления иконы Толгской Богоматери 8 (21) августа. Первый праздник приходился на позднюю осень, когда Волга еще не окончательно вставала, что затрудняло сообщение Ярославля с обителью. В сказании об иконе нашел даже отражение случай чудесного спасения 21 ноября 1637 года переправлявшихся через Волгу людей, чья лодка была перевернута льдиной.
Главный праздник Толгского монастыря, получивший название «Толгиного дня», проходил при большом стечении богомольцев. Многие из них приезжали в обитель еще вечером, считая «необходимым канун праздника проводить в строгом посте, оставаясь без пищи все время пути и ложась спать натощак. Только на другой день, отстояв обедни и молебен, они разрешали себе пищу, но и то очень умеренную. Все паломничество совершалось с чувством глубокой набожности. В день праздника из Ярославля в Толгскую обитель совершался многолюдный крестный ход с чтимыми иконами города. Особенно многолюдным было следующее за «Толгиным днем» богомольное воскресенье, когда в монастырь стекались массы народа из окрестных сел и деревень.
В 1914 году обитель отмечала свой 600-летний юбилей. Приготавливаясь к такому славному событию, наместник монастыря, игумен Серафим (Самойлович, новомученик, † 1937 г.) с благословения и указания Высокопреосвященнейшего настоятеля обители Архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона (Белавина) произвел сложный и основательный ремонт всех храмов и монастырских зданий.
В декабре 1910 года Владыка Тихон писал: «Для достойного ознаменования 600-летнего юбилея Толгского монастыря хорошо было бы еще при монастыре устроить какое-либо благотворительно-просветительное учреждение, в роде, например, приюта для мальчиков с ремесленными классами». В 1913 году им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до двадцати пяти учеников. Благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона (на сумму пятьсот рублей) был расширен монастырский странноприимный дом.
Но юбилейными торжествами руководил уже архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский, новомученик, † 1928 г). Обитель во главе с ее наместником в дни юбилея приняла множество богомольцев. Были устроены навесы для ночлега и раздача хлеба. Паломники бесплатно получали образки и брошюры духовного содержания.
Глубокой скорбью и тяжелыми предчувствиями о будущей судьбе России исполнила сердце Владыки начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война. Верный традиции русского благочестия, святитель Агафангел решил в грозное время народного бедствия вместе со своею паствой обратиться к заступничеству Божией Матери. День 16 (28 н. ст.) сентября (память истечения мира от Толгской иконы в 1392 г.) стал днем всеобщей сугубой молитвы ко Пресвятой Богородице всех православных христиан Ярославской епархии о даровании победы христолюбивому российскому воинству в жестокой войне. В это время при Толгском монастыре был учрежден лазарет для раненых.
Вскоре положение в России резко изменилось. На территории ее центральной части установилась богоборческая власть. Сведения о жизни обители после 1917 года скудны, известно лишь, что в 1918 году наместником монастыря был архимандрит Анемподист, который 15 (27 н. ст) июня 1918 года писал Святейшему Патриарху Тихону: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко, Всемилостивейший Благодетель мой о Христе Иисусе. Аще Господу Богу угодно, то благословите мне проездом в Москву 4 июля остановиться в Сергиево-Троицкой Лавре на праздник Преподобного Сергия. Мое сердечное желание зреть Вас, принять участие в молитве с Вами и с сердечным чувством благоговейнейшаго почитания и глубокой сыновней преданности смиреннейше повергнуть себя к Святым стопам Вашим, как избраннику Божию, истинному сыну Церкви, сотворившему свое любвеобильное сердце храмом Божиим и жилищем Духа Святаго, Который возвестил людям избрать Вас на Патриарший Престол Вашими устами возвещать волю и учения. Имею счастие доложить Вашему Святейшеству, как печальнику Русских обителей, что у нас в Святой обители Пресвятыя Богородицы до настоящаго дне обстоит благополучно. Вашего Святейшества Всенижайший послушник недостойный и многогрешный Архимандрит Анемподист. 15 июня 1918 г. Толгский монастырь».
В октябре того же года была произведена опись всего имущества монастыря, составлено соглашение, содержание которого заключается в том, что насельники Толгского монастыря приняли все это имущество от Ярославского Совдепа в бессрочное, бесплатное пользование на определенных условиях.
Летом 1920 года в Толгу приехала группа учеников из Ярославля. Коммунистическая власть, чтобы как-то поддержать детей школьного возраста в голодное время, вынесла решение отправлять их в сельскую местность на летние школьные каникулы. В дальнейшем подобные выезды школьников стали проводиться каждое лето.
В 1923 году ярославские власти решили в Казанском девичьем монастыре открыть дом крестьянина. Все монахини, а их было тогда до 300 человек были выселены без предоставления какого-либо помещения. Многие разъехались по стране и немало их поселилось в Толгском монастыре, хотя он и был тогда мужским. Поселились они в монастырской гостинице, часть которой была занята богадельней и приезжавшей на лето вышеупомянутой школьной колонией. Монастырь продолжал жить и в этих условиях до 1928 года, а в 1929 году с его звонницы были сброшены колокола.
Из имеющейся в монастыре копии протокола заседания партийной фракции Губсовета безбожников о состоянии работы по ликвидации Толгского монастыря от 28 декабря 1928 года видно, что народ любил эту обитель. Было собрано полторы тысячи подписей против закрытия, а «если решат закрыть, то будем силой отстаивать свой монастырь».
В начале 30-х годов советское правительство решило построить в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское гидроэлектростанцию. Плотина должна была перегородить Волгу в окрестностях Толгского монастыря. С 1932 года выезды школьной колонии сюда прекратились. Монастырь был полностью выселен, остались свободными все его здания и храмы, и обитель была выбрана властями для организации в ней управления строительством, так как в те годы вокруг были только деревни, поля и леса. Сюда стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие из них привозили с собой свои семьи, заселившие кельи.
В Толгском монастыре для испытания действующей модели будущего гидроузла был выбран Введенский собор и рядом стоящая звонница. В центре собора, от алтаря до западной стены, соорудили огромную белую плиту. У алтарной стены (на месте иконостаса) построили макет плотины. Для выхода отработанной воды в полу собора пробили отверстие, а в его подклети установили огромную бетонную ёмкость. Рядом с колокольней в маленьком кирпичном сооружении (сейчас иконная лавка) установили два насоса. На колокольне был сооружен огромный металлический резервуар. Насосы нагнетали воду в резервуар, откуда она самотеком поступала в собор и выливалась, проходя плотину, на бетонную плиту. После этого по трубе сливалась в бетонную емкость под полом собора.
В 1935 году научный работник музея Алехина, обследовав Толгский монастырь, писала: «Собор занят гидромеханической лабораторией, ранее находившейся в ведении Ярославского Средволгстроя, теперь переходящей в ведение НКВД. Внутри главного храма устроено перекрытие, делящее церковь на два этажа. У стены внизу храма проходят трубы с водой, которая подается специально поставленным насосом с двигателем в северные подклети храма (для чего были проломлены пол храма и стена фундамента). В центре устроен оцементированный лоток, который в скором времени наполнится водой. В подклетях под алтарем устроены вцементированные резервуары, также предназначенные для воды. В северной части главного храма, а также в северной части галерей поставлены специальные аппараты для научно-исследовательской работы. Фрески в этой части галерей закрашены. Южная галерея разделена на три части, где находятся: химическая лаборатория, кладовая и магазин. Фрески здесь поцарапаны, отбиты и частично закрашены».
Проведенные исследования грунта в Ярославле дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск.
Волгострой перебрался на новое место, но монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, не имевших по той или иной причине жилья. Занятыми под жилье оказались не только кельи, но и все крепостные башни. В части Никольского храма построили второй этаж. Жители приспосабливали неудобные для жилья помещения, прорубая новые окна и закладывая старые, а то и просто увеличивая их. Прорубали новые двери, срубали своды и карнизы.
Сразу после отъезда Волгостроя в 1936–37 годах в монастырь приехали новые хозяева — воспитатели и воспитанники школы ФЗУ Наркомюста, в последствии детской колонии НКВД. Ее разместили в здании монастырской гостиницы, в которой уже не было ни богадельни, ни школьного лагеря.
На рубеже 60-х годов рядом с монастырем развернулось строительство. Бывший его хозяйственный двор с постройками и гостиницей и большая луговина на левом берегу речки Толги были обнесены бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Так началось создание исправительной колонии малолетних преступников.
Для персонала построили рядом каменный двухэтажный дом. Есть сведения, что на его фундамент брали каменные памятники с уничтоженного монастырского кладбища. Впоследствии там вырос поселок, куда переселялись из монастырских зданий работники колонии. Последние жители обители, жившие здесь десятки лет, были выселены в 1986 году.
Духовная жизнь монастыря замерла на долгие годы. Лишь 7 декабря 1987 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Святейшим Синодом на территории древнего монастыря была учреждена первая в современной России женская обитель.
Обитель в момент передачи Церкви находилась в состоянии крайней заброшенности. Большая часть построек — замечательные памятники русской архитектуры пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью были утрачены настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. Частично сохранившиеся стены давали лишь смутное представление о когда-то величественном монастырском ансамбле. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.
С помощью Божией, вопреки трудностям, восстановительные работы начались, стали собираться и первые насельницы, которых не устрашила временная неустроенность монастырского быта.
26 мая 1988 года возрождающаяся Толгская обитель праздновала особое радостное событие — обретение и перенесение честных мощей великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX века — святителя Игнатия (Брянчанинова). Милостью Божией честные мощи «Отца современного иночества» почивают в обители по сей день.
29 июля 1988 года во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена праздничная Божественная литургия архиерейским чином. Народ горячо молился, чтобы Господь послал восстанавливающейся обители Свои великие и богатые милости. Молящиеся на этой службе ощущали живое единение со всеми, кто своими трудами приблизил день этого светлого торжества.
Знаменательное событие в жизни возрождающейся обители отмечено 25 сентября 1988 года. За Божественной Литургией в Спасском храме благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) Высокопреосвященнейшим Платоном Архиепископом Ярославским и Ростовским была возведена в сан Игумении.
По назначении на Толгу игумения Варвара с первых же дней начала поднимать монастырь из руин. За короткий срок оборудовано отопление, подведены водопровод, канализация, организованы столярная и слесарная мастерские, газовая котельная, гараж, отреставрированы или заново возведены каменные хозяйственные строения и кирпичные келейные здания, устроены овощехранилища, налажена работа трапезной, оборудован медицинский кабинет. «То, что казалось безвозвратно ушедшим, оживает вновь. Это чудо...», — можно прочитать в книге почетных гостей.
Сейчас Толгский монастырь по всей справедливости может быть отнесен к числу благоустроеннейших российских обителей.
http://montolga.ru/history/tolga/9
Спасибо Александр.
Много нового узнал.