Теги: архитектура, древнерусское зодчество, лысковский район, московское зодчество, нижегородская митрополия, нижегородская область, паломничество, памятник архитектуры, поволжье, православие, родина, россия, свято-троицкий собор, строитель максим апсин
Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь. Свято-Троицкий собор
Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь. Свято-Троицкий собор
Другие фотографии на ФотоКто: ← Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь. Свято-Троицкий собор | Лысково. Вознесенский собор →
Просмотры: 1103
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/7,1
Выдержка:
1/320s
ISO:
160
Ф.расстояние:
24mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
Дата съёмки:
08.10.2012 - 13:53:16
Архитектурный ансамбль Макарьево-Желтоводского монастыря складывался в основных своих чертах на протяжении очень недолгого времени, в 1651-1677 годах. Это, как указывают искусствоведы, обусловило особую ценность комплекса монастырских строений.
Соборный храм, освященный во имя Святой Троицы, является смысловой и архитектурной доминантой обители. Он строился в 1651-1658 годах (иногда встречается другая дата окончания постройки собора — 1664 год). Таким образом, мы имеем право связать это строительство с именем Патриарха Никона (до 15 июля 1652 года — митрополита Новгородского). Неизвестно в точности, какую именно роль сыграл Патриарх в возведении каменных храмов Макарьево-Желтоводского монастыря (деньги на ведение строительных работ монастырь, во всяком случае, черпал из собственных — ярмарочных — доходов). Но мы знаем о сугубо личном отношении Первоиерарха к Желтоводской обители. В отрочестве и ранней юности он жил здесь в послушниках, и, безусловно, весь строй здешней жизни оказал большое влияние на становление его личности.
Архитектурное решение Троицкого собора подтверждает его соотнесенность с концепцией храмового зодчества, активно внедрявшейся Никоном — строить «по старине», шатровых завершений отнюдь не употреблять, а в качестве образца иметь перед мысленным взором Успенский собор Московского кремля. Именно на него ориентировались и строители Троицкого собора Желтоводского монастыря. Предполагают обычно, что руководил возведением каменных храмов обители «подмастерье каменных дел» Максим Апсин, родом москвич.
Заказчики соборного храма проявили известную амбициозность: для своего времени собор очень велик. И хотя он не превосходит размерами Успенский собор (это могло быть чревато — даже в 19 веке монастырям приходилось расставаться с одним-двумя ярусами своих колоколен, если они выходили выше колокольни Ивана Великого), но всё-таки на один аршин выше Спасо-Преображенского собора Новгородского кремля, не дошедшего до наших дней.
Высокий, пятиглавый (пятиглавие несколько вытянуто к востоку), с тремя алтарными апсидами, Троицкий собор производит неизгладимое впечатление. Снаружи, в сущности, сложно понять, насколько он велик. Благодаря своей пропорциональности он выглядит величественным, но не подавляюще-огромным. И полное представление о его размерах можно получить, лишь войдя внутрь. Скорее всего, впечатление высоты и простора создается здесь во многом благодаря тому, что собор пока ещё не благоустроен в полной мере. Пятиярусный, устремленный ввысь иконостас и расчищенные от побелки, но ещё не отреставрированные фрески — вот что определяет «внутреннее звучание» Троицкого собора. Больше почти ничего здесь нет. Особенной красотой, красотой трудно возрождающейся святыни, сияет убранство собора в солнечные дни, когда лучи, падая через высокие окна, выхватывают из полумрака фрагменты иконостаса и потускневших от времени и варварского обращения фресок.
Фрески Троицкого собора — уникальный памятник монументального искусства своего времени. Создавались они вскоре после постройки соборного храма. К сожалению, они ещё не изучены в достаточной мере, но какие-то очень общие вещи сказать о них можно. Предполагают, что работала над ними артель костромских мастеров. А костромская школа, как известно, именно в это время переживала период наивысшего расцвета. Даже сейчас, когда фрески находятся в удручающем состоянии, в них нетрудно обнаружить некоторые особые черты, присущие именно костромской школе. Это, прежде всего, декоративность и дробность изображений (храм изнутри как бы опоясан «лентами» изобразительных рядов), использование ярких красок, динамичность сюжетов.
В 1859 году рухнул центральный купол Троицкого собора. Произошло это не из-за каких-то просчетов, допущенных при его строительстве, а из-за того, что Волга на протяжении многих десятилетий неустанно подмывала берег, на котором находится монастырь. Именно после этого случая было принято решение об упразднении монастыря — сочли, что оставаться здесь братии небезопасно. Когда монастырь возобновили в качестве женской обители, в Троицком соборе начались масштабные реставрационные работы, завершенные к 1912 году. Купол восстановили. Кроме того, стены собора получили дополнительные росписи — эти росписи, правда, значительно уступали фрескам 17 века.
Журнал «Православные монастыри, путешествие по святым местам» № 22. Издательство «Деагостини»