Теги: вологда, вологодская область, город, дмитриевская набережная в вологде, древнерусское зодчество, набережная 6 армии в вологде, наволока, паломничество, памятник архитектуры, православие, река вологда, родина, россия, северо-запад россии, сентябрь, успенск
Вологда. Храмовый комплекс церкви Димитрия Прилуцкого и Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке
Вологда. Храмовый комплекс церкви Димитрия Прилуцкого и Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке
Просмотры: 1566
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/6,3
Выдержка:
1/320s
ISO:
160
Ф.расстояние:
60mm
Программа:
Adobe Photoshop CC (Windows)
Дата съёмки:
30.09.2017 - 11:02:16
Вологда. Храм Димитрия Прилуцкого на Наволоке
Адрес: Вологда: набережная 5 армии (Дмитриевская набережная), 121
Строительство: 1651 год, 1710-1711 годы
Стиль: Древнерусский стиль
Вологда. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Дмитриевского прихода
Адрес: Вологда: набережная 5 армии (Дмитриевская набережная), 119
Строительство: 1750-1759 годы
Стиль: Барокко
Церковь освящена во имя небесного покровителя Вологды Дмитрия Прилуцкого. По преданию, именно на этом месте, на берегу реки Вологды, в 1371 году (по другим сведениям в 1378 году) жил преподобный. Через некоторое время после основания им Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде соорудили часовню. После причисления Дмитрия Прилуцкого к лику святых, часовня была заменена деревянной церковью. Первое упоминание деревянной церкви Дмитрия Прилуцкого в окладных книгах Архиерейского дома относится к 1618 году.
В середине XVII века, после польско-литовского разорения и долгого, почти 80-летнего перерыва, в Вологде возобновилось каменное строительство. В 1651 году ярославскими зодчими Борисом Назаровым и Панкратом Тимофеевым был построен каменный холодный Дмитриевский храм. Предположительно в 1710-1711 годах к северной стене здания пристроили теплую придельную церковь во имя святого князя Феодора и его чад Давида и Константина, ярославских чудотворцев, а с северо-запада – колокольню. В 1750 году придел разобрали и на средства купца А. А. Рыбникова построили отдельную теплую Успенскую церковь. Сооружение рядом двух храмов – более крупного холодного, предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, – типично для Русского Севера.
В 1781 году на средства купца М. И. Рыбникова к южной стене церкви Дмитрия Прилуцкого пристроена паперть с приделом преподобного Максима Исповедника, ризница и лестница-всход.
Холодная церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке (наволоком на Русском Севере называли низменное место у берега, куда при разливах реки наносилось много ила. В Вологде Наволоком именовали значительную часть набережной Заречья – примерно от улицы Горького до улицы Комсомольской) представляет собой пятиглавый четырехстолпный храм на подклете, увенчанный маленькими широко расставленными главами. Декор фасада представлен лопатками на углах, поясом с круглыми нишками и ширинками, закомарами и аркатурой на барабанах. По своей архитектуре и декору церковь близка к ярославским памятникам середины XVII века. Искусствовед Г. К. Лукомский отмечал в начале ХХ века: «Холодная двухэтажная пятиглавая Дмитриевская церковь 1710 года, теплая пристроенная к ней в 1716 году колокольня и пристройка с западной стороны (в ней придел св. Максима, ризница и архив) – составляют вместе довольно хаотическое нагромождение архитектурных форм разных стилей».
Холодная церковь Дмитрия Прилуцкого расписана в 1721 году. Роспись церкви создана под влиянием ярославских образцов и выполнена в стиле барокко. Существует предположение, что во главе артели стенописцев работал Федор Федоров (есть мнение, что артель возглавлял Федор Игнатьев), расписывавший церковь Благовещения в Ярославле. Сюжеты росписи взяты из Ветхого и Нового заветов. В среднем ряду стен изображены сцены из жития Дмитрия Прилуцкого. Роспись на куполах и сводах преимущественно повторяет роспись церкви Иоанна Предтечи в Рощенье.
Наиболее почитаемыми в холодном храме были два списка иконы Божией Матери: Семигородная работы преподобного Дионисия Глушицкого из Семигородной мужской пустыни и Семистрельная – из сельской приходской церкви Иоанна Богослова на реке Тошне Вологодского уезда. В 1831 году, во время холерной эпидемии, эти две чудотворные иконы были перенесены в Вологду и находились в Дмитриевской церкви. В память о прекращении эпидемии и были написаны списки.
В 1928 году после закрытия находящегося напротив Дмитриевской церкви Вознесенского храма вознесенская община присоединилась к дмитриевской. Из Вознесенской церкви были перенесены в церковь Дмитрия Прилуцкого некоторые чтимые иконы, в том числе образ Божией Матери «Всех Скорбящих радость» из бывшей тюремной Скорбященской домовой церкви. В сводках ОГПУ неоднократно отмечалось, что многолюдные службы в Вознесенском, а затем и в Дмитриевском храме напрямую связаны с наличием у приходской общины этой чтимой иконы. Дальнейшая судьба Скорбященской иконы (после закрытия церкви Дмитрия Прилуцкого) не известна.
Отрицательно сказался на судьбе дмитриевской общины церковный раскол. В 1930 году часть священников перешла к обновленцам, часть придерживалась Тихоновской ориентации. Оба Дмитриевских храма были закрыты в период с 6 по 13 марта 1930 года. В мае-июле 1930-го представители дмитриевской общины обращались в губернский и окружной административные отделы с просьбой вернуть храмы, мотивируя это тем, что изначально закрытие молитвенных зданий носило временный характер. Специальная комиссия, в состав которой входили представители горсовета, ОГПУ, окружного административного отдела, окружной прокуратуры и окружного финансового отдела, отклонила ходатайство, отметив, что «церкви закрыты по желанию самих верующих... и большинства рабочих организаций».
6 апреля того же 1930 года на заседании секретариата Вологодского горсовета принимается решение о разборке под нужды строительства церковных оград и церквей, непригодных к приспособлению под учреждения культуры. Комиссия в составе представителей Городского коммунального административного отдела, Окрпрофсоюза, Техностроя, Губмузея нашла возможным в числе городских церквей признать надлежащим к слому и теплый Дмитриевский храм. К счастью, план не был реализован.
В 1930-е годы закрытые храмы перешли в ведение военного ведомства. Часть церковного имущества была передана в фонды Вологодского краеведческого музея. Храмовую живопись удалось сохранить.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 Ансамбль Дмитриевских церквей – церковь Дмитрия Прилуцкого (холодная) и церковь Успения (теплая) – отнесены к категории объектов культурного наследия федерального значения.
В 1980-х годах проведена реставрациях церквей, восстановлены звезды на куполах Дмитриевского храма. В конце 1990-х храмовые здания вернулись церкви. В 2001 году произошло повторное освящение церкви Дмитрия Прилуцкого. В настоящее время храмы являются подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря.
http://cultinfo.ru/infoproject/temples/index.php?id=31
Сооружение рядом двух храмов – более крупного холодного, предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, – типично для Русского Севера.
Первая теплая церковь Дмитриевского прихода построена в 1710-1711 годах у северной стены церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке. Освящена она была во имя святого князя Феодора и его чад Давида и Константина, ярославских чудотворцев, что подтверждает факт строительства холодного Дмитриевского храма ярославскими мастерами. Предположительно в XVIII веке была возведена и колокольня. В 1750 году придел ярославских чудотворцев разобрали. Тогда же на средства купца А. А. Рыбникова построили отдельную теплую церковь. По некоторым данным, первоначально она именовалась Всехсвятской и только в 1836 году ее переосвятили в Успенскую на Наволоке. Наволоком на Русском Севере называли низменное место у берега, куда при разливах реки наносится много ила. В Вологде Наволоком именовали значительную часть набережной Заречья – примерно в границах улиц Горького и Комсомольской.
Теплая церковь, освященная во имя Успения, представляет собой низкий прямоугольный в плане объем, сильно вытянутый в длину, типичный для северных зимних храмов. Здание сохранило свой первоначальный вид с двухъярусной главкой и двумя апсидами, образованными алтарями основного храма и придела. Декор фасадов состоит из простых пилястр и карнизов с зубчиками. С западной стороны к теплому храму примыкает барочная колокольня. Ее вертикальная композиция представлена четвериком, служащим папертью, двумя восьмериками, поставленными друг на друга, и главкой. Декор выполнен в виде спаренных плоских пилястр, зубчатых карнизов и наличников окон с бровками, характерными для первой трети XVIII века. Перспективный портал и крупные ширинки под арками звона восходят к более древним образцам древнерусского зодчества.
Храмы Димитрия Прилуцкого и Успения Божией Матери закрыты в период с 6 по 13 марта 1930 года. В мае-июле 1930 года представители Дмитриевской общины обращались в губернский и окружной административные отделы с просьбой вернуть храмы, мотивируя это тем, что изначально закрытие молитвенных зданий носило временный характер. Специальная комиссия, в состав которой входили представители горсовета, ОГПУ, окружного административного отдела, окружной прокуратуры, окружного финансового отдела, отклонила ходатайство, отметив что «церкви закрыты по желанию самих верующих... и большинства рабочих организаций».
6 апреля того же 1930 года на заседании секретариата Вологодского горсовета было принято решение о разборке церковных оград и церквей, непригодных к использованию под культурные цели. Комиссия в составе представителей Городского коммунального административного отделов, Окрпрофсоюза, Техностроя, Губмузея нашла возможным из общего числа городских церквей признать надлежащим к слому и теплый храм Успения. К счастью, этот план не был реализован.
В 1930-е годы закрытые Дмитриевские храмы были переданы в ведение военного ведомства. Часть церковного имущества передана в фонды Вологодского краеведческого музея.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 Ансамбль Дмитриевских церквей: церковь Дмитрия Прилуцкого (холодная) и церковь Успения (теплая) отнесены к категории объектов культурного наследия федерального значения. В 1980-х годах проведена реставрациях храмов.
В конце 1990-х годов Успенская, а затем и Дмитриевская церкви возвращены верующим. В настоящее время храмы являются подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря.
http://cultinfo.ru/infoproject/temples/index.php?id=60