Теги: вологда, вологодская область, город, древнерусское зодчество, монастырь, надвратный храм, паломничество, памятник архитектуры, поселок прилуки, православие, родина, россия, сентябрь, спасо-прилуцкий дмитриев монастырь
Вологда. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Надвратный Вознесенский храм
Вологда. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Надвратный Вознесенский храм
Просмотры: 1016
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/4
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
58mm
Программа:
Adobe Photoshop CC (Windows)
Дата съёмки:
21.09.2017 - 16:29:44
Адрес: Вологда, поселок Прилуки
Строительство: 1588-1590
Стиль: Древнерусский стиль
В северной стене каменной ограды Спасо-Прилуцкого монастыря находится прежний главный въезд в обитель - так называемые Святые ворота с небольшой надвратной церковью Вознесения Господня, построенные вскоре после соборного Спасского храма. Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Святые ворота, Вознесенская церковь над ними и часть каменной стены являются древнейшей частью монастырской ограды, возникшей в конце XVI века, когда все остальные стены с башнями были еще деревянными. Позднее Вознесенская церковь и Святые ворота оказались включенными в кольцо крепостных стен XVII века и кажутся как бы встроенными в эти более поздние каменные стены.
Первоначально (в 1590 г.) церковь была освящена во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата, покровителя русских в ратном деле, оберегающего от врагов вход в обитель, и называлась так до XIX века. Существует предположение, что она была освящена в честь ангела царя Федора, сына Ивана IV, вступившего на престол в 1584 году, и, возможно, каким-то образом способствовавшего строительству в Спасо-Прилуцком монастыре. В XVIII и начале XIX века вследствие бывших в монастыре пожаров церковь сильно пострадала и находилась в таком состоянии до 1815 года, когда и была переосвящена во имя Вознесения Господня.
Надвратная церковь Федора Стратилата (Вознесения Господня) неоднократно перестраивалась, однако современные реставрации вернули церкви первоначальный вид, и в настоящее время она вновь обрела то важное значение в архитектурном ансамбле Спасо-Прилуцкого монастыря, которое ей придавалось с момента сооружения. Вознесенский надвратный храм очень прост по композиции и в то же время оригинален. Его кубический объем по образцу древнейших надвратных сооружений Руси лишен алтарных апсид, этого типичного элемента церковного здания. Завершает храм одна световая глава, первоначально водруженная на два ступенчато-пирамидальных яруса кокошников (кровля изменена на купольную в 1815 г.). Кокошники не отвечали конструкции сводов и являлись декорацией, усиливающей стройность силуэта всей постройки.
Своеобразный декор барабана главы Вознесенской церкви, появляющийся в зодчестве Северо-Восточной Руси еще в конце XV века, объединяет в себе орнаментальные мотивы новгородско-псковского и московского происхождения. В XVI столетии он становится характерным элементом наружного убранства построек Севера, где постоянно сталкивались художественные влияния Москвы и Новгорода. Многоярусные декоративные завершения Введенской и Вознесенской надвратной церквей повторяют мотив архитектуры главного Спасского собора, и эта повторяемость деталей при существенном различии облика построек в целом сообщает монастырскому ансамблю гибкую гармонию, делает его составные части "несхожими подобиями", то есть придает им качества, высоко ценившиеся в Древней Руси.
Двухчастное членение стен церкви Вознесения, редко встречающееся в древнерусском зодчестве, отражает ее особую внутреннюю структуру - двухстолпную конструкцию интерьера здания. Два сравнительно тонких четырехгранных столба в середине помещения с помощью системы арок, встречающейся в храмах Вологды, поддерживают своды. Между столбами расположена невысокая каменная алтарная преграда; в верхней части столбов для их облегчения устроены разгрузочные арочки. Центральный коробовый свод прорезан световым барабаном на парусах, а угловые части перекрыты оригинальными ступенчатыми сводиками псковского типа. Эта двустолпная конструкция с некоторыми модификациями получает в XVII веке широкое распространение на Севере, особенно в вологодских и костромских храмах.
Колокольня надвратной церкви: в монастырских описях 1684-1693 годов значится, что близ надвратной церкви Вознесения Господня, расположенной в северной стене каменной ограды Спасо-Прилуцкого монастыря, была пристроена каменная часовня, в которой висели колокола. На часовне были установлены колесные боевые часы, возможно, перенесенные из соборной колокольни.
В 1729-1730 годах часовня была переделана в небольшую колокольню, которая ныне располагается рядом с Вознесенской церковью над крепостной стеной. Четырехгранная призма колокольни, украшенная полуколонками и кокошниками на углах, с легким восьмериком звона завершается вытянутым шатром и главкой. Несмотря на позднейшее происхождение, колокольня надвратной церкви возведена еще в традициях древней Руси.
В августе 1990 года была передана церковной общине надвратная Вознесенская церковь, в 1991 году открыт мужской епархиальный монастырь. Сейчас храм освящен.
http://sobory.ru/article/?object=05129