error
Регистрация

Тамбов. Спасо-Преображенский кафедральный собор

 
 
Тамбов. Спасо-Преображенский кафедральный собор - Алексей Шаповалов Стерх
Тамбов. Спасо-Преображенский кафедральный собор
Теги:  1694-1698 годы, 1784-1793 годы, 1801 год, алексей шаповалов стерх, архитектура, барокко, город, кафедральный собор, октябрь, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, спасо-преображенский собор, тамбов, тамбовская губерния
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Томск. Жилой доходный дом профессора А. А. Кулябко :: Алексей Шаповалов Стерх
Воронеж. Бывший особняк купца А. Н. Клочкова. Здание Курскпромбанка :: Алексей Шаповалов Стерх
Томск. Дом архитектора А. Д. Крячкова. Музей деревянного зодчества :: Алексей Шаповалов Стерх
Смоленск. Дом купца П.А.Будникова :: Алексей Шаповалов Стерх
Гжатск (Гагарин). Вознесенский храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Новочеркасск. Бывший Дом атамана :: Алексей Шаповалов Стерх
Санкт-Петербург. Бывший особняк  Е.Ф.Молво :: Алексей Шаповалов Стерх
Арзамасский район. Храмы Архангельского скита :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Лебедь белый!   |   Так вот ты какой, олень-то северный!  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Тамбов. Спасо-Преображенский кафедральный собор
Адрес: Тамбов, Соборная площадь, 4
Годы строительства: 1694-1698, 1784-1793, 1801, 1905 - паперть
Стиль: Барокко

Уже больше трехсот лет главы Тамбовского Спасо-Преображенского кафедрального собора возвышаются над городом, знаменуя собой величие и мощь старинного русского города, основанного некогда на границе степи и леса для защиты от диких орд кочевников. Символично, что храм был освящен в честь Преображения Господня, так как этим утверждалась миссия молодого русского государства, призванного нести свет Христовой веры язычникам и преобразить дикий необжитый край, который много позже станет православным оплотом государства и его житницей.
Храм был заложен вместе с крепостью 17 апреля 1636 г. (по ст.ст.) на высоком берегу, образуемом при слиянии рек Цны и Студенца. Срублен в два этажа из огромных бревен достаточно быстро, в три месяца, и освящен первым священником этого храма Мокием Позняковым на Преображение Господне 6 (ст.ст.) августа 1636 г.
Где же находился тот первый деревянный Преображенский храм? Думается, что восточнее нынешнего положения Собора, в том месте, где сейчас располагается комплекс зданий, принадлежащих ТКС, так как по описаниям как раз на юго-востоке от храма епископ Питирим на берегу реки Цны, недалеко от крепостного тайника, построил каменный флигель для монашествующих, погреба, конюшню с каретным сараем, кладовую. Дом святителя был продан в 1835 г. на слом, фундамент его пошел на забутовку фундамента новой Архангельской церкви. Остальные постройки уничтожили позже, когда строили мост через реку Студенец. Левый берег Студенца был гораздо круче нынешнего, и здесь располагалась Христорождественская церковь Полковой слободы, примерно в том месте, где сейчас Святые врата Вознесенского женского монастыря.
Наверно, с колокольни Собора, который находился внутри крепости, была хорошо видна эта церковь.
В 1677 г. Рязанский митрополит Илларион, в ведении которого находились тогда Тамбовские пределы, даровал Преображенской церкви статус городского собора. В то время значение Собора было двояко: он был местом для совместного служения духовенства нескольких церквей и центром церковного округа, а его настоятель, протопоп, отвечал за сбор пошли и раскладку дани в пользу Рязанского архиерея, а также следил за соблюдением благочиния в округе. В ведении соборного протоиерея находилось духовенство Тамбова.
К этому времени штат Собора состоял из одного протоиерея, двух священников, диакона, дьячка и пономаря. Кроме того, имелась просфорня. Все соборяне жили тут же недалеко от храма в своих домах.
Причту выдавалось государево жалование в виде денежной руги в 46 рублей в год и 1 рубля 6 алтын 4 деньги на воск. Имелась также пашня 80 четвертей в поле и сенные покосы 1000 копен. Все это говорит о том, что у священнослужителей был статус служивых людей, которые не просто духовно окормляли паству, но и несли государственную службу. В это время у Собора был и свой приход: 17 дворов подьячих и вдовьих. Впоследствии, когда Преображенский собор станет кафедральным, он уже будет бесприходным.
В 1682 г. была открыта Тамбовская епархия. Заботами первого Тамбовского епископа Леонтия о Соборе, который теперь стал кафедральным, был слит колокол на соборную колокольню весом в 50 пудов. Это представляется весьма важным вкладом в благоукрашение храма, так как подобных колоколов не было в других храмах города. Возможно, какие-то планы у Преосвященного Леонтия относительно Собора и имелись, но он слишком мало времени пробыл на Тамбовской кафедре и не успел ничего сделать. Кроме того, ему так и не удалось изыскать средства на переустройство Собора, который к тому времени был уже ветхим и требовал ремонта.
Новая жизнь Преображенского собора связана с именем второго Тамбовского епископа Питирима. Епископ, прибыв в Тамбов, решил строить совсем другой храм, каменный. Замысел для того времени грандиозный, и можно только высказать несколько предположений по поводу того, что подвигло святителя на такой шаг. Епископ Питирим происходил из г. Вязьмы, что на западном пограничье Руси. На его родине каменное строительство было традиционным, кроме того, Владыка понимал, что город неизбежно будет расти, и со временем потребуется главный городской храм совершенно иных размеров.
Возможно и то, что до 1681 г. Вязьма числилась в ведении Крутицких архиереев, а настоятель Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря в сане архимандрита, конечно, не только занимался своими настоятельскими обязанностями, но и выполнял какие-то административные функции. В Смоленске в 1677 г. заложен Успенский каменный собор, и святитель, возможно, мог как-то участвовать в строительстве или, по крайней мере, был в курсе того, как оно продвигается. Оказавшись в Тамбове, епископ полагал, что вполне правильно было бы построить каменный храм на восточных рубежах России аналогичный тому, который строился на ее западных окраинах.
Прибыв в Тамбов, епископ Питирим застал кафедральный храм в плачевном состоянии. Судя по всему, ремонт в нем не проводился со дня постройки. Внешне он ничем не отличался от обычных деревенских храмов того времени, к тому же был снабжен скудной ризницей и утварью, не имел архиерейских облачений, да и священнических не хватало. Теперь забота о храме лежала полностью на плечах епископа Питирима как правящего архиерея. Поэтому, еще будучи в Москве, святитель озаботился тем, где найти средства на содержание Преображенского храма. 16 апреля 1685 года он подал прошение благоверным государям и великим князьям Иоанну и Петру Алексеевичам и соцарствовавшей им великой княжне Софье Алексеевне, прося их даровать на содержание ему и Спасо-Преображенскому собору вместо прежних скудных монастырей — Троицкого и Мамонтовского — другие, более состоятельные. Согласно этому прошению, в «дом боголепного Преображения Господня» 11 сентября 1687 г. были приписаны Чернеева Матфеева пустынь, Успенский Чернеев монастырь (женский), Проломская Сергиева пустынь и Вышенская Успенская пустынь с крестьянами и пашней. Однако святитель понимал, что этого явно недостаточно и поэтому в течение 1691-1696 гг. ходатайствовал пред правительством о выделении земли близ Тамбова в обеспечение Преображенского собора, и ему была дана земля по речкам Талинке и Керше. Этот участок земли получил название Талинская Поляна. Святитель усердно развивал эти места, переселяя сюда крестьян из с. Чернеева Шацкого уезда. К 1701 г. на этом месте существовали уже села Талинка (Спасское), Троицкое (Керша) и Богородицкое (Малая Талинка). В них было 425 дворов и проживало 2828 человек. Кроме того существовала часовня Преображения Господня (впоследствии храм в Талинке также был посвящен Преображению) и архиерейский двор с домом и со службами. Это, несомненно, указывает на связь Талинской вотчины с Собором, собственно и предлагалось, что доходы с нее будут идти на обеспечение в том числе и нужд Преображенского собора. Святитель заботился не только о том, чтобы Собор выглядел «благолепно» сейчас, при нем, но и в будущем всегда был в порядке. В 1701 г. земли эти отобрали в казну, и в этом одна из причин того, что он не был достроен после смерти святителя. Однако мы забегаем вперед, а тогда, в 1687-88 гг., епископ Питирим смог изыскать средства, чтобы снабдить соборный храм утварью, завести ризницу как для архиерейского своего служения, и провести самый необходимый ремонт.
Далее святитель, уже имея мысль о построении нового каменного собора, занялся устройством архиерейского дома. Место под него было выбрано вблизи кафедрального храма, на возвышенности, окруженной густым лесом около реки Цны. Дом построили каменный, в длину около 13 метров, а в ширину 6 метров. Он имел один этаж с каменными сводами и был разделен на две половины. Недалеко от этого дома святителем был устроен деревянный дом как для жительства своего домового причта, так и для ставленников на священническое, диаконское или причетническое звание. Закончив устройство зданий для себя, святитель построил прочный каменный дом для соборного причта недалеко от Собора. В небольшом удалении от этого дома было построено каменное помещение для лошадей, экипажей и выездной прислуги. По другую сторону Студенца за чертою города, также против Собора, возведены службы для чернорабочих и при них скотные дворы и разные склады для хлеба. Таким образом, как видим, обширная территория была занята архиерейским двором, что, без сомнения, уже придавало городу статус настоящего духовного центра епархии. Из этого можно заключить, что святитель обладал некоторыми навыками архитектора. По свидетельству современников, он сам проектировал все возводящиеся каменные постройки. Кроме того есть указание и на то, что епископ Питирим «сам нарисовал план каменного собора». Думается, что за образец его был взят Успенский храм г. Смоленска, а не Рязани, который он едва ли когда видел.
По мере обустройства архиерейского двора епископ Питирим набирал средства и материалы для осуществления главного дела своей жизни — строительства каменного Преображенского собора. Место для него было выбрано недалеко от старого деревянного храма, и, испросив благословение Святейшего Патриарха Иоакима, святитель в 1694 г. (по другим сведениям в 1693 г.) приступил к строительству. Видимо, все необходимые материалы были заготовлены в достаточном количестве, так как в одно лето стены Собора уже были выведены на 14 метров в высоту. Вероятно, это и был истинный размер Собора по первоначальному плану, так как задумывался храм одноэтажным и оставалось совсем немного до окончания строительства. Сам святитель не только постоянно наблюдал за ходом постройки, но и участвовал в строительстве. На следующий, 1695 год, строительство замедлилось. Источники указывают на одну из причин — это болезнь святителя, открывшаяся в этот год. Что это была за болезнь мы не знаем, но, возможно, в этот период что-то произошло во внутренней жизни епископа Питирима, или он получил какое-то указание свыше, во всяком случае, восстав от болезни, святитель Питирим вдруг изменил план строительства и решил строить двухэтажный храм. К этому времени окна были сделаны на уровне 7 метров от земли, святитель велел в нижнем этаже пробить еще окна, свети своды над алтарем, в задней четверти сделать ползучие своды для лестницы, в южном приделе устроить иконостас в честь свт. Николая. Предполагалось теперь, что один из этажей будет отапливаться. Без сомнения, причина, побудившая епископа изменить план строительства, имела какой-то прикровенный, таинственный смысл, известный только одному епископу Питириму. На это указывает и то обстоятельство, что 6 декабря 1695 г. во время богослужения (в день памяти святителя Николая, так называемый «Никола зимний») в старом деревянном храме в присутствии верующих замироточила Казанская икона Божией Матери, что также послужило побудительным мотивом к перестройке храма, став для святителя неким Божимм указанием. Кроме того, очевидно, что епископ Питирим имел откровение о скорой своей кончине и спешил устроить место своего погребения, для чего в еще недостроенном храме им был освящен Никольский придел. Святитель также мыслил главный храм епархии и как архиерейскую усыпальницу, что было вполне традиционно для того времени. Епископ Питирим отошел ко Господу 28 июля (10 августа) 1698 г. и был погребен в Никольском приделе у южной стены храма.
После смерти епископа Собор остался недостроенным, но на первом этаже в освященном приделе совершалось богослужение. Материал, который заготовил святитель, был израсходован, средств на покупку нового не было. И вот в 1738 г. управитель духовного правления священник Александр Уланов по указу Св. Синода изыскал средства на то, чтобы второй этаж достроить из дерева и даже устроил там иконостас «столярной работы», однако после смерти отца Александра он так и остался непозолоченным. Можно предположить, что эта деревянная часть была устроена самым простым способом, видимо, из не очень хорошего материала, а крышу построили тесом. По некоторым сведениям верхний этаж Собора строили из материала, оставшегося после разборки старой соборной церкви. Эту часть Собора также освятили, так как здесь совершалось богослужение.
В 1758 г. Тамбовская епархия была возобновлена. Назначенный на Тамбовскую кафедру епископ Пахомий (Симанский), приехав на новое место своего служения, застал главный храм города в плачевном состоянии: крыша обветшала и во многих местах протекла, иконостас пришел в совершенную негодность, а в самой церкви на втором этаже из-за ветхости ее было опасно совершать богослужения. Владыка Пахомий, осмотрев храм, составил примерный план восстановительных работ, который включал: постройку пяти глав, покрытие крыши и глав железом, устройство около церкви каменных переходов и внутренняя штукатурка стен, установка нового иконостаса, а также каменной ограды с железными решетками, кроме того, планировалось построить каменную колокольню вместо деревянной. На все это требовалась колоссальная сумма в 10000 руб. Все эти выкладки были отправлены епископом в Св. Синод, так как собственных средств на восстановление Собора у епархии не имелось, ибо государство еще в 1701 г. отобрало все вотчины, из доходов которых предполагалось содержать Преображенский собор. Между тем, в 1764 г. по установившимся новым штатам на все нужды епископской кафедры отпускалось всего 400 рублей в год, причем из этой суммы в период с 1765 по 1781 гг. на Собор не было потрачено ни одной копейки.
К 80-м гг. XVIII в. Собор настолько обветшал, что деревянная часть второго этажа немного съехала на бок. Было ясно, что без помощи горожан храм достроить не удастся. Думается, не без влияния епископа Феодосия (Голосницкого) и епископа Феофила (Раева) за дело переустройства Собора взялись тамбовские купцы. В 1784 г. на собственные средства купец Матвей Бородин решил достроить храм. Была снята деревянная часть, доложены стены, сведены своды, купола выкрашены, крыша покрыта железом. Своды оштукатурили, стены покрасили, намостили внутри полы, вставили рамы и устроили лестницу на второй этаж. Был заготовлен и трехъярусный иконостас для второго этажа, написаны иконы. Но завершить начатое Бородину не удалось, торговые дела его расстроились, и он уже не смог финансировать строительство. Разработанный иконостас сложили в подвале и во дворе Собора, где он и пролежал вплоть до 1801 г. Посетивший город Тамбов в 1787 г. саратовский священник Герасим Скопин писал о Соборе: «Оная церковь каменная; сделана четырехугольная давно, а не окончена совершенно деревом; а ныне, видно, хотят ее оканчивать, и много приготовлено дикого камня и кирпича: нижняя уже и сделана, пол деревянный, иконостас сделан между столбами и кругом престола один; всего 12 столбов. Все белые. На них кругом карниз, позолоченный и около образов небольшие травки также позолоченные». В целом же Собор был достроен к 1793 г., но уже силам других благотворителей, которых расположил к этому епископ Феофил.
В 1801 г. по приказу епископа Феофила заготовленный Бородиным иконостас осмотрели. Выяснилось, что полотно икон покоробилось, деревянные части местами сгнили, короче говоря, иконостас этот совершенно не годился в дело. Владыка нашел благотворителя тамбовского купца Матвея Алексеевича Малина, который и дал деньги на сооружение нового иконостаса. Он был сделан в этом же году, поставлен на свое место, и Благовещенский престол второго этажа освятили. На пожертвования фабриканта Олесова и других благотворителей также заново отделали приделы первого этажа.
В 1823 г. по инициативе соборного протоиерея Дмитрия Соколова храм окрасили охрою на масле.
Теперь нужно было устроить соответствующую Собору колокольню: старая деревянная колокольня, которая была построена еще при первом храме в 1636 г., высотой почти 9 метров практически не ремонтировалась со дня своего основания и пришла в совершенную ветхость. В 1794 г. соборный протоиерей Семен Кириллов просил епископа Феофила выдать сборную книгу, и она была выдана спустя 15 лет, в 1809 г. С выдачей книги забота о строительстве колокольни была возложена на соборного ключаря протоиерея Ивана Наполинского. Им собрана необходимая сумма и заложена новая каменная колокольня в 20 метрах напротив Собора. Однако умер епископ Феофил, и строительство затянулось. Здесь стоит сказать несколько слов о соборном причте, который в годы правления епархией епископа Феофила пользовался какими-то особыми по сравнению с другими храмами города правами. Возглавлял соборный причт ключарь в сане протоиерея. В конце XVIII в. эту должность занимал упоминавшийся прежде отец Иван Наполинский, который, видимо, пользовался каким-то расположением епископа. Об этом свидетельствует такой факт: Собор уступил епископу для архиерейского дома 360 дес. земли получив за это право освящать храмы в уездах, что служило для причта хорошим пособием, особенно если учесть, что во времена Феофила строили много. С новым Владыкой, епископом Ионой (Василевским), у соборного причта и, прежде всего, у двух главных его представителей — протоиерея Михаила Матвеева и Ивана Наполинского — отношения не заладились. Лишь после удаления их обоих из состава причта было продолжено строительство колокольни, которая и построена к 1817 г. На нее подняты новые колокола (самый крупный достигал веса 8 тонн). Предполагалось также сделать крытую галерею от колокольни к Собору, но проект этот за неимением средств не был реализован. В это же время в нижнем храме поставлены решетки на окнах, внутренние ставни, а в верхнем этаже — новый иконостас, сооруженный на средства почетного гражданина Матвея Малина.
В начале 30-х гг. XIX Собор выглядел следующим образом: через трещины в стенах и разбитые стекла зимой насыпались кучи снега внутрь храма, а в дождливую пору появлялись лужи, от чего в храме стояла постоянная сырость и холод; иконостас Благовещенского придела окрашен масляной темно-синей краской, иконы, перешедшие сюда из старого Собора, помещались в плохих рамах без стекла и не имели никаких окладов. Собор своей бедностью, сыростью и неопрятностью отпугивал богомольцев, которых на службах бывало чрезвычайно мало. Все стало меняться после того, как у мощей свт. Питирима стали происходить чудеса, и это все больше и больше привлекало людей в Собор, и сам он постепенно стал меняться в лучшую сторону.
При епископе Арсении (Москвине) был изменен внешний вид храма, к которому граждане успели привыкнуть за столько лет. Изменения эти выразились в том, что в 1839-1840 гг. к Собору была пристроена двухэтажная паперть. Руководил этими работами соборный протоиерей Павел Булгаков, и пристройка сделана, по замечанию современников: «с ущербом для внешнего вида церкви». Но, тем не менее, сделанного не переделывали, и сменивший Преосвященного Арсения епископ Николай (Доброхотов) распорядился убрать внутренние ходы в храме, которые занимали много места, что было чрезвычайно неудобно. Летом 1841 г. лестницы разобрали, свели три новых свода над теми местами, где была лестница, саму лестницу теперь устроили в пристроенной паперти. Хотя надо полагать, что по масштабам производимых работ паперть, вероятно, разобрали и отстроили заново, значительно увеличив ее.
На протяжении следующих пятидесяти лет Собор не подвергался капитальному ремонту. Удалось лишь перекрыть крышу, переделать фонари, обив их железом, главы поставить новые, а средний купол и главу колокольни убрать позлащенными звездами. Позлащены также были кресты с яблоками. Однако внутренний вид Собора оставался прежним.
В 1846 г. градское общество избрало церковным старостой Преображенского собора 3-й гильдии тамбовского купца Гавриила Ивановича Казакова. При нем развернулись широкие строительные работы. В 1849 г. разобран старый иконостас верхнего храма, перетерты своды, стены во многих местах стесаны и оштукатурены по отвесу, около подкупольных столбов поставлены резные капители коринфского ордена, а сам Собор окрашен. В оконных шафтах и в других местах написаны изображения событий Нового и Ветхового Завета. Полы перемощены и окрашены, рамы заменены на новые. Иконостас верхнего храма переделан: теперь у него появилась резная уборка, лучшим мастерам в Москве заказаны царские врата и клейма.
В нижнем храме старый иконостас разобран, сделан новый, резной работы и позлащенный. По меткому замечанию современника: «Блеск и гармония позлащенных орнаментов иконостаса, красота серебряных и позлащенных рих на иконах, шесть паникадил, 10 трехсвечников перед местными иконами, новейшего вкуса и отделки, при входе в нижний собор возбуждают благоговение в душе».
Северный придел нижнего этажа переосвящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. До этого, возможно, со времен епископа Феодосия (Голосницкого) он был посвящен прп. Феодосию Печерскому. Епископ Николай освятил верхний собор 2 сентября 1852 г., а нижний — в 1854 г.
В дальнейшем, вплоть до 1914 г., в Соборе не производили сколько-нибудь значительных переделок. В 1859 г. вновь окрасили наружные стены, в 1871 г. нижнюю церковь оштукатурили под белый мрамор, с 1879 г. начали строить два флигеля с южной и северной сторон от Собора. В 1905 г. прежнюю западную пристройку (которую чаще именуют папертью, но, на самом деле, состоящую из двух частей — трапезной и лестницы) полностью разобрали и выстроили новую, более вместительную. Кроме того, на средства купца В.М. Аносова было проведено отопление.
В августе 1913 г. тамбовские архитекторы Чеботаревич, Диамандини и Фрейман произвели осмотр Собора и нашли, что «во всех перемычках над окнами первого и второго этажей собора и в подоконных частях стен, а также в сводах верхнего храма имеются трещины, причем некоторые из них сквозные. По открытии фундамента с северной стороны собора таковой оказался сложенным из валунов с расщебенкой кирпичем с известковым раствором, причем последний в настоящее время представляет собой мусор. Такое состояние фундамента не могло не отразиться на состоянии стен собора и в силу подвижности частей фундамента происходит неравномерная осадка стен собора, следствием чего являются трещины». Архитекторы выражали озабоченность состоянием храма, и хотя городской архитектор Миролюбов утверждал, что «состояние здания собора совершенно безопасно», тем не менее к торжествам прославления свт. Питирима решено было трещины заделать, а сам храм оштукатурить. Надо сказать, что весь Собор никогда не был оштукатурен, а лишь выкрашен прямо по кирпичу масляной краской. Полностью оштукатурены только наличники и сандрики окон и дверей старого двухэтажного здания Собора и восточных алтарей. Еще в 40-х гг. собирались оштукатурить храм, но для штукатурки нужно было сбивать верхний слой кирпича, на что денег не нашли. В 1904 г. Археологическое Общество предложило сохранить наружный вид Собора так, как он есть, но ко времени канонизации свт. Питирима все же сошлись на том, что нужно оштукатурить здание. Работы начались в октябре 1913 г. под наблюдением архитектора А. Миролюбова. Также заново оштукатурили Собор внутри, кроме того были тщательно заделаны трещины, обнаруженные в стенах второго этажа. Все работы были завершены к июлю 1914 г., на втором этаже стены расписали сюжетами из жизни свт. Питирима, сам храм побелен, и с этого времени он стал таким, каким мы его знаем последние сто лет.
После революции 1917 г. несколько событий потрясли жизнь соборного причта и прихожан: в 1919 г. были вскрыты мощи свт. Питирима, а в 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей храм был фактически ограблен. Всего из Собора изъяли 255,5 кг серебра и 46 штук бриллиантов. Акция по изъятию ценностей из Преображенского собора стала поводом для ареста в октябре 1922 г. епископа Тамбвоского Зиновия (Дроздова). Во время изъятия ключарь Собора протоиерей Тихон Поспелов не предоставил комиссии по изъятию часть предметов, которые были не внесены в опись. В основном это были реликвии, связанные с историей храма и вклады именитых людей. Взамен них была отдана серебряная рака с мощей свт. Питирима и дополнительно собрано почти 50 кг серебра. Опасаясь, что реликвии могут попасть не в те руки, отец Тихон спрятал их у себя дома. По этому делу были арестованы он сам, епископ Зиновий, священник Василий Кудряшов, староста храма Н.В. Каменев. Все они были приговорены к различным срокам заключения.
В 1922 г. храм был захвачен раскольниками-обновленцами. На заседании 24 августа 1922 г., которое проходило в Спасо-Преображенском соборе, тамбовское духовенство, введенное в заблуждение обновленческими деятелями, приняло постановление о признании обновленческого Временного Церковного управления как высшего органа власти в Церкви. Судя по всему, Собор становится центром обновленческого движения в Тамбове. 15 мая 1923 г. здесь снова проводится собрание духовенства и мирян, на котором со своими докладами выступили участники Всероссийского обновленческого «собора», который проходил в Москве 29 апреля 1923 г.
В 1931 г. краеведческий музей ходатайствовал перед президиумом Тамбовского Городского совета о закреплении за ним здания кафедрального Собора, на что было дано согласие. Однако думается, что богослужения в Соборе уже не совершались в 1929 г. В тот же год 26 ноября Тамбовский горсовет ходатайствовал перед окрисполкомом о сносе колокольни. Ходатайство это вскоре было удовлетворено, и колокольня разрушена.
На долгие годы Собор был занят чуждым для него учреждением — краеведческим музеем, а мощи свт. Питирима как бы попали к нему в плен, оказавшись в запасниках. Музейное руководство постаралось максимально изменить облик храма так, чтобы он меньше всего походил на дом Божий. Были сняты кресты и главки. Кардинальным переменам подвергся интерьер храма. Закрашены фрески, внутреннее пространство перепланировано под экспозиции. Тот, кто бывал в бывшем Соборе в советское время, никогда в жизни не догадался бы, что внутри этого здания когда-то совершалось богослужение, лишь внешний вид храма все еще свидетельствовал о ином его предназначении. В городе разрушили практически все приходские храмы, эта участь миновала Собор. Иные говорят, потому что в нем находился музей, но нам думается, только небесное покровительство свт. Питирима спасло храм от уничтожения.
В 1944 г. новоназначенный на возрожденную Тамбовскую кафедру архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) просил городское руководство, чтобы верующим вернули Преображенский собор, однако Владыка получил отказ. На несколько десятилетий кафедральным собором стала Покровская церковь.
Надежда верующих на возвращение им главного храма области возродилась с падением советской системы. В декабре 1989 г. ими было направлено обращение к народным депутатам СССР с просьбой о передаче Собора в пользование. В обращении специально указывалось, что «просьбы верующих остались без ответа от местных руководителей». Всего под обращением было собрано 6140 подписей. Эта просьба была отправлена на рассмотрение Тамбовского областного совета, который 18 сентября 1990 г. ответил: «Передача Преображенского собора может быть осуществлена при переводе областного краеведечского музея в здание магазина «Детский мир», который планируется перевести во вновь строящееся здание». Таким образом агонизирующая советская власть затягивала дело по передаче Собора, насколько могла. И лишь 18 августа 1991 г. последовало решение Тамбовского областного совета народных депутатов за № 196 «О передаче бывшего Спасо-Преображенского собора в пользование верующим». Но еще целых два года Собором приходилось пользоваться совместно с музеем. В 1993 г. с краеведческим музеем было заключено двухстороннее соглашение «о временном совместном пользовании храмом». По этому соглашению «до завершения ремонта и реконструкции здания бывшего магазина «Детский мир», куда будет полностью перемещен Тамбовский областной краеведческий музей, он остается в здании Собора, занимая полностью весь второй этаж, вестибюль и находящиеся в нем две комнаты, а также расположенные на территории, прилегающей к Собору, одноэтажное здание фондохранилища, автогаража и хозсклада. Главный вход в здание остается в использовании музея». Таким образом музейщики освобождали первый этаж храма. Это событие произошло 15 июля 1993 г. Начали спешно готовить нижний этаж к освящению. Были размыты стены, проведен косметический ремонт, установлен временный иконостас. Уже 4 августа поднят крест на главный купол, а 6 августа 1993 г. Высокопреосвященнейший Евгений, архиепископ Тамбовский и Мичуринский, совершил освящение архиерейским чином главного престола первого этажа в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, тогда же была совершена и первая Литургия.
10 августа 1993 года состоялось событие, которого давно ожидали, — торжества по случаю возвращения мощей свт. Питирима в Преображенский Собор, которые состоялись в ходе первого посещения Тамбовской епархии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 8 августа 1993 г. мощи святителя Питирима были торжественно перенесены крестным ходом из Покровского собора (где они хранились с 1992 г.) в Спасо-Преображенский собор. Здесь они заняли свое прежнее, определенное еще в 1914 году, место на первом этаже храма. В память о Первосвятительском визите в притворе Собора на стене была установлена мемориальная доска.
На следующий год музейщики освободили и второй этаж. Началась кропотливая расчистка закрашенных фресок. В конечном итоге их удалось восстановить практически полностью, и они открылись для прихожан во всем своем блеске. А 16 марта 1994 г. была зарегистрирована религиозная община Спасо-Преображенского кафедрального собора.
Архиепископ Евгений сосредоточил все свои усилия именно на восстановлении второго этажа. Это заключалось в том, что были подправлены фрески и заказан роскошный иконостас санкт-петербургским мастерам, который и был установлен к 1998 г. При осмотре второго этажа стало ясно, что пол в той части храма, которая была пристроена в 1905 г., немного прогнулся, поэтому в период 1997-1998 гг. на первом этаже были сооружены дополнительные столпы и арка, которая надежно держала своды.
К 325-летнему юбилею Тамбовской епархии главный храм Тамбовщины претерпел изменения. По благословению епископа Феодосия был установлен иконостас нижнего храма. В период 2006-2007 гг. были сделаны новые позолоченные главки, также позолочен центральный купол, подняты новые кресты, а сам храм окрашен в нежно-зеленый цвет. Великолепный красавец Собор по-прежнему украшает город, и время как будто не властно над ним.

http://www.eparhia-tmb.ru/o-eparxii/xramy-i-monastyri/spaso-preobrazhenskij-kafedralnyj-sobor/
22.10.2015 - 01:23:42
 
Просмотры: 2123
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/6,3
 
Выдержка:
1/320s
 
ISO:
125
 
Ф.расстояние:
50mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
 
Дата съёмки:
16.10.2015 - 14:13:34
 
Понравилось:
Виолетта Костырина
Андрей Синицын
Tata Wolf
Иваннович *
Юрий Шувалов
Андрей Воробьев
Елена Ахромеева
Валентина Береснева
Дмитрий Рутковский
Святец Вячеслав
Дмитрий Перов
Мила Бовкун
Александр Селезнев
Роман —-
Юлия Z
Наталия Тугаринова
 
Добавили в избранное:
Юрий Шувалов
Дмитрий Перов
 
Сообщить о нарушении