Теги: здание дворянского собрания в смоленске, здание филармонии в смоленске, классицизм, конец 18 века, концертный зал в смоленске, культурный туризм, памятник архитектуры, родина, россия, смоленск
Смоленск. Здание Дворянского собрания. Филармония. (Фасад по улице Маяковского)
Смоленск. Здание Дворянского собрания. Филармония. (Фасад по улице Маяковского)
Другие фотографии на ФотоКто: ← Запорожская сечь | Глаза... →
Просмотры: 2657
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/6,3
Выдержка:
1/200s
ISO:
250
Ф.расстояние:
24mm
Программа:
Adobe Photoshop CS5 Windows
Дата съёмки:
25.09.2013 - 10:10:24
Стиль: Классицизм
Годы строительства: Конец 18 века, 1825 год
Играет важную градостроительную роль в центре Смоленска, занимая участок между ул. Маяковского и ул. Глинки, ограничивающей сад им. М.И. Глинки (“Блонье”). Крупное кирпичное здание – лучший памятник зрелого классицизма в городе и один из самых ярких образцов губернских дворянских собраний, хорошо сохранивший исторический внешний облик и многие элементы интерьера, не имеющие прямых аналогий в уцелевшем архитектурном наследии Смоленщины.
В конце 18 века были возведены северное и южное крылья нынешнего здания. Эти самостоятельные двухэтажные кирпичные постройки со сводами в нижнем этаже сильно пострадали в войну 1812 года. Для губернского Дворянского собрания между корпусами в 1825 году был встроен более крупный объем с двусветным залом во втором этаже (прежнее Дворянское собрание находилось на месте здания нынешней городской администрации). Отделочные работы завершились только к концу 1831 году, когда окончательно сложился облик здания и его интерьер. Тогда помещения во втором этаже крыльев соединялись широкими арками. В 1859 году (в связи с устройством здесь “Выставки сельских произведений”) они были заложены с оставлением прямоугольных дверных проемов (с ярославскими перемычками) по анфиладным осям, вестибюль в центре нижнего этажа был разделен парой пилонов, отопление модернизировано. В самом конце 19 века изменили систему вентиляции, что повлияло на облик интерьеров. Уже в 20 веке были изменены ограждения парадной лестницы.
Центральная часть здания выделена шестиколонным ионическим портиком, возведенным над ризалитом первого этажа и завершенным фронтоном. Нижний этаж и поддерживающие портик мощные пилоны рустованы. В крыльях середина длинных фасадов подчеркнута двухъярусным портиком из четырех тосканских пилястр со ступенчатым аттиком. Двускатные металлические зонты на ажурных ампирных кронштейнах украшают входы в здание по его оси и на флангах крыльев. Этажи разделяет широкий гладкий пояс. Все проемы на основных фасадах (восточном и западном) прямоугольные. Средние окна второго этажа отмечены сандриками (в интерколумниях – треугольными). Основные фасады идентичны, только на западной стороне (ул. Глинки) проемы по сторонам центрального входа утоплены в глубь ризалита, а на ул. Маяковского обращен вход по оси фасада. Над пятиосными торцовыми фасадами полукруглое чердачное окно в широком рустованном обрамлении с веерным замком.
Из вестибюля между входами на поперечной оси здания широкая парадная лестница поднимается в южное крыло. Узкая деревянная лестница в южном торце, сохранившая ампирные точеные балясины в виде узкогорлых сосудов, введет на хоры для музыкантов, открытые широкой лучковой аркой в просторный зал второго этажа. Ярусы его окон разделены широкой полосой, сливающейся с лопатками. Стены зала были вишневыми, с золотистыми поясками. В аванзале с неглубокими арочными нишами рядом с походами в зал стены имели голубовато-зеленый цвет.
В интерьере сохранились ампирные двери и псевдоготические переплеты (в вестибюле). На полах уцелел щитовой паркет двух типов: в зале – “квадр в крестовине”, а во второстепенных помещениях – с разбивкой щита на 16 обрамленных квадратов.
В ряде помещений южного крыла сохранились печи периода классицизма, сооруженные в специальных угловых проемах с арочной перемычкой. Часть из них в середине 19 века разобрали, беспорядочно заложив проемы ампирными изразцами с синим рисунком (вазы) на белом фоне. Во втором этаже уцелела одна из угловых печей с вогнутым зеркалом. Уникальны остатки огромной калориферной печи, заполнившей в середине 19 века темное помещение рядом с вестибюлем.
Вверху продольной капитальной стены южного крыла сохранился пятиугольный продух 18 века – с двускатной перемычкой. Под многими подоконниками в кладку включены косые керамические решетки вентиляционных каналов, изготовленные на предприятиях П.А. Будникова.
До самой революции Дворянское собрание было центром культурной жизни Смоленска. В 1848 году здесь чествовали М.И. Глинку, в 1899 году была устроена выставка передвижников; в зале Собрания выступали А.М. Горький, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, Пабло Сарасате, Ян Кубелик, М.И. Исаковский, А.Т. Твардовский, Н.И. Рыленков. В мае 1918 года в здании разместился Дом Советов.
С 1988 г. и по настоящее время в здании располагается концертный зал им. М.И.Глинки областной филармонии.
По изданию “Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область”
Москва, “Наука”, 2001 г.