error
Регистрация

Кто начал, тот не начинающий

Рубрика: «Личное»
Автор: Marina Bernackaya Бернацкая
Опубликовано: 30.04.2017 в 13:26:20

Некий популярный блогер Livejournal исполнил-таки свою мечту: приобрёл фотокамеру аж за полмиллиона рублей. Несколько месяцев поиграл, и вдруг начал её интенсивно продавать.
- Я-то думал - у меня теперь качество снимков будет не хуже чем у zialt (Ильи Варламова)...
...а вышло как всегда. Немудрено.
Если умеешь двумя пальцами "собачий вальс" играть, и покупаешь роскошный рояль, не стоит давать концерты: качество звука будет, конечно, на высоте, но вот звучать будет тот же самый "собачий вальс", и никакой рояль его в "Лунную сонату" не превратит.
С музыкой всё ясно. А вот почему-то с фотографией...
Помню, какую ярость вызвали мои слова, когда заметила одному из блогеров - мол, прежде чем снимать, надо азы фотографии изучить. Продавец, когда впендюривал новичку навороченную профессиональную камеру, внушил ему совсем другое...
Ну да, мало кто понимает, что же собой представляют эти азы.

Параллакс, диафрагма, выдержка - это всё, конечно, важно. Однако это всего лишь техническая сторона. Всё равно на первых порах (да и потом) большинство снимков человек делает, доверяясь автомату (в доцифровые времена его роль успешно играл экспонометр). Экспериментировать с настройками камеры он будет потом, когда усвоит другое: фотограф важней настроек.

Сейчас в сети уйма книг, где известные мастера дают советы начинающим. Делятся секретами мастерства, и в основе мастерства этого - до изумления несложные правила. Кто-то из читателей даже может подумать - а не смеются ли над ним мэтры фотографии?..

Но всё просто лишь на первый взгляд. Все эти правила надо применять одновременно, практически мгновенно - чтоб не раздумывать, когда времени нет.
Моя юная родственница поступила на курсы творческой фотографии, и через месяц пожаловалась: столько надо в голове держать, столько задач решать в одну секунду!.. Сейчас она очень неплохой фотограф.

Итак, давайте сведём все советы мэтров воедино - тем более, что авторы-то разные, а советы дают на удивление похожие.
Какие они, это основы фотографии?..

Но прежде чем говорить об этом, надо открыть истину, которая начинающих фотографов просто потрясает: оказывается, глаз человека и объектив видят мир по-разному!..
Вот это как-то в голове не укладывается.

Тот, кто занимался черчением, знает: в одной проекции цилиндр - это прямоугольник, в другой - круг.
Фотография - это такая же проекция трёхмерного мира на плоскость плёнки или матрицы. Со всеми вытекающими, как говорится.

Бинокулярное зрение, когда оба глаза находятся в одной плоскости, есть только у человека и у некоторых обезьян. Остальные животные видят мир не так, как мы, а у насекомых так вообще практически круговой обзор!
Мы видим предметы объёмными, потому что словно ощупываем их взглядом. При хорошем освещении что находится ближе, что дальше - мы понимаем отлично. Но стоит только очутиться ночью где-нибудь в поле или в лесу, и увидеть слабый огонёк - и мы не знаем, светит это далёкий мощный прожектор, или кто-то рядом фонарик зажёг.
Объективу всё равно, что где находится - он бесстрастно фиксирует плоское изображение объёмных предметов, и результат бывает... но об этом позже.

1. Итак, правило первое, неожиданное: если можешь не снимать - не снимай.

Вот, предположим, вы поехали в Италию, и вам во что бы то ни стало надо снять Пизанскую башню.
До вас её снимали стомильёнов раз, и все снимки есть в Интернете. А вам  вот кровь из носа - нужен стомильёнов первый? Просто потому, что он ваш? Или вы хотите доказательств, что вы там были? Право же, счёт из гостиницы или близлежащего кафе, привезённый в качестве сувенира, будет куда убедительней.
Точки съёмки дежурных туристских красот хорошо известны, поэтому все снимки тут одинаковы. Например, чтобы снять Эйфелеву башню в красивом ракурсе, надо заплатить небольшую сумму и подняться на балкон частного дома.
А ещё можно снять, как ваш друг подпирает Пизанскую башню... скорей снимайте, скорей - не видите, уже человек пять ждут, когда место освободите?..
Снимки же типа "как хорошо я заслоняю собой египетские пирамиды" - о них вообще говорить не стоит: махровая любительщина самого дурного толка.

Прежде чем расчехлять камеру, сто раз подумайте: а надо ли делать это вообще? - и только если просто не можете, не имеете права что-то не снять, расчехляйте.
Всегда задавайте себе вопрос: а как это снимали до меня, и что нового я могу тут сказать?

Простое правило, но многие ли начинающие фотографы ему следуют?..

2. Правило второе: определите настроение вашего снимка.

Да-да, настроение. Один и тот же дождь можно снять по-разному: как печальный, унылый - или как грозный, разрушительный, с потоками воды. А можно вспомнить стихотворение Тютчева: "Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит". И всё это будет один и тот же дождь, повторяю.

Где-то в сети я увидела рассказ фотографа. Во времена Саддама Хусейна он работал в Ираке фотокором ТАСС. И вот однажды ему дают задание: снять для одного из журналов нефть.
Надо сказать, нефтяные объекты в Ираке - стратегические, и просто так к ним не подойдёшь и не снимешь. Фотографу нашли-таки офицера, который за сто долларов согласился отвезти его на один такой объект, но предупредил: ничего не гарантирует, съёмку могут и не разрешить.
И вот они едут на джипе по пустыне, и видят впереди нефтяные вышки. Фотограф выхватывает камеру, и начинает лихорадочно снимать - ведь это могут оказаться единственные снимки!..
Приехали на место, всё, что хотел, он отснял, отослал в Москву... И каково же было его удивление, когда в журнале появился именно тот снимок, что он сделал по дороге! Почему? Да потому что в нём чувствовался дух авантюры, запретности - чего не было в других.

3. Определите идею и тему снимка.

Вот, например, вы идёте в парк, поснимать, как дети кормят лебедей на пруду. Идея ваша ясна: взаимоотношение человека и птиц.
На пруду девочка кормит лебедя.
И тут у вас возникают две темы: первая - девочка кормит птицу, и вторая - птица доверяет человеку. Даже сделанные с одной точки, снимки будут разными.

И вот тут самое время сказать ещё об одном правиле - хотя кто-то счёл бы его и главным:

4. Выберите основной объект. Вы должны совершенно точно знать, ЧТО вы снимаете.

Например, одинокий камень на берегу. Дерево. Дом на пригорке. Девушку в толпе... Если у вас есть основной объект, вам уже не зададут вопроса: а зачем это снято? Всё ведь и так ясно: девушка вот-вот заплачет!
Не бывает "просто пейзажа" - бывает унылый как забор ряд деревьев, где взгляду не за что зацепиться. И не говорите, что снимали чисто поле - ну хоть бы один василёк на нём нашли, что ли...
Вот это стремление охватить весь пейзаж целиком, не отвлекаясь на "частности", начинающих фотографов и подводит. Когда им говоришь, что снимок - только в брак, обижаются. Они забывают, что надо снимать не сам простор, это сделать невозможно, а надо создать ощущение простора. А это достигается только с помощью деталей на переднем, среднем и дальнем планах. Снимки, где отсутствует основной объект, где ничего не снято, а значит, нет ни идеи, ни темы - обречены.

(Вы раньше не знали, что бывают снимки, где не снято ничего? Теперь знаете.)

5. Отделите объект от фона.

Вот вы поставили человека перед красивой пальмой, и нажали на спуск. И на снимке пальмовые листья растут у него из головы.
А ещё можно снять друга посреди комнаты, но на дальней стене там висят рога, которые проецируются другу аккурат на голову... Да-да, известный прикол, которому вряд ли рады те, кто в кадр вот так попал.
Или на кончик носа проецируется колокольчик, и получается не чеканный профиль, а фотошарж...

Я уже говорила: объектив не видит мир объёмным; близко - далеко - этого для него не существует. Он видит проекцию мира на плоскость. И фотограф должен научиться смотреть на мир с точки зрения своего объектива - во всяком случае, тогда, когда поднимает камеру.
Иногда хватает двух-трёх шагов в сторону, чтобы исправить положение. Не стойте как истукан, не бойтесь менять точку съёмки, и всё у вас получится! Можете сесть на корточки, лечь ничком - да всё можете!

6. Используйте правило третей (золотое сечение).

Фотографию можно назвать "рисунок светом", и как у других видов изобразительного искусства, правила композиции в ней те же самые. В том числе и правило золотого сечения, связанное с особенностями зрительного восприятия (уф-ф, как сложно!..)
Некоторые камеры оснащены функцией сетки, но даже начинающим ни к чему опираться на эти костыли, чтобы научиться ходить.
Мысленно разделите то, что видите в объективе, двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (на равных расстояниях). Четыре точки пересечения этих линий и будут "точками золотого сечения". И старайтесь расположить основной объект если не в самих этих точках, то поближе к ним.

Линия горизонта на снимке никогда не должна резать изображение пополам - она всегда находится или на линии верхней трети, или на линии нижней.
Вертикали никогда не рубят снимок по центру - они всегда на линии третей слева или справа.

На портрете (крупный план) глаза человека находятся на верхней горизонтальной линии третей.
Или нижней - если взгляд направлен снизу вверх (т.наз. "глаза каноэ").

Человек повернул голову (портрет в профиль, 7/8 или 3/4) - чтоб ему было куда смотреть, голова должна находиться на одной из вертикальных линий третей...

Продолжать можно до бесконечности.
Главное - запомнить: основной объект может находиться в центре снимка лишь в исключительных случаях - но о таких случаях мы сейчас говорить не будем.

7. Создайте внутри снимка пространство.

Да-да! Если объектив нам в этом отказывает - создадим трёхмерное пространство сами.
Для этого определяем диагональные или S-образные линии, которые придадут нашему снимку глубину.
Например, вы снимаете улицу города. Если просто станете лицом к проезжей части, ваш снимок будет плоский и невыразительный, возникнет ощущение какого-то тупика. Но если вы станете под небольшим углом, появится перспектива, машинам будет куда ехать, людям - куда идти, а снимок получит глубину. Диагональ, косая линия - это всегда движение!
S-образные линии - с ними тоже всё ясно. Например, S-образной будет тропинка в поле (это только муниципальные чиновники считают, что люди ходят по прямой - люди ходят там, где им удобно, и это никогда не прямая линия).

8. Создайте движение.

Как? - с помощью тех же диагоналей и перспективы. Чтоб взгляд зрителя скользил, а не останавливался.

Есть такое "правило треугольников". Чем больше треугольников можно мысленно создать из объектов на снимке, тем он кажется динамичней. 
Три человеческие фигуры воспринимаются гармонично.
Но четыре - снимок уже словно распадается напополам...
Лучше, если однотипных объектов - нечётное количество.

9. Не бойтесь менять ракурс.

Снимайте сверху, снизу, сбоку; снимайте с уровня собачьих глаз (собаки видят массу интересного!) - в любом случае  вы научитесь смотреть на мир не только с высоты своих метра семидесяти, а увидите его многообразие. Самые интересные снимки получаются с необычных ракурсов - ищите свой любимый!

10. Отсекайте всё лишнее.

Снимайте только то, что отвечает вашему замыслу, теме и идее. Никаких "лишних деталей"! Чем снимок лаконичней, тем он выразительней.

Вот всё, пожалуй.
Дальше - дело техники.
Удачи!

 
Просмотры: 927
 

Комментарии: