error
Регистрация

Нижний Новгород. Кафедральный собор Александра Невского (Новоярмарочный)

 
 
Нижний Новгород. Кафедральный собор Александра Невского (Новоярмарочный) - Алексей Шаповалов Стерх
Нижний Новгород. Кафедральный собор Александра Невского (Новоярмарочный)
Теги:  россия, родина, поволжье, город, нижний новгород, улица стрелка в нижнем новгороде, собор александра невского, александро-невский собор, архитектура, памятник архитектуры, 1867-1881 годы, архитектор л в даль, архитектор р я килевейн, русско-византийский с
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Курск. Воскресенский храм Знаменского монастыря :: Алексей Шаповалов Стерх
Кимры. Спасо-Преображенский собор :: Алексей Шаповалов Стерх
Пенза. Бывший жилой дом :: Алексей Шаповалов Стерх
Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь. Спасо-Преображенский собор и храм Ярославских Чудотворцев :: Алексей Шаповалов Стерх
Углич. Алексеевский монастырь. Успенский Дивный храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Кисловодск. Главные Нарзанные ванны :: Алексей Шаповалов Стерх
Ярославский Казанский монастырь. Казанский собор :: Алексей Шаповалов Стерх
Тверь. Памятник Михаилу Кругу :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  **   |   Осень в Изборске  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Нижний Новгород. Кафедральный собор Александра Невского (Новоярмарочный)
Адрес: Нижний Новгород, улица Стрелка, 3 а
Строительство: 1867-1881 годы
Архитекторы: Лев Владимирович Даль, Роберт Яковлевич Килевейн
Стиль: Русско-византийский стиль

Вопрос о строительстве второго православного храма на Нижегородской ярмарке был вызван бурным ее развитием к середине ХIХ века. В отдельные годы сюда съезжалось до 200 тысяч человек, что в два раза превышало население города.
Единственный тогда на территории ярмарки Спасский собор, построенный в 1822 году, уже не мог вмещать большую часть прихожан, особенно во время праздников. В связи с этим ярмарочное купечество, большая часть которого сосредоточилась на сибирской стороне ярмарки, т. е. довольно далеко от Спасского ярмарочного собора, ходатайствовало перед губернатором генерал-майором А. Н. Муравьевым и обратилось с официальным прошением к Нижегородскому епископу Антонию Павловскому с просьбой о необходимости строительства нового храма.
Первоначально предполагалось построить однопрестольную церковь. Однако после приезда на Нижегородскую ярмарку в августе 1858 года Александра II с императрицей Марией Александровной и великою княжной Марией Александровной купечество, "осчастливленное" этим посещением, "на память о преданности своей православию и престолу" решило соорудить не только храм, удовлетворяющий религиозной потребности торговцев, но храм величественный, увековечивающий патриотизм верноподданных". Поэтому решено было устроить в новой церкви три престола во имясвятых, тезоименных членам императорской фамилии: Александра Невского, Марии Магдалины и Николая Мирликийского (святителя и чудотворца).
Император одобрил такое решение купечества и даже указал место для будущего храма - на Стрелке, у слияния Оки и Волги.
Купцы рассчитывали обеспечить приток пожертвований на строительство. В определенной степени это удалось: сразу же было собрано около 20 тысяч рублей.
Однако дело затянулось с самого начала. Лишь через год было получено официальное разрешение на возведение собора. Проектный план Нижегородской ярмарки с нанесенным на него местоположением собора Александра Невского был "высочайше" утвержден 11 августа 1860 года.
Был создан специальный орган, получивший наименование "Комитета по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма". Большинство его членов считало выбранное место неудачным, т. к. оно постоянно заливалось весенними водами.
В конечном итоге было решено не отступать от первоначально намеченного плана.
Торжественное освящение места строительства собора состоялось лишь 8 сентября 1864 года. Но к этому моменту оставался открытым вопрос о выборе проекта собора.
К сожалению, остается неустановленным до сего времени, кто из архитекторов принимал участие в решении этой существенной для облика Нижнего Новгорода градостроительной задачи.
По мнению историка нижегородского зодчества Н. Ф. Филатова, это был Лев Владимирович Даль. Но другие исследователи документально опровергают эту версию (С. Л. Агафонов, А. И. Давыдов, И. С. Агафонова, С. М. Шумилкин и др.).
В начале 1864 года проект собора был составлен и передан на рассмотрение в Министерство путей сообщения губернским архитектором Робертом Яковлевичем Килевейном, о чем свидетельствует его подпись на чертежах.
По проекту Александро-Невский собор представлял собой центрическое сооружение с пятью восьмигранными шатрами, центральный из которых поднимается на высоту 72,5 метра. Архитектура собора ориентировалась на проекты К. Тона, а за образец была взята Благовещенская церковь в Петербурге, построенная этим архитектором в 1849 году. Посланный в Петербург на утверждение, проект был существенно переработан с изменением общего стилистического характера фасадов, ориентированных уже на средневековую романскую архитектуру при сохранении общих габаритов и пятишатрового завершения. На самом деле в Петербурге был разработан фактически новый проект собора для Нижегородской ярмарки. Имя его автора в архивных документах не упоминается. Скорее всего, работу выполняли рядовые служащие департаментов, переносившие на чертеж замечания и пожелания начальства. "Заменительный" проект собора был высочайше утвержден Александром II 18 ноября 1865 года.
Однако строительство собора не было начато: сказалось отсутствие средств для возведения огромного здания, которое оценивалось в 200 тысяч рублей. А собрано было всего 70 тысяч. Поэтому Комитет по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма принял решение об уменьшении его размеров с сохранением общих пропорций. Эта работа была поручена все тому же Р. Я. Килевейну. Стоимость постройки вчерне не должна была превышать 100 тысяч рублей.
Пересоставление проекта длилось весь 1866 год. Именно в это время к работе над проектом наряду с Р. Я. Килевейном был привлечен молодой академик архитектуры Л. В. Даль, только что поступивший на службу в Строительное отделение Нижегородского губернского правления.
Л. В. Даль, мастерски подойдя к задаче строительства собора, разработал совершенно новый проект "открытой" церкви. Здание должно было представлять собой восьмигранник с располагавшимися по пяти его сторонам арочными проемами. Проект предусматривал возможность расширения храма путем пристройки дополнительных объемов. В случае недостатка средств расширение можно было осуществить частично или вообще не осуществлять. Причем в любом из вариантов церковь выглядела бы вполне законченной.
Проект Л. В. Даля получил поддержку и одобрение как нижегородского губернатора А. А. Одинцова, так и устроителей нового православного храма. Р. Я. Килевейну было даже поручено составить смету к этому проекту. Однако новизна и необычность постройки вызвали недоверие со стороны большинства заказчиков - нижегородских купцов. К тому же новые строительные правила ужесточили требования, предъявляемые к проектам. Рассчитывать на быстрое утверждение чертежей в Петербурге не приходилось. Длившееся девять лет дело о новом соборе грозило затянуться на неопределенный срок. Это и предрешило судьбу проекта Л. В. Даля. Он так и остался неосуществленным.
Недовольное создавшимся положением ярмарочное купечество в августе 1867 года постановило начать немедленное строительство нового храма по высочайше утвержденному 18 ноября 1865 года плану.
19 сентября (по другим сведениям, 24 сентября) 1867 (11 августа 1868) года состоялась торжественная закладка собора Александра Невского. Первый кирпич положил великий князь Владимир Александрович. Царская семья с особым вниманием следила за возведением собора в Нижнем. 15 июля 1869 года здесь побывал будущий император Александр III с супругой. Прибыл он и на торжественное освящение собора через 14 лет - 20 июля 1881 года.
Руководил всеми делами Комитет по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма. Р. Я. Килевейн, будучи членом Комитета, осуществлял технический надзор за производством работ. Немалое участие в строительстве собора принимал и Л. В. Даль, занимавший должность помощника производителя работ.
Поскольку пожертвованных сумм на строительство собора оказалось недостаточно, в августе 1869 года был введен десятипроцентный полавочный и поземельный сбор с торгующих на ярмарке купцов, от которого были освобождены мусульмане. 3 сентября 1874 года нижегородский губернатор граф П. И. Кутайсов положил последний камень в довершение кладки. Торжественное освящение собора Александра Невского состоялось 20 июля 1881 года в присутствии Александра III. На этом торжестве присутствовал и цесаревич Николай Александрович, а также великие князья Георгий и Алексей Александровичи.
Тем не менее, Комитет по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма продолжал свою деятельность до 1889 года. Он занимался изысканием средств на отделочные работы в соборе, а также строительством дома причта по проекту Р. Я. Килевейна.
Возведение собора Александра Невского на Нижегородской ярмарке явилось одним из крупнейших строительств в России. По данным Снежницкого за 1899 год, 87-метровый собор Александра Невского был третьим по высоте в России после храма Христа Спасителя и колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
На строительных работах были использованы многие инженерно-технические достижения того времени. Так, большой центральный шатер имел металлические несущие конструкции (изготовленные арзамасским мастером П. И. Цыбышевым), требовавшие специальных расчетов. Металлический каркас имели и пять церковных глав, а кресты на них были вызолочены гальваническим способом. Оригинальное решение фундамента собора разработал Р. Я. Килевейн на основании геологических исследований и собственных соображений относительно влияния колебаний уровня грунтовых вод. Отказавшись от обычных свай, он предложил использовать в качестве основы храма деревянный плот, на котором покоилась сплошная плита из каменной кладки. Такая конструкция обеспечивала равномерную осадку и долговечность фундамента, т. к. плот оказывался в огромной заполненной водой глиняной "ванне", образовавшейся под тяжестью грандиозного сооружения. Это исключало воздействие на деревянное основание собора периодического понижения уровня грунтовых вод, что при свайной конструкции вскоре привело бы к загниванию свай.
В завершенном виде собор представлял собой пятишатровый кирпичный храм, имеющий центричную объемную композицию, несколько нарушенную выступающим западным притвором, во втором ярусе которого располагалась теплая церковь (основное помещение функционировало только во время ярмарки и не отапливалось). Квадратный в плане (33,5 33,5 м) главный объем собора имеет четыре внутренние опоры сложной конфигурации, которые поддерживают восьмигранные барабаны с помощью системы подпружных арок и парусных сводов. Большой центральный барабан, перекрытый кирпичным куполом пролетом около 14,2 м., является световым. Высота от центрального купола до пола составляет 44,5 м.
Купольные перекрытия малых западных барабанов находятся ниже уровня проемов, что давало возможность использовать их как звонницы (практически, звонница была устроена в одном барабане - северо-западном). Симметрично расположенные южный и северный притворы, как и алтарный выступ, решены в виде пятигранников на прямоугольном основании, перекрытых полукупольными сводами.
Первоначально фасады собора не были оштукатурены.
Как можно видеть на старых фотоснимках и открытках, русты и другие кирпичные детали имели белую прорисовку, шатры при этом некоторое время были покрашены "в шашку". Выполненная в 1892-1894 годах штукатурка изменила внешний вид здании: усложнились профили карнизов и других элементов фасадов, одноцветные, выкрашенные охрой стены придали большую строгость и цельность облику сооружения.
Крестовокупольная структура храма, тройное "византийское" окно западного притвора, чисто "русские" детали фасадов (шатры, луковичные главы, восьмигранные барабаны, украшенные кокошниками, и др.) отражали официальное понимание русской национальной культовой архитектуры, соответствовавшее общественно-политическому идеалу России середины XIX века.
Однако собор Александра Невского нельзя назвать "чистым" образцом так называемого русско-византийского стиля. В архитектуре здания весьма вольно сочетаются элементы декора, заимствованные из разных периодов зодчества. Эклектичность творческих методов проектирования, стремление к помпезности привели к огрублению архитектурных форм, их тяжеловесности.
Собор Александра Невского является типичным примером архитектуры культовых сооружений середины - второй половины ХIХ века, отражающим высокий уровень строительной культуры и инженерного искусства. Общий облик собора, удачно найденные габариты и силуэт, масштабность основных пропорций ставят его на одно из первых мест по значению для архитектуры Нижнего Новгорода, делают памятник немаловажной частью его речного фасада.
Послереволюционная судьба собора Александра Невского не отличается от судьбы большей части культовых построек в России. В конце 1920-х годов храм был закрыт. По проекту реконструкции бывшей ярмарочной территории здание подлежало сносу, на его месте предполагалось построить маяк с памятником Ленину. Однако этот проект не был осуществлен, дело ограничилось разборкой шатров в конце 1930-х годов.
В дальнейшем здание собора использовалось под склады и частично под жилье. В многочисленных пристройках, окончательно обезобразивших собор, размещались конторы и разнообразные подсобные помещения. Судьба внутреннего убранства храма не известна. По словам Василия Ивановича Виноградова, автора "Иллюстрированного путеводителя по Нижнему Новгороду и ярмарке" (1896), в соборе Александра Невского "иконы замечательны своею древностию и поступили в сей храм из упраздненного Макарьевского монастыря.
Кроме того, замечательны два креста - один на жертвеннике, а другой - напрестольный. Крест на жертвеннике - серебряно-вызолоченный, резной; в нем вложены частицы св. мощей угодников Божиих. Второй крест напрестольный - серебряный, резной, обложен кругом крупным жемчугом; пожертвован в 1673 году преосвященным Иларионом, митрополитом рязанским и Муромским. Кроме этих древностей, в соборе много и других достопримечательностей из Макарьевского монастыря".
В память чудесного спасения императора Александра III с семьей при крушении поезда на станции Борки почетным гражданином И. М. Рукавишниковым была устроена икона пророка Осии и св. благоверного кн. Александра Невского с иконами святых, имена которых носили члены семьи императора. Икона эта, прекрасной кисти художника А. О. Карелина, стояла в изящном, богатом киоте придворного мастера Мельцера.
По сообщениям местных жителей, интерьер собора был окончательно уничтожен пожаром в 1940-х годах, после чего остатки внутренней штукатурной отделки почти полностью сбили.
В таком состоянии собор находился до начала реставрационных работ. В 1984 году архитекторами Горьковской специальной научной реставрационной производственной мастерской О. Е. Сундиевой и И. С. Агафоновой был выполнен проект его реставрации. К 2006 году собор был восстановлен, и началась роспись внутренних сводов храма.
В настоящее время завершаются работы по восстановлению иконостаса силами иконописной мастерской "Традиция", много лет работающей при соборе. В ходе визита патриарха Кирилла в Нижний Новгород в рамках Александровских дней был отслужен молебен в соборе Александра Невского и дано благословение на перенесение в него архиерейской кафедры.

http://nevskiy-nne.ru/istoriya-sobora/
14.10.2019 - 11:45:54
 
Aleksey Afonin
Aleksey Afonin
Хорошо смотрится!
14.10.2019 - 15:45:14
 
Aleksey Afonin
Aleksey Afonin
Благодарю за подробное интересное описание.
14.10.2019 - 15:46:10
 
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Благодарю за внимание, Алексей!
28.10.2019 - 15:23:04
 
Просмотры: 1174
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/9
 
Выдержка:
1/320s
 
ISO:
125
 
Ф.расстояние:
45mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC 2018 (Windows)
 
Дата съёмки:
21.09.2019 - 16:47:21
 
Понравилось:
Алексей Кошелев
Юрий Моченов
Va-Dim ...
Татьяна .
Инна Драбкина
Николай Ярёменко
Георгий Кулаковский
Олег Пученков
Tata Wolf
Нина Синица
Aleksey Afonin
Евгений
nataly-teplyakov
Михаил Болдырев
Виктор
Grey Bishop
Олег Манаенков
Дмитрий Лебедихин
 
Добавили в избранное:
Алексей Кошелев
 
Сообщить о нарушении