error
Регистрация

Кострома. Ипатьевский монастырь. Троицкий собор

 
 
Кострома. Ипатьевский монастырь. Троицкий собор - Алексей Шаповалов Стерх
Кострома. Ипатьевский монастырь. Троицкий собор
Теги:  ипатьевский монастырь, кострома, кострома православная, костромская епархия, красота, купола, паломничество, памятник архитектуры, православие, соборы, троицкий собор в ипатьевском монастыре, храм, храмы, христианство
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Курск. Здание бывшего электротеатра «БИО». Дом моды «Вера Геппа» :: Алексей Шаповалов Стерх
Смоленск. Жилой дом с магазином по улице Ленина (Блонная), 11 :: Алексей Шаповалов Стерх
Воронежская клумба :: Алексей Шаповалов Стерх
Мичуринск (Козлов). Ильинский храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Успенский собор :: Алексей Шаповалов Стерх
Тихонова пустынь. Спасо-Преображенский собор :: Алексей Шаповалов Стерх
Рославль. Спасо-Преображенский монастырь. Спасо-Преображенский собор :: Алексей Шаповалов Стерх
Ярославль. Успенский кафедральный собор :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Из цикла "Волшебный театр весны"   |   Поземка  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Первый каменный собор во имя Живоначальной Троицы построен на месте прежнего де­ревянного около 1560 года попечением Дмитрия Ивановича Годунова. Согласно Писцовой книге 1628 года, известно, что "мерою та церковь была невелика, внутри в ширину только пять сажень, а в длину четыре сажени" (то есть 10 на 8,5 метров), с приделом во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Собор был двухстолпным и предназначался для торжественных богослужений. Д. И. Годунов пожертвовал в храм до 90 икон, из которых 45 имели золотые оклады, остальные - серебряные. Престол в храме был также серебряный, чеканный; пожертвован Д. И. Годуновым в 1595 году вместе с бархатной, вышитой жемчугом индитией. В это же время собор был расписан. В храм вели трое металлических двустворча­тых дверей, украшающих вход в собор с западной, северной и южной сторон - выполненных в технике золоченой огненной наводки.
29 января 1649 года Троицкий собор был разрушен взрывом пороха, хранившегося в под­клетах храма; заново собор отстраивался с 1650 по 1652 годы. В новом храме были устроены приделы - один во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия, епископа Гангрского, другой - во имя преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. Северная сторона храма являлась как бы парадной; поэтому ее укра­сили фресковым изображением Господа, восседающего на троне, с общей надписью по поясу храма: "Приидите людие Триипостасному Божеству поклонимся". Вход в храм был устроен с запада через обширную паперть, к которой ведет с северной стороны каменное крыльцо.
Притвор расписывался в разное время. В западной части притвора сохранились фресковые изображения Страшного суда и Лествицы преподобного Иоанна начала XVII века - работы костромского иконописца Василия Ильина-Запокровского. Своды притвора расписала артель палехских иконописцев к 1913 году - специально к приезду в Кострому семьи Романовых, в честь 300-летия Царского Дома. В северной части притвора у входа в собор имеется надпись древнеславянской вязью, вырезанная на белом камне, который в 1798 году был вынут из сте­ны экономских келий и вставлен в стену собора: "Лета 7094 (1586) повелением благоверного и боголюбивого и великого государя царя великого князя Федора Ивановича всея Руси само­держца, и его благочестивыя и христолюбивыя царицы великия княгини Ирины, в третие лето государства его начаты бысть делати сии святые врата и оградка камена около сея преве­ликия Лавры святыя пребезначальныя Троица Ипацкаго монастыря, тщанием и верою бояри­на Димитрия Ивановича Годунова, да боярина конюшево Бориса Федоровича Годунова, на память от рода в род и по душех своих и по своих родителех в вечный поминок".
Металлические двери, ведущие из притвора в собор, были взяты из прежнего полуразру­шенного Троицкого собора и замечательны по своей древности, иконографическому содержа­нию и технике исполнения. Двери сделаны из железа, обиты латунью и украшены чеканными по золоту изображениями и изречениями из Священного Писания и сивиллиных книг. В опи­си 1609 года содержатся конкретные данные об их происхождении: они были пожертвованы в собор Д. И. Годуновым в 1595-1596 годах.
Имеющийся в Троицком соборе иконостас устроен в 1756 году при епископе Костромском и Галичском Геннадии (Андреевском); иконостас - с резными тяблами, липовый - выполнен артелью резчиков из посада Большие Соли (Костромского уезда, ныне - Ярославская область) под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. В 1758 году императрица Елизавета Петровна подарила монастырю навершие к иконостасу с изображением Распятия Господа Иисуса Христа. Навершие выполнено петербургскими мастерами. Имеющийся в Троицком соборе иконостас устроен в 1756 году при епископе Костромском и Галичском Геннадии (Ан­дреевском); иконостас - с резными тяблами, липовый - выполнен артелью резчиков из посада Большие Соли (Костромского уезда, ныне - Ярославская область) под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. В 1758 году императрица Елизавета Петровна подарила мона­стырю навершие к иконостасу с изображением Распятия Господа Иисуса Христа. Навершие выполнено петербургскими мастерами.
Троицкий собор, включая алтарную его часть, был расписан за один летний сезон 1685 года. В алтаре храма - изображение Пресвятой Богородицы по песнословию "О Тебе радует­ся, Благодатная, всякая тварь". На стенах храма фресками изображены события Свя­щенной истории - вверху Ветхого, а внизу Нового Завета. Внутренние столбы Троицкого со­бора также украшены стенописью. В ряду изображений святых на юго-восточном столбе на­ходятся портретные изображения царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в полный рост, в царских облачениях, со скипетрами в руках и с нимбами над головами. Появ­ление этих изображений в Троицком соборе объясняется, с одной стороны, тем значением, какое имел этот храм как место призвания Михаила Федоровича на царство, а с другой - воспоминанием о восстановлении этого храма в 1650-1652 годах в царствование Алексея Ми­хайловича. К столбу было приставлено царское место, присланное из Москвы 1 июля 1613 года царем Михаилом Феодоровичем в память о призвания его на Престол государства Рос­сийского в этом храме. Оно было сделано из липы, с различными мелкими изящными укра­шениями, высокое - наподобие остроконечной короны древних царей - с двуглавым орлом вверху и короной над ним. В память о том, что императрица Екатерина II при посещении Ипатьевского монастыря стояла на этом царском месте во время Божественной литургии, на левой стороне его сделан резной вензель Екатерины II.
На стенах Троицкого собора имеются две записи о времени исполнения настенной живопи­си в храме и авторах ее. Первая запись крупной древнеславянской вязью сделана в виде ши­рокой ленты по трем сторонам храма и содержит в себе сведения о том, что церковь "изо­графством подписана" в 1685 году, "при державе благоверных великих государей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малые и Белые России самодержец, патриархе Московском Иоакиме и архимандрите Ипатьевского монастыря Пахо­мии с братиею". Вторая запись сделана в клейме на северной стороне храма и содержит в себе имена 18 костромских иконописцев, принимавших участие в росписи храма: "О Бозе трудившиися сию святую церковь изографы града Костромы сии суть имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Василей Козмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Григо­рей Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Филип Андреянов, Ефим Карпов, Макарей Иванов, Василей Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василей Ники­тин, Федор Липин, Федор Логинов".
В подвальном помещении Троицкого собора находится храм во имя святого праведного Ла­заря Четверодневного. До устройства этого храма здесь находилась кладовая с сенями. Глав­ный вход в Лазаревскую церковь сделан со стороны монастырского кладбища. Внутри храм - небольшой, с низкими сводчатыми потолками. Он был устроен в 1768 году епископом Дамас­киным и имел назначение служить усыпальницей для костромских архипастырей. Не­большой иконостас Лазаревской церкви - первоначально деревянный - позднее заменили на каменный; при этом иконостасом послужила каменная стена храма, отделяющая алтарь от церкви с арками для царских и северных дверей. На этой стене были написаны местные ико­ны Спасителя и Казанской Божией Матери. В 1888 году вместо каменного в храме установи­ли металлический чугунный иконостас. В Лазаревской церкви находились гробницы Ко­стромских архипастырей: епископа Дамаскина (Аскаронского; +16 июля 1769), епископа Ви­талия (Щепотова; +29 января 1846) и епископа Александра (Кульчицкого; +16 декабря 1888).
Вскоре после революции Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был закрыт. В тридца­тых годах ХХ века здесь располагался рабочий поселок "Текстильщица". Лишь на рубеже пя­тидесятых- шестидесятых годов началась реставрация архитектурного комплекса монастыря, в котором разместился историко-художественный музей-заповедник.
В январе 1991 года впервые за многие десятилетия в епископ Костромской и Галичский Александр совершил в Троицком соборе Божественную литургию. В настоящее время Троиц­кий собор совместно используется Костромской епархией и музеем-заповедником: в заранее согласованные дни (в частности, как правило, на второй день празднования Рождества Хри­стова, в понедельник Светлой седмицы, в День Святого Духа) в соборе совершается Боже­ственная литургия, в остальное время он доступен для верующих лишь как часть музейной экспозиции.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=kostroma&page=12
06.04.2015 - 23:18:06
 
Просмотры: 1135
Понравилось:
Михаил Жуковский
Valentina Lujbimova [lotos 5]
Роман Макаров
Екатерина
Наталья ***
Игорь Сикорский
Vitali Sheida
Galina
Petr Popov
Наталия Тугаринова
Сергей Исаенко
Надежда Борисенко
sergej-smv
Юлия Z
Нина Корешкова
Natalia Mihailova
Владимир Железнов
евгения
Nemo ....
 
Добавили в избранное:
евгения
nikolas lang
 
Сообщить о нарушении