Александр Гращенков — фотограф того поколения, когда творческая свобода фотохудожника была жестко ограничена рамками не только официальной государственной цензуры, но и самоцензуры человека, привыкшего к постоянному контролю. Особенно актуальным это было для репортажного жанра, ведь фотокорреспонденты формируют визуальный облик новости или события. И не так уж часто находились те, кто мог переступить за рамки официального видения. Одним из таких людей и был Александр Гращенков.
Он родился в 1952 году в Москве. После школы поступил на журфак МГУ и в 1976 году, еще студентом, оказался в Агентстве печати «Новости» (сокращенно АПН). Это была большая удача, поскольку в АПН брали далеко не всех, несмотря на довольно большой штат фотографов (свыше 50 человек).
«Военное время в Кабуле», 1985, год, Афганистан
Дело в том, что АПН был ориентирован прежде всего на западные страны и одновременно выполнял две почти взаимоисключающие функции — был передовым рубежом советской пропаганды и соперничал с мировыми новостными агентствами вроде Magnum. В силу этого в АПН была несколько большая творческая свобода.
«Енисей»
Сам Александр рассказывал об этом так: «В АПН были умные интеллигентные редакторы со вкусом, они честно отбирали и использовали в идеологических интересах системы людей талантливых. Наша редакция работала на зарубежного читателя, и кондовые постановочные фото не вызывали доверия и не могли конкурировать с новым репортажным стилем, поэтому КГБ давал нам некоторую творческую свободу и терпел беспартийных фотожурналистов вроде меня».
Усть-Кан. Колхозный бригадир. 1979
В АПН Александр Гращенков занимался сами разными темами: он снимал промышленные гиганты и повседневную жизнь деревень на Алтае, совершал командировки в Афганистан и фотографировал на старых улочках Ташкента. К слову, он был первым, кто смог опубликовать реальные снимки с Афганской войны (до того официально считалось, что никаких боевых действий там не ведется). Сперва за эти фотографии Александра хотели уволить, но в итоге еще и наградили.
«Тренировки». Судак
Однако самая главная профессиональная награда для Александра Гращенкова, конечно же, — премия World Press Photo 1986 года в номинации «Счастливые события» за кадр с младенцем на морозе, сделанный в школе Игоря Чарковского.
1986. Москва. К 75-летию Игоря Чарковского
При этом сам Александр относится к снимку спокойно: «И правда, этот снимок выглядит постановочным. Но на самом деле я увидел эту сценку, когда упражнения уже заканчивались, и успел сделать только два кадра, да и то не попал в экспозицию. Снимок, конечно, интересен для публики, поскольку ломает привычные стереотипы отношения к младенцам, показывает новые возможности человека. Но это целиком заслуга Игоря Чарковского, а не моя. Если бы тогда давали премию к награде, я бы разделил ее с Игорем, героем этого сюжета».
«Причастный к тайнам ребенок», 1984 год
Так или иначе, а Александр Гращенков, без сомнения, оставил заметный след в истории советской и российской репортажной фотографии.
«Дорога жизни», 1985. Афганистан. Пшеница для афганских крестьян из разбомбленного обоза на перевале Саланг
Являясь одним из лучших мастеров в этой нелегкой профессии, он всегда был и остается в душе художником, что прекрасно видно по его фотоработам.
«Коран», Кабул, 1985
«Ограниченный контингент», Кандагар, 1986
«Первый день новобранцев в Кабуле», Афганистан, 1986 год
«Дорога жизни», 1985. Афганистан
«Голуби в Мазари Шериф», Афганистан. 1986
«Дорога жизни», 1985. Афганистан. Сожженная колонна наших бензовозов.
Операция прикрытия восстановления трубопровода. Дорога жизни. 1985. Афганистан
«С чего начинается Родина».
«Медитация перед родами»
«Пионер», Ловозеро, 1982 год
Журналисты АПН на уборке капусты. 1978 год
«Деревенское утро», Вологодская область, 1978 год
Старая Русса. 1979 год
Юрий Любимов. Театр на Таганке. 1977 год
Режиссер Роберт Стуруа. Тбилиси, 1983 год - фото журналист
Актриса Дарья Худякова, Ленинград, 1981 год - фото журналист
Владимир Высоцкий. 1978 - фото журналист
«С камня на камень». Красноярские столбы, 1980 - журналист фото
«Из жизни профилактория рабочих». Сочи, 1977 - журналист фото
«Смерть дворового щенка», 1977, Кабардино-Балкария - журналист фото
«Москвич» — мечта москвича. 1979 - профессия журналист фото
«Рано утром на рыбалку...», Комсомольск-на Амуре, 1978 - профессия журналист фото
Утро на пляже. Башкирия. 1978 год - профессия журналист фото
Баранолюб и барановед. Гунделен, 1976
Источник:rosphoto.com
Смотрите еще:
Лучшие современные мастера репортажной съемки
Комментарии: