Теги: алексей шаповалов стерх, архитектор п.я.паньков, архитектура, вера, город, ильинско-тихоновский храм в ярославле, паломничество, памятник архитектуры, православие, храм, христианство, церковь, ярославль
Ярославль. Ильинско-Тихоновский храм
Ярославль. Ильинско-Тихоновский храм
Другие фотографии на ФотоКто: ← Кастер | бухта Мелководная. Русский остров →
Архиепископ Самуил Миславский занимал Ростовскую кафедру в 1776-1783 годах- в период образования Ярославского наместничества, превращения Ярославля в губернский город, его коренной перестройки, создания образовательных, духовных, культурных учреждений и ведомств. Владыка составил, по просьбе А.П.Мельгунова, первое систематическое описание приходских церкыей Ярославля «со всеми их переменами и приключениями». Рукопись Самуила Миславского под названием «Церкви города Ярославля в 1781 году» была опубликована в 1874 году В.И.Лествицыным. Кроме того, архиепископ собирал местнве сказания, документы по церковной истории города, но эту часть своего архива, став в 1783 году киевским митрополитом, он увёз из Ярославля в Киев. Тексты сказаний о построении града Ярославля, о построении Вознесенской церкви, ряд документов были обнаружены в бумагах владыки в Киеве А.Н.Лебедевым, скопированы и частично опубликованы им в 1870-х годах, след же подлинника потерялся.
Многие Ярославские историки как прошлых лет, так и современные склонялись к тому, что «Сказание о построении града Ярославля! Представляет собой записанную в 18 веке переработку народных преданий, но в его основе лежат реальные события. И.А.Тихомиров, проведя тщательный исторический анализ сообщаемый сказанием сведений оценил его как «наиболее близкое к истине из всех вращающихся в письменности и молве».
В «Сказании о построении града Ярославля» повествуется о том, как князь Ярослав Мудрый, вступив в поединок с лютым зверем и «победу сотвори» над жителями языческого селища Медвежий угол, на следующее утро «из шатра своего изнесе икону Богоматери». Он поставил её на берегу Волги и, водрузив на земле крест, «повеле народу рубити древеса и чистити место», на котором «нача строити церковь святого Илии и град созидати». Церковная летопись рассказывает, что храм возвели «из того самого порубленного леса, которым зарастала гора сия, которая избрана под населенность градскую, и из которого была срублена и стена, окружавшая город».
Посвящение храма автор связывает с тем, что поединок князя с медведицей произошёл в день памяти ветхозаветного пророка. По другой версии, выдвинутой А.П.Крыловым, наименование храма- «есть памятник имени, которое носил первородный сын сего князя- Илия, посаженный на престол Новгородский и скончавшийся в 1020 году. Без сомнения, благочестивый Ярослав желал, чтобы в храме, посвящённом имени небесного покровителя его первенца, непрестанно возносидась молитва к Господу о преуспеянии покровительствуемого».
Ильинско-Тихоновский храм был одним из немногих в Ярославле, который имел особые привилегии, назначенные ещё ярославскими правителями и позднее подтверждавшиеся московскими великими князьями и царями,- он был ружным, то есть получал ругу, или ежегодное денежное содержание от казны. Свидетельством тому служит грамота, данная царём Михаилом Фёдоровичем 30 июля 1617 года Ильинско-Тихоновской и Воскресенской церквам, в которой повелевалось продолжать выплачивать храмам на содержание «из таможенных доходов по десяти рублёв в год». Но к 19 веку о руге было забыто, пока в 1817 году во время ремонтных работ не обнаружили в «закладенном стенном шкафчике» ружную грамоту. Документ предъявили в городскую думу, и храму возобновились выплаты- сначала 200, с 1824- 250, с 1825- 300 рублей в год.
На протяжении многовековой истории деревянная Ильинско-Тихоновская церковь разрушалась от ветхости, и пылала в пожарах, но вновь и вновь восстанавливалась на этом же месте. Известно, например, что в 1669 году церковь сгорела от попавшей в нее молнии.
Деревянный храм был двухпрестольный: сохранился серебряный напрестольный крест с изображением Ильи Пророка и Тихона Чудотворца — вклад прихожан 1681 года. В надписи на нем значилось: «в кремли городе в церковь святого славного пророка Илии и святого Тихона Чудотворца епископа Амафусийского».
Каменная одноглавая Ильинско-Тихоновская церковь была сооружена в 1694 году (по другим сведениям — в 1684), она сохранила прежнее посвящение престолов: главный — во имя Илии Пророка, придельный теплый в трапезной — Тихона Амафунтского. Судя по раннему описанию храма, он крыт был дранью, глава — черепицей, не имел росписей. На каменной колокольне, построенной над трапезной частью здания, висело шесть колоколов — от 30 пудов до 30 фунтов. В 1764 году в церковь был поставлен напрестольный крест, выполненный на средства свщенника Алексея Федорова известным ярославским мастером Афанасием Корытовым.
Первый каменный храм просуществовал до 1824 года, когда «не столько от времени, сколько от непрочности кладки склонился к падению».
Следует отмеетить, что приходы в этой не слишком населенной части Ярославля были небольшими, в 1781 году численность прихожан Ильинско-Тихоновской церкви не превышала 100 человек. А в начале 19 столетия духовные власти отмечали, что «по распространению за черту Рубленной стены приход сей церкви издавна еще начал умоляться, а церковь оскудневать в своем содержании... последующие же новые планирования города и переход жителей на новые места лишили ее почти всех прихожан, так что осталось из оных коренных только восемь дворов». Тогда к храму на некоторое время даже приписали Ярославскую пожарную дружину. Немногочисленная и бедная община не могла поддерживать церковное здание в хорошем состоянии. Очевидно, его ждала судьба как ближайших Флоровского и Толгского, так и других упразднённых храмов в центральной части города. Но нашёлся человек, который приложил огромные усилия к сохранению церкви на этом святом для горожан месте. Нам кажется важным обратиться к дичности строителя храма- статского советника Михаила Алексеевича Ленивцева.
М.А.Ленивцев (ок.1763-1837) являлся содержателем винных откупов в губерниях Ярославской, Курской, Костромской, Вологодской, но запутался в делах,, задолжал в государственную казну значительную сумму денег и был объявлен злостным неплательщиком, отсидел несколько месяцев в тюрьме, а затем жил под постоянной угрозой заключения. Его младшая дочь Анастасия страдала от считавшейся неизлечимой в те времена болезни- чахотки (скончалась в 1826 году).
Возможно, эти печальные события привели Михаила Алексеевича к мысли о возрождении храма, прихожанином которого он являлся.
Ленивцев с согласия приходской общины был избран строителем Ильинско-Тихоновского храма, ибо он, «ревнуя любовию к памятникам отечественной древности и достодолжно уважая святой храм сей, первоначально воздвигнутый рукою первого законодателя в России, пригласил малочисленных прихожан к перестройке угрожающей падением церкви на сборную от доброхотных дателей сумму». Из духовной консистории в сентябре 1823 года были выданы две книги для записи пожертвований (от местных и иногородних вкладчиков) на строительство нового каменного храма.
Михаил Алексеевич, без сомнения, обладал организаторскими способностями и сбор средств начал проводить весьма успешно. Первые записи в обеих книгах о пожертвованиях по 500 рублей были сделаны супругой Ленивцева Анной Ивановной от имени всего их семейства. Проявив «благочестивое ревнование и похвальный патриотизм», попечитель смог в короткое время собрать более пяти тысяч рублей, подателями на новый храм были представители высшей аристократии, московский и ярославский губернаторы, члены известных местных дворянских и купеческих родов.
Посчитав собранные средства достаточными для начала строительства и заручившись устным разрешением ярославского архиепмскопа Симеона, Ленивцев в начале весны 1824 года закупил по сходной цене необходимые материалы, а также поторопился контракт с подрядчиками Петром и алексеем Чекауровыми. По этому документу полагалось старую церковь сломать, разобрать, бут вынуть дочиста, кирпич хорошо очистить, «дабы он мог быть годен в новую кладку». Церковь предполагалось соорудить на новом месте, северо-западнее от прежней, чтобы здание подвинулось «на градские плановые линии». М.А.Ленивцев, который «в строениях имел многую опытность», составил даже черновой проект планов и фасадов нового храма. К построению предназначалась двухэтажная церковь с тремя престолами в нижнем тёплом храме, из «коих главный престол во имя явленной иконы Божия Матери Толгской, приделы же святых чудотворца Тихона Амафунтского и святого мученика Антипы, а в верхней церкви во имя святого пророка Ильи». Ленивцев представил на рассмотрение губернатору проект храма. Одобрив его как черновой вариант, тот приказал губернскому архитектору П.Я.Панькову «сделать уже чистые планы и фасады с приличными должными украшениями». Завершить каменные работы на храме намечалось к октябрю 1824 года, а весной будущего года- построить дом для священнослужителей.
Когда, казалось бы, всё было готово для начала работ, вмешались трагические обстоятельста. Собрав все необходимые документы, М.А.Ленивцев 26 марта обратился к архиепископу Симеону за письменным благословением на разборку прежней и строительство новой церкви. Но владыка, почувствовав недомогание перенёс аудиенцию на следующий день. Болезнь развивалась стремительно, и «28 числа в 5 часов утра он и отыде в вечное блаженство».
С этого времени начинание прихожан застопорилось: несмотря на ходатайства как духовных, так и светских лиц, Ярославская консистория отказалась взять на себя ответственность за разрешение на новое строительство и просила подождать прибытия вновь назначенного владыки, архиепископа Авраама. «Дело сие,- говорилось в одном из прошений к церковным властям,- консистория поставила в такое затруднительное положение, что и обязавшиеся контрактом каменщики, наняв многолюдную артель рабочих людей, потеряли напрасно всё способное к ломке и разборке дешевое для них время». Работники грозились оставить у себя выплаченный ранее задаток и отбыть для приискания другой работы на летние месяцы. Кроме того, закупленные материалы могли придти в негодность от долгого хранения: так, негашеная известь «от пролежания на воздухе до будущего года могла много потерять своей силы и доброты».
Несмотря на отчаянные попытки М.А.Ленивцева спасти ситуацию, его обращения к должностным лицам разного уровня, почти ежедневное хождение в консисторию и даже попытку решить вопрос через костромского архиепископа, разрешение приступить к работам бвло получено только 30 июля 1824 года, вскоре после прибытия нового архиерея на Ярославскую кафедру.
Осенью 1824 года Ильинско-Тихоновский храм был разобран, и в 1825 году началось сооружение нового по проекту губернского архитектора. О торжественной закладке церкви, происходившей 28 июня, записал ярославский посадский человек Дмитрий Серебренников в «Памятнике событий», который он вёл несколько десятилетий с конца 18 века: «Крестный ход был из соборной церкви и от Пророка Ильи, с иконами Толгской и Ярославской Богоматери. Архимандрит с соборянами закладывал храм в присутствии губернатора Безобразова».
Церковное здание было возведено до кровли, когда начались денежные проблемы и, несмотря на все усилия М.А.Ленивцева, строительство приостановилось «по истощении средств и оскуднении денежного капитала». Однако ктитор продолжал сбор средств: бывая в Петербурге, на Нижегородской ярмарке, он неизменно привозил немалые суммы на богоугодное дело.
А вскоре появился ещё один жертвователь- бывший содержатель ярославского питейного откупа московский купец первой гильдии Алексей Ульянович Отрыганьев. Вместе с женой Ольгой Ивановной с октября 1829 по январь 1837 года они пожертвовали на храм почти 20000 рублей!
В 1831 году во многом трудами церковного старосты, ярославского мещанина Ф.М.Кичигова, храм был завершен. Новое здание возвели в два этажа, « в обширнейшем, против прежнего, размере». В верхнем этаже помещалась холодная церковь во имя пророка Ильи, освящённая 15 сентября 1832 года ярославским архиепископом Авраамом. Её стены внутри были украшены отдельными живописными композициями, росписи выполняли Ефим Сергеев Мухин и Александр Максимов в 1836 году.
В нижнем находилась тёплая церковь, её освятили в честь иконы Ярославской Богоматери 3 декабря 1933 года. Следует заметить, что это был единственный храм в Ярославле, освящённый во имя одной из самых почитаемых в городе святынь. Иконостас в него был «поставлен и возобновлён» из упразднённой ярославской церкви Бориса и Глеба. Через четыре года, 16 октября 1837 года, ярославским архиепископом Евгением (Казанцевым) был освящён в честь Тихона Амафунтского левый придел нижнего храма. Правый придел предполагалось устроить во имя князей Бориса и Глеба в память о Борисоглебской церкви, откуда в новый храм поступили не только иконостас, но и другие «священные вещи». Об этом предстоящем посвящении говорилось и в 1845 году в исторической справке на чертеже, выполненном замечательным художником Иваном Белоноговым, и в 1860- в книге А.П.Крылова. Неизвестно, по каким причинам, но это посвящение так и не состоялось: в клировой ведомости храма за 1868 год появляется четвёртый престол Ильинско-Тихоновского храма- во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Над западным фасадом храма возвышались две небольшие башни, «из которых одна служит колокольнею, а другая ризницею».
В иконостасе холодного храма почиталась икона «древнего письма» Тихона Амафунтского, изображённого в ряд со святыми- Антипой Мучеником, епископом Пергама Асийского, и Кириллом Белозерским. «Страждущие от головной болезни» просили исцеления у святителя Тихона, от зубной боли- у мученика Антипы.
В местном ярусе находилась ещё одна чтимая икона- Тихвинской Богоматери, она поступила, скорее всего, из Борисоглебского прихода, где тёплый храм был устроен во имя образа Тихвинской Богоматери. Дата создания иконы и имя её мастера указывались в надпоси на окладе: «Писал сей святый образ с подлинного чудотворного образа Пресвятыя Богородицы, иже в Тихвине. Писан в Ярославле, церкви святого великомученика Диимтрия Солунского поп Иоанн Андреев 1734 году».
В иконостасе тёплой церкви стояла храмовая икона Ярославской Богоматери, к ней питали особенное почтение «набожные поклонники». Образ был списком с чудотворной иконы, находившейся в ярославском Успенском кафедральном соборе.
Профессор Демидовского лицея Воздвиженский преподнёс в дар Ильинско-Тихоновскому храму часть ризы и гроба Митрофана Воронежского, эта святыня хранилась в серебряном ковчежце.
В октыбре 1896 года потомственная почётная гражданка Н.И.Литова, в память о своём супруге М.МЛитове, устроила при церкви для малоимущих прихожанок богадельню на 15 человек.
В послереволюционные годы храм, как бесприходный, передали в ведение Губмузея, и в 1924 году у городских властей возникла идея открыть в нём дом-музей В.И.Ленина. Архитектор И.И.Князев представил свои соображения по этому поводу: «это почто гражданское строение, очень величественное и красивое, вполне отвечает назначению для устройства в нём музея». На первом этаже храма должны были разместить партийный архив и кабинеты для «научных» занятий, на втором- музей-пантеон, посвящённый вождю революции. По проекту фронтоны и ниши внешних фасадов храма предполагалось «украсить» скульптурами революционной тематики, а интерьер- барельефами с изображениями павщих борцов, деятелей коммунизма, героев труда, дабы «уважение и любование было всеобщее». Намерение создать музей, «достойный памяти В.И.Ленина», не осуществилось, но при подготовке здания успели разобрать две боковые башни и главу.
В 1930 году горсовет передал храм под биржу труда, позднее в нём размещались Ярославские реставрационные мастерские. В 1998 году Ильинско-Тихоновская церковь поступила в ведение Ярославского художественного музея.
Т.А.Рутман: Храмы и святыно Ярославля, история и современность. Издательство Александра Рутмана, Ярославль, 2008.