error
Регистрация

Быть ли в скором будущем голографическому кинематографу?

Рубрика: «Личное»
Автор: Александр Акилов
Опубликовано: 24.10.2014 в 13:18:47

Сегодня люди обожают фотографии, особенно цветные. Они полагают, что камера объективна и бесстрастна, «реалистична», не зная, насколько снимок зависит от личности человека, нажимающего на спуск затвора. Мир фотоизображения, сделанного стандартным объективом со случайной точки, — это случайный взгляд. Он крайне неинтересен, в чем с горечью убеждается начинающий фотолюбитель. То, что казалось таким прекрасным на первый взгляд, выглядит на снимке не интересно: нет настроения, которое сопровождало человека в ту минуту, когда он любовался пейзажем. А откуда его взять, настроение, как втиснуть в кадр? Различные объективы, специальные способы обработки и особые приемы, — достаточно развернуть газету, раскрыть иллюстрированный журнал, не говоря уже о специальных изданиях, чтобы увидеть, как разнообразно мыслят фотографы, как они изощряются в попытках выразить мир. 
Вот именно: не отразить, а выразить! 
Завораживающий глаз, искрящийся, красный, зеленый или синий свет лазера сам по себе эстетически ярок и способен пробуждать сильные чувства. А голограмма просто обескураживает своей парадоксальной глубиной и потрясающей реалистичностью сцены. В голографическом изображении есть исключительная притягательная магия. Многие талантливые инженеры, работая в области изобразительной голографии, под воздействием красоты этого явления ощущали себя творцами художественного образа. Не хочу их осуждать за наивный самообман, действительно, процесс записи голограммы сродни волшебству или алхимии, но все-таки, рука истинного художника должна не только возбуждать чувства, заставлять трепетать сердце, но и сопереживать автору, разделяя с ним часть неповторимой жизни его героев и образов. Голография, с ее сверхреалистичным пространством, говорят некоторые критики, - изначально лишена условности! Как сотворить образ без тонкого намека, который позволяет пробудить воображение зрителя и открыть простор его мыслям и фантазиям? Я убежден, что сомнения здесь рождены не в голове художника, а близорукостью обывателя. Скульптура давно признана искусством. А она не только трехмерна, она еще и материальна. Но у голографии кроме пространства, есть огромное количество удивительных изобразительных возможностей. Для того, что бы развеять все сомнения, должен родиться мастер, который бы смог выразить себя через мудреную технику голографического инструмента и соединить воедино поэзию числа и силу чувства. 
Отечественная изобразительная голография развивалась в условиях конкуренции технических разработок, но всегда упускала из виду зрителя и его эстетические потребности. Построенная инженером установка засекречивалась, и допуск к технологиям и оборудованию оставался закрытым для художников, дизайнеров и производителей рекламной продукции. Художественной голографией в нашей стране занялись дилетанты в области искусства и эстетики. Что мы на сегодняшний день имеем в коллекциях отечественных изобразительных голограмм, время от времени фигурирующих на редких выставках? В основном – это 3D копии музейных экспонатов, икон, панагий, скульптурных миниатюр или незатейливые фокусы с многоракурсной съемкой. 
В апреле 1992 года мне представилась возможность побывать в гостях у Джонатана Росса в Лондоне и познакомиться с его коллекцией изобразительных голограмм западных мастеров. Меня поразило многообразие техник, безграничная фантазия авторов и высочайшее качество исполнения голограмм. Но больше всего удивило то, что немногочисленные английские студии, обладающие уникальным и дорогим голографическим оборудованием, считали честью и очень выгодным делом предоставить его студентам и выпускникам художественных ВУЗов, использовать выставочную инициативу Королевской Академии художеств. Надо отметить, что основой деятельности Академии являются ежегодные публичные выставки. По правилам, участвовать в них могут не только академики, но и любой желающий художник, для чего необходимо подать работу на рассмотрение конкурсной комиссии. Многие работы на ежегодных выставках продаются. Наряду с работой постоянно действующего музея Академии ежегодные выставки являются одним из основных источников дохода Академии — это важно, поскольку Королевская Академия художеств по своему статусу не принимает финансовой поддержки от государства или короны.
В диалоге с художниками-новаторами, коммерсантами и потребителями произведений искусства, развивалась изобразительная голография на Западе. В нашей стране этого не произошло. Поэтому на сегодняшний день отечественная изобразительная голография еще не может в полной мере удовлетворять требованиям взыскательного потребителя, а рынок произведений голографического искусства и кооперация в этой отрасли у нас практически отсутствуют. 
Те же проблемы развития коснулись отечественных исследований в области голографического кинематографа. Еще в восьмидесятые годы прошлого века Виктором Григорьевичем Комаром были разработаны основные принципы проектирования и изготовления элементов голографического кинематографа, созданы экспериментальные голографические киноролики, но не было реализовано ни одной тщательно продуманной с эстетической точки зрения публичной демонстрации. На то были разные причины – лаборатория голографического кино, будучи исследовательским объединением инженеров и ученых, решала только техническую сторону проблемы, а об эстетической её составляющей, как всегда, забыли. 
Так суждено ли когда-нибудь состояться голографическому кинематографу? Принципы известны, но для создания полноценной голографической киноиндустрии необходимо еще очень многое сделать. Голографический кинематограф нуждается в новых технологиях киносъемки. Качественноестереовосприятие пространства требует создания методов идеальной передачи мелких деталей и фактур по всей глубине синтезируемых ракурсов, огромной широты воспроизводимых яркостей и цветов. Предстоит создать специализированные производительные компьютеры, гибкое программное обеспечение и съемочное оборудование с разрешением ИМАХ. На сегодняшний день до голографического кино остался путь не меньший, чем путь от первой голограммы до экспериментальной голографической кинопроекции. Реализация комплекса потребует грандиозного строительства совершенно новой технической базы, обучения художников-новаторов, которые смогли бы работать с новой техникой в виртуальных декорациях с живыми актерами, да еще в четырех измерениях одновременно! Кстати, Джеймс Кэмерон в процессе работы над фильмом «Avatar» провел блестящую репетицию будущих технологий трехмерного кино. Но будет ли оно когда-нибудь голографическим? Вот в чем вопрос!
Хочу напомнить, что до сих пор еще мало изучены тонкие механизмы человеческого зрения. Здесь скрыт огромный и удивительный потенциал для решения изобразительных задач. Предметы, которые мы видим, воспринимаются через органы чувств нашим мозгом довольно необычно, как бы выхваченными фрагментами из огромного потока непрерывной информации. Недостающие детали при этом непрерывно восполняются из нашей памяти. Удивительно, но мозг постоянно прогнозирует то, что он вскоре должен будет увидеть, и от этого, в свою очередь, зависит последовательность процесса восприятия. Зрение связано со сложными алгоритмами статистической обработки информации, с использованием накопленного зрительного опыта, с анализом важных деталей ифильтрацей бесполезной информации на периферии зрительного поля. Изучение этих невероятно сложных процессов, на мой взгляд, может привести к принципиально новому подходу в трехмерном кинематографе. Скорее всего, это будут интерактивные системы, адаптированные к зрителю через его органы чувств. Проекция будет синхронизирована с реакцией глаза и концентрацией внимания на деталях сцены. Таким образом, каждый зритель будет воспринимать ту часть информации, которую способен в данное мгновение запечатлеть и обработать его мозг. В подобном подходе можно получить предельно высокое разрешение при максимальном сжатии потока информации и невероятную реалистичность восприятия. 
Достижения и темпы, с которыми развиваются современные мультимедийные технологии, вселяют уверенность в том, что в обозримом будущем изобразительная голография померкнет перед новыми технологиями, как в свое время померкла фотография, когда Эммет Лейт и Юрис Упатниекс продемонстрировали миру свою первую внеосевую голограмму. Пройдет некоторое время, и в одном из павильонов Политехнического музея посетители с любопытством будут изучать голографическую кинопроекцию Виктора Григорьевича Комара, как нереализованный путь в четырехмерный мир киноискусства. Такое не исключено.
Завершить свой рассказ было бы приятнее на оптимистической ноте, но в эволюции техники побеждает самый совершенный и экономически целесообразный способ, не умаляя при этом заслуг талантливых авторов нереализованных изобретений. Вспомните Габриэля Липпмана, который, сам того не подозревая, создал первую в мире цветную отражательную голограмму задолго до изобретения голографического метода. Он подсказал Юрию Денисюку путь в трехмерную голографию. Сегодня Липпмановские цветные дисплеи мы можем увидеть только в экспозиции того же Политехнического музея. Тем не менее, до сих пор принципы, предложенные гениальным изобретателем, используются при разработке современных высокоразрешающих фотоматериалов. Так распорядилась жизнь, и это есть проявление закона естественной эволюции технического прогресса.

Александр Акилов  02.06.2013

 
Просмотры: 1734
 

Комментарии: