error
Регистрация

Муром. Свято-Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной

 
 
Муром. Свято-Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной - Алексей Шаповалов Стерх
Муром. Свято-Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной
Теги:  владимирская область, вязниковская епархия, город, древнерусское зодчество, май, монастырь, муром, муромская епархия, муромский свято-троицкий монастырь, муромское зодчество, паломничество, памятник архитектуры, православие
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Великий Новгород. Звонница Софийского собора :: Алексей Шаповалов Стерх
Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева лавра. Успенский собор :: Алексей Шаповалов Стерх
Старая Русса. Кафедральный собор Воскресения Христова :: Алексей Шаповалов Стерх
Санкт-Петербург. Трамвай 71-631-02. № 5216. Маршрут № 3 на Тургеневской площади :: Алексей Шаповалов Стерх
Кострома. Усадьба купца Зотова. Главный дом :: Алексей Шаповалов Стерх
Мещовск. Благовещенский храм. Старый Благовещенский собор :: Алексей Шаповалов Стерх
Тверь. Иконостас Вознесенского собора :: Алексей Шаповалов Стерх
Золотой фазан :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Вид с Новоспасского моста.   |   1  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Муром. Свято-Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной
Адрес: Муром, площадь Крестьянина (Троицкая), 3 а
Строительство: 1642-1643 годы
Стиль: Древнерусское муромское зодчество, узорочье

Благодаря интересному стечению обстоятельств и закономерностям развития муромской школы церковного зодчества, собор Троицкого женского монастыря, основанного позже трех других обителей города (его основание датируется началом 1640-х годов), является наиболее ранним памятником знаменитого «узорочья» местных мастеров-«муролей». Именно поэтому многие особенности его композиции и декора достаточно своеобразны по сравнению с храмами трех других монастырей, а некоторые впоследствии так и не были повторены.
Как и почти все городские церкви, собор Троицкого девичьего монастыря возведен на месте старинного деревянного храма. Согласно церковному преданию, в 1190-е годы святой князь Константин Святославич Муромский поставил здесь деревянную церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. С 1351 года она упоминается уже как Троицкая. Каким был ее первоначальный облик, установить пока не удалось, так как первое известное нам описание относится уже к 1624 году: «Супротив монастыря [Благовещенского] церковь ружная [т.е. не имеющая своих земельных владений и находящаяся на обеспечении прихода] Живоначальной Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обшиты железом белым, да и в той же церкви придел святых Бориса и Глеба… Да внизу под тою церковью два престола – престол Трех Святителей и Параскевы Пятницы». Как видно из описания, в новую церковь бережно перенесли престол святых князей Бориса и Глеба из первого храма. Кроме того, как и деревянная церковь, некогда стоявшая на месте собора Воскресенского монастыря, предшественница Троицкого собора имела столь любимое в деревянном и каменном зодчестве Мурома шатровое завершение.
Строительство каменного собора и основание женского Троицкого монастыря связано с именем купца «московской сотни» Тарасия Борисовича Цветнова по прозвищу Борис Цветной. Судя по тексту закладной надписи, работы велись с августа 1642 по август 1643 года: «лета 7150 (1642), августа 21, начата бысть сия церковь создатися во имя Живоначальной Троицы с приделы, при державе благочестивого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, и при благоверной царице великой княгине Евдокии Лукьяновне, и при их благородном царевиче князе Алексие Михайловиче и при святейшем кире Иосифе, патриархе московском и всея Руси и при архиепископе Моисее рязанском и муромском» и «свершена же бысть сия церковь 7151 (1643) августа 6 тщанием и снисканием гостиныя сотни торгового человека Тарасия Борисова сына, по реклому, Богдан Цветной». После освящения храма Тарас Цветной получил разрешение на строительство возле него «нового девичьего» монастыря.
По своей композиции Троицкий собор представляет собой интересный образец бесстолпного храма с тремя апсидами. Многие исследователи сравнивали его с московской церковью Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы). Высокий кубический объем собора перекрыт сомкнутым сводом, который венчает традиционное пятиглавие. С южной и северной сторон к четверику некогда примыкали приделы святых князей Бориса и Глеба и Трех Святителей (второй из них пристроен уже в середине XVII века). К сожалению, они не сохранились до нашего времени, и сейчас заменены приделами во имя святых праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской (южный) и святых благоверных князей Петра и Февронии (северный, выстроен в 1996 году). С 1786 по 1810 год были перестроены и расширены крытая галерея и паперть, охватывающие собор с трех сторон. Наиболее поздние по времени изменения в облике собора произошли уже в наши дни. В 1990-е годы с западной стороны к нему пристроили шатровую колокольню и небольшое крыльцо под стилизованным декоративным шатром. Следует отметить, что эти пристройки довольно ощутимо нарушили гармоничную композицию, задуманную зодчими в XVII столетии.
Архитектура древнего собора имеет несколько поистине уникальных особенностей. Одна из них – это устройство двойных сводов с чердачным помещением между ними. Реставраторы, работавшие в монастыре в 1980-е -1990-е годы, считают, что: «система несущих аркбутанов второго свода собора прекрасно продумана и безукоризненно исполнена, ничуть не уступает лучшим образцам западноевропейских перекрытий церковных сооружений того же строительного периода». Столь блестящая архитектурная находка получила вполне достойное оформление: верхний свод украшен двумя рядами кокошников. Их богатая пластика очень глубокого и сложного рельефа создается как бы «вылепленными» в несколько рядов и вложенными друг в друга арками. Дополнительную живописность их нижнему ряду придают небольшие ромбики из фигурного кирпича, украшающие одну из «внутренних» арок.
Свод отделен от четверика широким нарядным декоративным поясом. Впоследствии, он станет непременным элементом декора монастырских соборов Мурома (соборы Благовещенского и Воскресенского монастырей). В данном случае он выполнен даже более пышно, чем тот же элемент в архитектуре храмов 1650-х (Воскресенский собор) и 1660-х (Благовещенский собор) годов. В убранстве Троицкого собора это скорее даже «сдвоенный пояс. Сложный «многослойный» узор из пяти фризов, в котором чередуются пояса выносных карнизов и фризов из крупных зубцов-«сухариков» и «ширинок», создает ощущение легкого кружева. Подчеркивают это ощущение чудом сохранившиеся изразцы (это единственный случай в храмовом зодчестве Мурома). Двойной пояс в виде «полос» и «ромбов» из многоцветных керамических плиток с рисунком из причудливых трав, фантастических птиц и животных, вооруженных всадников, украшает верхнюю часть четверика под карнизом и полукружий всех трех апсид.
Что касается остального убранства собора, то в нем еще нет «сочной» пластики, которая появится в муромской архитектуре в последующее десятилетие. В данном случае, скорее можно говорить о тонком изяществе, лишь дополнившем и подчеркнувшем пышный рисунок резного пояса. Стены четверика делят на три части невысокие лопатки. Северную и западную стену прорезали по три узких вытянутых окна (сейчас некоторые из них заложены). С западной стороны решение в целом такое же, не считая крайнего прясла в северо-западном углу – он нем речь пойдет немного ниже. Окна четверика и трех апсид обрамляют тонкие тяги с полуколонками. Они вписаны в несколько стилизованный «аркатурно-колончатый» пояс, заполняющий прясла стен и украшающий апсиды. Так же украшены и изящные барабаны всех пяти главок.
Еще одна интересная особенность – след от разобранной пристройки, примыкавшей к северно-западному углу собора на высоту верхнего пояса кокошников. В некоторых работах, посвященных собору, было высказано предположение, что здесь изначально была возведена первая колокольня монастыря. Вероятно, позже ее разобрали за ненадобностью, после того как завершилось возведение надвратной церкви Казанской иконы Божией Матери с колокольней.
В ХХ столетии Троицкий собор не избежал участи многих православных храмов и монастырей России. После того, как монастырь закрыли в 1921 году, собор вместе с другими помещениями обители использовался как склады и архив, позже в нем разместилась сапожная мастерская. Только в 1970-х годах монастырь признали памятником архитектуры, а 1980-х здесь началась кропотливая работа по изучению и восстановлению старинной архитектуры. Монашеская жизнь в обители возобновилась с 1991 года.

http://sobory.ru/article/?object=04952

Храмом Петра и Февронии, где хранятся мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, является Троицкий собор в Свято-Троицком женском монастыре (город Муром Владимирской области). В этот собор со всей России и даже из-за границы приезжают паломники, чтобы поклониться мощам Петра и Февронии и испросить у святых благоверных супружеского счастья, истинной любви и верности.
Мощи святых Петра и Февронии были перенесены в Троицкий собор 19 сентября 1992 года из Благовещенского собора, находящегося в Благовещенском мужском монастыре города Мурома. С тех пор каждый воскресный день перед открытыми мощами святых Петра и Февронии, которые хранятся в Троицком соборе вместе в одной раке, совершается водосвятный молебен с акафистом.
8 июля, в День Петра и Февронии, который также с 2008 года является всероссийским праздником Днем семьи, любви и верности, в Муроме проходит божественная литургия на монастырской площади у стен Троицкого собора. Богослужение завершается крестным ходом.
Также множество паломников приходят поклониться мощам Петра и Февронии Муромских 19 сентября – в этот день в Троицком соборе проходит праздничная литургия.

http://www.petr-fevronia.ru/category/23
19.03.2017 - 21:11:24
 
Просмотры: 1922
Понравилось:
Андрей Синицын
MILAV V
Иваннович *
Мила Бовкун
Олег Савин
Tata Wolf
Лесо-Вед (Баранов)
Горкун Ольга Николаевна
Александр
Valentina M.
Виталий Виницкий
Gudret Aghayev
Александр Рыжов
Виктор
 
Добавили в избранное:
Андрей Синицын
Виталий Виницкий
 
Сообщить о нарушении