«Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые: иначе такое бросание будет пустою забавой»
К.Прутков.
Здравствуйте, коллега! Пусть всегда у Вас будет всё хорошо!
Цель и смысл нашего присутствия, меня и моего спутника и друга Акына Тома Сойера, на этом ресурсе сначала был не ясен. Просто хотелось поделиться своими впечатлениями об окружающей действительности, которую мы обнаружили, когда увлеклись фотографией, поделиться своей радостью мгновений, которые открылись нам. Мы так обрадовались, когда оказались в столь прекрасном обществе людей, понимающих нас. Кроме своего «взгляда на окружающий мир» мы увидели очень много других «взглядов», которые нас заворожили, очаровали и заставили задуматься. Выражаем свою огромную признательность всем наши друзьям, коллегам, которые позволили нам заглянуть в их вселенные фотографии, а также поняли нас.
С течением времени, смысл нашего нахождения здесь нам стал проясняться. И нам опять захотелось поделиться с ним. Ничего никому, не навязывая, просто рассказать о некоем понимании, которое вдруг пришло к нам. Нам показалось это важным, потому что это похоже на правду, и потому, что об этом знают все. Это известно всем, как и нам. Это что-то внутри, неосознанное. Об этом мы только догадываемся, не рискуя высказать «вслух». А вдруг это заблуждение, ошибка или просто наше личное впечатление. Давайте так, предположим, что это всё только наше личное впечатление и никакого общего смысла в нём нет, а лишь мимолётные фантазии фотографов-любителей.
Таки вот. Фотографируя, («бросая камешки в воду») нам вдруг открылся иной смысл сего действия («круги, которые образуются») в дополнении к общепринятым смыслам: идея и замысел, содержание кадра, экспозиция, свет…
И мы хотим рассказать об этом. Обычно, и как всегда, мы свою фотографию всеми средствами стараемся сделать лучше, «красивше». Выдержкой, диафрагмой, фотошопом, лайтрумом, мыслью, кистью, слоями, оттенками. Нас что-то не удовлетворяет, мы что-то ищем. Потому что внутри у каждого из нас живёт, существует понимание красоты. И некий наш кадр, вдруг, не соответствует этому пониманию красоты. И мы стараемся его «довести до ума», сделать «красивше», так как на самом деле оно и есть.
К чему это мы? Это нужно было сказать. Это контекст мысли, которая посетила нас.
Всегда так. У всех. Есть знание, понимание, которое внутри, не высказанное словами. И вдруг кто-то произносит ту мысль, которую ты знал, но не мог каким-то образом сформулировать. А человек, вдруг говорит, то, что ты и так без него знал. И тогда, это такой подарок. Ты столько думал, предполагал, мучился. А он, раз и высказал. И спасибо ему огромное за это…
Что же мы ищем? Почему нас не удовлетворяет, то, что мы запечатлели, – спросили мы самоё себя. Чтобы понять это. Решили так. Смотреть друг на друга со стороны: он на меня, а я на него. Этот приём называется «внешний наблюдатель». Когда мы с ним идём фотографировать, мы всегда настраиваемся, думаем. Что мы будем фотографировать, как и где. Это так у нас принято. Поддерживаем внутренне ощущение торжественности и прекрасных мгновений, которые мы сможем запечатлеть. Ощущение праздника. И всё получается, в итоге, после сессии, нам нравится то, что мы отсняли. А если мы идёт просто так, чтобы пофотографировать, найти то, что понравится, идём искать что-то необычное, то ничего хорошего у нас не выходит. Если идём просто так «от балды», «по случаю», на авось, то и результат тоже «авосьный». Что-то есть, но в основном – не нравится. Мысль из вышесказанного, первая, главная – как настроишься, так и получится. На что настроился, то и увидишь в окружающей повседневности. Нет настроя, нет и настроения.
- Мысль-то банальная.
- Да, понятно, разговору нет.
Однако, небольшое продолжение этой мысли. Мы пытаемся увидеть, найти в нашем окружении, то, что у нас уже существует и есть в голове. Сам объект, цветок, подворотня, дом, скамейка, они главные герои, но не основные. Результат кадра, его содержание придаёт им, то, в какой «контекст» мы их помещаем. Контекст нашего представления, нашего образа. «Красоты» или «безобразности». Мы смотрим на скамейку, которая стоит совершенно без смысла. Смотрим не неё и через фотоаппарат наделяем её нашим смыслом – «красоты» или «некрасоты». И что не удивительно. Это вот отношение камера и фиксирует. Да, она фиксирует именно наше отношение. И никакой здесь мистики нет. Наш образ, в голове, в сердце, в душе, «руководит» нами, наш взгляд и наши действия. И мы, неосознанно сами, или осознанно образом, направляем объектив, ловим свет и получаем результат. Это первая общеизвестная всем нам мысль – мы фотографируем и запечатлеваем не сам объект, в то, что у нас внутри, наше отношение к объекту. Это факт. На что настроились, то и запечатлели.
Мы посмотрели на свои фотографии и увидели. Здесь дом, здесь река, здесь пытались поймать свет. А здесь не понятно что, и понятно почему. А вот здесь …есть кадры, которые отличаются от всех. И в них неважно ни идея, ни содержание, ни как свет светит. Они бывают и построены не по канонам – треть сюда – треть туда, перспектива светом, перспектива цветом, 3 Дэ изобразить на 2дэ и т.д. Они бывают и правильные и «кучерявые», «не правильные», но в них что-то есть.
Что? И вот мы оба задумались. И ответили «сами себе» на этот вопрос, который заставил нас задуматься, рассматривая свои фотографии и вспоминая свои ощущения-представления. Ко всему вышесказанному, которое не отменяется, а только дополняется, мы можем сказать: в них мы попытались запечатлеть «внутренний свет объекта». Не свои представления, в своей голове, а попытались уловить тот свет, внутренний свет, который источает «объект». Этот свет и запечатлелся на фотографии, в соответствии с законом фотографии и нашей первой мыслью. Мы запечатлеваем то, на что настраиваемся. Вот здесь нас и «посетило».
Ещё раз. Мы попытались увидеть внутренний свет того, что снимаем и сфотографировать его. Обычно на большинство своих фоток мы запечатлевали наш «контекст», то, что мы думаем, как воображаем, представляем. А здесь, повернули своё внимание и попытались понять и увидеть сам «объект». Да они же все излучают свет! Все! Табуретки, стулья, скамейки, камни, столы, дома, подъезды, трава, деревья, животные, люди, человеки, все. Это, кажется, и так понятно, и все знают. Всё произошло от одного, все проникнуто его светом. Чему тут удивляться и так всё известно. А вот нас удивило. Мы «присели», отложили в сторону камеру и замолчали. Долго смотрели на этот цветок и молчали.
Этот свет проявлен во всём. Это знание позволило нам изменить направление своего внимания. Внимания смотрения на мир. Мы попытались посмотреть не из себя, как из танка через амбразуру, а на себя. Посмотреть на себя со стороны, сверху. Я на него, он на меня. И поняли, когда перестаёшь «говорить» начинаешь «слышать». Обычно мы все что-то «говорим», навязываем самого себя другому, пытаемся высказать свою точку зрения. Всё наше внимание направлено во вне. Мы хотим показать себя, высказать, проявить, заявить о себе. А физиологический механизм работает просто: при говорении - слух отключается. Мы перестаём «слышать». А если, вдруг, перестать «говорить», то мы начинаем «слышать». Так сказал мне Акын. Извините за небольшое отклонение по теме.
Свет во всём, но наиболее он виден нам в человеке. Этот свет нам понятен и близок, потому что мы тоже человеки. Он есть везде – в камнях, цветах, деревьях, но в человеке он нам понятен, это наш «алфавит». От этого осознания нам стал понятен секрет мастеров портрета. Для них важен внутренний свет человека, всё их внимание направлено на выявления внутреннего света, а внешний – это уже следствие. Мы-то раньше думали, что если правильно «подсветить» модель светом софитным фирменным то будет круто. И сколько не светили. Даже дорогущими «фотоослепительными» лампами ничего не получалось. Пока не поняли, что наше внимание направлено на «внешнюю подсветку», а нужно его направить на поиски «внутреннего» света, которым всегда светится каждый из нас. Да, и друг мой Акын, тоже светится этим светом, а иначе никак. Мы жеж человеки.
Увидеть внутренний свет. Вот что мы ищем. И попытаться его запечатлеть. Всё остальное уже производное. Всё остальное уже следует из этого. И красота кадра, и композиция, и содержание и впечатление. Внешняя подсветка уходит на второй план, она становится не значимой в сравнении с внутренним светом. Если мы не чувствуем внутреннего света никакое освещение не поможет нам создать запоминающуюся фотографию. Может быть освещенностью и удастся создать нечто оригинальное, доселе невиданное, но без внутреннего света шедевр создать не получится. Потому что все мы знаем, что такое внутренний свет и всегда стараемся его увидеть. Удалось ли автору уловить этот едва уловимый миг. Понимая, что можно запечатлевать своё отношение на фотографии, мы теперь сознательно, без всякого наития будем обращать наше внимание на виденье внутреннего света. Может, у нас и не будет получаться всегда. Зато мы теперь знаем, что искать и куда смотреть. У нас появился шанс увидеть что-то важное в жизни.
Фотоаппарат? Может быть, он даже и не нужен. Как говорится в одной восточной мудрости: «Достигшему мастерства в стрельбе из лука, лук уже не нужен. Он был лишь только средство возвращения к себе».
Потом встали, положили камеру в футляр, и пошли домой, взяли перо и написали те слова, которые написали. «Кучеряво», без всяких литературных изысков и логических построений. Вот просто так написали. Эмоционально, сбиваясь, перебивая, друг друга, не выверяя слог стилистически, взяли и написали, чтобы поделиться с вами наши уважаемые коллеги.
И спасибо Вам, что выслушали сие изложение мысли, осенившей нас с Акыном в момент наблюдения за распускающимся на утренней заре цветком.. Пусть и это, маленькое знание, помогает Вам в вашем творчестве.
С уважением и самыми добрыми пожеланиями к Вам Я и мой друг, спутник и товарищ Акын Том Сойер.
Если вдруг,паче чаяния, Вас заинтересуют мысли о мироздании самого себя, то приглашаем вас к нам в гости.
http://resrex.ru/gen/otkrytie-osoznanie/
Комментарии: