Теги: архитектор с.а.воротилов, архитектура, барокко, верхнее поволжье, город, кладбищенский храм, костромская епархия, костромская область, крестовоздвиженский храм, нерехта, паломничество, памятник архитектуры
Нерехта. Храм Воздвижения Креста Господня
Нерехта. Храм Воздвижения Креста Господня
Просмотры: 1798
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/10
Выдержка:
1/400s
ISO:
125
Ф.расстояние:
40mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
Дата съёмки:
17.09.2015 - 15:11:08
Адрес: Нерехта, улица Гагарина, 22
Архитектор: Воротилов Степан Андреевич
Годы строительства: 1788, освящение — 1793
Стиль: Барокко
Церковь Крестовоздвиженская. Характерный для уездного города архитектурный комплекс кладбищенской церкви с разновременными постройками, отражающими стилистические черты от барокко до позднего классицизма. Расположен на северной окраине города, у дороги на Кострому. Кладбище было устроено после утверждения регулярного плана города в 1784 г.
Строительство Крестовоздвиженской церкви с приделом Дмитрия Солунского, проводившееся на средства Нерехтского купца и городского головы Дмитрия Прокофьевича Симонова, завершилось в 1788 году (освящена в 1793 г.) Церковь сооружали местные каменщики, но, по всей вероятности, при участии известного архитектора С.А.Воротилова, о чём свидетельствуют архитектурные особенности этой церкви. Это относится, прежде всего, к типично воротиловской колокольне, впитавшей в себя элементы двух предшествующих по времени церквей, уже построенных этим замечательным зодчим в Нерехте. Так, второй ярус и барабан со шпилем близки по оформлению к колокольни Преображенской церкви, а колоколообразное завершение яруса звона-один из вариантов завершения Воскресенской церкви. Одинаково решены также интерьеры Крестовоздвиженской и верхней Преображенской церквей. Высокая арка лишь чисто условно делит храм на центральную часть и трапезную. Интересной особенностью церкви является то, что световой восьмерик не равносторонний, а вытянут по оси север-юг. Стройность первоначального архитектурного замысла церкви была нарушена в ходе строительства заказчиком, решившим устроить при церкви придел в честь своего небесного покровителя-св.Димитрия Солунского. Придел примкнул с юга и с запада, в результате чего колокольня оказалась в центре здания, вход в неё был утрачен. Несмотря на единое архитектурное убранство фасадов в стиле позднего барокко, придел этот со скруглённым северо-восточным углом и увенчанный глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главкой, смотрится всё-же несколько чужеродно в общей композиции церкви.
В храме под многочисленными записями частично сохранилась настенная живопись, первоначально выполненная маслом в 1810 г. художником из посада Большие Соли Алексеем Тимофеевичем Демидовым. В основном объёме на боковых лотках изображены великомученица Варвара и Сергий Радонежский, совершающий панихиду у гроба родителей. На стенах трапезной-образа святых Александра Невского и Марии Египетской, а также композиция "Снятие со креста". В своде трапезной-четыре сцены из Евангельского цикла:"Воскресение", "Жены Мироносицы у гроба Господня", "Явление Христа Марии Магдалине" и "Уверение апостола Фомы". На устоях арки помещены фигуры Николая Чудотворца и преподобного Пахомия Нерехтского. На своде придела размещены четыре сцены праздников:"Покров", "Преображение", "Рождество Христово" и "Сретение". В алтаре придела на своде изображён Господь Саваоф, на Горнем месте-Христос Вседержитель. На потолке паперти написан большой образ Саваофа на облачном фоне, в окружении символов евангелистов. Для сюжетных композиций выбраны западноевропейские образцы. К сожалению, в результате поздних поновлений от первоначальных росписей почти ничего не осталось. Судя по наиболее сохранному образу великомученицы Варвары, мастер А.Т.Демидов стремился работать в академической манере.
Церковь эта всегда была действующая. Последний настоятель храма-митрофорный протоиерей Анатолий Коркин (1937-2012) пол-века прослуживший в этой церкви (с 1962-по 2012 гг.) и имевший немало заслуг, почестей и церковных наград, был наиболее любим в городе и среди прихожан и среди просто горожан, как добрый, мудрый и скромный пастырь, как просто светлый человек...-вечная ему память!
по материалам: С.В.Демидов, Е.В.Кудряшов "Нерехта", стр.50; "Памятники архитектуры Костромской области", 11 выпуск, стр.57-60; православная газета Нерехтского благочиния "Альфа и Омега", № 12. http://russian-church.ru/viewpage.php?page=8799