error
Регистрация

И всё-таки плёнка?..

Рубрика: «Фототехника»
Автор: Михаил Давыдов
Опубликовано: 19.12.2014 в 00:55:50

 

              О плёнке, культе резкости и дне вчерашнем...

                           

Настоящему художнику гораздо легче влюбиться в плёночную фотографию, чем в цифровую. Причина этому, на мой взгляд:  мягкость очертаний, отсутствие гипердетализации, большая пластичность изображения, возможность показать воздух и приблизить фотографическое изображение к живописному творению. Особенно это относится к среднеформатной плёнке (1). Можно сказать, что часто именно плёночное изображение выглядит более художественно, чем цифровое. Парадоксально, но именно техническое несовершенство пленочной фотографии, а именно – отсутствие «бритвенной» резкости цифрового изображения, помогает создать наполненный обаянием художественный образ. Чрезмерная резкость современных цифровых фотографий «высушивает» изображение, делает его мертвенно-застывшим. Дело в том, что ни в окружающей нас жизни, ни в живописных полотнах художников, отражающих  эту жизнь, мы не встречаем этой зашкаливающей резкости изображения.

Например, есть великолепное творение кисти Валентина Серова «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой» (1902 г). Это замечательное лирическое полотно – симфония серых тонов, и одновременно – парадный портрет. Представьте себе, что какой-нибудь начинающий художник, делая копию этой картины Серова, скопировав всё точно, вплоть до того, как положены мазки на холсте, вдруг возьмёт и «прорисует»  на глазах княгини ресницы – вот, прямо чётко и резко, каждую ресницу. А также сделает отчётливо резкими складки платья. Такой поход просто убьёт эту картину, не оставив от подлинника ничего!

Или, другой пример. Молодой человек сидит в кафе и пьёт кофе с милой девушкой, в которую он, возможно, немного влюблён. Он следит за ходом её мысли, слушает голос и ловит её взор… Возьмём и предложим ему подсесть к ней совсем близко и рассматривать поры на коже её лица. Абсурдное и бессмысленное предложение, не так ли? Ведь молодой человек не студент медицинского института и не находится на занятии по анатомии. А главное, он воспринимает девушку не в гиперреалистических деталях, а смотрит на неё естественно и непринужденно. Глаз видит всё, в том числе и поры кожи на лице, но мозг воспринимает информацию через призму эмоций, настроения, существенно фильтруя её и извлекая на сознательный уровень лишь необходимую в данный момент часть этой информации. И молодой человек не заостряет своё внимание на ненужных анатомических подробностях.

 Так же и фотоаппарат в руках фотохудожника должен являться творческим инструментом, «послушным замыслу творца», а не сухим фиксатором действительности во всех её мельчайших  деталях.

Еще одно достоинство плёночной фотографии в том, что она способна передать намного большее количество полутонов, чем матрица цифрового фотоаппарата. Это полностью заметно при сравнении ручной и цифровой печати, особенно, на примере монохромной фотографии.

В задачи этой статьи не входит решение дилеммы: что лучше - плёнка или цифра? Это старый и долгий спор, и у каждого из сторонников того или иного ответа есть свои аргументы в его пользу. Я, конечно, не хочу сказать, что во всех случаях лучше фотографировать на плёнку, чем на цифру. Цель этой статьи – всего лишь разрушить некоторые современные стереотипы, которые возникли и утвердились с наступлением эры цифровой фотографии. И прежде всего, это культ резкости, как обязательного и необходимого условия любой современной фотографии, в том числе и художественной. Резкость воспринимается сегодня большинством фотографов и теми, кого они фотографируют, как одно из основных и неоспоримых достоинств любой фотографии. И это неправильно.

«Я всегда избегал особой резкости в портрете, которая придаёт рисунку сухость, поэтому зачастую, при наведении на фокус, я оставлял изображение чуть-чуть менее резким, чем это следовало, экспонировал на какую-то долю секунды то больше, то меньше, чем это надо было, - и в зависимости от замысла, иногда недодерживал в проявителе негатив. Резкость, чрезмерная отчётливость изображения усугубляет ощущение плоскостности, отсутствие воздуха, все подробности выступают на поверхность. Когда же портрет  мягче и какая-то еле уловимая грань отделяет его от вполне резкого изображения, легче возникает впечатление второго плана, у зрителя создаётся больше представлений, чем зафиксировано на бумаге (имеется ввиду конечный результат, то есть уже напечатанная фотография – М.Р.), он получает возможность дополнить увиденное своим воображением, домыслить» (2). Так  пишет о резкости в своей книге «От ремесла к искусству. Искусство фотопортрета»  выдающийся фотограф Моисей Наппельбаум, великий портретист, который жил и работал в советское время и снимал на пластины и широкоформатную плёнку.

Для художественной фотографии ни резкость, ни насыщенность цвета, ни какая-либо другая техническая составляющая – не являются строго обязательными. Резкость или мягкость, контрастность или неконтрастность, как и другие её качества могут присутствовать или не присутствовать в конкретной фотографии –  в зависимости от её образа, композиции, содержания и замысла автора. Что же является целью в художественной фотографии? Глубина образа и художественная выразительность, воплощение авторского замысла.

Иногда можно услышать вопрос: а может ли кадр, сделанный случайно без всякого замысла, быть  высокохудожественным? Да, такое бывало в истории фотографии. Но это скорее исключение из правил. И рассчитывать на такой результат, просто нажимая на кнопку фотоаппарата, не стоит.

Здесь уместно вспомнить слова замечательного современного американского фотографа и преподавателя, автора одной из самых глубоких книг о плёночной и цифровой фотографии: «Фотография. Искусство самовыражения», Брюса Бернбаума. «Одно из коренных различий между творческим и нетворческим фотографом (проще говоря, любителем понажимать на кнопку фотоаппарата) – мышление, которое предшествует работе, и которое сопровождает все этапы процесса фотографирования» (3).

И сегодня многие фотографы и художники во всём мире делают часть своих работ, используя плёночные фотоаппараты, в том числе и сам Брюс Бернбаум. Причин тому много. Бернбаум очень подробно объясняет в своей книге, почему он предпочитает плёнку цифре. Еще одно утверждение, которое часто можно услышать:  все известные современные фотографы полностью перешли на цифровые фотоаппараты – миф, не соответствующий реальности. Плёночная фотография продолжает жить в фотоискусстве, а плёнка по-прежнему выпускается её основными производителями. Будем надеяться, что так будет продолжаться ещё очень долго.

 Михаил  Давыдов

 Сноски:

1.     Среднеформатная плёнка – тип неперфорированной фотопленки для среднеформатных камер с размером кадра: 6х4,5; 6х6; 6х7; 6х9.

2.     Цитата из издания: М.С.Наппельбаум. «От ремесла к искусству. Искусство фотопортрета». Государственное издательство «Искусство» 1958 год.

 

3.     Цитата из издания: Брюс Бернбаум. «Фотография. Искусство самовыражения». Издательство «Питер» 2012 год.

001
001
002
002
003
003
004
004
 
Просмотры: 2478
 

Комментарии:

Яков Реймер
В цифровой фотографии есть тенденция к завышению резкости, но это характерно отнюдь не для великих мастеров.
19.12.2014 - 03:30:01
 
Дмитрий Ромашев
Согласен с основным посылом статьи.
Но хочу заметить пару моментов: 1 в части гипердетализации пленкофото способны далеко обгонять цифру, (хотя-бы даже используя свою "фору" в бОльшей максимальной площади кадра); 2 Резкость цифровых фото в сравнении с пленочными в большей мере все же обусловлени алгоритмами цифрообработки - они даже на "нулевом уровне" предлагают как правило добавить "резкости" - это касается и камерных механизмов перевода RAW в JPEG, и компьютерных (посмотрите к примеру начальную установки резкости в AdobeCameraRaw. Фотохудожник может этим пользоваться, а может и отключить; Также как может усугубить резкость отсканированной пленки.
В чем на мой взгляд интереснее пленка именно для художника - это как Вы указали, в более реалистичной передаче полутонов. (и некоторых других вкусностях, мало поддающихся анализу)
19.12.2014 - 09:18:12
 
NICKIII Михаил Г.
Навскидку не припомню ни одной "великой фотографии", где самым ценным была бы её детализация. Резкость и детали - лишь техническая сторона. Любое фото, кроме технической фотокопии чертежа, должно обладать хотя бы композицией (цвет, свет и всё остальное - уже позже). Зато есть много расплывчатых рейтинговых блекло-желто-фиолетовых тёплых плёночных портретов. У меня таких много в семейном альбоме 70-х годов: папа много накосячил разного с цветным и слайдовым фотопроцессами проявки.
И как же жалко "радикалистов-экстремистов-фанатов зерна". Эта религия ведёт к отрицанию живописи вообще, если это не крупномазковый импрессионизм. Иногда на этих гениальных цветных небрежно намазанных "бутербродах" сначала приходится прилагать усилия зрения, даже чтобы вглядеться в сюжет.
19.12.2014 - 11:35:15
 
Михаил Давыдов
Спасибо за интересные комментарии, согласен с вами.
19.12.2014 - 17:04:27
 
NICKIII Михаил Г.
Было немного времени - написал. Было предположение, что налетят "порвать неверующего", но, может быть, ещё не вечер. Вынужден остаться неверующим об\ективистом и добавлю только одно, НЕ провокационное, объективное: спорить о полутонах надо в оффлайне, с распечатками не менее А4 на руках, а не через черствый, дискретный какойбытонибыло монитор. Это вроде как аналоговую мастер-копию слушать через пkастмассовый офисный Дефендер за $10. ))
19.12.2014 - 19:48:37
 
Михаил Давыдов
Согласен, Ник. Именно об этом пишет, например, Бернбаум в упоминаемой в статье книге, он говорит: я не видел НИ ОДНОЙ напечатанной на любой из машин цифровой фотографии, которая превзошла бы нюансы фотографии, напечатанной вручную на баритовой бумаге. Хотя "бутерброды" я тоже люблю, но не все, например - многие туманные работы пикториалистов 1890х-1920-х годов очень вдохновляют.
19.12.2014 - 21:51:22
 
Vladimir Zhavoronkov
теплый ламповый звук, пленка vs цифра и понеслось, шедевры есть и на цифре и на пленке, остальное только от желания поболтать
21.12.2014 - 13:22:50
 
Михаил Давыдов
Есть шедевры, а есть тенденции и мифы. Но создавать шедевры на цифру, надеюсь, я Вам не помешал)
21.12.2014 - 21:09:30