error
Регистрация

Санкт-Петербург. Дом Фаберже. Улица Большая Морская, 24

 
 
Санкт-Петербург. Дом Фаберже. Улица Большая Морская, 24 - Алексей Шаповалов Стерх
Санкт-Петербург. Дом Фаберже. Улица Большая Морская, 24 - Дом Фаберже
Адрес: Улица Большая Морская, 24
Архитектор: Карл Карлович Шмидт
Годы строительства: 1899-1900
Стиль: Модерн.
Теги:  1899-1900 годы, алексей шаповалов стерх, архитектор к.к.шмидт, архитектура, город, дом фаберже, модерн, памятник архитектуры, питер, родина, россия, санкт-петербург, улица большая морская в санкт-петербурге
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Владимир. Дом, где в 1938-1973 гг. жил библиограф и краевед Богданов Л. С. :: Алексей Шаповалов Стерх
Москва. Дом А. Я. Шаховского. Дом И. И. Краузе. Дом Н. Я. Козлакова. Дом Д. Т. Осиповского :: Алексей Шаповалов Стерх
Псков. Храм Воскресения со Стадища :: Алексей Шаповалов Стерх
Осень в Смоленске :: Алексей Шаповалов Стерх
Курск. Введенский храм в Ямской слободе :: Алексей Шаповалов Стерх
Пенза. Покровский архиерейский собор :: Алексей Шаповалов Стерх
Елец. Усадьба купца Заусайлова. Краеведческий музей :: Алексей Шаповалов Стерх
Кострома. Здание бывшей Народной читальни. Театр кукол :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Ну, откуда вас черти принесли, на мою находку   |   Пин - апчики.  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Дом Фаберже
Адрес: Улица Большая Морская, 24
Архитектор: Карл Карлович Шмидт
Годы строительства: 1899-1900
Стиль: Модерн

Участок нынешнего дома 24 упомянут в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1733 год. В объявлении сообщалось, что «у колокольного мастера Ферстера находятся продажные два изрядные клавесина». В 1720 году Петр I указал принять «в службу свою музыканта Ферстера (Фестера) для играния в колокола на часах, что на шпице Петропавловском в городе». Христофор Ферстер обязался при этом «двух российских учеников на часах играть выучить так твердо, как сам умеет»; налаживал он также и куранты в Петергофе.
Дом Ферстера, конечно, сгорел в 1736 году. Находился он, как видно из допожарного объявления, «недалеко от каменных бань», то есть современного дома 18. Вероятно, участок Ферстера после пожара остался за ним, но он долго не мог построить новый дом. На рисунке из Стокгольмской коллекции дома нет, написано, что у Ферстера имеется только фундамент. Сведения за следующие годы получены из материалов по соседним домам. Дело в том, что поскольку при старой нумерации домов по номеру дома трудно судить, в какой части улицы строение находится, то принято было в купчих и закладных на дома указывать соседей (свё-таки хоть какая-то информация). Так, в 1743 году в купчей на соседний участок современного дома 22 упоминается в качестве соседа «умерший колокольной игры обер-мастер Иван Ферстер!. В 1745 году хозяин участка современного дома 26 в закладной на свой дом назвал соседом колокольного мастера Ферстера без имени, а в 1747 году при продаже дома на участке дома 22 соседкой упомянута «иноземца колокольной игры обер-мейстера Екова Феистова жена вдова Варвара». Скорее всего, это перековерканная фамилия сына Ферстера, унаследовавшего, как это часто происходило, профессию отца. Дом, конечно, уже построили. В 1749 году он принадлежал портному мастеру Мартыну Крыгеру, и там продавались «изрядные» картины. В этом же году дом выставлялся на аукцион, но, видно, не продан, так как в 1755 году «вольной портной мастер Матвей Иванов сын Крыгер» (скорее всего он же Мартын) продал его сенатскому обер-секретарю А.И.Глебову. Говорили что Александр Иванович был сыном священника сам он утверждал что из древнего дворянского рода. Сначала он находился на военной службе потом перешел в гражданское ведомство. Продвижению по службе способствовали покровительства П.И.Шувалова и женитьба в 1756 году на недавно овдовевшей Марии Симоновне Чоглоковой- двоюродной сестре императрицы Елизаветы Петровны. Возможно этот брак способствовал его назначению обер-прокурором Синода. Чоглокова болела чахоткой и через полтора месяца она умерла однако Глебов уже проник ко двору. При Петре III он стал генерал-прокурором. В память о Марии Симоновне для её малолетних детей от первого брака в доме устроили и освятили домовую церковь равноапостольной марии Магдалины.
В 1760 году домом владел «штату генерал-фельдцехмейстера графа Петра Ивоновича Шувалова переводчик поручик» Франц Вернезобер, а в 1764 году новая владелица советница Марья Ивановна Крузе продала дом фабриканту галантерейных вещей (так часто в ту пору называли ювелиров) Жану Пьеру Адору. В 1768 году дом принадлежит солодовнику (фабриканту солода) Адору. В 1774 году в доме размещалась ювелирная фабрика. Возможно, её совладельцем был ещё один ювелир Луи-Давид Дюваль (Дювелл), свояк Жана Пьера, вероятно, тоже живший в этом доме (в 1802 году проживал точно). Непонятно только, кто такой солодовник (фабрикант солода Адоф), который, судя по газетному объявлению, владеет домом в 1768 году. Может быть брат Жана Пьера? Остальные родственники и потомки Адора и Дюваля- золотых дел мастера.
В 1782-1784 годах домом владеет тоже золотых дел мастер Адор, видимо это сын Жана Пьера. Именовался он Иваном Ивановичем.
Работы Адоров и Дювалей хранятся в Особой кладовой Эрмитажа, следовательно, мастера они были первоклассные.
В рукописной «Росписи домов Санкт-Петербурга» самых последних годов 18 века указывается, что домом владеет Одор. На аксометрическом плане 1797 года видно, что дом уже трёхэтажный, справа от него ворота. Судя по табелям домов 1804, 1806 и1809 годов, дом принадлежит в эти годы вдове золотых дел мастера Адора- Анне Абрамовне.
В 1822 году, судя по табелю, домом владеет ювелир Дюваль, возможно, это кто-то из сыновей или внуков Луи-Давида. В 1836 году домом владела госпожа Адамс, при ней увеличили высоту третьего этажа.
В 1830-х годах здесь находилась лавка Луки Диксона, торговавшего иностранными книгами, на которые был большой спрос у читателей пушкинской поры, покупал у него книги и сам Александр Сергеевич.
В 1837 году в этом доме жил родственник М.Ю.Лермонтова Александр Васильевич Хвостов, служивший в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел. Молодой дипломат прослужил уже несколько лет в посольских миссиях в Персии и Америке. Он был давним и стойким поклонником Екатерины Александровны Сушковой. История её отношения с Лермонтовым рассказана самой Сушковой в «Записках», а писатель положил её в основу неоконченного романа «Княгиня Лиговская» (кстати, героиня романа, княгиня Вера Лиговская, жила на Большой Морской улице). В 1838 году Сушкова ответила согласием на очередное предложение Хвостова и стала его женой. Вскоре Хвостов получил назначение на дипломатическую службу, и они уехали из Петербурга.
Некоторое время домом владел купец Фейгель, а по данным на 1844 и 1849 годы владелицей числится купчиха Анна Ивановна Поцелуева, видимо, богатая- у неё были ещё дома на Дворцовой набережной и Миллионной улице.
С 1850 по 1898 год дом принадлежал представителям одной семьи Золотовых, сначала надворному (потом коллежскому) советнику Павлу Сергеевичу, потом ротмистру (а позже полковнику, потом генерал-майору) гвардии Владимиру Павловичу. При П.С.Золотове в 1850-х годах дом перестраивал архитектор П.Жако. На архивном чертеже изображено трёхэтажное здание с балконом, аттиком и эркером в правой части- таким же, как в доме самого архитектора на Большой Морской.
Наибольшую известность дом 24 получил в связи со знаменитой ювелирной фирмой Фаберже. Предки этой семьи, гугеноты, бежали в 17 столетии из Пикардии в Германию и почти полностью онемечились там. В 1794 году столяр Петер Карл приехал в Пярну и женился на дочери кожевенника. В 1842 их сын, «Петер Густав Фаберг, Фаберже тож», учившийся в Петербурге, открыл собственную ювелирную мастерскую, где работали три мастера, а также магазин в доме Жако (дом № 11). В 1854 году бриллиантовых и золотых дел мастер Густав (уже Фаберже) числился напротив, в доме Руадзе.
В 1846 году у Густава Фаберже, женившегося на Шарлотте Юнштедт, дочери художника, родился сын Карл Петер- будущий наследник фирмы. Другой сын, Агафон, был художником и механиком. Карл Фаберже учился в Анненшуле, затем изучал ювелирное дело в Германии, Франции, Италии и Англии. В 1872 году он возглавил фирму, так как отец последние годы жизни провёл в Дрездене. Отделения фирмы открылись в Москве, Одессе, Лондоне. Помимо изделий из золота и драгоценных камней, мастерские фирмы выпускали столовые, туалетные, письиенные приборы и различные предметы из серебра, полудрагоценных камней, эмали. Особенно славились пасхальные яйца с сюрпризами, идей которых принадлежала Агафону. Эти изделия на художественных выставках получали высокие награды.
В 1898 году санкт-петербургский потомственный почетный гражданин, купец второй гильдии Карл Фаберже купил у генерал-майора Золотова за 407 тысяч рублей участок на Большой Морской улице, 24 (до него этим домом уже владели два золотых дел мастера). К этому времени он уже стал оценщиком и поставщиком императорского двора.
В 1899-1900 годах здание полностью перестроили по проекту крупного столичного архитектора Карла Карловича Шмидта, двоюродного племянника К.Фаберже. Отделку фасада производила фирма «Кос и Дюрр». Фасад решен в стиле модерн с использованием мотивов средневековой архитектуры. Сложные по форме колонны и большие витринные окна выделяли нижний этаж, предназначенный для торгового зала. Арочные проёмы, высокий готический щипец и гранитная облицовка придавали зданию парадность и своеобразие, соответствовавшие известности владельцев. Фасад отделан одной породой красного гангутского гранита, но разные приёмы обработки камня вызывают впечатления чрезвычайного многообразия форм.
Фирме Фаберже дом принадлежал вплоть до революции. На первом этаже размещался торговый зал, в верхнем этаже пятнадцатикомнатная квартира хозяев. По словам Е.Фабарже, «особенно хороши были рабочая комната и кабинет, обшитые дубовыми панелями; самой интересной и роскошной была библиотека высотою в два этажа, изящным был будуар» жены Карла Фаберже Августы Богдановны. Парадно оформление главной лестницы со входом под аркой ворот, на ней сохранились кованные перила и прекрасные многоцветные витражи с растительными узорами. Помимо торгового зала в здании находились бухгалтерия, студия дизайнеров и скульпторов, в нескольких комнатах разместились собрания моделей, образцы эмалей, витражи с растительными узорами. В здании находились также основные мастерские, которыми руководили М.Е.Перхин, Г.И.Вигстрем, А.Тилеман, Я.А.Армфельд.
Уникальный сейф находился под током и на ночь поднимался на сторой этаж. Однако даже это не помешало «умельцам» ограбить его в 1918 году.
У Фаберже, ставшего придворным поставщиком не только русского, но почти всех иностранных дворов, даже короля Сиама, работали первокласснве мастера Ф.П.Бирнбаум, Ю.Раппопорт, Ахольстрем, Г.Эберг (последний жил в этом же доме). Общее число мастеров, работавших в фирме и её филиалах, превышало шестьсот человек. На должности художников- «учёных рисовальщиков»- он приглашал лучших выпускников Центрального училища технического рисования барона Штиглица, прошедших стажировку за границей.
Четыре сына К.Фаберже, способные художники, учились в Петербурге. Все они руководили отделениями фирмы: Евгений и Агафон- в Петербурге, Алекчандр- в Москве, а Николай- в Лондоне.
О ювелирах, гнавшихся за ценой изделия К.Фаберже говорил, сто они «торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если цена её только в том, что насажено много бриллиантов и жемчугов». Фирма славилась серебряными и каменными фигурками-статуэтками без драгоценных камней. Изделия Фаберже хранятся в Эрмитаже, Оружейной палате, в крупнейших музеях и частных коллекциях всего мира.
Около двухсот произведений фирмы Фаберже экспонировались на состоявшейся летом 1989 года выставке в Елагином дворце.
В 1910-х годах К.Фаберже избирался одним из старейшин Санкт-петербургского немецкого осбрания. В 1918 году он уехал за границу. С Александром Карловичем, жившем в Москве на Пречистенке (Кропоткинская улица, 13), по-видимому, водил знакомства М.А.Булгаков, и его квартира послужила прототипом квартиры ювелирши Фужере в романе «Мастер и Маргарита». Уехавшие несколько позже отца Александр и Евгений, в 1923 году организовали в Париже фирму «Фаберже и Ко». Магазин фирмы существует до сих пор, но теперь у него другие владельцы.
Агафон Карлович, крупный знаток камня, уже после революции вместе с академиком Ферсманом был членом комиссии, описывавшей Алмазный фонд СССР. В 1918 году он открыл в доме 16 на Большой Морской улице антикварный магазин, вскоре закрытый. В 1927 году он с семьёй ушел в Финляндию по льду Финского залива. Его сын Олег жил и недавно умер в Хельсинки, ювелирным делом не занимался. В 1918 году в этот дом переехала швейцарская миссия. В доме ещё хранилась тогда коллекция картин, скульптуры и других произведений искусства, собранная Евгением Фаберже. Она была реквизирована в марте 1920 года.
По традиции в первом этаже дома 24 находится ювелирный магазин, в нём до 1962 года сохранялись старые дубовые прилавки. На фасаде и сейчас можно прочитать надпись «Фаберже».

Л.Бройтман, Е.Краснова: Большая Морская улица. Центрполиграф, 2005.
17.03.2015 - 23:07:09
 
Просмотры: 3020
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/8
 
Выдержка:
1/400s
 
ISO:
160
 
Ф.расстояние:
24mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
 
Дата съёмки:
15.06.2014 - 17:39:08
 
Понравилось:
Олег Кузовлев
Alexandr Engels
сергей адольфович
Александр Шурпаков
Алексей Жуков
Андрей Горячев
Olga
Лена Кирова
Николай Кондаков
Владимир Гилясев
Надежда Попова
Petr Popov
Валентина Береснева
Марина Леонидовна
Мила Бовкун
Сергей Исаенко
Геннадий
Юрий Шувалов
Игорь Сикорский
Геннадий Александрович
 
Добавили в избранное:
Olga
 
Сообщить о нарушении