Теги: алексей шаповалов стерх, архитектура, восточный дом причта кирхи, город, дом причта, кирха, конец 19 века, модерн, памятник архитектуры, родина, россия, смоленск, смоленская область, улица блонная в смоленске, улица ленина в смоленске, эклектика, январь
Смоленск. Восточный дом причта бывшей кирхи
Смоленск. Восточный дом причта бывшей кирхи
Другие фотографии на ФотоКто: ← *** | Продавец лимонада →
Просмотры: 1561
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/4,5
Выдержка:
1/200s
ISO:
200
Ф.расстояние:
24mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
Дата съёмки:
01.01.2015 - 14:58:29
Адрес: Смоленск, улица Ленина (Блонная) 14
Годы строительства: Конец 19 века
Стиль: Эклектика с элементами модерна
Занимает участок в центре города, рядом со зданием архива рубежа 17-18 вв. Принадлежавший в 1-й пол. 19 в. Инженерному дому участок был подарен в 1843 г. Евангелическому обществу Николаем I. Царь предоставил в 1858 г. и 3 тыс. рублей на строительство кирхи.
Кирха Иисуса (12), освященная в 1860 г., возведена в глубине квартала. Ее узкий фасад со входом виден в просвете между двумя одинаковыми корпусами Общества (10 и 14). Их северные фасады выходят на красную линию улицы. Построены они уже в самом конце 19 в. и сильно отличаются от кирхи, типичной для протестантских культовых зданий, сооружавшихся в русских городах во 2-й трети 19 в. Дом № 14 был домом причта при кирхе. Стены всех зданий кирпичные, оштукатуренные.
Кирха Иисуса - прямоугольное в плане здание с двускатной продольной кровлей, нетрадиционно обращенное на юг невысоким полукруглым алтарем. Противоположный фасад завершен усеченным щипцом со ступенчатым основанием скатов. Его форма повторена и в обрамлении арочного портала на том же фасаде. Строгие продольные фасады прорезаны по пяти осям высокими арочными окнами в профилированных тянутых наличниках.
Главный вход ведет в поперечный притвор. За ним - длинный высокий зал с лучковым сводом, разделенный в 20 в. плоским перекрытием. В интерьере примыкающие к простенкам пилоны переходят в арки, образуя глубокие ниши перед окнами. Вершины арок выше пят свода. Трехчастный арочный проем между алтарем, перекрытым конхой, и храмом частично заложен.
Двухэтажные корпуса с подвалами, почти зеркально повторяющие друг друга, обращены к кирхе скругленными углами. Планы обоих зданий близки прямоугольной трапеции. Примыкающие к соседним домам торцы параллельно скошены.
В переделанных главных фасадах, декор которых был гораздо богаче внешнего убранства кирхи, уже ощущается влияние модерна. Фигурный фронтон подчеркивает среднюю ось фасада, его килевидный верх и фланги уличных фасадов увенчаны вазонами на ярусных постаментах. В центре фронтонов на каждом корпусе - прямоугольное чердачное окно со сложным первоначальным переплетом.
Планировка корпусов одинакова: вход на средней оси главного фасада ведет в узкую прихожую. Ее продолжает лестничная клетка с выходом на двор, закрытым позднейшей пристройкой. Подвалы перекрыты параллельными сводиками по балкам.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, "Наука", 2001 г.