Теги: богоявленско-анастасиин собор, город, кафедральный собор, кострома, костромская епархия, костромская область, костромской богоявленско-анастасиин монастырь, паломничество, памятник архитектуры, православие
Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор.
Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор.
Другие фотографии на ФотоКто: ← "Фабричный пруд" | Люк Мосторг →
Просмотры: 3121
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/11
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
75mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
Дата съёмки:
19.09.2015 - 14:02:44
Адрес: Кострома, улица Симановского (Богоявленская), 26
Годы строительства: 1559-1565, 1864-1869
Стиль: Древнерусское зодчество, эклектика, русский стиль
Ансамбль Богоявленско-Анастасииного монастыря и величествен, и скромен, и необычен одновременно. Глядя на него, даже случайный прохожий теплеет сердцем и замедляет шаг - чтобы подольше идти вдоль этой белой ограды.
Необычным памятником архитектуры является Богоявленско-Анастасиин собор. Древний четверик его составляет ныне алтарную часть построенного в XIX столетии обширного храма. Но обо всем по порядку.
Строительство Богоявленского собора, ставшего первым каменным зданием монастыря, было осуществлено при настоятельстве игумена Исайи и по его инициативе. К возведению собора приступили в 1559 году, заручившись благословением митрополита Московского Макария и материальной поддержкой знатных благодетелей (значительную сумму пожертвовал на постройку храма Иван Грозный, в то время еще лояльно относившийся к Богоявленской обители). Завершилась грандиозная стройка в 1565 году.
В общих чертах Богоявленский собор повторял «общерусский образец» храмового строительства - Успенский собор Московского Кремля. Помимо основного престола, в нем имелось два придела - в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя свт. Николая. Под храмом была (цитируем далее И. В. Баженова) «устроена прикрытая сводами между четырьмя столпами усыпальница, в которой в конце XV века нашли вечное упокоение три племянника Василия Темного - Иван, Андрей и Василий, дети несчастного князя боровского Василия Ярославича, и знаменитые благотворители монастыря из фамилий Салтыковых, Кафтыревых, Хованских и др., также игумены Исайя, Герасим и другие иноки».
Иконостас первоначального Богоявленского собора был пятиярусным, а многие иконы, пребывавшие в храме, имели богатые оклады с драгоценными камнями.
В 1667—72 годах Богоявленский собор украсился стенным письмом, выполненным - так утверждал Баженов, в доступных летописных источниках ничего об этом не говорится, - артелью костромских изографов, возглавляемой Силой Савиным и Гурием Никитиным. К сожалению, росписи эти практически не сохранились. В 1982 году, когда здание соборного храма занимал архив, здесь произошел пожар, нанесший им непоправимый ущерб.
Исследователи, изучавшие фрески Богоявленско-Анастасииного собора, пришли к выводу, что И. В. Баженов верно установил авторство росписей. Действительно, в 1667—72 годах в храме трудились Гурий Никитин и Сила Савин. Но оказалось также, что и до них в соборе были фрески. Искусствовед В. Г. Брюсова свидетельствует: «Роспись верхних частей внутреннего помещения собора - барабанов, арок, сводов и алтарной конхи — отличается от росписи нижележащих участков - стен и столпов - как по техническим особенностям, так и по стилю. Если фрески на стенах бесспорно созданы в 1667-1672 годах (не считая отдельных участков стенописи, написанной на новой штукатурке при перестройке храма), то роспись "верхов" есть основание датировать второй половиной XVI века. При "возобновлении" стенописи в XVII веке роспись верхних участков была сохранена от первоначального времени и лишь частично переписана. В основном, по-видимому, сохранен и иконографический состав росписи...»
Печальная участь ожидала Богоявленский собор после пожара 1847 года: его предполагалось разобрать. Однако Господь не попустил разрушения древней святыни, и она обрела новую жизнь. Реконструированный Богоявленско-Анастасиин собор получил следующий вид: «Нынешний Богоявленский соборный храм состоит из уцелевшего после пожара древнего собора с обращением его в алтарь и трех новых к нему пристроек: с западной, южной и северной сторон. Пристройка обширная, образовавшая собою церковь и имеющая соответственную древнему собору высоту, опирается на четыре громадные столпа, поддержи-ающие дугообразный свод. Над нею устроен пятиглавый каменный купол с позолоченными крестами; по углам ее и над фронтонами с трех сторон также - главы небольшие с крестами. Тотчас по вступлении в притвор, внутренность соборного нового храма приводит посетителя в великое восхищение. Обширная и очень высокая арка в древней западной стене открывает величественный алтарь, в который обращен старинный собор... В новой пристройке стены, столбы, своды и арки расписаны священными изображениями; на стенах древнего собора - ныне алтаря - с великим тщанием очищены и возобновлены без всяких изменений старинные фресковые священные изображения» (описание взято из исторического очерка И. В. Баженова).
Освящение обновленного Богоявленско-Анастасииного собора состоялось 28 декабря 1869 года. Действующим храм оставался до декабря 1925 года, когда власти «изъяли» его у Церкви и отдали под губернский (впоследствии - областной) архив. После пожара, произошедшего в архиве 16 августа 1982 года, собор принялись реставрировать с целью устроить в нем музей декоративно-прикладного искусства, а в алтарной части оборудовать органный зал. К счастью, планы эти не сбылись: в 1990 году Богоявленско-Анастасиин храм был передан епархии и стал кафедральным собором Костромы.
http://www.sobor.ru