error
Регистрация

Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка!

Рубрика: «Фототехника»
Автор: Нина
Опубликовано: 14.02.2013 в 19:31:17

ВВЕДЕНИЕ

Fujifilm X-E1 – беззеркальная камера со сменной оптикой (байонет X-mount). В ней используется фирменная матрица X-Trans CMOS 16 Мп без фильтра низких частот, с уникальным чередованием цветовых элементов. Электронный видоискатель высокого разрешения 2.36 миллионов точек, встроенная вспышка. Система автофокусировки с 49 зонами, диапазон чувствительности ISO 100-25600 в JPEG (или 200-6400 в RAW), монитор с диагональю 2.8" и разрешением 1230000 точек, видеосъемка Full HD 1920x1080@24 со стереозвуком, разъем для подключения внешнего стереомикрофона.

 
Беззеркальный фотоаппарат
Беззеркальный фотоаппарат

КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Матрица X-Trans CMOS 16 Мп; 4896x3624; APS-C (23.6х15.6 мм) 
Объективы Системы X-Mount (коэффициент фокусного расстояния 1.5х). На тесте был объектив Fujinon XF 18-55 мм F/2.8-4 R LM OIS (27-83 экв.мм).
Носитель Карты памяти SD / SDHC / SDXC
ЖКИ Монитор с диагональю 2.8", 460000 точек 
Электронный видоискатель 2360000 точек
Формат файлов RAW(RAF), JPEG, RAW+JPEG; видео – QuickTime MOV (H.264) 1920x1080 или 1280x720 при 24 кадр/с, со стереозвуком
Связь USB, мини-HDMI, разъем для микрофона 2.5 мм
Габариты

129x75x38 мм (данные производителя, корпус без объектива)  
138x76x120 мм (наши измерения, габариты с объективом 18-55 с крышкой) 
138x76x(113-140) мм (наши измерения, рабочие габариты с объективом 18-55)

Положение в линейке X-S1/X100 – X-E1 – X-Pro1

 

Не так давно мы делали обзор Fujifilm X-Pro1 – флагманской модели линейки X, первой беззеркальной камера Fujifilm со сменной оптикой под байонет X-mount, в которой были использованы новейшие технологические достижения компании – гибридный видоискатель, позволяющий переключаться между оптическим и электронным режимами, и даже накладывать графическую информацию на оптическое изображение, а также матрица X-Trans CMOS, специально разработанная для этой камеры. Матрица имеет необычное расположение элементов, позволяющее не применять для борьбы с муаром фильтр низких частот, непременный атрибут подавляющего большинства «обычных» матриц. В результате повышается резкость и качество изображения, в том числе на высоких ISO. Модель X-Pro1 произвела великолепное впечатление и продемонстрировала бескомпромиссный подход компании Fujifilm к разработке качественного изделия.

Несмотря на привлекательность Fujifilm X-Pro1, стоимость ее была и остается достаточно высокой, чтобы отпугнуть многих потенциальных покупателей и ограничить возможности сбыта этой модели. Неудивительно, что следующим шагом компании, после выпуска топовой, в определенном смысле даже концептуальной, модели, стала разработка ее упрощенной версии для более массового рынка. Так появилась Fujifilm X-E1.

На самом деле, практически все важнейшие характеристики X-E1 без изменений повторяют старшую модель X-Pro1. Использована та же матрица X-Trans CMOS разрешения 16 Мп, тот же процессор изображения EXR pro, органы управления и экранный интерфейс также почти буквально копируют X-Pro1. 

Основные отличия Fujifilm X-E1 от X-Pro1 следующие:

 

  • Электронный видоискатель вместо гибридного.
  • Монитор с диагональю 2.8" и разрешением 460000 точек (у X-Pro1 – диагональ 3" и разрешение 1.23 млн. точек).
  • Наличие встроенной вспышки (у X-Pro1 ее нет).
  • Наличие разъема для внешнего стереомикрофона.
  • Диск установки выдержки не имеет кнопки-фиксатора, как у X-Pro1.
  • Меньшие габариты и вес.
  • Более длительная работа на одном заряде аккумулятора.
Как видите, по некоторым параметром X-E1 смотрится даже предпочтительнее, чем старшая модель (в первую очередь, наличием встроенной вспышки).

 

 

Fujifilm X-E1 попала к нам с новым объективом Fujinon XF 18-55 мм F/2.8-4 R LM OIS, первым зумом в линейке XF. Несмотря на «классически-китовый» диапазон фокусных расстояний, это объектив более высокого класса, чем типовые «киты». Он металлический, более светосильный, с внутренней фокусировкой (внешняя линза остается неподвижной). В отличие от большинства объективов этого типа, перемещается у него не одна линза, а группа линз, что обеспечивает более высокое качество изображения. Чтобы смещение этой более массивной конструкции получалось быстрым, используются два линейных фокусировочных мотора.

Ранее у нас на тестах уже были три фикс-объектива линейки: Fujinon XF 18mm F2 R, XF 35mm F1.4 R и XF 60mm F2.4 R Macro. Все они произвели великолепное впечатление. Снимки вы можете посмотреть в обзоре Fujifilm X-Pro1.

 
Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №2

На выставке Photokina 2012 компания Fujifilm представила план по выпуску объективов XF. Напоминаем, что для получения эквивалентного фокусного расстояния нужно умножить указанные в наименовании модели миллиметры на 1.5. 

 
Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №3

Объективы Fujinon XF имеют небольшой рабочий отрезок, что позволяет применять переходники для установки объективов других систем. В частности, уже выпускается переходник FUJIFILM M MOUNT, позволяющий устанавливать объективы с байонетом М от камер Leica.

 
Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №4

Отметим, что в камере Fujifilm X-E1 нет встроенного оптического стабилизатора изображения. При этом все выпускаемые сейчас фикс-объективы (да и те, что указаны в планах фирмы) также не стабилизированы. На практике это будет накладывать повышенные требования к крепости рук фотографа – хотя проявится, конечно, не во всех ситуациях и условиях съемки.

 
Беззеркальный фотоаппарат
Беззеркальный фотоаппарат

ДИЗАЙН И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

На первый взгляд Fujifilm X-E1 похожа на дальномерную пленочную камеру, однако у нее нет оптического видоискателя, а потому дизайн все же в меньшей степени похож на классическое ретро, чем у старшей модели X-Pro1. Мне кажется, что X-E1 при всей своей стильности смотрится вполне современно, а конструкция объектива 18-55 тем более не выглядит «старинной».

Камера не очень легкая и относительно габаритная, однако ее тяжесть скорее приятна, нежели обременительна. Накладная рукоятка обеспечивает довольно удобный хват, хотя, конечно, не настолько удобный, как фигурная рукоятка хорошей зеркальной камеры.

 
Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №6

Трехпозиционный переключатель в правом нижнем углу передней грани позволяет выбрать режим фокусировки – покадровый автофокус S, непрерывный C или ручная фокусировка М.

Поскольку я переключался по большей части между режимами S и М, мне понравилось, что они расположены на краях «диапазона», в более четко воспринимаемых позициях, чем промежуточное С, которое использовалось реже.

Fujifilm X-E1 выпускается в двух цветовых вариантах – полностью черном и комбинированном черно-серебристом, именно второй вариант был у нас на тесте.

 
Беззеркальный фотоаппарат
Беззеркальный фотоаппарат

Объективы Fujinon XF имеют диафрагменное кольцо. Оно не механическое в прямом смысле – то есть, поворотом кольца мы даем команду электронике камеры использовать некое значение диафрагмы в момент снимка, а не впрямую управляем лепестками диафрагмы, как в «истинно механическом» случае. 

Вместе с камерой Fujifilm X-E1 у нас на тесте был объектив Fujinon XF 18-55 мм F/2.8-4 R LM OIS – первый зум в линейке Fujifilm XF, с которым мы знакомимся. Он управляет диафрагмой несколько иначе, чем фиксы Fujinon XF. 

 
Беззеркальный фотоаппарат
Беззеркальный фотоаппарат

На оправе фикс-объективов нанесены диафрагменные числа, и мы видим конкретное значение диафрагмы, которое у нас задано в тот или иной момент (см. иллюстрацию ниже). Кроме того, на краю диапазона имеется красная буква «А»; если совместить ее с риской, то ручное управление диафрагмой отключается, и мы выходим из режима приоритета диафрагмы. 

 
Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №9

Возвращаемся к зум-объективу 18-55 – у него система не такая (см. ниже). Во-первых, угловое положение кольца не привязано жестко к определенным значениям диафрагмы. Вращая кольцо, мы отдаем команду лишь на изменение диафрагмы, но какое именно при этом установится значение – видно только на мониторе камеры (или в видоискателе). К сожалению, такой метод на практике оказывается менее наглядным, чем при использовании фиксов XF, с которыми весь интерфейс получается предельно "механическим", когда мы сразу видим установленные значения трех экспопараметров (выдержки, диафрагмы и экспокоррекции) по положению соответствующих дисков.

Для выхода из режима приоритета диафрагмы у объектива 18-55 служит отдельный переключатель (на иллюстрации он выше рычажка оптической стабилизации). Пиктограмма диафрагмы – это режим приоритета диафрагмы (который, вообще-то, традиционно обозначается в фотоиндустрии буквой А), а красная буква А символизирует передачу функции управления диафрагмой [А]втоматике камеры. Да, некоторая путаница с буквой А здесь прослеживается.

 
Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №10

В правой части верхней панели (см. далее) имеется симпатичное скопление механических органов управления. Прежде всего, это диск установки выдержки. Логика его совместной работы с переключателем на объективе (или с диафрагменным кольцом в случае фиксов) проста и удобна. Если вы установите и диафрагму, и выдержку вручную – разумеется, это будет ручной режим М. Если поставите диск выдержек в положение [А]вто, то автоматически перейдете в режим приоритета диафрагмы (активным органом управления окажется диафрагменное кольцо на объективе). И наоборот, если поставите на [А]втомат переключатель на объективе (или кольцо диафрагм), то будете работать в режиме приоритета выдержки и устанавливать значение, вращая диск выдержек. Наконец, если и там, и там выберете положение [А]вто, то получится режим программного автомата Р.

 
Беззеркальный фотоаппарат
Беззеркальный фотоаппарат

Рычажок включения питания располагается вокруг кнопки спуска. Сама кнопка имеет резьбу для подсоединения традиционного механического тросика. Правее – программируемая кнопка Fn (я по большей части назначал на нее значение ISO, но есть еще дюжина вариантов, о них дальше). Рядом, под большим пальцем – диск экспокоррекции.

Прежде чем переходить к органам управления на задней панели, посмотрим еще пару иллюстраций. Максимально компактной Fujifilm X-E1 получается с фикс-объективом FUJINON XF 18mm F2 R.

 
Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №12

У Fujifilm X-E1 имеется встроенная вспышка, в отличие от старшей модели X-Pro1. Она поднимается по нажатию на кнопку.

 
Беззеркальный фотоаппарат
Беззеркальный фотоаппарат

В разъем "горячий башмак" можно устанавливать не только внешнюю вспышку (на иллюстрации – Fujifilm EF-X20)...

 
Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №14

...но и другие аксессуары – например, микрофон.

 
беззеркальные фотоаппараты со сменной оптикой
беззеркальные фотоаппараты со сменной оптикой

ИНТЕРФЕЙС, РЕЖИМЫ СЪЕМКИ, ВИДЕО

 

 

Окуляр видоискателя расположен в самом углу задней панели. В него можно смотреть правым глазом, не поворачивая голову и сохраняя направление взгляда строго вперед, что позволяет снимать, не закрывать левый глаз – многие любят такую технику, поскольку она позволяет видеть, что происходит за пределами кадра, и оперативнее реагировать на изменение ситуации.

 
Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №16

Видоискатель очень хорош – имеет высочайшее разрешение 2.36 миллиона точек, вполне яркий и четкий. Вместе с тем, не устаю повторять: хотя электронные видоискатели постоянно улучшаются, до картинки, которую обеспечивает оптический видоискатель хорошей зеркалки – живой, большой, яркой – им еще далеко.

Слева от видоискателя находится колесико диоптрийной коррекции, а справа – датчик приближения лица. Камера переключает вывод изображения между монитором и видоискателем, если включена таковая опция; происходит это с небольшой, но все же ощутимой паузой. Альтернативой автопереключению является установка вывода только на монитор или только в видоискатель. Переключения между вариантами выполняются кнопкой View Mode. Эти установки распространяются и на режим просмотра. 

 
беззеркальные фотоаппараты со сменной оптикой
беззеркальные фотоаппараты со сменной оптикой

Правее нее находится диск управления. Большой палец правой руки почти точно попадает на него. Диск не только вращается, его можно и нажимать, как кнопку. Удобная и полезная функция, только используется она реже, чем можно было бы сделать.

На выступе, в который упирается большой палец правой руки, расположены две кнопки. 

Нижняя из них, кнопка Q позволяет вывести на экран Q-меню, дающее быстрый доступ к 16 важным параметрам.

Верхняя – классическая кнопка AE-L/AF-L, позволяющая фиксировать сработавший автофокус и/или экспозамер.

 

Верхняя клавиша навипада названа MACRO. При включении «макрорежима» на экране появляется соответствующая пиктограмма, однако чуда не происходит, объективы не начинают фокусироваться с расстояния в один сантиметр до объекта, как это бывает у компактных камер. Просто, вероятно, система автофокуса получает подсказку, что объекты следует искать в первую очередь на небольшом расстоянии.

Клавиши навипада достаточно удобны, хорошо воспринимаются на ощупь. Досадно, что используются они недостаточно эффективно. То есть, по большей части попросту бездействуют. Лишь когда мы нажимаем кнопку AF, что находится в вертикальном ряду кнопок слева от монитора, и если при этом у нас включен режим однозонной фокусировки (а не автоматический мультизонный), то на экран выводится матрица из 7х7=49 крестиков, обозначающих точки автофокусировки. Далее кнопками навипада можно передвигаться по этой матрице, выбирая нужную зону, а вращением диска управления – изменять размер зоны (пять вариантов).

 

Это все хорошо и удобно, однако как только вы нажимаете (или даже полунажимаете) кнопку спуска, выбранная зона фокусировки фиксируется и клавиши навипада снова перестают реагировать на нажатия. Если для следующего кадра вы хотите изменить зону автофокуса, нужно снова нажимать кнопку AF. 

Не совсем понятно, почему бы разработчикам было не оставить кнопки навипада активными (например, до следующего нажатия кнопки AF, отменяющего этот режим). Получается, что каждое перемещение зоны должно сопровождаться префиксным нажатием кнопки AF, да еще и левой рукой, обычно приходится перехватывать камеру – не очень удобно.

Автофокус у Fujifilm X-E1 неплох, хотя и не рекордно быстр. Объектив 18-55/2.8-4.0 произвел в этом смысле лучшее впечатление, чем фиксы, которые были у нас вместе с X-Pro1 (особенно 60/2.4). Камера неохотно фокусируется на небольших объектах переднего плана (типа веточек), даже если выставлен минимальный размер зоны.

Режим ручной фокусировки реализован удачно. Внизу экрана отображается шкала расстояний, причем красная черта указывает расстояние до плоскости фокусировки, а белая полоска – глубину резкости при текущем значении диафрагмы (эту шкалу можно выводить и в режиме AF).

Нажатие кнопки AE-L/AF-L временно включает автофокус, без выхода из режима ручной фокусировки. 

Нажатие диска управления увеличивает выбранную зону на весь экран.

 

Нижняя кнопка задней панели, обозначенная DISP / BACK, переключает режимы вывода информации на экран – Информационный дисплей (см. слева; снимаемая сцена при этом на мониторе не отображается, однако ее можно увидеть, заглянув в видоискатель), а также Стандартный вывод и Пользовательский (см. далее).

В Пользовательском варианте (внизу справа) можно настраивать через меню, какие из элементов будут отображаться – гистограмма, электронный уровень и так далее. На мой взгляд, можно было бы эти настройки сделать на одном экране, не разбивая его на варианты Стандартный и Пользовательский.

 

Отметим, что в ручном режиме М заданная вами экспозиция (определенная тремя экспопараметрами) находит свое отражение на шкале экспонометра (в левой части экрана), движок исправно двигается по ней вверх и вниз. Однако яркость экрана остается постоянной, не симулирует результат, который вы получите. Более того, гистограмма также не работает, не отслеживает вносимые вами изменения. Возможно, разработчики имели для такого подхода какие-то причины, а не просто ошиблись в софте, но мне это как-то не понравилось.

В режимах P-A-S все работает, как, по идее, и должно. Если вы вводите экспокоррекцию (поворотом диска), то это отрабатывается и шкалой, и гистограммой, и яркостью экрана.

Кнопка DRIVE, верхняя из трех, расположенных в вертикальном ряду слева от монитора, позволяет переключать режимы затвора. Помимо съемки одиночными кадрами, возможна непрерывная серийная съемка, когда снимки делаются автоматически один за другим, пока вы удерживаете нажатой кнопку спуска затвора. Возможны два варианта скорости серийной съемки – 6 или 3 кадра/сек. Наши замеры действительно показали скорость почти 6 кадр/сек, как при съемке в JPEG, так и в RAW+JPEG. Во втором случае длина серии составила 12 кадров.

После заполнения буфера камера начинает сохранять снимки на карту памяти. В первый момент статусный светодиод (возле большого пальца) зажигается оранжевым цветом и ваши дальнейшие действия блокируются, но почти сразу он начинает моргать оранжевым и зеленым – то есть, процесс освобождения буфера продолжается, но вы можете делать новые снимки и выполнять настройки.

В режиме просмотра серия по умолчанию показывается одним кадром, чтобы не отображалось слишком много снимков и было легче найти нужный материал. Нажав кнопку, можно перейти к просмотру всех снимков серии.

Помимо обычного брекетинга по экспозиции, Fujifilm X-E1 может выполнять брекетинг по Чувствительности ISO, по цветовой схеме (Моделирование пленки) и по динамическому диапазону (D-Range). 

В режиме Панорамной съемки вы нажимаете кнопку спуска и плавно ведете камеру, словно снимаете видео. Можно задать примерный угол обзора – 120 или 180 градусов. Далее производится автосклейка в единую панораму. Разрешение варьируется от 5120х1440 (горизонтальное ведение камеры, 120 градусов) до 7680х2160 (вертикальное ведение, 180 градусов). 

Здесь же включается режим Видеосъемки. В отличие от многих моделей, специальной кнопки видеосъемки у Fujifilm X-E1 нет. Нужно сначала включить режим видео, а дальше старт и стоп записи выполняется обычной кнопкой спуска.

Пример: три панорамы разного формата, снятые с одной точки:

 
Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №18

Горизонтальная панорама 120 градусов, 5120x1440, 7.3 Мп, 3.3 МБ, f=27 экв.мм 

Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №19

Вертикальная панорама 120 градусов, 5120x2160, 11 Мп, 4.5 МБ, f=31 экв.мм 

беззеркальные фотоаппараты со сменной оптикой
беззеркальные фотоаппараты со сменной оптикой

Горизонтальная панорама 180 градусов, 7680x1440, 11 Мп, 5 МБ, f=27 экв.мм

 

ВИДЕОСЪЕМКА

Fujifilm X-E1 может снимать видео в разрешении Full HD 1920x1080 или HD 1280x720 с «кинематографическими» 24 кадрами в секунду. При этом пишется стереозвук на встроенный микрофон, возможно и подключение внешнего микрофона через стандартный разъем. Перед началом записи можно установить нужное значение диафрагмы, оно отображается на мониторе, но "на лету" уже не регулируется. Выставленные значения выдержки и ISO камерой игнорируются, этими параметрами во время видеосъемки управляет автоматика.

Примеры видеосъемки в исполнении Fujifilm X-E1.

Пример 1. Формат Full HD 1920x1080@24p QuickTime (MOV), 14 Мб/с. 
На регулярной структуре (решетке перил) наблюдается цветной муар – по-видимому, сказывается отсутствие у матрицы X-Trans CMOS анти-муарового фильтра. Кроме того, на обоих роликах видно, что время от времени камера перенастраивает фокус – по своей инициативе, и причем без необходимости. Получается рысканье, кратковременное размытие, которое выглядит не очень здорово. Установка режима фокуса (на Single или Continuous) на это не влияет, камера ведет себя одинаково. Можно порекомендовать снимать видео в режиме ручной фокусировки M.

 

 

Пример 2. Формат Full HD 1920x1080@24p QuickTime (MOV), 14 Мб/с. 

 

В целом видеоролики смотрятся очень хорошо. Отлично работает оптический стабилизатор объектива 18-55/2.8-4.0 (особенно это видно на втором примере). Когда мы тестировали модель Fujifilm X-Pto1, были доступны только фикс-объективы, которые не стабилизированы, а поскольку и встроенного стабилизатора у обеих этих камер нет, то видео получалось не дерганым. Здесь же впечатление радикально лучше.

МЕНЮ И ПАРАМЕТРЫ

 

 

Нажатие центральной кнопки навипада MENU/OK включает внутрикамерное меню. У него хороший дизайн, четкая структура. Есть и приятные нюансы – например, когда вы настраиваете некий параметр (например, на следующей иллюстрации – значение ISO), то его предыдущее значение, которое было установлено до того, как вы вошли в меню, обозначается синей меткой (в примере – АВТО (400)). 

При установке чувствительности базовым является диапазон ISO 200–6400. Именно такие значения можно использовать, снимая в RAW. Для формата JPEG есть дополнительные значения ISO 100, 12800 и 25600. Удобно, что имеется целых пять вариантов верхней границы диапазона ISO при включении режима Авто-ISO. 

Функция D-Range, расширения динамического диапазона, отлично работает на автомате. Кроме того, вручную можно задать значения DR100%, DR200% или DR400%. Наглядный пример использования функции D-Range смотрите в нашем обзоре Fujifilm X-S1)

 

Для матрицы Fujifilm X-E1 минимальным «родным» (без расширения) значением чувствительности является ISO 200. Соответственно, при ISO 200 (а тем более при ISO 100) можно использовать только D-Range 100%. Если вы хотите включить D-Range 200%, то потребуется как минимум ISO 400, а для D-Range 400% нужно значение ISO 800 или выше.

Стили изображения, или цветовые схемы, компания Fujifilm традиционно соотносит с названиями соответствующих фотопленок. В модели Fujifilm X-E1 таких цветовых схем десять. Восемь из известны давно – Стандарт (пленка Provia), Vivid (яркий, пленка Velvia), Слабый (приглушенные тона пленки Astia), три варианта Черно-белого изображения (три из них с желтым, красным и зеленым фильтрами), а также тонирование в Сепию. Еще две цветовые схемы – относительно новые, впервые появились в модели X-Pro1. Они соответствуют негативным фотопленкам. Схема Pro Negative Standard обеспечивает максимально мягкую передачу тонов и подходит для профессиональной студийной съемки. Схема Pro Negative High дает чуть более высокую насыщенность и контраст, ее можно рекомендовать для съемки портретов на улице.

Очень удобная опция для тех, кто снимает в JPEG – брекетинг по цветовой схеме («с моделированием пленки»). Можно указать три «пленки» для использования в брекетинг серии – например, Стандарт, Яркая, Черно-белая.

 

Для установки баланса белого Fujifilm X-E1 предлагает восемь пресетов, плюс задание по образцу, по цветовой температуре, а также Автоматический ББ.

При выборе баланса белого можно сразу же с помощью кнопок навипада выполнить его точную подстройку по двум координатам. Это удобно; в большинстве камер, где предусмотрена такая подстройка, нужно для этого отдельно погружаться в меню. В варианте "По цветовой температуре" вы непосредственно задаете значение в Кельвинах, а в остальных случаях подстройка ведется по двум обычным осям Синий-Янтарный и Зеленый-Маджента.

 

Регулируются параметры изображения, в том числе резкость, тон светов и тон теней, а также интенсивность шумоподавления (как это сказывается на снимках – см. далее пример в разделе Качество снимков - натюрморт, шумы).

 

Кнопка Fn на верхней панели – программируемая. Ее функцию можно задать в соответствующем пункте меню (либо, нажав и удерживая нажатой саму кнопку Fn – это один из тех замечательных нюансов, которые можно назвать изюминкой интерфейса).

Доступно тринадцать вариантов функциональности – те, что вы видите на двух следующих скриншотах, плюс переключение RAW/JPEG.

Заметим, что при использовании функции «Видео» кнопка Fn не служит непосредственно для включения видеозаписи, а осуществляет переключение между фото- и видеорежимом.

Обратите внимание, что у Fujifilm X-E1, как и у старшей модели X-Pro-1, нет ни сюжетных программ, ни других упрощенных режимов съемки. Камера строгая, где-то даже аскетичная. Впрочем, для моделей высокого уровня это вполне характерно.

МЕНЮ ПАРАМЕТРОВ

Три страницы внутрикамерного меню Fujifilm X-E1 отведены для установки «параметров». Здесь выполняются настройки, относящиеся не к снимкам, а к файловой системе, к особенностям функционирования камеры, к различным деталям интерфейса и так далее.

 

РЕЖИМ ПРОСМОТРА

 

 

Варианты вывода информации на экран переключаются так же, как и в режиме съемки. Нажимаем кнопку DISP, выбираем один из четырех вариантов – чистое изображение, краткие параметры съемки, подробные параметры (в том числе гистограмма и мерцание пересвеченных зон), а также определение Избранных снимков (то есть, присвоение снимкам рейтинга от 0 до 5 звезд).

Кроме того, нажатием клавиша навипада Вверх можно вывести дополнительную информацию о параметрах съемки, а также посмотреть, где сработал автофокус (в нашем примере это зеленый крест в центре кадра).

Нехорошо, что нигде не указывается, в каком режиме был сделан снимок (P, А, S, М). Допустим, если результат вам не понравился по причине неудачно выставленных экспопараметров, вы даже не сможете потом осознать (и учесть на будущее), в чем же причина – ваша ли это была ошибка, или так выставила камера.

При увеличении снимков отображается условная шкала масштаба, а стрелками навипада можно передвигать увеличенную зону.

Есть несколько вариантов вывода уменьшенных индексных снимков: один или два кадра (плюс соседние, более мелко), либо матрица из девяти (3х3) или из ста (10х10) кадров.

Если удерживать клавишу навипада нажатой, запускается ускоренное перелистывание, хотя ускоренным его можно назвать с большой натяжкой.

В Fujifilm X-E1 предусмотрена внутрикамерная конвертация RAW файлов в JPEG. Набор регулируемых параметров весьма обширен. 

Других возможностей в режиме просмотра совсем немного.

Отметим запись тэгов для загрузки на YouTube (только видеоролики) и Facebook. Вы просматриваете отснятый материал и отбираете те снимки и ролики, которые планируете загрузить.

Сама загрузка выполняется с компьютера, с помощью программы MyFinePix Studio.

Один нюанс в режиме просмотра мы посчитали недоработкой, еще когда делали обзор X-Pro1. Если включен автоповорот снимков, сделанных в вертикальной ориентации, то понятно, что они занимают не весь экран, а лишь центральную его часть (см. слева). Однако если при этом увеличивать масштаб, то у большинства камер снимок расширяется, и в итоге занимает весь экран, сохраняя свою ориентацию. А у X-Pro1 и X-E1 увеличенный снимок остается в пределах все того же «окошка» небольшой площади (см. ниже). Экран используется неэффективно.

Если автоповорот снимков не включен, то такой проблемы, конечно, нет – снимок занимает весь экран. 

 

КАЧЕСТВО СНИМКОВ - РАЗРЕШЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

обзор беззеркальных фотоаппаратов
обзор беззеркальных фотоаппаратов

Тест разрешения выполнен с использованием специальной тестовой мишени. Объектив Fujinon XF 18-55 мм F/2.8-4 R LM OIS. Аналогичный тест с применением фиксов 18/2.0 (27 экв.мм), 35/1.4 (53 экв.мм) и 60/2.4 (90 экв.мм) можно посмотреть в нашем обзоре Fujifilm X-Pro1.

Баланс белого по образцу, чувствительность ISO 200 (минимальная для матрицы, без расширения). Снимки сделаны в JPEG максимального качества, экспокоррекция +2/3 EV. Красными рамками обозначены участки изображения, которые далее приведены в увеличенном масштабе 1:1. 

 

Двузначные числа на следующих кропах указывают количество линий (х100), приходящихся на полную высоту кадра. Например, 24 означает 2400 линии на всю высоту кадра.

 

Розовой полоской отмечен теоретический максимум разрешения, который способна обеспечить камера с учетом количества пикселей в ее матрице по короткой (вертикальной) стороне. В аппарате Fujifilm X-E1 используются матрица разрешения 4896x3264 точек, и это значение составляет 3264.

Поясним чуть подробнее. Представьте себе очень примитивную матрицу, размером всего 10х10 пикселей. Такая матрица в лучшем случае сможет «разрешить» десять линий – то есть, сформировать изображение, на котором можно будет различить десять раздельных линий (считаются как черные полосы, так и белые промежутки между ними), но не более того. Аналогично, теоретический максимум для Fujifilm X-E1 составляет 3264 линии. На практике значение получается несколько меньше – свой вклад вносит и неидеальность объектива, и шумы матрицы. Для подавляющего большинства камер можно сказать "а также стоящий перед матрицей рассеивающий (АА, antialiasing) фильтр низких частот", однако мы помним, что в этом и состоит особенность матрицы Fujifilm X-Trans CMOS  фильтра перед ней нет, что должно увеличить практическое разрешение.


Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №22

Те же снимки, только теперь кропы участков с горизонтальными линиями.

 
Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №23

Объектив 18-55/2.8-4.0 показывает отличные результаты. Максимальное разрешение обеспечивается в районе диафрагм F/7.1-F/9. Отдельные линии можно уверенно пересчитать в районе отметки 24 (то есть, 2400 линий на высоту кадра), и даже выше. Практически не наблюдается хроматических аберраций.

Следующие снимки, сделанные при ISO 100, 400, 1600, 6400 и 25600, помогут оценить, как на разрешающую способность аппарата влияет повышение ISO.

 
Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №24

Результат великолепен. Попробуйте сами заглянуть в другие наши обзоры и сравнить, как выглядит при ISO 6400 или ISO 25600 картинка в исполнении других камер – даже тех, которые традиционно считаются лучшими по работе на высоких ISO.

КАЧЕСТВО СНИМКОВ - НАТЮРМОРТ, ШУМЫ

 

 

Посмотрим снимки Fujifilm X-E1 при разных значениях ISO. 

Съемка со штатива, освещение лампами 4200К, баланс белого по образцу. Объектив FUJINON XF 18-55 мм F/2.8-4 R LM OIS, фокусное расстояние 64 экв.мм, режим приоритета диафрагмы А, значение диафрагмы F/8, без экспокоррекции, цветовая схема Стандартная (Provia), шумоподавление Стандарт, выдержки 1.2...1/340 секунды. 

Снимки сделаны в JPEG максимального качества. Голубыми рамками обозначены участки изображения, которые далее приведены в увеличенном масштабе (кроп 1:1).

 
обзор беззеркальных фотоаппаратов
обзор беззеркальных фотоаппаратов
Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №26

Качество изображения не настолько шикарное, как с фикс-объективом Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro в нашем обзоре Fujifilm X-Pro1, но это вполне предсказуемо. Результат все равно отличный, особенно с учетом того, что использовался зум-объектив, входящий в обычный "китовый" набор (хотя не дешевый).

В Fujifilm X-E1 предусмотрена регулировка интенсивности шумоподавления, имеется целых пять вариантов – Низкий, Средне-низкий, Стандартный, Средне-высокий и Высокий. Посмотрим разницу между ними на примере двух фрагментов того же натюрморта. Сначала берем значение ISO 200 (это минимальная «штатная» чувствительность матрицы), а далее смотрим варианты шумоподавления при высоких значениях чувствительности – ISO 6400 и экстремальном ISO 25600.

 
обзор беззеркальных фотоаппаратов
обзор беззеркальных фотоаппаратов

ISO6400:


Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №28

ISO 25600:


Fujifilm X-E1 - Хороший беззеркальный фотоаппарат. Новинка! - №29

ВЫВОДЫ И ОЦЕНКИ

Плюсы
  • Эффектный дизайн.
  • Прочный корпус, качественное исполнение.
  • Крупная матрица формата APS-C технологии X-Trans CMOS, великолепные снимки, в том числе на высоких ISO.
  • Линейка сменных объективов Fujinon XF – пока немногочисленная, но высочайшего качества, в том числе новый зум Fujinon XF 18-55 мм F/2.8-4 R LM OIS.
  • Электронный видоискатель высокого разрешения 2.36 Мтчк.
  • Возможность прямой установки экспопараметров (диафрагмы, выдержки, экспокоррекции) с помощью «железных» органов управления (с нюансами в зависимости от объектива).
  • Автофокус с объективом 18-55/2.8-4.0 работает быстрее, чем с фиксами XF (хотя он все же не из самых быстрых и цепких).
  • Наличие встроенной вспышки (у старшей модели X-Pro1 ее нет).
  • Наличие разъема «горячий башмак» для подключения внешней вспышки.
  • Набор экспорежимов PASM, хороший в целом уровень фотофункциональности, все по делу.
  • Серийная съемка на скорости до 6 кадров/сек.
  • Функция расширения динамического диапазона D-Range, эффективно работающая на автомате.
  • Четыре типа брекетинга (по экспозиции, ISO, цветовой схеме и динамическому диапазону).
  • Шкала расстояний на мониторе – с обозначением не только расстояния до объекта, но и глубины резкости.
  • Богатый контроль над параметрами изображения в JPEG – шумоподавление, цвет, резкость, тоновая кривая (раздельно в светах и тенях).
  • Возможность мультиэкспозиции (наложения снимков).
  • Электронный уровень, помогающий установить камеру строго горизонтально (по одной оси).
  • Съемка панорам с автосклейкой.
  • Поддержка формата RAW, внутрикамерное преобразование RAW в JPEG.
  • Full HD видеосъемка 1920x1080 (хотя только 24 кадра/сек), со стереозвуком.
  • Есть разъем для подключения внешнего микрофона при видеосъемке.
  • Наличие в системе Fujifilm X переходника на объективы Leica M.
Минусы
  • Нет гибридного видоискателя (минус только в сравнении со старшей моделью X-Pro1).
  • Монитор неповоротный.
  • Не вполне удобный выбор точки автофокуса – после сделанного кадра режим выбора сбрасывается, и для следующего перемещения нужно вновь нажимать кнопку AF.
  • Мало программируемых органов управления.
  • Нет сюжетных программ.
  • В ручном режиме М не работает гистограмма, а яркость экрана не симулирует будущий результат. Об экспозиции можно судить только по шкале экспонометра (хотя этим можно и обойтись).
  • При использовании Авто-ISO камера неохотно поднимает ISO и тяготеет к использованию слишком длинных выдержек, что может приводить к смазанным снимкам. Лучше ставить ISO вручную.
  • Нет цифровых эффектов обработки снимков – ни во время съемки, ни после.
  • В режиме просмотра не указывается, в каком режиме (P, A, S, M) был сделан снимок, что затрудняет анализ допущенных ошибок.
  • Нет встроенного видеоредактора.
  • При установке на штатив блокируется доступ к аккумулятору и карте памяти.
  • Нет встроенного в камеру оптического стабилизации изображения, при том, что многие из объективов системы также не стабилизированы.
Эргономика 9/10

Прекрасный интерфейс, с удобными «железными» органами управления, со своеобразной, но вполне понятной логикой работы. Немного жаль уникального гибридного видоискателя, хотя надо признать, что с обычным ЭВИ работать как-то даже проще. Ну а кроме того, для бескомпромиссных поклонников гибридного видоискателя осталась старшая модель X-Pro1.

Едва ли не единственный момент в эргономике, который не понравился, относится скорее не к самой X-E1, а к объективу 18-55/2.8-4.0. Вращение диафрагменного кольца отдает команды на изменение диафрагмы, но его положение не связано жестко с ее значениями. Выставленную диафрагму мы не видим по положению кольца – только на мониторе (ну или в видоискателе).

Функциональность 8/10

По современным меркам некоторые аспекты функциональности X-E1 выглядят скромно. Монитор не поворотный, нет эффектов обработки снимков, распознавания лиц, нет даже сюжетных программ.

Однако в классическом понимании, Fujifilm X-E1 – великолепный фотоаппарат, с удобным управлением, разнообразными настройками и прецизионным контролем над параметрами изображения. 

Качество снимков 10/10

Прекрасные снимки, в том числе на высоких значениях ISO. Матрица X-Trans CMOS работает очень хорошо. Новый объектив Fujinon XF 18-55 мм F/2.8-4 R LM OIS формально является «китовым», то есть входящим в стандартный комплект поставки, но по сути это объектив весьма высокого класса. Если же вы будете использовать фиксы линейки Fujinon XF, то сможете получать еще более высокое качество изображения.

Цена/качество 8/10

Разработчики Fujifilm сделали серьезный шаг навстречу покупателям, существенно снизив стоимость X-E1 по сравнению с X-Pro1, при том, что важнейшие особенности старшей модели сохранены. Правда, цена X-E1 все же довольно высока, однако это по-настоящему качественный, красивый, серьезный аппарат. 

Общая оценка 9/10

Наверное, Fujifilm X-E1 не стоит советовать каждому, кто собирается приобрести хорошую камеру. Для многих зеркалка той же стоимости окажется лучшим вариантом. Однако мало какая камера может обеспечить такое сочетание стиля, высочайшего качества изображения и своеобразного управления (на мой вкус – очень удобного), как X-E1. 

Мне не кажется, что Fujifilm X-E1 – аппарат исключительно для олдскульных фотографов, привыкших к железным дискам дальномерок и до сих пор ностальгирующих по пленке, эдаких гиков от фотографии. Он не вызывает мыслей «ну да, это все здорово, но как-то слишком уж необычно, не для меня». Напротив, X-E1 – аппарат совершенно современный, и плюс к тому (а не «вместо»), еще и особенный, в самом лучшем смысле этого слова.

 
Источник: onfoto.ru

 

Смотрите еще:

Новинки - фото рюкзаки от КАТА GearPack

 
Просмотры: 9922
 

Комментарии: