Альфред ТУЛЬЧИНСКИЙ
«ТЕАТР РОДЕНА» В МЕКСИКАНСКИХ «ДЕКОРАЦИЯХ »
Когда фотограф оказывается на выставке произведений даже самого великого Мастера, надо всегда стараться создать снимки не только достойными этого художника или скульптора ( в знак особого уважения к нему!), но и сделать их яркими, динамичными и образными под стать шедеврам. Задача архисложная, но в этом и прелесть творчества репортера, ведь перед тобой - дающая вдохновение группа признанно выдающихся работ. Пред вами – одна из попыток последовать этому золотому правилу нашей профессии.
Иметь в коллекции призведения Огюста Родена – большая честь для любого музея. Иметь их много – из ряда вон выходящее достижение. Иметь их ОЧЕНЬ много – этим могут похвастать лишь один-два музея в мире... И мало кто знает, что, пожалуй, самая крупная коллекция работ Родена находится в далеком Мехико Сити... Я уверен, что для многих знатоков мировой культуры станут открытиями и такие факты: в Мехико Сити больше музеев, чем в любом ином городе мира, в Мехико Сити примерно в два раза больше книжных магазинов, чем в Нью-Йорке... И это не только потому, что Мехико Сити – один из крупнейших городов Земли / население – более 20 миллионов!/ или потому, что там сейчас не меньше миллиардеров, чем в нашем Нью-Йорке... Скорее всего это – отражение еще одного непреложного факта – в Мехико Сити вот уже почти сто лет сверхбогатые люди часто живут и мыслят «крупномасштабными» категориями. Не случайно же по сей день ни одна страна мира не смогла побить рекорды количества и качества легендарных произведений монументального искусства Мексики.
Репортаж, который вы видите на этих страницах, я сделал в знаменитом Историческом центре Мехико Сити, недалеко от центральной площади Зокало и площади перед Дворцом Искусств. «Обшарпанные» стены древних зданий оказались удачным, необычным и потрясающе красивым фоном для работ Родена. У любого гостя Мехико Сити, не знающего всех тонкостей городского пейзажа столицы, наверняка может сложиться впечатление, что этот фон – почти искусственный, похожий больше на театральные декорации, чем на реальность городской исторической архитектуры. Но искать тут выдумку нет смысла - скульптуры Родена (а их на выставке было ровно семнадцать!/) прекрасно вписались в естественное городское окружение, и найти для такой экспозиции более идеальное, чем это, место было бы невозможно!
Известная истина о том, что можно иметь в коллекции выдающиеся произведения искусства, но гораздо важнее – правильно и максимально эффектно экспонировать их, сработала тут, в Мехико Сити, как нельзя лучше. Над площадью, где экспонируются скульптуры, громадное панно с названием хозяина коллекции – музея «Соумайо». Среди более чем пятидесяти посвященных искусству музеев мексиканской столицы этот частный музей стоит особняком. Во-первых, он сравнительно молод , во-вторых, он принадлежит уникальному мексиканцу, Карлосу Слиму, самому богатому человеку в мире. Чем только ни владеет он сегодня в Мексике?! – примерно половина зданий в историческом центре города принадлежат ему, несколько крупнейших телекоммуникационных фирм (Telmex, Telcel) – тоже его, более двадцати шопинг-центров и «моллов» числятся за ним, сеть отлей, прибавим к этому списку авиакомпанию «Volaris» и несколько шахт и рудников на севере страны... И, конечно, - музей «Soumayo», но это - отдельная история...
К счастью, Карлос Слим, как бывает в среде сверхбогатых, «женат» не только на деньгах, у него прекрасная семья, эпицентром которой всегда была его жена по имени... Соумайо. Это она когда-то подтолкнула мужа к коллекционированию шедевров искусства, а поскольку денежные средства семьи не имели границ, с помощью сильных местных искусствоведов клан Слимов уже за первые десять лет собрал массу уникальных работ во многих жанрах. Жена стала правой рукой Карлоса во всех делах, касавшихся коллекций, а когда работ стало слишком много, они заговорили о создании собственного музея. Близился конец 80-х годов и к несчастью, на глазах у любящего мужа угасала жизнь Соумайо, ее недуг был неизлечим. В 1991 году ее не стало, и первое, что сделал Карлос, начал строить музей имени своей жены.
Когда-то, еще в начале двадцатого века, на этом месте была крупная бумажная фабрика «Loreto y Pena Pobre», с 60-х годов до начала 80-х место пустовало, затем Карлос купил бывшую фабрику и создал огромный «шоппинг» центр. А когда не стало Соумайо, он превратил бывший главный корпус фабрики в музей. Там и нашли место тысячи произведений искусства, составлявших к тому времени коллекцию семьи – от Эль Греко до Ван Гога, от Дали до Родена, от Кристобаля де Виллапандо до Диего Риверы...
Выставка Родена в историческом центре привлекла массу людей. Я приятно поразился тому, что почти все посетители - очень молодые люди. С помощью своего прятеля и переводчика Мариано Мендеса я провел короткое интервью с группой студентов факультета истории искусства Государственного Университета Мексики, и вот что услышал:
- Все называют Родена классиком, и они, конечно, правы... Но здесь, на фоне нашей удивительной старины, мы видим Родена еще и как супермодерного художника по самым современным понятиям... У нашего поколения свои предпочтения, вы нас в чем-то и не поймете... Для нас любой модерн – это, прежде всего, динамика, ритм, энергия и движение. Посмотрите на окружающие нас вещи – это колоссальная сила в движении»...
Я вспоминаю такой эпизод. Однажды журналист задал Родену весьма «неуклюжий» вопрос: « Какими бы вы хотели видеть ваши скульптуры?»... «Не знаю, правильно ли я вас понял, месье, - ответил Мастер, - но я всегда мечтал видеть свои работы в постоянном движении, то есть такими, какими я их задумал и исполнил»... Слова великого француза легко понимает каждый, кто видел его работы – они и вправду всегда выглядят энергичными, даже любая стоящая фигура обычно передает движение и огромное напряжение тела. А ведь именно гимном живому телу Человека можно назвать все, что творил Огюст Роден.
Но одно дело – видеть его работы на фоне спокойных, часто скучных музейных интерьеров, и совсем иное - общаться с его шедеврами, «выпущенными» на свободу дальновидными мастерами музейного дела. К счастью, умные головы из музея «Соумайо» в Мехико Сити продолжили список уникальных достижений мексиканского монументального искусства, и вослед ставшим известными на весь мир «плоскостным» панно и фрескам Диего Риверы, Климента Ороско и Давида Сикейроса создали совершенно необычный монументальный шедевр, соединив избранные работы Родена со старинным городским пейзажем, заставив скульптуры «двигаться» и жить в пространстве между выдающимся памятником архитектуры 17 века «Плиточным домом» и церковью Сан Франциско, которую строили тут с 16 по 18 века... Случалось, что в разных городах мира работы Родена ненадолго выносили из музеев на улицы, чтобы ими могла полюбоваться и внемузейная толпа, но часто казалось, что работы Мастера просто решили «проветрить», дать им передохнуть от надоевших интерьеров... Иное дело – беспримерная экспозиция, с которой теперь знакомы и вы. Не думаю, что ее идея так уж нова, просто нигде – ни в Париже, ни в Москве, ни в Нью-Йорке нет настолько необычного, древнего, исторически органичного уголка города, где произведения Родена смотрелись бы совершенно по-новому и абсолютно гениально! Такое место нашли только в Мехико Сити, вот почему то, что сделали мексиканцы, само по себе - беспримерное достижение в мировом искусстве.
Оказавшись здесь, я долго не мог взяться за камеру, настолько поразили меня знакомые скульптуры в таком невероятном окружении. Лишь «надышавшись» вволю, я начал снимать и… не мог остановиться, в каждой точке пространства оказывался новый, удивительный ракурс. Плюс – люди и их реакция на «театр Родена». Здесь я покажу лишь несколько из сотен снимков, какие я сделал в тот незабываемый день.
Автор фото: Альфред Тульчинский
Материалы публикуются с согласия автора.
Комментарии: