error
Регистрация

Кострома. Ипатьевский монастырь

 
 
Кострома. Ипатьевский монастырь - Алексей Шаповалов Стерх
Кострома. Ипатьевский монастырь
Теги:  алексей шаповалов стерх, архитектура, вера, город, ипатьевский монастырь, кострома, кострома православная, костромская епархия, красота, купола, монастырь, паломничество, памятник архитектуры, православие, храмы, христианство
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Кострома. Интерьер храма Александра и Антонины в Селище :: Алексей Шаповалов Стерх
Смоленск. Здание Дворянского собрания. Филармония. (Фасад по улице Маяковского) :: Алексей Шаповалов Стерх
Напрестольное Евангелие и фрагмент плащаницы :: Алексей Шаповалов Стерх
Орёл. Здание бывшего Коммерческого банка. Главное управление ЦБРФ по Орловской области :: Алексей Шаповалов Стерх
Тамбов. Здание бывшей аптеки провизора и предпринимателя Альфреда Лана :: Алексей Шаповалов Стерх
Воронеж. Памятник святителю Митрофану Воронежскому :: Алексей Шаповалов Стерх
Вологда. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Надвратный Вознесенский храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Симбирск. Ульяновск. Особняк барона Х. Г. Штемпеля. Музей современного искусства имени А. А. Пластов :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Золотистые луга   |   .  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое ме­сто. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия еписко­па Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.
В XIV-XV веках, в период "собирания" Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с имена­ми Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.
В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, гро­зившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой Ипатьевской обители начиналось славное трехсотлетнее царство­вание Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Ро­мановых.
Расположен монастырь в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Костро­ма впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс". В древности на Ипатьевском мысу росли дубравы, в изобилии водилась дичь. Красота ландшафта и пологие берега, столь удобные для остановки судов, влекли корабельщиков и плотоводцев к отдыху.
История основания Ипатьевского монастыря поясняется в древнем монастырском предании: татар­ский мурза Чет покидает Золотую Орду и уезжает в Москву. В пути он тяжело заболел. Ночью ему явилась Пресвятая Дева с Богомладенцем на руках, с предстоящими Ей Апостолом Филиппом и свя­щенномучеником Ипатием епископом Гангрским. Матерь Божия, повелев мурзе принять христи­анскую веру, исцелили его. По прибытии в Москву он принимает святое крещение, получает христи­анское имя Захария и испрашивает разрешение великого князя на строительство святой обители на месте чудесного явления Пресвятой Богородицы.
Высокие дубовые стены окружали монастырь, в центре двора возвышался храм, освященный во Имя Живоначальной Троицы, вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.
Среди знатных боярских родов, коих Захария явился родоначальником (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины, Годуновы), особенно выделяется род Годуновых. Его представители в XVI веке становятся ктиторами Ипатьевского монастыря. Благодаря их усилиям к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель "Преименитой Лаврой" настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значи­мость обители.
В XVI столетии благодаря Годуновым было начато строительство монастыря в камне. Деревянные крепостные стены заменили на каменные с шестью башнями. Деревянный Троицкий собор был заме­нен каменным, с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над святыми вратами в 1595-1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине - небесным покровителям царя Феодора Иоанно­вича и его супруги царицы Ирины Федоровны (родной сестры Бориса Годунова). Возводятся камен­ные звонница, кельи монастырского эконома и настоятельские кельи.
Многие из потомков Захарии принимали иноческий постриг, некоторые доживали свой век в обите­ли святого Ипатия. Следуя великому предку, они завещевали похоронить себя в родовом монастыре. На территории Старого города существовало три годуновских усыпальницы -"гробовые палаты". Они были убраны древними родовыми моленными образами в драгоценных ризах, перед ними постоянно горели лампады, надгробные плиты закрывали покрова, шитые золотом, серебром и жемчугом. Неу­молкающая молитва братии звучала здесь долгие столетия. Прервалась она только в 1919 году, когда монастырь был закрыт, а его насельники разделили трагическую судьбу русского монашества.
До наших дней в подклете западной галереи Троицкого собора сохранилось только три надгробные плиты с погребений из годуновских усыпальниц: Никиты Васильевича (†1560), Василия Осиповича (†1622) и младенца Тимофея Дмитриевича (†1575) Годуновых
Годуновы, и главным образом Дмитрий Иванович Годунов, заложили в монастыре основу бес­ценного собрания древностей. "Ризница заключает в себе такое богатое собрание древностей, какое можно встретить лишь в редких русских монастырях…", - писал в 1885 году профессор Н. В. По­кровский, знаток христианских древностей.
Дмитрий Иванович Годунов (†1606) - родной дядя и воспитатель царицы Ирины Федоровны и царя Бориса Федоровича Годуновых, опричник и постельничий царя Ивана Грозного, наместник в Новго­роде великом при царе Феодоре Иоанновиче, конюший при царе Борисе Годунове. С его именем свя­зана большая часть вкладов "годуновского данья" в Ипатьевский монастырь. Несомненно, обладал тончайшим художественным вкусом, был знатоком и ценителем всего прекрасного. Произведения, выполненные в мастерских при его доме, а также лучшими иконописцами, ювелирами, мастерами книжных лицевых миниатюр и писцов-книжников Московского Кремля, отличаются дивным совер­шенством композиций и цветовой гармонией.
До наших дней дошли великолепные храмовые двери от первого каменного "годуновского" Троиц­кого собора. Они были выполнены в конце 16 века по заказу Д. И. Годунова в мастерских Московско­го Кремля в редчайшей технике золотой наводки на меди. Заказ этот не был случайным. Дмитрий Иванович распорядился использовать для него в качестве образца двери царского Благовещенского собора Московского Кремля, тем самым он еще раз подчеркнул особый статус Троицкого собора как царского храма. Все последующие вклады Димитрия Ивановича в Троицкий собор - золотой комплект богослужебных сосудов, золотой оклад на храмовый образ Пресвятой Троицы и другие - подчеркива­ли его намерения максимального возвышения древней родовой обители.
Среди даров в Ипатьевский монастырь Димитрия Ивановича Годунова особенно выделяются книж­ные вклады. Напрестольные Евангелия, Псалтыри, Служебники, украшенные драгоценными оклада­ми, многочисленными лицевыми миниатюрами и тончайшими орнаментами, исполнялись лучшими московскими мастерами - иконописцами и писцами в царских мастерских Московского Кремля. Еван­гелие напрестольное (вклад 1605 года) украшает драгоценный оклад. На серебряных дробницах гра­вированы изображения небесных покровителей семьи Димитрия Ивановича и царя Бориса Годунова. Более 100 лицевых миниатюр, многочисленные заставки и буквицы Евангелия исполнены лучшими кремлевскими иконописцами и "тривщиками" (орнаменталистами). Во вкладной записи на серебре­ной дробнице Д. И. Годунов обращается к Господу с молитвой о здоровье своем и жены Матроны, о вечной памяти умерших и погребенных в Ипатьевском монастыре родителей. Это Евангелие - послед­ний вклад Д. И. Годунова. В 1605 году, после смерти царя Бориса Федоровича, Годуновы были отстра­нены от управления государством, многие из них отправлены в ссылку. Димитрий Иванович заверша­ет свой жизненный путь в ссылке в городе Свияжске в 1606 году. Перед смертью он принял монаше­ский постриг с именем Дионисий. Согласно завещанию, тело инока Дионисия было перевезено в Ипа­тьевский монастырь и погребено в усыпальнице рядом с почившими ранее сродниками.
Благоденствие Ипатьевского монастыря, равно как и всей России, было нарушено страшным перио­дом Смутного времени. В это сложное время монастырь оказался на стороне Лжедмитрия II и поля­ков. В 1608 году архимандрит Ипатьевского монастыря Феодосий и игумен Костромского Богоявлен­ского монастыря Арсений во главе посольства костромичей, состоявшее из дворян, детей боярских и посадских людей, отправились «бить челом» в Тушинский лагерь – ставку самозванца Лжедмитрия II. В начале 1609 года в Костроме вспыхнуло восстание против сторонников «тушинского вора». Оно со­провождалось жестокими избиениями местных дворян и детей боярских, около 200 дворян вместе с семьями были утоплены в реке Волге. Это не могло не вызвать осуждения восставших со стороны на­сельников Ипатьевского монастыря. В связи с этим они оказали поддержку тушинскому ставленнику костромскому воеводе Н. Д. Вельяминову, вырвавшемуся из города вместе со своими сторонниками. В феврале-мае 1609 года братия монастыря укрыла их за надежными крепостными стенами. Осада монастыря продолжалась до начала августа 1609 года и завершилась взятием обители. Сторонники Лжедмитрия II были уничтожены, но воевода Вельяминов благополучно спасся от смерти и впоследствии служил Михаилу Федоровичу Романову «верой и правдой». Для Ипатьевского монастыря нанесколько лет наступил период покоя от политических баталий.
События, произошедшие в Москве в начале 1613 года, вновь определили древней обители одно из ведущих мест в российской истории. Земский собор, состоявшийся в Московском Кремле 21 февраля 1613 года, избрал на русский царский престол представителя древнего боярского рода Романовых, со­стоящего в прямом родстве с предшествующей царской династией Рюриковичей. Представители всех российских сословий единодушно проголосовали за молодого Михаила Федоровича Романова, сына пострадавших от годуновского гнева боярина Федора (Патриарха Филарета) и боярыни Ксении (ста­рицы Марфы) Романовых. Среди Участников Земского собора был и архимандрит Ипатьевского мо­настыря Кирилл. Великое посольство Земского собора направилось из Москвы в Кострому в начале марта 1613 года.
14 марта 1613 года Михаил и Марфа Романовы, соспровождаемые архимандритом монастыря Ки­риллом с братией, встретили у стен древней Ипатьевской обители Великое посольство, прибывшее в Кострому с решением Земского собора об избрании Михаила на царский престол. Посольство при­шло в монастырь крестным ходом "…со образом Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии уже написал Петр митрополит и со образом великих чудотворцев Петра, Алек­сей и Ионы…", выносными крестами и другими реликвиями. Возглавляли посольство архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит и келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын - с духов­ной стороны, и князь Иван Шереметьев - со стороны светсткой. У стен Ипатьевского монастыря крестный ход посольства объединился с крестным ходом костромичей, шедшим из Успенского собора г. Костромы с главной святыней города - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. В Троицком соборе монастыря архиепископ Феодорит зачитал грамоту Земского собора о "наречении царском" Михаила Федоровича.
Послы Земского собора "…долго, но тщетно просили юного Михаила и его матушку принять из­брание…Изменило положение лишь убедительная речь архиепископа Феодорита: "Не мозите прислу­шатись: но сотворите повеленное вам от Бога, воистину от Бога избрани есте, и не прогневайте всех Владыку и Господа" ". Тогда "…благоверная государыня инока Марфа Иоанновна многи слезы излия пред образом Пречистыя Богородицы, …со слезами рече: се Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в твои пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и все­му православному христианству". Чудотворными образами, принесенными из Москвы и Костромы, Михаил Федорович был благословлен на царство, затем ему вручили грамоту Земского собора и ски­петр Российского государства.
19 марта, в день памяти святых мучеников Хрисанфа и Дарии, Михаил Федорович и старица Мар­фа отбыли в Москву.
11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля Михаил Федорович венчался на Мо­сковское царство. С восшествием на престол нового государя завершилась многолетняя Смута, начал­ся новый период в истории России, период трехсотлетнего правления династии Романовых.
Древняя обитель особо почиталась новой царской династией. Экономическое положение монасты­ря укреплялось многочисленными жалованными грамотами, данными царем Михаилом Романовым в память того, что именно в Ипатьевской обители "… в Троице славимый Бог изволили нас избрати и нарещи на скифетродержавное Российское Царство и на великое княжение бытии Царем Великим Князем всея Русии".
Продолжая традиции предшествующих царских династий, Михаил Федорович в знак особой цар­ской милости прислал из Московского Кремля в Троицкий собор Царское место. К храмовому образу Пресвятой Троицы он сделал драгоценный приклад - три большие шведские монеты. Из Московского Кремля государь передал в Ипатьевский монастырь чтимый Тихвинский образ Божией Матери. Сей образ сохранился до наших дней. Почти четыре столетия он почитается как одна из главных святынь Ипатьевского монастыря. В 1626 году, по велению патриарха Всея Руси Филарета, в монастырь привезли ковчег с частью Ризы Господней.
Последние два вклада имели особое почитание не только в монастыре, но и во всем Костромском крае. Любовь костромичей к Тихвинской иконе Божией Матери была столь велика, что во время глав­ного Крестного хода, совершающегося и по настоящее время - день летнего почитания чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери (29 августа н. ст.), Тихвинский образ выносили из монастыря и вслед за Феодоровским образом несли по всему городу.
Богатые вклады царской династии Романовых пополнили святынями ризницу Ипатьевского мона­стыря. Новая династия с благодарностью помнила и почитала свою духовную «колыбель».
Память о великих исторических событиях в сознании русского народа, трепетно почитающего ис­торию своего Отечества, навсегда связала обитель с династией Романовых. Потомки Захарии, основа­тели Ипатьевского монастыря, и память о них сохранилась лишь в молитвах братии Ипатьевской оби­тели.
"Романовский" период в истории архитектурного ансамбля монастыря отмечен значительными ра­ботами по ремонту и перестройки "годуновского строения". Надстраиваются крепостные стены и башни, почти вдвое увеличивается территория монастыря за счет присоединения к "Старому городу" земельного участка, получившего название "Новый город" . Вокруг него на средства Михаила Федо­ровича возводятся крепостные стены и башни "во спасение иночествующим и в сохранение христо­именитым людям". Строительные работы проводились под руководством старца Иосифа и каменщика подмонастырской Богословской слободы Андрея Андреева, сына кузнеца. Перестраиваются настоя­тельский и казначейский корпуса, достраивается монастырская звонница.
Самым замечательным сооружением Нового города стала Зеленая надвратная башня, расположен­ная в центре западной крепостной стены. Она была поставлена "повелением государя Михаила Фео­доровича в память того, что он сим местом изшел на царство Московское" 19 марта 1613 года.
Первому каменному "годуновскому" Троицкому собору не суждено было дожить до нашего време­ни. В 1649 году он получил значительные повреждения. Официальной причиной его разрушения явился несчастный случай, произошедший в результате ураганного вихря, разрушевшего купола и верхнюю часть стен собора.
В 1650 году архимандрит Ипатьевского монастыря получает грамоту царя Алексей Михайловича о сооружении на месте разрушенного храма нового собора с пределом во имя преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя Михаила Федоровича Романова. Строительство нового Троицкого собора было завершено в 1652 году.
В 1654 году начались работы по созданию стенописи и иконостаса Троицкого собора. Для их ис­полнения была приглашена артель изографов во главе с царским иконописцем костромичом Василием Ильиным Запокровским. Но ему было не суждено полностью выполнить столь почетный и ответ­ственный заказ. В 1656 году в Костроме началась эпидемия чумы, унесшая жизни большей части ко­стромичей, в том числе и В. И. Запокровского. Тем не менее, за 2 года мастера создали иконы для пя­тиярусного иконостаса собора и частично расписали западную галерею храма.
Лишь через 30 лет работа по росписи собора была продолжена. Артель знаменитого царского изо­графа Гурия Никитина (Кинешемцева), чье имя среди мастеров царской иконописной мастерской стоя­ло наравне с Симоном Ушаковым, за три летних месяца расписала собор величайшими по своей художественной ценности фресками. Несомненно, Троицкий собор представляет собой вершину рус­ской монументальной духовной живописи XVII столетия.
С начала XVIII века, по причине реформ Петра I, хозяйство монастыря постепенно пришло в упа­док. Архимандрит монастыря Гавриил в 1721 году докладывал Святейшему Синоду о ветхостях, кото­рые увидел в монастыре: "Ризница тако изветшала, что пред честными людми в самых лутчих ри­зах служити нельзя, не вспоминая о других ризничных приборах. А и самая святая соборная церковь от воды большие вешние 1709 года разселася надвое, и все каменное строение подолося в Кострому реку; врата распались и столпами деревянными подперты; всего же разорение сея святыя обители в кратце и описатиси известием невозможно".
В 1744 году по решению Святейшего Синода была учреждена Костромская епархия. Возглавил но­вую епархию член Священного Синода преосвященный Симон (Тодоровский). Архиерейская рези­денция разместилась в Ипатьевском монастыре. Троицкий собор получил статус кафедрального собо­ра. Древняя обитель стала административным центром Костромской епархии. В истории Ипатьевско­го монастыря начался новый период.
В монастыре вновь начинаются ремонтно-восстановительные и строительные работы. Особенно значительные мероприятия развернулись при епископе Дамаскине (Аскаронском) (1758-1769). На ме­сте обветшавшей церкви Рождества Богородицы был возведен новый храм (1760-1762), в подклете южной галереи Троицкого собора устроено "приделная погребальная церковь во имя Лазарева Воскресения", служившая впоследствии усыпальницей для почивших костромских архипастырей. В 1766 году, накануне визита в Ипатьевский монастырь императрицы Екатерины II, в северной стене Старого города были устроены новые ворота, получившие название Северных или Екатерининских. Внешняя арка ворот решена как триумфальная, с вензелем императрицы в центре высокого фронтона.
В 1767 году монастырь посетила императрица Екатерина II. 14 мая ее галера "Тверь" остановилась в устье реки Костромы под стенами Ипатьевской обители. В честь государыни салютовали 37 пушек, установленные на стенах монастыря. По сошествии на берег Екатерину II приветствовал епископ Да­маскин. В Троицком соборе императрица участвовала в божественной литургии. В конце дня Екатери­на II в сопровождении преосвященного Дамаскина осмотрела монастырь и пожаловала на его благо­устройство 3 тысячи рублей.
При преосвященном епископе Евгении (Романове) (1800-1811) между стеной обруба и южной и восточной крепостными стенами разбивается Архиерейский сад. В 1820-1822 годах проводятся рабо­ты по расширению Архиерейского корпуса (архитекторы Н. Метлин и П. Фурсов). В стиле классициз­ма оформляется каменный третий этаж и восточный фасад здания (со стороны реки Костромы), что несколько диссонировало с древней монастырской архитектуры XVI - XVII веков.
Во второй четверти XIX века царствующий Дом Романовых вновь проявил интерес в древней Ипа­тьевской обители. В октябре 1834 года император Николай I посетил Ипатьевский монастырь. Его приветствовал епископ Костромской и Галичский Павел (Подлипский). После Торжественного бого­служения в Троицком соборе Николай I осмотрел монастырские здания, в том числе и кельи Михаила Федоровича. Император Был несколько озадачен ветхостью многих монастырских построек. Сознавая значимость Ипатьевского монастыря для истории России, государь распорядился об исправлении всех поврежденных зданий и о придании обители статуса "колыбели" царствующего Дома. В декабре 1834 года Николай I прислал в Ипатьевский монастырь из Оружейной палаты Московского Кремля дере­вянный посох и серебряный позолоченный ковш, принадлежащие Михаилу Федоровичу Романову. С этого императорского визита, знаменательного во всех отношениях, посещения Ипатьевского мона­стыря представителями Дома Романовых не прекращались. Впоследствии многие из них посещали обитель
Работы по подготовке проекта реконструкции зданий Ипатьевского монастыря были поручены про­фессору архитектуры Императорской Академии художеств Константину Андреевичу Тону. Из объек­тов, которые предполагалось сделать мемориальными, особое внимание было обращено на Палаты бояр Романовых, Зеленую башню Нового города и Святые ворота. Работы по реконструкции Палат продолжались несколько лет и завершены были лишь к 1863 году под руководством Ф.Ф. Рихтера, ар­хитектора Его Императорского Величества Александра II. По инициативе императора Николая I над Cвятыми воротами была возведена церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии (1840-1859 гг.). День их поминовения совершается 19 марта (ст.ст.) и совпадает с двумя знаменательными датами в истории России: днем отъезда М. Ф. Романова из Ипатьевского монастыря на Московское царство в 1613 году и днем торжественного вступления российских войск в Париж в 1814 году.
В 1909 году епископ Костромской и Галичский Тихон (Васильевский) направил обращение в Хо­зяйственное управление при Священном Синоде о состоянии Троицкого собора и необходимом его ремонте. В следующем 1910 году Комитет для устройства празднования 300-летия Дома Романовых подготовил программу торжественных мероприятий празднования 300-летнего юбилея Царствующе­го Дома Романовых, в которой Костроме и Ипатьевскому монастырю определялось одно из ведущих мест.
В монастырь направляется специальная Комиссия по подготовке и проведению всех ремонтно-ре­страврационных работ. Комиссию возглавили: гофмейстер А. Г. Булыгин, профессор архитектуры и член Техническо-строительного комитета при Святейшем Синоде А. Н. Померанцев, а также акаде­мик архитектуры и член Императорской Археологической комиссии П. П. Покрышкин. В течение трех лет в Ипатьевском монастыре были проведены беспрецедентные по масштабу и средствам ре­ставрационные работы.
В 1913 году Кострома и Ипатьевский монастырь стали центром празднования 300-летнего юбилея Царственного Дома Романовых. Все венценосное семейство во главе с императором Николаем II, им­ператрицей Марией Федоровной, наследником цесаревичем Алексеем, великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией, многочисленными родственникам - великими князьями и княгиня­ми, широко праздновали эту юбилейную дату два дня вместе с костромичами и бесчисленными гостя­ми города. В Ипатьевском монастыре высоких гостей встречали епископ Костромской и Галичский Тихон, многочисленное костромское духовенство. Пред столь Великим Собранием древняя Ипатьев­ская обитель предстала во всем своем великолепии.
В те праздничные дни никто не мог предположить, что произойдет на этом святом для всей России месте через пять лет.
В 1919 году Ипатьевский монастырь был закрыт, его послушники разделили страшную участь рус­ского монашества в богоборческий период. Большая часть монастырской ризницы комиссиями ГОХРАНа была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий му­зей. Новая власть разместила в монастыре детский приют, военные казармы, стадион, танцплощадку, в большей части помещений разместили для жительства работников костромских текстильных пред­приятий. В начале 1930-х годов был полностью уничтожен храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Однако милость Божия не оставила древнюю обитель. Господь и Матерь Божия, священномученик Ипатий Гангрский и Апостол Филипп отвели от нее страшную участь русских монастырей и храмов – участь полного разрушения.
В 1958 году советское правительство приняло решение придать крайне обветшавшему монастырю статус музея-заповедника и начать его восстановление. Реставрационные работы продолжались более 20 лет

http://ipatievsky.ru/index.php?mode=hist&item=&p=1
06.04.2015 - 23:21:49
 
Пестерева Оксана
СПАСИБО!!!
24.04.2015 - 02:11:23
 
Просмотры: 1880
Понравилось:
Михаил Жуковский
Роман Макаров
Алексей Дмитриев
Николай
Олег Каплун
Наталья ***
Елена Мартынова
Григорий Храмов
Игорь Сикорский
Александра
Svetlana AS
Vitali Sheida
Galina
Petr Popov
Надежда Попова
derber d
Наталия Тугаринова
Михаил Болдырев
 
Добавили в избранное:
Наталья ***
евгения
 
Сообщить о нарушении