error
Регистрация

«ТЕАТР РОДЕНА» В МЕКСИКАНСКИХ «ДЕКОРАЦИЯХ»

Рубрика: «Личное»
Автор: Игорь Найда
Опубликовано: 23.10.2015 в 19:27:52

Альфред ТУЛЬЧИНСКИЙ

«ТЕАТР РОДЕНА» В МЕКСИКАНСКИХ «ДЕКОРАЦИЯХ »

Когда фотограф оказывается на выставке произведений даже самого великого Мастера, надо всегда стараться создать снимки не только достойными этого художника или скульптора ( в знак особого уважения к нему!), но и сделать их яркими, динамичными и образными под стать шедеврам. Задача архисложная, но в этом и прелесть творчества репортера, ведь перед тобой - дающая вдохновение группа признанно выдающихся работ. Пред вами – одна из попыток последовать этому золотому правилу нашей профессии.

Иметь в коллекции призведения Огюста Родена – большая честь для любого музея. Иметь их много – из ряда вон выходящее достижение. Иметь их ОЧЕНЬ много – этим могут похвастать лишь один-два музея в мире... И мало кто знает, что, пожалуй, самая крупная коллекция работ Родена находится в далеком Мехико Сити... Я уверен, что для многих знатоков мировой культуры станут открытиями и такие факты: в Мехико Сити больше музеев, чем в любом ином городе мира, в Мехико Сити примерно в два раза больше книжных магазинов, чем в Нью-Йорке... И это не только потому, что Мехико Сити – один из крупнейших городов Земли / население – более 20 миллионов!/ или потому, что там сейчас не меньше миллиардеров, чем в нашем Нью-Йорке... Скорее всего это – отражение еще одного непреложного факта – в Мехико Сити вот уже почти сто лет сверхбогатые люди часто живут и мыслят «крупномасштабными» категориями. Не случайно же по сей день ни одна страна мира не смогла побить рекорды количества и качества легендарных произведений монументального искусства Мексики.

Репортаж, который вы видите на этих страницах, я сделал в знаменитом Историческом центре Мехико Сити, недалеко от центральной площади Зокало и площади перед Дворцом Искусств. «Обшарпанные» стены древних зданий оказались удачным, необычным и потрясающе красивым фоном для работ Родена. У любого гостя Мехико Сити, не знающего всех тонкостей городского пейзажа столицы, наверняка может сложиться впечатление, что этот фон – почти искусственный, похожий больше на театральные декорации, чем на реальность городской исторической архитектуры. Но искать тут выдумку нет смысла - скульптуры Родена (а их на выставке было ровно семнадцать!/) прекрасно вписались в естественное городское окружение, и найти для такой экспозиции более идеальное, чем это, место было бы невозможно!

Известная истина о том, что можно иметь в коллекции выдающиеся произведения искусства, но гораздо важнее – правильно и максимально эффектно экспонировать их, сработала тут, в Мехико Сити, как нельзя лучше. Над площадью, где экспонируются скульптуры, громадное панно с названием хозяина коллекции – музея «Соумайо». Среди более чем пятидесяти посвященных искусству музеев мексиканской столицы этот частный музей стоит особняком. Во-первых, он сравнительно молод , во-вторых, он принадлежит уникальному мексиканцу, Карлосу Слиму, самому богатому человеку в мире. Чем только ни владеет он сегодня в Мексике?! – примерно половина зданий в историческом центре города принадлежат ему, несколько крупнейших телекоммуникационных фирм (Telmex, Telcel) – тоже его, более двадцати шопинг-центров и «моллов» числятся за ним, сеть отлей, прибавим к этому списку авиакомпанию «Volaris» и несколько шахт и рудников на севере страны... И, конечно, - музей «Soumayo», но это - отдельная история...

К счастью, Карлос Слим, как бывает в среде сверхбогатых, «женат» не только на деньгах, у него прекрасная семья, эпицентром которой всегда была его жена по имени... Соумайо. Это она когда-то подтолкнула мужа к коллекционированию шедевров искусства, а поскольку денежные средства семьи не имели границ, с помощью сильных местных искусствоведов клан Слимов уже за первые десять лет собрал массу уникальных работ во многих жанрах. Жена стала правой рукой Карлоса во всех делах, касавшихся коллекций, а когда работ стало слишком много, они заговорили о создании собственного музея. Близился конец 80-х годов и к несчастью, на глазах у любящего мужа угасала жизнь Соумайо, ее недуг был неизлечим. В 1991 году ее не стало, и первое, что сделал Карлос, начал строить музей имени своей жены.

Когда-то, еще в начале двадцатого века, на этом месте была крупная бумажная фабрика «Loreto y Pena Pobre», с 60-х годов до начала 80-х место пустовало, затем Карлос купил бывшую фабрику и создал огромный «шоппинг» центр. А когда не стало Соумайо, он превратил бывший главный корпус фабрики в музей. Там и нашли место тысячи произведений искусства, составлявших к тому времени коллекцию семьи – от Эль Греко до Ван Гога, от Дали до Родена, от Кристобаля де Виллапандо до Диего Риверы...

Выставка Родена в историческом центре привлекла массу людей. Я приятно поразился тому, что почти все посетители - очень молодые люди. С помощью своего прятеля и переводчика Мариано Мендеса я провел короткое интервью с группой студентов факультета истории искусства Государственного Университета Мексики, и вот что услышал:

- Все называют Родена классиком, и они, конечно, правы... Но здесь, на фоне нашей удивительной старины, мы видим Родена еще и как супермодерного художника по самым современным понятиям... У нашего поколения свои предпочтения, вы нас в чем-то и не поймете... Для нас любой модерн – это, прежде всего, динамика, ритм, энергия и движение. Посмотрите на окружающие нас вещи – это колоссальная сила в движении»...

Я вспоминаю такой эпизод. Однажды журналист задал Родену весьма «неуклюжий» вопрос: « Какими бы вы хотели видеть ваши скульптуры?»... «Не знаю, правильно ли я вас понял, месье, - ответил Мастер, - но я всегда мечтал видеть свои работы в постоянном движении, то есть такими, какими я их задумал и исполнил»... Слова великого француза легко понимает каждый, кто видел его работы – они и вправду всегда выглядят энергичными, даже любая стоящая фигура обычно передает движение и огромное напряжение тела. А ведь именно гимном живому телу Человека можно назвать все, что творил Огюст Роден.

Но одно дело – видеть его работы на фоне спокойных, часто скучных музейных интерьеров, и совсем иное - общаться с его шедеврами, «выпущенными» на свободу дальновидными мастерами музейного дела. К счастью, умные головы из музея «Соумайо» в Мехико Сити продолжили список уникальных достижений мексиканского монументального искусства, и вослед ставшим известными на весь мир «плоскостным» панно и фрескам Диего Риверы, Климента Ороско и Давида Сикейроса создали совершенно необычный монументальный шедевр, соединив избранные работы Родена со старинным городским пейзажем, заставив скульптуры «двигаться» и жить в пространстве между выдающимся памятником архитектуры 17 века «Плиточным домом» и церковью Сан Франциско, которую строили тут с 16 по 18 века... Случалось, что в разных городах мира работы Родена ненадолго выносили из музеев на улицы, чтобы ими могла полюбоваться и внемузейная толпа, но часто казалось, что работы Мастера просто решили «проветрить», дать им передохнуть от надоевших интерьеров... Иное дело – беспримерная экспозиция, с которой теперь знакомы и вы. Не думаю, что ее идея так уж нова, просто нигде – ни в Париже, ни в Москве, ни в Нью-Йорке нет настолько необычного, древнего, исторически органичного уголка города, где произведения Родена смотрелись бы совершенно по-новому и абсолютно гениально! Такое место нашли только в Мехико Сити, вот почему то, что сделали мексиканцы, само по себе - беспримерное достижение в мировом искусстве.

Оказавшись здесь, я долго не мог взяться за камеру, настолько поразили меня знакомые скульптуры в таком невероятном окружении. Лишь «надышавшись» вволю, я начал снимать и… не мог остановиться, в каждой точке пространства оказывался новый, удивительный ракурс. Плюс – люди и их реакция на «театр Родена». Здесь я покажу лишь несколько из сотен снимков, какие я сделал в тот незабываемый день.

Автор фото: Альфред Тульчинский

Материалы публикуются с согласия автора.

ТЕАТР РОДЕНА
ТЕАТР РОДЕНА
«ТЕАТР РОДЕНА»
«ТЕАТР РОДЕНА»
ТЕАТР РОДЕНА
ТЕАТР РОДЕНА
ТЕАТР РОДЕНА
ТЕАТР РОДЕНА
ТЕАТР РОДЕНА
ТЕАТР РОДЕНА
«ТЕАТР РОДЕНА»
«ТЕАТР РОДЕНА»
«ТЕАТР РОДЕНА»
«ТЕАТР РОДЕНА»
«ТЕАТР РОДЕНА»
«ТЕАТР РОДЕНА»
«ТЕАТР РОДЕНА»
«ТЕАТР РОДЕНА»
 
Просмотры: 1058
 

Комментарии: