Теги: ампир, архитектор а.н.воронихин, архитектор н.и.воронихин, архитектура, город, елецкая епархия, классицизм, липецкая область, паломничество, памятник архитектуры, православие, раненбург, родина, россия, троицкий собор
Раненбург (Чаплыгин). Троицкий собор
Раненбург (Чаплыгин). Троицкий собор
Другие фотографии на ФотоКто: ← Полина | Из серии " Понтэ дэ колбасьон" →
Просмотры: 2693
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/7,1
Выдержка:
1/320s
ISO:
100
Ф.расстояние:
32mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
Дата съёмки:
01.05.2015 - 08:35:49
Адрес: Липецкая область, Чаплыгин, Соборная площадь, 1
Архитекторы: Собор — Андрей Никифорович Воронихин; колокольня — Николай Ильич Воронихин
Годы строительства: Собор — 1806-1818; колокольня — 1840-1848
Стиль: Классицизм
Свою историю собор ведет с XVIII века. Первоначально на его месте стояла деревянная церковь петровских времен во имя Архистратига Божия Михаила, с каменной колокольней более позднего времени. После присвоения селу Слободское статуса города с официальным названием Раненбург статус городского собора был перенесен и на эту церковь. Приход ее увеличился и составил 70 дворов. Деревянную обветшавшую церковь необходимо было заменить на новую.
Местный священник Исидор Дмитриев и прихожанин – купец Матвей Павлов в марте 1806 г. обратились с прошением к архиепископу Рязанскому, где указали, что «усердием желают состроить вновь соборную каменную церковь, с двумя этажами, отступая от прежней церкви не более, как на два саженя», приложив при том прошении план и фасад. Есть предположение, что для составления чертежей они обратились с просьбой и к столичному архитектору Андрею Воронихину, который в то время проектировал курорт Липецкие минеральные воды.
В конце мая 1806 года был отведен земельный участок и положено начало строительству нового собора Святой Троицы. В процессе возведения храма был шестилетний перерыв, вызванный сначала тем, что в 1810 году в городе был большой пожар, уничтоживший массу деревянных строений. Затем, в 1812 году, началась война с Наполеоном, которая еще на несколько лет задержала возможность окончания строительства собора.
Денег после окончания войны у купцов не было, поэтому прихожане обратились в Св. Синод за субсидией, прося дать им заимообразно 20 тысяч рублей на завершение постройки собора. Необходимая сумма была отпущена, строительство возобновилось и через два года, в 1818 году, успешно завершилось.
Старая деревянная церковь была снесена, а колокольня сохранилась до 1836 года. В это время губернским архитектором Рязани стал Николай Ильич Воронихин, племянник зодчего Андрея Воронихина, автора знаменитого Казанского собора в Петербурге. Он унаследовал архивы своего дяди, по-видимому, нашел там старые чертежи и в 1837 году запроектировал новую четырехъярусную колокольню. Строительство ее велось почти 10 лет (1840-1848 г.г.). Завершение колокольни первоначально планировалось купольное, но в процессе строительства было заменено Воронихиным на металлический 20-метровый шпиль по типу шпиля Адмиралтейства в Петербурге.
Таким образом собор Святой Троицы, расположенный на главной улице города Чаплыгина, был сооружен в 2 этапа: вначале был построен сам храм, а позже выстроена колокольня. Внешний декор собора был выполнен в традициях культовой архитектуры русского классицизма начала XIX века.
Сам храм увенчан пятиглавием с фасадами, декорированными четырех-колонными портиками с треугольными фронтонами. Здание было оштукатурено известково-песчаным раствором и окрашено в два цвета: основной объем стен – в желтый охристый цвет, а архитектурные детали (колонны, карнизы и т.п.) – в белый. Окраска венчающих собор объемов дополняла живописное решение фасадов: двухскатные крыши фронтонов и трапезной окрасили медянкой в зеленый цвет; все купола покрыли белым железом; стены барабанов также стали двухцветными, как и все фасады. Шпиль и все главы были увенчаны золочеными крестами, с такими же подкрестными главками. Световой фонарь главного барабана украшался металлическими пилястрами. Внутренние стены первого этажа были оштукатурены и украшены фигурной масляной живописью с композициями на библейские сюжеты.
Трехпрестольный нижний храм собора отапливался нагретым воздухом от специальных печей, второй этаж – летний. В нижнем помещении восточного ризалита размещался алтарь во имя Св. Архистратига Божия Михаила, перенесенный сюда из старой церкви. В Ю.-В. и С.-В. углах размещались алтари в честь преподобного Антония Великого и Св. Иоанна Предтечи. Перед каждым из трех алтарей находились одноярусные деревянные золоченые иконостасы высотой 5 аршин (около 3,5 метров).
Верхний храм собора - однопрестольный, освященный во имя Святой Троицы. Алтарь закрывал деревянный трехъярусный иконостас высотой 15 аршин (около 10,5 метров), примыкавший своими боковыми частями к восточной стене храма.
Окна нижнего света второго этажа были заполнены цветным стеклом. В верхнем ярусе колокольни установили соборные часы (сейчас находятся в областном краеведческом музее). На двух ярусах звонниц было 9 колоколов, из них самые большие - в 560 и 250 пудов (8 тн. 300кг, 3 тн. 500 кг).
Весь собор был окружен каменною оградою с железными решетками. С восточной стороны собора размещалась часовня (не сохранилась до настоящего времени).
В 1931 году собор постигла печальная участь многих Божьих храмов России: сначала – запрет на проведение церковных служб, затем – превращение в складское помещение, а позже – в керосиновую лавку. Богослужебные сосуды и другая церковная утварь из драгоценных металлов, изъятые большевиками, бесследно исчезли. Иконостасы были разрушены, а иконы разграблены…
Последними священнослужителями собора перед закрытием были митрополит Раненбургский Иоанн (Киструсский), протоиерей Евгений (Климентовский), игумен Иаков, схиигумен Василий и архидиакон Серафим.
Лишь в 1989 году собор был вновь возвращен Русской Православной Церкви и передан верующим. Незамедлительно начались реставрационные работы.
Бригаду реставраторов возглавлял Юрий Александрович Завьялкин – опытный специалист, всего себя отдающий благому делу восстановления храмов на нашей земле. Строителями была решена сложнейшая задача выпрямления шпиля, наклоненного под значительным углом. Поскольку все лестницы сгнили, реставраторы, как скалолазы, поднялись наверх и на веревках подняли необходимую оснастку и материалы. Автомобильными домкратами выровняли накренившийся шпиль, а высокопрочными скобами скрепили лопнувшие части опорной арматуры. Операция была чрезвычайно опасной, но все закончилось благополучно. Позже строители вспоминали, что явно чувствовали Божью помощь. В настоящее время собор полностью отреставрирован.
http://www.troitskiisobchaplyg.prihod.ru/istorija_khrama