error
Регистрация

Елец. Введенский храм

 
 
Елец. Введенский храм - Алексей Шаповалов Стерх
Елец. Введенский храм
Теги:  введенский спуск в ельце, введенский храм в ельце, вера, город, достопримечательности ельца, елец, елец православный, елецкая епархия, липецкая митрополия, липецкая область, паломничество, памятник архитектуры, православие
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Усмань. Здание бывшего реального училища. Педагогический колледж :: Алексей Шаповалов Стерх
Карачев. Храм Всех Святых в Новой слободе. Интерьер :: Алексей Шаповалов Стерх
Ярославль. Особняк купца В. Я. Кузнецова. Музей истории города Ярославля :: Алексей Шаповалов Стерх
Санкт-Петербург. Особняк А.А.Мойры на Фурштатской :: Алексей Шаповалов Стерх
Москва. Климентьевский храм. Икона Преображения Господня в иконостасе :: Алексей Шаповалов Стерх
Гжатск (Гагарин). Вознесенский храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Старая Ладога. Собор Рождества Иоанна Предтечи :: Алексей Шаповалов Стерх
Моршанск. Троицкий собор. Золочение куполов :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  ***   |   Билет на луну...)  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Введенская церковь в Ельце не только самая древняя из сохранившихся каменных по­строек, но и самая благодатная по духовному воздействию, а потому и самая притягательная... Все, кто бывал в Ельце, обязательно упоминают с особой душевной тепло­той древний храм на Введенском спуске! Василий Васильевич Розанов, проживший несколь­ко лет в Ельце, писал некогда К.Н.Леонтьеву: «Православным я стал лишь недавно, помолив­шись несколько раз в церкви Введения, познакомившись с дьяконицей Рудневой... внучкой Иннокентия Таврического». Введенский храм Ельца философ называл своей нравственной Родиной: «Храм всегда для меня милый, моя нравственная Родина. Около его стены хотел бы я быть похороненным». Введенскую церковь легко узнать и в произведениях И.А.Бунина: «После отъезда отца с матерью... И почему-то часто уезжали они в субботу, так что в тот же день вечеромя должен был идти ко всенощной... в эти тёмные и глухие вечера, проводив отца с матерью и войдя истинно как в отчую обитель под низкие её своды, в её тишину, тепло и сумрак... чудотворная икона Божьей Матери, и доныне пребывающая в самой старой из всех наших церквей, что стоит над рекой как раз напротив Аргамачи- тот древний образ, перед ко­торым горят неугасимые лампады и всегда молится на коленях какая-нибудь женщина в тём­ной шали, крепко прижав щепоть ка лбу».
Впервые деревянная церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы упоминается в «Елецкой явочной книге 1615-1616 гг.», а построена она, возможно, одновременно с крепо­стью. Размеры храма были невелики- 8 саженей длины и 3 ширины (16,5 на 6 метров). Вве­денский храм в это время стоял на склоне ниже крепости и был приходским для Алексан­дровской и Казачьей слобод. При нём находилось и кладбище.
В 1617 году священник Введенской церкви «поп Панкрат в прихожен своих места руку приложил» к обыскным речам елецких торговых и лавочных людей и елецких казаков, то есть заверил своей подписью показания прихожан.
Описания Введенской церкви имеются во многих документах 17 века. В переписной книге Фёдора Барятинского 1646 года: «Да на Елце городе на посаде розных церквей бобыли. Вве­дение... что за городом в Кузнецкой слободе. А церковной землёй и с доходом овладеет про­свирница вдова Дарьица. А та Агафонниковская жена Гаврилова да дочь ей вдова Окулиница попа Лаврентьевская жена Васильева. А в тоё церкви служит поп Дементий Прокофьев на время. А на церковном месте живут бобыли». В писцовой книге Василия Сухотина 1678 года: «Да за городом церковь Введение Пресвятые Богородицы. У той церкви двор попа Леонтия...».
Более подробное описание Введенского храма даётся в писцовой и межевой книге Тихона Камынина 1691-1683 годов: «Церковь Введения Пресвятые Богородицы в Олександровской же слободе древянная. А в той церкви Царские Двери и Деисус, и праздники, и местные ико­ны, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола. Строение попа Леонтия. А мерою той церкви в длину с олтарём и трапезою и с папертью восемь сажен, поперег три сажени, и около той церкви кдадбище огорожено вновь по наезду. А мерою того кладбица поперечнику по вотсочной стороне 9 сажен, по западной стороне двенатцать сажен, а длины по южной стороне 11 сажен бес трети, да на вдовине дворе три сажени, по северной стороне 19 сажен. А от церкви мерою от олтаря на восток 6 сажен, с третью, на юг 5 сажен, на север 4 сажени, на запад 4 сажени с полусаженью. Да той же церкви на церковной земле живут дьячок Евдо­кимко Леонтьев, а по скаске ево ж, дьячка, на церковной земле живут дворами посацкие люди,14 дворов...».
К середине 18 века старый деревянный храм пришёл в ветхое состояние и был начат по­стройкой новый каменный. Ещё до окончания строительства, 15 февраля 1759 года «поп Иосиф сын Леонтьев... ночным временем, без венечной памяти и в неосвящённой вновь строю­щейся в городе Ельце каменном зданием церкви Введения Пресвятой Богородицы под алтарём в палате» повенчал крепостную девку Катарину с ландмилиционером Курского пол­ка Семёном Быкановым и взяп за это рубль. Жалуясь в своей челобитной на священника в Елецкую провинциальную канцелярию, жены елецких купцов Вавилова, Сафонова и Ростов­цева сохранили для истории ряд обстоятельств строительства каменного Введенского храма. Палата, где повенчали беглянку, и сейчас находится под апсидой-алтарём церкви. Ещё два года после этого возводили мастера стены и купола с крестами каменного храма, прежде чем по древнему обычаю установить над престолом крест с надписью, что настоящий храм, построенный старанием помещика, канцелярского секретаря Осипа Данилова, «освящён в царствование Елизаветы Петровны в 1761 году».
Введенский храм построен по древнерусскому образцу «восьмерик на четверике». Так строили в глубокой древности деревянные шатровые церкви и башни крепостей, укладывая на сруб четыре стены («четверик») сруб в восемь стен («восьмерик»). Позже стали так же строить и похожие на них, но каменные церкви. Такая конструкция особенно щироко приме­нялась с середины 18 века, только перекрывали храмы уже не шатром, а куполом, Пышное оформление окон и дверей, спаренные угловые пилястры не восьмерике и конструкция само­го Введенского храма- вспарушенный купол и световой барабан, говорят о том, что памятник принадлежит к расцвету барокко, когда опыт зодчих позволял придавать своим постройкам праздничность, характерную русской архитектуре. И хотя расцвет стиля барокко в архитекту­ре пришёлся на начало и первую половину 18 века, а на смену ему с середины столетия ужё пришёл классицизм, Введенскую церковь новый архитектурный стиль не затронул.
Церковь Введения за её долгую историю не раз перестраивали и ремонтировали. В начале 19 века храм распространили двумя приделами- северным и южным, во имя трёх святителей- Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, а также святого апостола Иоанна Богослова. Несмотря на господство в архитектуре того времени классического стиля, мастера при этом тактично подошли к перестройке храма, сохранив в оформлении приделов бароч­ные наличники старой трапезной. Позже с юга и севера храма пристроили полукруглые па­перти- боковые всходы.
Последний крупный ремонт храма состоялся в 1902 году, когда на пожертвованную прихо­жанином купцом Николаем Петровичем Череновым сумму в 30000 рублей здание было ошту­катурено снаружи, с запада возведены две пристройки к трапезной и крыльцо с сенью- к колокольне, настелены новые полы, вставлены новые оконные рамы с витражами, устроены двухъярусные золоченые по розовому фону иконостасы в приделах, сделаны ризы на иконах и вызолочена церковная утварь, внутри стены украшены живописью по образцу киевского Владимирского собора. Тогда же было устроено духовое отопление, для чего с северной сто­роны храма возвели печную трубу, разрушенную в 2006 году. К сожалению, ремонт 1902 года принёс Введенской церкви не только улучшения. Церковь несколько изменила свой первона­чальный облик- были срублены богатые кирпичные наличники, растёсаны оконные проёмы, а фасад поштукатурен.
Николай Петрович Черенов, устроивший на свои средства в Ельце в 1898 году «Дом трудо­любия», выделил дополнительно 50000 рублей на устройство около Введенской церкви прию­та для круглых сирот и 150000 рублей для содержания его на проценты.
Согласно листкам страховых оценокВведенского храма 1910 года главный четырёхъярус­ный иконостас, золочёный по розовому фону, имел высоту 15 аршин, а ширину- 10 аршин. Устроен он был вновь в середине 19 века. Два придельных имели высоту 4,5 аршина, а длину 12 аршин, считая южную и северную боковые стороны.
Достопримечательности храма: местночтимые древние иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» (почитаемая верующими как чудотворная), Господа Вседержителя и святителя Николая Чудотворца, перешёдшие, по преданию, в храм из упразднённого Троицкого мона­стыря, а также напрестольное Евангелие 1703 года и древний хрустальный напрестольный крест.
На трёхъярусной с внутристенной лестницей храмовой колокольне выделялся большой ко­локол весом 151 пуд, с надписью: «1818 г. ноября 15 дня. Божиею милостию вылит сей коло­кол в г. Ельце ко храму Введения Пресвятыя Богородицы при священнике Василии Климен­тове, старанием купца Семена Родионова Деева».
Причт Введенской церкви в начале 20 века составляли священник, диакон и псаломщик. Диаконом храма в 1788-1797 годах состоял Алексей Борисович Борисов- отец знаменитого церковного деятеля и богослова архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия. Свя­щенник о. Василий Фёдорович Климентов, бывший натсоятелем Введенской церкви в 1810-1841 годах, был некоторое время учителем Иоанна Борисова, будущего архиепископа, зани­мался с ним латинским языком и риторикой. Святитель Иннокентий навсегда сохранил благо­дарную память об отце Василии, урокам которого придавал большое значение в своём разви­тии. Посещая Елец, он всегда навещал своего наставника, которому в период1822-1855 годов адресовал письма, опубликованные в 1881 году в журнале «Русская старина».
Более 50 лет, с 1842 по1896 годы, настоятельствовал во Введенской церкви протоиерей Иоанн Иосифович Вуколов, снискавший любовь и уважение верующих не только своего при­хода, но и всего города как «опытный в духовной жизни старец и мудрый советчик». Скон­чался он в возрасте 82-х лет 22 октября 1896 года и был погребён на городском кладбище в присутствии 10000 человек. Многие ельчане считают своим долгом, бывая на кладбище, от­служить по отцу Иоанну панихиду и помолиться на его могиле.
В приходе Введенской церкви в начале 20 столетия состояло 872 человека обоего пола, храму принадлежала 51 десятина земли
Приписным к храму являлся каменный столб-часовня с Нерукотворным образом Христа Спасителя в медной посеребрённой ризе и неугасимой лампадой у дома Деевых на углу Тор­говой и Орловской улиц, где, по преданию, стояли ворота Елецкой крепости. Здесь ежегодно вечером 15 августа причтом Введенской церкви совершалось всенощное бдение с чтением акафиста Спасителю.
После революции храм стал рассматриваться властями как памятник и хранилище культур­ных ценностей. Обследовавший его 14 декабря 1921 года директор музея Кириллов составил следующий перечень храмовых достопримечательностей, достойных внимания:
«1. Три старинные иконы, сохранившиеся от древнего Троицкого монастыря: а) Господа Вседержителя, б) св. Николая, в0 Божией Матери «Взыскание погибших». 2. Холщовый анти­минс 1740 года без мощей. 3. Деревянный барельеф святителя... Рекомендовано передавать в музей».
В 1922 году из Введенской церкви изъята серебряная утварь весом 2 фунта 46 золотников. В 1923 году в Елецкий музей из Введенского храма была передана картина художника Калма­кова 19 века размером 156х124 см. «Страшный суд».
Закрытие Введенского храма произошло в 1938 году. Обстоятельства этого эмоционально иллюстрирует семейнвя переписка ельчан Ростовцевых, одна из представительниц которых бвла в храме материально ответственным лицом: «Введенскую церковь берут под военные нужды... Лёля сдаёт имущество, страшно убита... принимает финотдел... сколько ей горя, так она всё берегла...». «Лёля сдала имущество по описи в финотдел и горсовет на хранение... всё сложили в главный алтарь... поставили часовых, всё опечатали... С Лёлей от всего виденного и пережитого было очень плохо. Сколько слёз и рыданий! Да и теперь она очень переживает- у неё нет аппетита- говорит, ничего не хочет... и никого видеть не хочет...».
Согласно документам 1962 года Введенский храм использовался как складское помещение, а в подклете алтарной части находилась керосиновая лавка.
Решением Липецкого облисполкома 874 от 2 ноября 1971 года Введенская церковь постав­лена под охрану как памятник архитектуры республиканского значения, в это время храм был лишен кровли, полуразрушен и требовал срочных ремонтно-восстановительных работ. Вклю­чение его в число памятников дало возможность начать реставрацию этой церкви, первой в Ельце за советский период. Руководила разработкой проекта московский реставратор из Все­союзного производственного научно-реставрационного комбината М.И.Кулакова. Восстано­вительные работы начались в 1979 году с составления акта, из которого следовало, что своды трапезной и колокольни были разрушены на 80%, остальные своды — на 30%, стены по фа­садам — на 30%, в интерьерах — на 20%, кирпичный декор — на 100%, решетки — на 80%, кровля — на 100%, паперти — почти на 100%. в 1979 году в результате автомобильной ава­рии разрушено крыльцо с сенью. В январе 1985 года начались работы по восстановлению шпиля на колокольне, а в 1986 году, в 840-летнему юбилею Ельца, завершилось устройство медной кровли, починка стен колокольни и восьмерика храмовой части, восстановление утраченного декора фасада. В 1987 году была устроена кровля на трапезной, завершены столярные работы, в 1988 году продолжался ремонт цокольной части апсиды, устройство папертей и отмосток. Работы в храме продолжались до конца 1990 года. Росписи стен внутри храма проводили елецкие художники Галина и Владимир Марченко, Геннадий Адаев. Храм передан Русской Православной Церкви в 1992 году, а в 1998 году в Введенской церкви состоялась первая после шестидесятилетнего перерыва служба.

А.Ю. Клоков, А.А.Найденов, А.В.Новосельцев: Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии. Елец. Липецк, 2006.
08.04.2015 - 23:14:37
 
Просмотры: 2879
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/5,6
 
Выдержка:
1/500s
 
ISO:
200
 
Ф.расстояние:
35mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CS5 Windows
 
Дата съёмки:
07.09.2013 - 18:32:49
 
Понравилось:
Юлия Z
Дмитрий Рутковский
Игорь Сикорский
Galina
Юрий Шувалов
Святец Вячеслав
Сергей Исаенко
Наталия Тугаринова
евгения
nikolas lang
 
Добавили в избранное:
nikolas lang
 
Сообщить о нарушении