error
Регистрация

Ярославль. Храм Спаса Преображения на Городу

 
 
Ярославль. Храм Спаса Преображения на Городу - Алексей Шаповалов Стерх
Ярославль. Храм Спаса Преображения на Городу
Теги:  город, древнерусское зодчество, июнь, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, спас на городу, спасо-преображенский храм, храм спаса преображения на городу, христианство, ярославль
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Псковский кром. Высокая Воскресенская башня у нижних решеток :: Алексей Шаповалов Стерх
Тверь. Драматический театр. :: Алексей Шаповалов Стерх
Калуга. Спасо-Преображенский храм. Спас За Верхом :: Алексей Шаповалов Стерх
Псков. Храм Варлаама Хутынского на Званице :: Алексей Шаповалов Стерх
Сызрань. Дом коллежского регистратора А. А. Попова :: Алексей Шаповалов Стерх
Смоленск. Спасо-Окопный храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Липецк. Интерьер Евдокиевского храма :: Алексей Шаповалов Стерх
Псков. Богоявленский храм с Запсковья в Бродех :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Ярославль. Храм Спаса Преображения на Городу
Адрес: Ярославль, улица Почтовая, 3
Годы строительства: 1672, 1694
Стиль: Древнерусское зодчество, ярославское зодчество

По преданию, церковь Спаса на Городу существовала еще при ярославских князьях Василии и Константине, которые пожертвовали в храм пустошь Говорово, под селом Пажей. Это владение, подтверждавшееся грамотами царей Михаила Федоровича (1631) и Алексея Михайловича (1646), числилось за церковью вплоть до Октябрьской революции.
Свое наименование на Городу Спасский храм получил от местонахождения — в Земляном городе, на границе с Рубленым. Неподалеку от церкви начиналась городская рыночная площадь, на которой кроме торговых рядов стояли харчевные дворы и постоялые избы, амбары и кузницы, бани и угольные лавки. До генеральной перестройки Ярославля в конце XVIII века это место было «срединное для целого города. Сюда трудолюбивый мужичок вез продавать избытки трудов своих; тут же расторопный купец в скромных лавках, или вернее в палатках, терпеливо дожидал охотливых покупателей».
В рукописной истории Ярославля первой половины XIX века сохранилось описание этой торговой площади: с левой стороны, как выйдешь из кремля, на том же краю Медведицы лежал весь Гостиный двор деревянный квадратно , т. е. торговые ряды лавок ; насупротив того, через улицу, где теперь гимназия, следовали другие ряды лавок, хлебных, и открытая площадь, или рынок».
Первоначально Спасонагородский храм был деревянным — таким он значится в Переписной книге 1646 года. Ныне существующий каменный с северным приделом, «что под башнею» (имеется в виду его шатровое завершение), построен по благословению митрополита Ростовского Ионы на средства ярославского купца Игнатия Кислова в 1672 году. Через двадцать два года, в 1694, на средства другого местного купца, Ивана Кемского, в церкви Спаса на Городу был устроен еще один, теплый, придел.
До настоящего времени существует некоторая неясность в посвящении главного и придельных престолов, которую помогает устранить содержание стенописей, выполненных в 1693 году ярославской артелью мастеров под руководством Лаврентия Севастьянова и Федора Федорова.
Основную тематику настенной живописи четверика «составляет подробный рассказ об обретении Креста Господня царем Константином и матерью его Еленой». С древних времен в Константинополе происходило Изнесение Животворящего Креста Господня для освящения городских мест и отвращения болезней, это событие отмечается в церковном календаре 1/14 августа. На Руси с XII века в этот же день установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Становится понятным, почему в документальных источниках и краеведческой литературе главный престол каменного храма именовался и как Спаса Всемилостивого (вплоть до начала XIX века), и в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (с 1818 года). Но в повседневной жизни с давних времен до наших дней и приход, и саму церковь продолжают называть Спасскими.
Северный придел первоначально, без сомнения, был Никольским, и поэтому в его росписи преобладают сюжеты из жизни и деяний Мирликийского чудотворца. По завершении в 1694 году строительства южного придела (его часто называли теплым храмом), туда был перенесен престол во имя Святителя Николая, а северный придел переосвятили во имя архидиакона Стефана. Дата росписи зимнего храма неизвестна, но произошло это, судя по стилистике сохранившихся фрагментов, в первых десятилетиях XVIII столетия. В 1831 году южный придел был частично переделан, а к западному фасаду пристроена новая паперть. В 1858 стенописи Спасонагородской церкви поновлялись, а в теплом Никольском приделе почти полностью, за исключением некоторых изображений, выполнены вновь масляными красками (поздняя запись была снята в ходе реставрации начала XXI века).
В 1918 году Спасонагородский храм значительно пострадал от обстрела: были разрушены портал, южный придел и шатер северного, пробиты во многих местах стены памятника; в 1925-1926 годах на средства церковной общины ярославские реставраторы провели масштабные работы по вычинке шатра северного придела и восстановлению глав и кирпичной кладки после артиллерийского обстрела . Тем не менее последствия июльских событий 1918 года проявились в ходе работ на памятнике в 1972: реставратором М. Ф. Флегонтовым в кладке колокольни был обнаружен неразорвавшийся трехдюймовый снаряд.
Церковь Спаса на Городу была закрыта в 1929. В 2003 — храм передали в ведение Русской Православной Церкви, в этом же году накануне престольного праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил в летней церкви первую литургию. Владыка тогда благословил посвятить возобновляемый южный придел преподобному Серафиму Саровскому. В день преставления и второго обретения мощей святого, 2/15 января 2004 года, здесь прошла первая торжественная литургия с крестным ходом. В честь этого события владыка Кирилл на время отдал прихожанам церкви свою икону преподобного, а вскоре храм обрел и собственную икону Саровского чудотворца с частицей его мощей — в преддверии 250-летия со дня рождения преподобного Серафима ее подарила московская учительница.
Еще до этого в церковь Спаса на Городу торжественным крестным ходом из Федоровского кафедрального собора был перенесен старинный список с иконы Ярославской Богоматери, найденный под Ростовом и восстановленный мурманским реставратором Сергеем. Необычна история Обретения этой иконы. Мастер подарил его своей крестной матери. Она вложила обновленную святыню в Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, настоятель которого протоиерей Геннадий Беловолов привез ее на Леушинское стояние. Архиепископ Кирилл увидел образ в Вауловском скиту и обратился с просьбой о его возвращении. На Покров в 2003 году икона была привезена в Ярославль и передана Ярославской епархии.
По решению владыки икона находилась в Спасонагородском храме до завершения строительства кафедрального Успенского собора, где определено ее пребывание, как в свое время и первообраза. Икона Ярославской Богоматери в специальном киоте стояла слева перед иконостасом в южном приделе храма (именно в нем совершаются богослужения, поскольку четверик с северным приделом нуждаются в проведении капитальных реставрационных работ). Каждое воскресенье в церкви «при большом стечении народа перед образом Небесной Защитницы земли Ярославской служились водосвятные молебны, возносились молитвы о здравии и долгоденствии всех православных христиан».
Ежегодно 8/21 июня, в день празднования иконы Ярославской Богоматери, проводился крестный ход из Спасонагородского храма по центральной части города к строящемуся тогда Успенскому собору, Афанасьевскому монастырю и церкви Ильи Пророка.
Почитается как одна из священных реликвий прихода и стенописный образ Спаса Вседержителя, снятый реставраторами со стены над входом в южный придел, — он поставлен в киоте справа перед иконостасом. (Киоты и аналой изготовлены резчиками ярославской мастерской Благовест».)
В 2006 году мастера иконописной мастерской при Покровском храме в Ростове во главе с иереем Димитрием Филипповичем Пивоварчуком завершили изготовление тяблового иконостаса, и 1 октября южный придел Спасонагородской церкви был освящен владыкой Кириллом во имя преподобного Серафима Саровского.
На пожертвования прихожан и благотворителей для храма Спаса на Городу написан большой образ Всех Святых, а устроенный в нем мощевик с частицами Древа Креста Господня и мощей 131 святого стал вкладом настоятеля иеромонаха Сергия (Барабанова).
В 2008 году в церковь была передана икона великомученика Пантелеймона, в которую вставлен мощевик с частицей его главы. Образ украшен ризой, вышитой настоятелем, а ранее прихожанки вместе с о. Сергием устроили ризу для иконы Богоматери Скоропослушницы.
В современном периоде истории храма на колокольне появились новые девять колоколов, которые развешивались постепенно, начиная с 2004 года.Первый колокол весом 220 кг был отлит на средства, пожертвованные мэром Ярославля Виктором Владимировичем Волончунасом. Остальные колокола были отлиты в течение последующих лет при настоятеле иеромонахе Сергие на пожертвования благочестивых прихожан. Самый тяжелый колокол храма весом 100 пудов (1600 кг) был отлит в 2008 году. Второй по тяжести весит 820 кг.

ЧАСОВНЯ С ОБРАЗОМ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО

Неподалеку от Спасонагородского храма стоит здание, где сейчас размещается Ярославский гарнизонный госпиталь. С ним связана история чудотворного образа Спаса Нерукотворного, который считался, по словам И. А. Тихомирова, «чуть ли не первой святыней в городе».
На месте этого здания издавна стояла богадельня, горожане ее называли Красной, поскольку она была не оштукатурена. Богадельня разделялась на две половины — мужскую и женскую; на наружной стене мужской половины был написан образ Нерукотворного Спаса, а на женской — помещалось изображение Богоматери Всех скорбящих Радость. К этим стенописным образам ярославцы относились с особым благоговением. Необходимо заметить, что в Ярославле было несколько чудотворных икон, написанных на наружных и внутренних стенах храмов, городовых башен, других зданий; их почитание — одна из характерных особенностей культа местных святынь.
По «высочайше конфирмованному плану 1778 года» городской рынок Ярославля от Спасского храма перевели на площадь между Спасским монастырем и церковью Рождества Богородицы, торговые лавки со службами сломали — на месте Красной богадельни предполагалось построить губернаторский дом. При разборке здания, по преданию, «один из работников осмелился ударить железом в ланиту Спасителя. Господь не потерпел такой дерзости: из язвы лика Его тотчас потекла кровь, и презритель святыни на самом месте преступления наказан был внезапною смертию». На лике Спаса остался знак нанесенной раны. По другой версии, почитаемый образ хотели высечь из стены и перенести в Спасскую церковь, но «он не пошел и дерзких замыслителей наказал внезапной смертью. Это был первый гласный опыт чудодейственной силы святой иконы». Так или иначе, но стену с чудотворным образом не посмели тронуть, и она вошла в состав нового здания, где разместились губернская Гимназия и Благородный пансион.
Так гласила народная молва, но известие о богадельне имеется и в документальных источниках. В «Ведомости казенных строений», приложенной к рапорту ярославского коменданта бригадира В. Кудрявцева в Наместническое правление от 24 июля 1781 года, значится: в каменном здании, где размещается Гимназия для обучения дворянских детей наукам, прежде была так «называемая Красная богадельня».
Образ Спаса Нерукотворного оказался в арке ворот, при въезде во двор гимназии. В 1830-х годах для предохранения святыни от сырости к ней был устроен «благолепный» киот, где «теплилось неугасимое масло и усердствующие возжигали свечи». При последующей перестройке гимназии и пансиона ворота перенесли в другое место, а в арке в 1844 году «на сумму доброхотных дателей» сооружена «скромная маленькая» часовня. В 1874 — гимназию закрыли, и через четыре года староста церкви Спаса на Городу, ярославский купец А. Ф. Свойкин, «желая сделать новую пристройку для входа в каменную часовню Нерукотворного Спаса Спасонагородской церкви вместо таковой же, пришедшей в расстройство», обратился в Ярославское строительное отделение с прошением утвердить на нее план. Разрешение на проведение работ дал Губернский инженер А.М. Достоевский, брат знаменитого писателя. В 1890-х годах часовню полностью перестроили по проекту архитектора Н.И. Поздеева. С 1886 года в здании гимназии разместились казармы , получившие по церкви название Спасских, после чего и часовня именовалась у Спасских казарм».
В 1841 году ярославец Доброхотов, изложив историю богадельни в «Ярославских епархиальных ведомостях», подчеркнул сохранившееся с давних пор поклонение горожан чудотворному лику: «с утра до вечера вы увидите перед ним молящихся; и теперь добрая старушка, отпуская сына или внука в город, строго наказывает зайти помолиться к Спасителю; каждый близ торгующий купец заходит поутру помолиться образу, прежде нежели отопрет свою лавку;
Никто не пройдет мимо Гимназии без того, чтоб не зайти и не помолиться образу».
Часовня была разобрана в 1928 году. Перед сносом ярославскими реставраторами проводилась работа по снятию образа Спаса со стены. Приведем отчет того времени, хранившийся в архиве: «В начале года (1928) вопрос о сломке часовни решен положительно и отделению было предложено принять меры к фиксации фрески. Работа по съемке оказалась не из легких из-за разрыхленности и сырости штукатурки без волокна и из-за холода в помещении.
Тем не менее был снят образ Спаса, глава ангела с откоса ниши и две главы святых, всего 0,79 м2, работа произведена за счет общины Спасонагородской церкви».
Документов о судьбе снятой фрески с образом Спаса Нерукотворного не обнаружено.

http://spasa-na-gorodu.cerkov.ru/main-page/istoriya-xrama/
08.02.2016 - 23:01:38
 
Просмотры: 1451
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/14
 
Выдержка:
1/320s
 
ISO:
125
 
Ф.расстояние:
35mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
 
Дата съёмки:
19.06.2015 - 16:08:54
 
Понравилось:
NeRomantic Выползова
Svetlana Viktorovna
Ирина Румянцева
Александр Селезнев
Роман Величко
Мила Бовкун
Николай Хондогий
Tata Wolf
Наталия Тугаринова
Юрий Шувалов
Анна Елтышева
евгения
Надежда Попова
Святец Вячеслав
Надежда Борисенко
Михаил Болдырев
Лесо-Вед (Баранов)
Alex Dushutin
Руслан Руслан
 
Добавили в избранное:
NeRomantic Выползова
Svetlana Viktorovna
Юрий Шувалов
Михаил Болдырев
 
Сообщить о нарушении