Теги: россия, родина, поволжье, город, нижний новгород, улица рождественская в нижнем новгороде, волжско-камский банк, дом бугрова, архитектура, памятник архитектуры, эклектика, модерн, архитектор в п цейдлер, 1894-1896 годы, банк, госбанк
Нижний Новгород. Здание Волжско-Камского банка
Нижний Новгород. Здание Волжско-Камского банка
Другие фотографии на ФотоКто: ← Языкан обыкновенный | неожиданно добродушные...! →
Просмотры: 1089
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/10
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
24mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2018 (Windows)
Дата съёмки:
29.09.2019 - 10:26:59
Адрес: Нижний Новгород, улица Рождественская, 27
Строительство:1894-1896 годы
Архитектор: Владимир Петрович Цейдлер
Стиль: Эклектика с элементами модерна
Поистине прекрасным украшением улицы Рождественской является доходный дом Николая Александровича Бугрова, выполненной в стиле поздней эклектики и обозначенный по Рождественской под номером 27. История его постройки тесно связана с подготовкой к проведению в Нижнем Новгороде 16 Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. Приуроченные к этому грандиозному событию крупные градостроительные преобразования напрямую затронули район так называемого Нижнего базара, фактического делового центра города: на Нижневолжской набережной и Рождественской улице отстроились помпезные особняки, магазины и здания банков. У многих старых домов появились новые фасады с пышными эклектичными элементами декоративно-художественного убранства.
Территория по Троицкому переулку (ныне переулок Вахитова) между улицей Рождественской и Нижневолжской набережной в 1838 году была приобретена у Пятовых крупными предпринимателями Бугровыми. Бугровы вели здесь активное каменное строительство. Александру Петровичу Бугрову принадлежали два смежных домовладения, выходивших как на Рождественскую улицу, так и на набережную. Первое представляло собой трёхэтажный каменный дом и одноэтажный каменный флигель. Второе, угловое, состояло из трёхэтажного каменного дома, двух каменных флигелей в три и два этажа, а так же каменных и деревянных служебных построек. Эти постройки использовались как торговые и конторские, а так же сдавались по контрактам.
Но последнего представителя знаменитой купеческой династии, Николая Александровича, крупнейшего нижегородского промышленника, финансиста, мецената и благотворителя, не устраивал «скромный» облик унаследованных от отца домов на Рождественской. Для разработки проекта парадного здания в 1894 году был приглашен знаменитый столичный зодчий, академик архитектуры Владимир Петрович Цейдлер (1857-1914), автор проектов многих зданий в Санкт-Петербурге, Москве и Анапе. Он также был назначен главным архитектором Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде и вел проектные работы по разработке её генерального плана. Сооружение банка было приурочено к открытию этой выставки. В начале 20 века Волжско-Камский банк имел капитал более трёхсот миллионов рублей. Известно, что к этому времени Н. А. Бугров уже много лет был постоянным клиентом и влиятельным членом учетно-ссудного комитета этого банка.
Выбор не был случайным. Этот банк был одним из известнейших в дореволюционной России. Его основал в Санкт-Петербурге Василий Александрович Кокорев, яркий и самобытный человек с удивительной судьбой. Известный финансист происходил из мещан-старообрядцев маленького глухого городка Солигалич Костромской губернии. Одна вера с основателем учреждения, а Бугров, как известно, был старообрядцем, несомненно, способствовало симпатии нижегородского предпринимателя к именно этому банку. Но главный мотив был, очевидно, иным: Волжско-Камский банк являлся однм из крупнейших в стране. Поговаривали, что на него перешел успешный жребий основателя: из бедного мещанина Кокорев сумел превратиться в одного из самых богатых, влиятельных и известных людей империи. Его кандидатура даже рассматривалась на пост министра финансов. Он стал инициатором и организатором строительства первого в мире нефтеперерабатывающего завода близ Баку. Был соучредителем таких известных фирм, как Русское общество пароходства и торговли, пароходство «Кавказ и Меркурий», общество Волжско-Донской железной дороги и нескольких других известных компаний. Активно занимался развитием золотого промысла, налаживало торговлю между Россией и Персией, участвовал в разработке проекта освобождения крестьян от крепостной зависимости, прилагая массу усилий к ускорению этого события. Большую известность Кокорев приобрёл как меценат и благотворитель: примерно за два десятилетия до Третьякова Василий Александрович не только открыл первую выставоочную галерею молодых художников, но и систематически поддерживал и развивал появлявшиеся в поле его зрения таланты, закладывая тем самым основу развития национального искусства.
В 1870 году, то есть в год основания банка, его отделение открылось и в Нижнем Новгороде. Изначально оно располагалось в здании на Немецкой площади, но выбор места оказался крайне неудачным: на самой окраине, вдали от деловых улиц, рядом с кладбищем. Через некоторое время адрес сменили — перебрались за реку, к ярмарке, но ярмарка работала только один месяц в году, а в остальное время банковский филиал испытывал те же трудности, что и на прежнем месте. Для банка переезд на Рождественскую был очень выгоден, ведь именно здесь был центр деловой жизни купеческого города. В этом здании нижегородское отделение банка благополучно просуществовало до самой национализации в 1917 году.
В 1894 году старое двухэтажное каменное здание с портиком, находившееся на этом участке, было разобрано и на его месте построено новое — двухэтажное с подвалом. По проекту первый этаж предназначался под торговые помещения: предусматривалось чередование входных и оконных проёмов по уличному фасаду, что до нашего времени не сохранилось. К счастью, в архиве сохранились чертежи фасада и планов здания. Надзор за строительством банка вёл нижегородский архитектор Н. А. Фрелих.
Поскольку дому предстояло занять угловое положение — на пересечении улицы Рождественской и Троицкого переулка, - автор акцентировал угол круглым в сечении эркером, увенчанным куполом со шпилем и флюгером. В верхней части эркера обращает на себя внимание вмонтированная в картуш буква «Б» (Бугров). Угловой эркер поддерживается кронштейном в виде цветка лотоса. В простенках между окнами эркера имеются каннелированные колонны ионического ордера.
Здание выполнено в поздней эклектике с элементами модерна. Так, на втором этаже фасад облицован изумрудно-зеленой керамической плиткой, а большие окна первого этажа имеют очертания в виде трёхцентровых арок. Окна второго этажа — полуциркульного очертания. Ось центрального ризалита, на пять световых проёмов на втором этаже, подчеркнуто главным входом на первом этаже. Окна второго этажа в ризалите над архивольтами имеют разорванные треугольные сандрики. Центральная часть уличного фасада увенчана ступенчатым аттиком. Парапет над карнизом был украшен вазонами (утрачены).Пышный карниз поддерживают сдвоенные кронштейны в виде закрученных волют. Пилястры центрального ризалита в верхней и нижней частях дополнены растительным орнаментом в рамочном обрамлении. Над входом расположен балкон, который имеет ограждение в виде кувшинообразных балясин, как и на парапете.
В 1918-1919 годах национализированное здание использовалось под военный госпиталь, затем в него въехали административные учреждения. В дальнейшем в нём побывали: Нижегородская контора Народного банка РСФСР, Нижегородский уездный финансовый отдел, Нижегородская контора Госбанка СССР, Куйбышевское отделение Госбанка СССР, при этом часть помещений использовалась под квартиры служащих.
В декабре 1957 года в здании разместился Горьковский театр комедии, что повлекло за собой изменение планировочной структуры и надстройку сценической коробки, нарушившей его первоначальный облик. Входные проёмы по улице Рождественской были заменены на оконные, все, кроме главного входа. Из архитектурных деталей были утрачены: завершение над эркером, вазоны парапета, «замковые камни» наличников ряда окон, украшение главного входа.
Сам факт размещения театра в доме Бугрова у многих вызывал нарекания. Известно, что глубоко религиозный домохозяин видел в театрах лишь источник греха и разврата. Тем не менее театр прожил в здании несколько десятилетий, работая плодотворно и успешно.
В 1995 году здание бывшего Волжско-Камского банка было поставлено на государственную охрану как памятник архитектуры федерального значения.
Театр комедии в 1999 году освободил здание, переехав в новое на улицу Грузинскую.
В 2001 году Научно-исследовательским предприятием «Этнос» под руководством архитектора И. С. Агафоновой был осуществлён проект реставрации здания и его приспособление под офисные и учебные помещения Автономной некоммерческой организации «Японский центр». В настоящее время здание принадлежит Банку России.
О. В. Орельская, С. В. Петряев: Улица Рождественская — энциклопедия архитектурных стилей. Нижний Новгород, ООО «БегемотНН», 2016. Стр. 119-125