Сегодня я хочу рассказать Вам одну историю. 150 лет назад, когда Париж был центром мира искусства, группа художников каждый вечер собиралась в кафе «Гербуа» в Батильонском квартале. Это были разные люди, среди них были остроумные, харизматичные, одевавшиеся по моде и блиставшие своей жизненной энергией и юмором. Другие были молчаливые, грубоватые, носившие штаны, подвязанные обычной веревкой. Они были проницательными и закрытыми, преданными и раздражительными, они рисовали друг друга и друг подле друга, поддерживали друг друга эмоционально и финансово. Художественные критики, если и упоминали их, то относились с пренебрежением. Они делились друг с другом хлебом и идеями, подолгу спорили о политике и искусстве, но всех их объединяло одно – их картины не брали в Салон.
Что такое Салон? Тут требуется небольшое объяснение. Искусство играло колоссальную роль в жизни Франции 19 века. Живопись была подчинена правительственному департаменту под названием Министерство императорского дома и изящных искусств, занятие которыми считалось такой же профессией, как сегодня работа в сфере медицины или юриспруденции. Художник начинал свою карьеру в Национальной высшей школе изящных искусств, где получал формальное образование. На каждом этапе плохо успевающие ученики отсеивались. Вершиной профессии художника являлся Салон – наиболее значительная художественная выставка в Европе. Показать свои работы на этой выставке мечтали все художники Европы, ведь их работы ежегодно могли увидеть более миллиона человек. Один из художников, собиравшихся в кафе «Гербуа» вспоминал: «Тогда в Париже едва ли набралось бы 15 человек, способных признать художника без одобрения Салона, зато было 80 000, которые ничего не купят, если художник не был допущен в Салон». Салону был свойственен консерватизм и художники, не желавшие подчиняться устаревшим правилам, просто не могли быть допущены.
Как это ни удивительно, но в 1865 году в Салон допустили картину одного из художников из кафе «Гербуа». Она называлась «Олимпия», и на ней была изображена парижская проститутка. Картина послужила причиной грандиозного скандала и вокруг нее даже выставили охрану. «Царила атмосфера истерии и даже страха, - пишет историк Росс Кинг. – Одни зрители заходились в приступах безумного смеха, в то время как другие в ужасе отворачивались». В 1868 году уже трем посетителям кафе удалось выставиться в салоне, однако через 3 недели их картины были сняты и признаны неудачными. По сути, у этих художников было всего 2 выхода: либо начать писать картины так, как это делают другие, рискуя потеряться в толпе одинаковых творцов, либо продолжать делать то, что они любили, но при этом жить в нищете и безвестности.
Как вы думаете, что они выбрали? Я думаю, что ответом на этот вопрос будут имена художников из кафе «Гербуа», ведь это были Эдуард Моне, Эдгар Дега, Поль Сезанн, Пьер-Огюст Ренуар, Камиль Писсаро, Фредерик Базиль.








Комментарии: