Теги: Витославлицы
Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы
Другие фотографии на ФотоКто: ← Коломенский парк весной ( Москва) | Раритет →
Просмотры: 790
EXIF:
Изготовитель:
SONY
Камера:
DSC-HX200V
Диафрагма:
f/3,2
Выдержка:
1/160s
ISO:
100
Ф.расстояние:
5,76mm
Программа:
PhotoScape
Дата съёмки:
04.07.2014 - 14:51:11
В Писцовой книге 1581 - 1583 годов отмечается, что монастырь, церковь Рождества богородицы, церковное имущество «и все церковное строение» принадлежали «старым помещикам». Такими владельцами были помещики Аничковы.Архаические формы, конструкции и детали подтверждают древность постройки.
В основе архитектурно-планировочного решения церкви Рожества лежит распространенная в ХVI столетии схема - восьмерик на крестообразном основании. Восьмигранник покоится на невысоком и очень широком четверике. Завершается постройка шатром с небольшой главкой. Над северной и южной частями сруба возвышаются еще два малых шатра, установленных на низкие восьмерики с четвериковым основанием. Восточная часть храма состоит из трех срубов - алтарей.
Церковь поставлена на высокий подклет, что делает ее более величественной. С трех сторон постройка окружена галереей.Центральный шатер, купола и шейки главок обшиты «чешуей» - осиновыми пластинами. Сырая осина хорошо поддается обработке, а высыхая, не трескается, не коробится. Сначала «чешуя» золотистого цвета, а со временем она приобретает красивый серебристый оттенок.
Такой способ покрытия широко распространен в древнерусском зодчестве, и не только в деревянном, но и в каменном. В древнем Новгороде для обшивки глав и других фигурных элементов построек - барабанов, шатров - применяли дубовую «чешую».
Интерьер Рождественской церкви очень прост. Большое внутреннее пространство ничем не разделено, и крестообразный план постройки четко просматривается. По сторонам - два клироса для певчих, наверху - хоры, вдоль стен - лавки. Деревянный шатер не открыт изнутри - его скрывает потолок, набранный из коротких и толстых досок «в косяк» по балкам - матицам. В алтарных помещениях и в западной части потолка нет.
Древний пол, частично сохранившийся в алтарной части, сделан из колотых и тщательно протесанных с двух сторон досок.
Мощные неотесанные бревна сруба, широкие половицы, массивные косяки дверей, лавки у стен создают ощущение суровой красоты и силы.
Помещение освещают древние и растесанные в более позднее время окна, из них - 8 старинных волоковых окошечек (все они расположены в алтарной части), которые закрываются деревянными задвижками. Про такие задвижки волоковых окон в старину была сложена загадка: «Что зиму и лето на одном полозу ездит?»Печальное зрелище представляла Передская церковь, когда в 1959 году ее впервые обследовал А.Е.Красноречьев.
Обезображенная перестройками конца ХIХ - начала ХХ века, она долгие годы находилась в запустении. Сруб, замаскированный обшивкой, сильно обветшал. Но опытный глаз реставратора смог разглядеть под чуждыми одеждами первоклассное творение народных мастеров.
При более детальном обследовании в 1967 году была выявлена сильная деформация сруба - древнему памятнику грозила гибель. Он нуждался в срочной реставрации и полной переборке. На месте осуществить их было невозможно, поэтому памятник решили перевезти в музей. Вот что писал по этому поводу автор проекта реставрации Л.Е.Красноречьев: «Предпринятые разборка, перевозка и реставрация здания позволили не только сохранить эту интереснейшую постройку, но благодаря исследованиям, которые сопутствовали этим работам, уточнить некоторые страницы ее истории, характер различных перестроек, воссоздать первоначальный облик».
Сложнейшая реставрация памятника, начатая в 1967 году, была завершена в 1971 году. Постройке возвращен облик, который она имела в ХVI - ХVII веках.