error
Регистрация

Контровой свет в фотографии: что это и как его применять

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Команда fotokto.ru
Опубликовано: 10.10.2025 в 08:47:26

Контровой свет в фотографии — самый волшебный и самый коварный. Часто новички либо избегают съемок в контражуре, либо совершают досадные ошибки, и кадры теряют свой магнетизм. Как подчинить коварный свет и превратить его из врага в союзника — разбираемся в статье.

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №1

Контровой свет: суть и магия приема

Контровик — один из самых эффектных приемов в фотографии, который позволяет создавать выразительные и запоминающиеся композиции. Возникает, когда источник света находится позади объекта съемки и формируется контраст между ярким фоном и темными силуэтами.

Он способен создавать множество эффектов в кадре:

  • Силуэт. Четкая тень силуэта — графичный знак, оставляющий простор воображению зрителя.

  • Ореолы. Нежные, а порой и огненные вспышки вокруг объекта, создающие ощущение магии или ностальгии.

  • Текстурный контраст. На переднем плане — легкая полутень, фон —  ярко подсвечен. Контрастное освещение подчеркивает фактуру объектов и создает ощущение глубины.

  • Эмоциональное воздействие. Игра света и тени может вызывать широкий спектр ощущений — от тихого умиротворения до напряженного ожидания.

  • Расширение границ кадра. Контражурный свет, обрисовывая объект, визуально расширяет пространство кадра. Это ощущение простора словно подталкивает зрителя выйти за рамки привычного и дать волю фантазии.

Где контровой свет раскрывается лучше всего

Жанровый спектр применения контровика широк, начиная от портретной съемки, заканчивая макро-фотосессиями.

Портреты с выразительным контуром

Чтобы красиво подсветить модель, фотографы часто используют контровой свет. Он как бы обводит контуры модели, подсвечивая волосы и одежду, чтобы она лучше выделялась на фоне. Если вы хотите получить красивые фотографии на природе, выбирайте раннее утро или закат. В это время свет падает под углом, создавая мягкие тени и приятное, не ослепляющее освещение.

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №2

Пейзажи на закате и рассвете

Закаты и рассветы — идеальные моменты для съемки в контражуре. В это время солнце находится низко над горизонтом, и его мягкие лучи создают удивительные эффекты. Пейзажи приобретают загадочность и романтику. Силуэты деревьев, гор или других природных объектов выглядят особенно выразительно.

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №3

Предметная и уличная съемка

При съемке предметов контрастное освещение помогает выделить текстуры и формы объектов и выдвинуть их на передний план.  

В уличной фотографии такой свет помогает создавать динамичные и живые образы. Силуэты людей на фоне яркого заката или неоновых вывесок могут стать настоящими шедеврами.

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №4

Репортажи

В репортажной фотографии подсветка может добавить драматичности и эмоциональной нагрузки к снимкам. Это поможет выделить ключевые моменты.

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №5

Свадьбы и love story

Подобный тип света создает романтическую и волшебную атмосферу, поэтому как нельзя более подходит для съемки влюбленных. Фотосессия на закате, когда солнце уже скрылось за горизонтом, но еще освещает небо, позволяет создать удивительные кадры, полные любви и нежности.

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №6

Схемы и творческие приемы

Для получения контровика в фотографии используют разные схемы расстановки освещения — с одним, двумя или тремя источниками.

Классическая комбинация

Классическая схема предполагает один источник освещения (например, моноблок), который располагают за объектом съемки. Это создает эффект мягкого свечения по контуру модели, выделяя ее на более темном фоне.

Контровое освещение может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с заполняющим светом (например, от рефлектора).

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №7

Схема с двумя источниками освещения

Пожалуй, наиболее часто используемая схема при фотосессии в студии. Источники света располагаются по обе стороны от модели.

В данной схеме освещения используются два моноблока, оснащенных белыми зонтами, работающими «на просвет», и черный фон. Источники света размещаются по диагонали от модели, по обе стороны. Левый источник — основной, именно он «рисует» свет, создавая характерный световой треугольник на правой части лица. Правый источник выполняет роль контрового, подсвечивая волосы и очертания фигуры, что придает изображению глубину и объем. Легкое рассеянное освещение фона трансформирует черный цвет в различные оттенки темно-серого.

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №8

Для более детальной прорисовки силуэта можно использовать два контровых источника, расположенных сзади под углом в 45 градусов.

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №9

Схема с тремя источниками

Является универсальной. Ее можно использовать при съемке как предметов, так и людей. Два источника освещения (контровые) располагаются по бокам от объекта под углом, создавая эффект объема и выделяя контуры. Третий (рисующий свет) находится спереди и служит для освещения лица или деталей объекта, не давая модели превратится в силуэт.

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №10

Эту схему можно легко адаптировать для создания силуэтов, просто отключив передний источник света.

Схема для создания силуэта

Чтобы получить силуэт, расставьте осветительные приборы по обе стороны от модели, позади нее. Свет должен быть направлен на белый фон, а не в камеру. Для более точного контроля светового потока рекомендуется использовать рефлекторы со шторками или белые зонты. Это приводит к легкой засветке модели, при которой мелкие детали теряются в тени, но общие черты лица остаются узнаваемыми.

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №11

Настройки и техника для уверенного результата

А теперь поговорим, как снимать против солнца.

Экспозиция и экспокоррекция

Фотографирование силуэтов требует особого подхода. Ваша главная задача — найти золотую середину между ярким фоном и темным передним планом.

Алгоритм таков:

  1. Замеряем яркость.

Используйте точечный замер (Spot). Направьте маркер экспозамера в видоискателе на самый яркий участок фона — солнце, уличный фонарь или прожектор.

Другой вариант — применить частичный замер (Partial). Если ваш фотоаппарат не имеет режима точечного замера, выделите область размером 3–5% кадра вокруг источника света и используйте этот режим.

  1. Анализируем гистограмму.

Внимательно следите за гистограммой. Если правая часть графика «прилипает» к правому краю, это означает пересвет (потерю деталей в самых светлых участках) на ярком фоне. Левая часть (тени) может опускаться, но не должна полностью «проваливаться» — объект на переднем плане обязан сохранять хотя бы намек на текстуру.

  1. Корректируем экспозицию.

Если фон выглядит правильно, а передний план слишком темный, увеличьте экспозицию на 1–2 ступени (EV).

Если фон «выгорает» (теряет детали), уменьшите экспозицию на 0.5–1 ступень (EV), чтобы восстановить детали на заднем плане.

  1. Проводим тестовую съемку.

Сделайте пробный снимок. Еще раз проверьте гистограмму и визуально оцените, насколько хорошо проработаны тени и блики.

Если есть возможность, используйте функцию брекетинга (автоматическое создание нескольких кадров с разной экспозицией, обычно ±1 EV) в формате RAW. Это даст вам больше свободы при последующей обработке и позволит выбрать наилучший вариант.

  1. Управляем светом локально.

Блокируйте избыточные боковые лучи света, чтобы они не засвечивали основной объект съемки при помощи флагов или других приборов (белых зонтов).

Применяйте отражатели для мягкой подсветки темных участков объекта, не нарушая четкости силуэта.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете получить чистый силуэт, сохранив при этом гармоничный баланс между освещенными и затемненными областями кадра.

Баланс белого и цветовой акцент

Баланс белого можно выставить автоматический или использовать ручной режим. Если вы снимаете в формате RAW, то температуру просто будет подправить уже после съемки в фоторедакторе.

Если хотите добавить в кадр какой-то особенный цвет, используйте цветные пленки (гели). Закрепите их на лампе или вспышке — это окрасит световой поток в выбранный оттенок.

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №12

Почему стоит снимать в RAW

JPEG чаще всего выбирают либо совсем зеленые новички, еще не знакомые с преимуществами RAW, либо суперопытные профессионалы.

Тот, кто попробовал снимать в «сыром» формате, сразу же становится его адептом. И это вполне объяснимо: RAW предоставляет больше возможностей для редактирования и позволяет меньше беспокоиться о настройках камеры во время фотосессии.

Преимущества съемки в RAW:

  • Максимальное качество. «Сырой» формат сохраняет все данные с матрицы без сжатия и обработки, обеспечивая наилучшее качество картинки и максимальную детализацию.

  • Широкий динамический диапазон. В данном расширении детали в тенях и светах сохраняются максимально, что особенно важно при фотографировании в сложных условиях освещения.

  • Гибкость редактирования. Рав дает возможность корректировать баланс белого, выставлять правильную экспозицию, контраст, насыщенность и другие параметры без потери качества.

  • Неизменность оригинала. Сохраняются все данные исходника, что позволяет вернуться к фотографии в любой момент и начать редактирование заново.

Сложности и ошибки при работе с контровым светом

Работа с контурным светом — один из самых сложных и одновременно захватывающих аспектов фотографии. Сейчас мы рассмотрим основные сложности и ошибки, с которыми могут столкнуться фотографы, а также предложим способы их преодоления.

Засветы и блики на объективе

Они возникают, когда прямые солнечные лучи попадают на стекло объектива, что приводит к потере контраста и резкости изображения. Чтобы избежать этой ситуации, рекомендуется использовать бленду (козырек для объектива) — она защитит объектив от бокового света. Также можно экспериментировать с углом съемки — иногда достаточно немного изменить позицию, чтобы прямое солнце не попадало в камеру.

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №13

Потеря деталей в тенях

Сильный контраст между яркими участками и тенями может вызвать потерю деталей в темных областях. Решить проблему возможно несколькими способами. На этапе съемки применять заполняющий свет, который поможет осветить тени и сделать их более детализированными. Или воспользоваться постобработкой, чтобы поднять яркость теней без ущерба для общей композиции.

Чрезмерная яркость источника

Если источник слишком яркий, это может привести к перетемнению объекта и потере деталей. Во избежание этого настройте экспозицию: уменьшите ISO или увеличьте выдержку. Также можно  взять нейтральные градиентные фильтры, которые помогут сбалансировать яркость между небом и землей.

Неверный выбор фона

Неправильный выбор заднего плана может привести к дефектам: пересветам, провалам информации в тенях, размытию. Предпочтительнее — фон темных оттенков. Для студийных портретов — это черная стена, для уличных — затененные склоны холмов, лес, тень от городских стен.

Игнорирование заполняющего света

Некоторые фотографы, чрезмерно увлеченные низким ключом, намеренно игнорируют заполняющий свет. Меж тем, он помогает смягчить резкие тени и делает изображение более сбалансированным. Для нежных женских фото в высоком ключе без него не обойтись.

Что такое контровой свет в фотографии и как его применять - №14

Заполняющий свет может быть естественным (например, отраженный от земли или зданий) или искусственным (вспышка или LED-свет).

Злоупотребление силуэтами

При работе с контражуром фотографы иногда склонны чрезмерно использовать силуэты, забывая о других творческих возможностях, которые предоставляет такой тип света. Да и фотографии начинают выглядеть однообразно, предсказуемо.

Но драматичный силуэт — не всегда то, что нужно. Иногда более мягкое освещение, подчеркивающее детали, может передать совершенно другое настроение — нежность, спокойствие, радость. Да и свет, проходящий сквозь объекты, может окрашивать их в удивительные цвета. Полное затемнение объекта лишает нас этой палитры.

Практические советы для красивых кадров

  • Ловите золотой час. Это время сразу после восхода и перед закатом солнца, когда свет мягкий и теплый. В это время тени становятся длиннее, а цветовой баланс более приятным.

  • Экспериментируйте с углом и высотой света. Чтобы добиться интересных результатов, попробуйте изменить ракурс. Наклоните камеру или зайдите сбоку от объекта — даже небольшое смещение, может помочь найти точку, где контур чист и не пересекается с лишними элементами. Также попробуйте делать снимки с разных уровней — от низкого ракурса до высокого. Низкие ракурсы могут подчеркнуть силуэт объекта, а высокие — создать панорамный вид.

  • Используйте широкую диафрагму (от F/1.8 до F/5.6) в сочетании с короткой выдержкой, чтобы получить яркий, хорошо освещенный объект (если не хотите силуэт).

  • Снимайте с минимальным ISO (100 или 200), чтобы избежать шумов.

  • Используйте светосильные объективы (например, 50 мм, 85 мм или 200 мм для полнокадровых камер) для достижения желаемого сжатия перспективы и красивого боке.

  • Для получения в кадре эффектных бликов, направьте источник света частично в объектив. Если засветки нежелательны, используйте бленду.

  • Чтобы сохранить детали на лице модели и избежать выбеленного фона, используйте дополнительное освещение (вспышку, фонарь). На улице подойдут светлые предметы: лист бумаги, стена здания, светлая одежда.

  • Воспользуйтесь функцией брекетинга, если нет дополнительного света. Она сделает несколько снимков одного и того же кадра с разной яркостью. После этого вы сможете объединить их в Фотошопе, чтобы получить идеальный результат.

  • Используйте минимальный набор оборудования для старта. Базовый комплект: камера, объектив (широкоугольный или стандартный (к примеру, 24-70 мм), штатив (по желанию), светоотражатель или поляризационные фильтры.

  • Новичкам будет полезно добавить к контровику постоянный свет, чтобы иметь возможность видеть еще до щелчка затвора, как ложится ореол (какой он толщины и что именно подсвечивает).

Заключение

Контровой свет в фотографии является одновременно удивительным и сложным элементом. Чтобы научиться им управлять, нужно знать, как ставить свет, как сделать так, чтобы источники освещения не конфликтовали, а также гибко адаптироваться к изменениям естественного освещения. Как и в любом деле, опыт приходит с практикой. Тренируйтесь как можно больше, снимайте в рав и не пренебрегайте этапом постобработки. 

 
Просмотры: 1437
 

Комментарии: