Теги: город, древнерусское зодчество, златоустовский храм, июнь, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, слобода коровники, старообрядческий храм, храм иоанна златоуста, христианство, ярославль
Ярославль. Храм Иоанна Златоуста в Коровниках
Ярославль. Храм Иоанна Златоуста в Коровниках
Другие фотографии на ФотоКто: ← Жора прекрасный | Лесная тропка! →
Просмотры: 1627
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/9
Выдержка:
1/400s
ISO:
125
Ф.расстояние:
65mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
Дата съёмки:
19.06.2015 - 10:49:10
Адрес: Ярославль, Портовая набережная, 2
Годы строительства: 1649-1654
Стиль: Древнерусское зодчество, ярославское зодчество
Находится на Портовой набережной (бывшая Которосльная набережная), 2; за Которослью, в слободе, служившей в прошлом для выгона городского скота и потому называвшейся Доиловой или Коровницкой. Два каменных пятиглавых храма с колокольней и Святыми воротами. Холодная церковь Иоанна Златоуста построена в 1649–1654 годах на средства ярославских посадских людей Ивана и Федора Федоровых Неждановских. Храм пятиглавый, окруженный с трех сторон просторными галереями. С запада, юга и севера устроены нарядные крыльца. Южный придел был освящен во имя Великой княгини Ольги, северный – во имя Зачатия Иоанна Предтечи. Оба придела увенчаны шатрами. Теплая церковь двухэтажная, с пятью глухими главами, построенная в 1669 году, посвящена иконе Владимирской Богоматери. С южной стороны алтаря был устроен придел во имя Николая Чудотворца. На линии, соединяющей холодную и теплую церковь, находятся Святые ворота. Шатровая восьмигранная колокольня высотой 37 м сооружена в 70-е годы XVII века на средства семейства Неждановских. Колокола для нее отливались на сибирских заводах Демидовых. Самый большой из них имел вес 200 пудов. Колокольня Златоустовского храма за стройность и изящество форм получила название «Ярославская свеча». Два здания храмов, Святые ворота и колокольня образуют единый архитектурный ансамбль, один из лучших в русской архитектуре XVII века. Наиболее полно композиционное единство всех частей ансамбля зрительно воспринимается с востока, со стороны Волги. Объемы отдельных частей летнего Златоустовского храма собраны в единую симметричную компактную группу. С востока к основному кубу храма примыкают приделы, имеющие глухое шатровое завершение. С трех сторон храм опоясывает невысокая галерея, входы в которую оформлены в виде крылец с высокими двускатными крышами. Нарядные арки крылец украшены декоративными фигурными висячими гирьками. Окно центральной алтарной апсиды обрамлено единственным в своем роде изразцовым цветным наличником размером 5х8 м, непревзойденным шедевром изразцового искусства Ярославля. Первоначальное позакомарное перекрытие храма позже было заменено плоской четырехскатной крышей.
Особую выразительность силуэту, не имеющему подклета храму, придает то, что высота центрального барабана с главой превосходит высоту стен основного объема. Впервые примененный при строительстве Златоустовской церкви, этот прием затем нашел повторение во многих храмах Ярославля.
Пологие арки галереи поддерживаются мощными кубышками, имеющими форму огромных ваз на кубических основаниях. Впоследствии арочные проемы были заложены, в новых стенах сделаны 9 окон. Формы их наличников отличаются пышностью и изяществом и не повторяются, хотя выложены они из ограниченного количества одних и тех же деталей. В конце XVII века храм получил новые элементы декора, в частности, изразцовый фриз крылец, украшенные разноцветной керамикой тонкие колонки на углах западного фасада и изразцовые вставки в ширинках галерей.
По структуре восточный фасад церкви Владимирской Богоматери напоминает фасад храма Иоанна Златоуста, но Владимирская церковь практически лишена декоративного убранства.
Святые ворота увенчаны двумя ярусами восьмигранников с главкой. Их фасады украшены резным кирпичом и изразцами.
Согласно храмовой летописи, фрагментарно сохранившейся в алтаре, роспись церкви была произведена в 1732–1733 годах артелью ярославских мастеров во главе с Алексеем Ивановым Сопляковым. В 1840 и 1863 годах фрески были поновлены в клеевой технике. В конце 1960-ых годов живопись реставрирована бригадой В.И.Васина.
Златоустовская стенопись, выполненная в период расцвета в России стиля барокко, не избежала некоторого влияния этого стиля, однако исполнена в иконной традиции. Иконографическая схема росписи превосходно согласована с архитектоникой церкви. Стенопись отличается исключительным богатством сюжетной тематики, включая более 500 иконографических композиций. В куполе церкви впервые в Ярославле вместо традиционных «Вседержителя» и «Саваофа» написано «Коронование Богоматери». Расположение праздников на сводах не вполне традиционно. На северо-востоке помещены «Благовещение» и «Вознесение», на юго-востоке «Рождество Христово» и «Воскресение», на северо-западе «Покров» и «Рождество Богородицы» с апокрифическими сценами молитвы Иоакима и Анны и трапезы в честь Рождества, на юго-западе «Воздвижение Креста» и «Сретение», на западном своде «София созда себе дом». Подпружные арки и столпы, разбитые на 5 ярусов, заполнены 58 сценами деяний апостолов. Стены церкви, включая люнеты, разбиты на 8 ярусов. Шесть из них, а на западной стене семь – сюжетные. Их ширина около 1,2 м. Седьмой ярус на северной и южной стенах представляет из себя орнаментальный фриз (0,9 м), восьмой (1,1 м) – подзор из полотенец. Второй и третий ярусы иллюстрируют Новый Завет, включая притчи и Страсти Христовы. Четвертый ярус посвящен богородичной теме. Сюжетика его навеяна двумя литературными источниками: «Сказанием о Богоматери Владимирской» и «Чудесами Богородицы» из книги И.Галятовского «Небо новое». В первом из названных циклов авторы росписи обратились к сюжетам русской истории, которые приобрели популярность в ярославской фреске в XVII веке. Иконографические образцы этого цикла заимствованы с клейм иконы Богоматери Владимирской в деянии (1654 г.), написанной для иконостаса Златоустовской церкви еще при строителях купцах Неждановских. Изображением элементов русского быта отмечены такие сцены, как «Перенесение иконы из Владимира в Москву», «Остановка коней на реке Клязьме», «Разрушение Золотых ворот во Владимире», «Битва Андрея Боголюбского с булгарами», «Избавление Руси от Темир–Аксака», «Видение князю Всеволоду иконы Богоматери» и др. На откосах окон в этом ярусе иллюстрированы западноевропейские новеллы, посвященные чудесам Богоматери. Пятый и шестой ярусы посвящены храмовой теме – житию Иоанна Златоуста. При создании этого цикла перед руководителем артели стояла композиционно очень сложная задача – размещение на сравнительно небольшом участке трех стен восьмидесяти сюжетных клейм. Знаменщик постарался не упустить ни одной подробности богатой событиями жизни святого. Свой подробный рассказ он построил на фоне сильно вытянутых по вертикали, изящных и хрупких архитектурных кулис, где через каждые 40–45 см изображается новый сюжет из жизни патрона храма, появляется новый город, новые люди. Седьмой ярус западной стены согласно ярославской традиции иллюстрирует 6 картин «Песни Песней», на сей раз, он дополнен пятью сценами из жития княгини Ольги.
Смелое новаторство проявил знаменщик в оформлении 12 больших окон церкви. На подоконниках он поместил вместо традиционного травного узора 12 овальных медальонов, где в пышных барочных рамах, напоминающих портретные, представлены ветхозаветные пророки. В арках окон размещены изображения знаменитых богородичных икон, поддерживаемых летящими ангелами. На южной стене это иконы Толгская, Федоровская, Тихвинская и Троеручица, на западной – Казанская, Донская, Ярославская и Иерусалимская, на северной – Корсунская, Знамение, Смоленская и Владимирская. В конхе центрального алтаря помещен сюжет «О тебе радуется», в верхнем регистре апсиды изображения на литургические темы, захватывающие и часть западной стены, а в нижнем – вселенские святители. В селе Зачатьевском приделе изображение в конхе утрачено, на стенах фигуры ростовских и вселенских святителей. На паперти церкви расписаны только наружные стены четверика храма. В тимпанах западной паперти сцена Страшного Суда в виде отделения овец от козлищ, а также «Сошествие во ад» и «Суд над Христом», по сторонам портала ангелы, охраняющие вход. На южной паперти – «Собор апостолов» и «Обретение Казанской иконы». На северной – «БогоматерьТолгская» (над порталом) и «Ярославские чудотворцы». На паперти церкви находятся белокаменные резные надгробия членов семьи храмоздателей Неждановских, захороненных здесь в XVII веке.
Пятиярусный иконостас Златоустовской церковь конца XVII–начала XVIII веков принадлежит к числу шедевров ярославского декоративного искусства. Резьба выполнена в формах, переходящих в круглую скульптуру. Орнамент состоит из виноградной лозы и цветочных гирлянд. Особенно красивы царские врата, в резьбе которых использован мотив цветущего подсолнечника. Большинство икон в иконостасе написаны в XVII–XVIII веках. Некоторые иконы местного ряда исполнены знаменитым изографом Семеном Спиридоновым Холмогорцем.
Церковь закрыта в 1935 году. В 1992 году передана Русской Старообрядческой церкви.
Авторы текста: Казакевич Т.Е., А.Ш.
http://www.yaroslavskiy-kray.com/67/cerkov-ioanna-zlatousta-v-korovnikakh.html