Пять лет назад на photosight.ru, устав от кошечек и цветочков, помещенных в раздел "жанр", я выложил следующее определение : - "жанровая фотография - изображение людей в их повседневной жизни, эмоций, душевных состояний, взаимоотношений, образа жизни, разнообразие взаимодействий с окружающим миром и другими людьми."
В течении недели, под не профильными фотографиями, ставил короткий коммент - "не жанр". Самое мягкое, что я услышал в свой адрес от авторов кошечек и цветочков - "дэбилллл" и "выпей йадууу". Через неделю, устав бороться с "ветряными мельницами", я сдался. Кошечки и цветочки победили.
Пару лет назад модераторы раздела, сами устав от вакханалии, поместили формулировку жанра: - "Сцены и картины из повседневной жизни человека, какие-то бытовые сценки, попытка проникновения в духовный мир действующего лица (лиц) через показанные события. В основе жанровой фотографии - человек, в основе жанра - некий сюжет с участием ЧЕЛОВЕКА. Жанровая фотография показывает прежде всего сюжет, запечатленное состояние или действие. Сюжет охватывает определенный временной отрезок, имеющий свое начало, развитие и завершение, одним словом, некоторый процесс."
Ну…. С натяжкой, соглашусь.
В последнее время жанровая фотография становится все более популярной среди фотографов нашей страны (на западе она всегда занимала обособленное, "элитарное" место). Во всем мире проводятся многочисленные фотовыставки (вызывающие большой резонанс и интерес в обществе), печатаются альбомы, посвященные жанровой фотографии.
Почему фотографии, с изображенными на них совершенно чужими для нас людьми, так привлекают внимание зрителей?
Мнение именитых психологов и психотерапевтов может подсказать нам ответ на этот вопрос.
Одна из основных проблем современного общества - чувство глубокого одиночества, замкнутости в себе, эмоциональной холодности, дефицита живого, яркого, открытого (лицом к лицу) общения.
На чем основан успех всевозможных социальных сетей? На одной из базовых человеческих ПОТРЕБНОСТЕЙ - потребности в ОБЩЕНИИ.
Общение дает человеку возможность чувствовать себя не одиноким, нужным, интересным, чувствовать себя частью общества, оставаясь при этом уникальной, неповторимой и свободной личностью (подробнее читайте у Фрома -"Бегство от свободы").
Именно жанровая фотография рассказывает нам о других людях - образе их жизни, настроении, переживаниях, взаимоотношениях друг с другом и окружающим миром. Дает возможность почувствовать общность людей - оказывается рядом тоже есть люди, и они тоже любят, страдают, спят, едят, радуются и печалятся. Ура! Я не одинок! :)))
Основное предназначение жанровой фотографии - это эмоциональное развитие общества.
Есть много жанровых фотографий выполняющих и духовную задачу - поднимающих философские вопросы жизни, смерти, любви и т.д.
Разумеется важна и документальная, историческая составляющая жанровых фотографий. Глядя на фотографии, снятые 30-50 лет назад, мы понимаем - вот так люди жили, такие были дома, машины, одежда, да и выражение лиц было другим.
Есть еще одна особенность жанровой фотографии - содержание (люди, их взаимоотношения, образ жизни, эмоции и т.д.) разнообразно и бесконечно (в отличии от пейзажной фотографии, где содержание рано, или поздно все отснимут и останется только экспериментировать с формой).
К слову - в жанровой фотографии содержание (люди, их быт и т.д.) меняется достаточно быстро, делая его неисчерпаемым.
Так сложилось, что наиболее известные в мире фотографы относятся к жанровым (street) фотографам. Почему бы это?:)))
Henri Cartier - Bresson:
Martine Franck:
Werner Bischof:
Gueorgui Pinkhassov:
Igor Muhin:
Продолжение следует.
ЖАНРЫ В ФОТОГРАФИИ. Часть 2 - "Жанровая (street) фотография""
Популярные статьи:
Комментарии: