error
Регистрация

Поречье (Демидов). Покровский храм

 
 
Поречье (Демидов). Покровский храм - Алексей Шаповалов Стерх
Поречье (Демидов). Покровский храм
Теги:  демидов, достопримечательности поречья, паломничество, памятник архитектуры, поздний классицизм, покровский храм, поречские купцы куксины, поречье, православие, провинция, религия, родина, россия, русский стиль, смоленская епархия, смоленская область
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Ростовский кремль. Воскресенский надвратный храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь. Скульптурная икона преподобного Серафима Саровского :: Алексей Шаповалов Стерх
Смоленск. Иконостас Успенского Кафедрального собора :: Алексей Шаповалов Стерх
Смоленская крепость. Копытенская башня :: Алексей Шаповалов Стерх
Нижний Новгород. Здание Волжско-Камского банка :: Алексей Шаповалов Стерх
Москва. Храм иконы Божией Матери Знамение в Кунцево :: Алексей Шаповалов Стерх
Москва. Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве :: Алексей Шаповалов Стерх
Симбирск (Ульяновск). Дом купца В. А. Арацкова :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Гаражный котейка   |   СТАМБУЛ В ЯНВАРЕ  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Храм во славу Покрова Пресвятой Богородицы расположен во второй части города. Возведение этой церкви связано с фамилией поречских купцов Куксиных. Строительство на­чалось в 1857 году иждивением главы семьи Дмитрия, а после его смерти продолжено на­следниками, братьями Иваном и Василием. Первоначально храм был кладбищенским, затем прихожане высказали предложение обратить церковь в подворье Ордынской пустыни, но не получили на это разрешения епархиального начальства. С 14 февраля 1865 года храм стал приходским.
Куксины первоначально заложили однопрестольную церковь, но в 1865 году задумали расширить здание пристройкой двух приделов. Для этого требовалось благословение правя­щего архиерея и утверждение чертежей строительной комиссией при духовной консистории. 10 октября 1865 года разрешение было получено. Братья Куксины уже давно с нетерпением ожидали этого указа, причём были готовы и рабочие, имелся необходимый стройматериал. К работе приступили 11 октября- десятки строителей трудились около храма, копая рвы для фундаментов. 17 октября, после литургии, состоялась торжественная закладка первых кам­ней в основание южного придела, который решили посвятить памяти великих русских святи­телей- Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Честь положить первые кирпичи вы­пала Ивану Куксину и священнику Андрею Михаловскому. Затем отец Андрей сказал пропо­ведь, призывая верующих заботиться о созидании и украшении приходских храмов. Батюшка обратил внимание на то, какую роль играют церкви в жизни православных христиан:
«Христиане! Храм Божий есть великий дар Божий, великая святыня. Он есть видимое се­ление славы Божьей; он есть дом молитвы. Храм Божий есть училище веры и благочестия христианского; он есть сокровищница таинств церковных, или тех спасительных священно­действий, которыми совершается наше спасение и без коих оно невозможно. Храм Божий есть источник благословений земных и небесных. В нём постоянно, когда другие отсутству­ют и занимаются делами житейскими, возносится общее моление о здравии и спасении жи­вых и об упокоении усопших отцов и братий наших; испрашивается благодать на прогнание наших недугов и болезней, на освящение наших домов; в нём испрашивается благословение и ниспосылается благодать на все наши труды и занятия- на всех и на всё!
...Приходской храм наш есть наше общее святое достояние, наша драгоценность, наша свя­тыня, наше земное небо».
Через 8 дней фундамент был завершён. Началась подготовка рвов для второго придела. 16 октября состоялся чмн закладки северного притвора, посвящённого преподобным Сергию Радонежскому и Нилу Столобенскому. Отец Андрей вновь обратился к прихожанам со сло­вом наставления. Священник подчеркнул значение преподобного Нила для жителей Поречья, которые каждую весну отправлялись в Тверскую губернию на поклонение его мощам. Поуче­ние завершилось благодарением Бога и молитвой об успешном окончании начатых работ по сооружению святых храмов (в данном случае- придельных).
Когда приделы были выстроены, точно сказать нельзя. Известно, что в 1867 году Поречье посетил епископ Иоанн. В «Журнале обозрения епархии» появилась запись, свидетельствую­щая о завершении строительства. Следовательно, храмы завершены не позднее 1867 года. С тех пор Покровская церковь имеет тот вид, к которому мы привыкли и наблюдаем сейчас.
В 1871 году на средства братьев Куксиных рядом с храмом была устроена каменная бога­дельня. На её строительство купцы израсходовали 1500 рублей.
Покровская церковь имела всё необходимое для богослужений: паникадила, подсвечники, евхаристические сосуды, богослужебные книги. Утварь приобретали на средства, пожертво­ванные прихожанами. В 1865 году на деньги улана Тимофея (его фамилия неизвестна) для украшения главного престола была куплена дарохранительница. На его же пожертвования в в церкви появились крещальная купель и венцы для брачующихся.
Как известно, история церкви заключает в себя биографии людей (священнослужителей, причетников и мирян), пострадавших за свои религиозные убеждения во время гонений пер­вой половины 20 столетия. Считаем не лишним поместить здесь сведения о жизни духовен­ства Покровского храма, репрессированного в 30-е годы прошлого века.
В 1932 году приход возглавлял протоиерей Михаил Александровия александровский. Он происходил из семьи священника села Ильинского Сычевского уезда. О жизни отца Михаила можно узнать из строк протокола допроса от 3 сентября 1932 года.
«Родился в 1875 году … в семье священника. Первоначальное воспитание и обучение происходило под руководством матери- женщины очень религиозной. Затем я был определён в духовную семинарию. … Я задумал из четвёртого класса уволиться и поступить в певче­скую капеллу или консерваторию- у меня был хороший голос и приличные музыкальные способности. … Отец запретил и думать, и средства на содержание в Москве давать отказы­вался. … Я рассчитывал заработать эти средства сам, поступил учителем и через год псалом­щиком, … никаких сбережений сделать не смог. В 1899 году я женился и мысль о дальней­шем образовании пришлось оставить навсегда. … В 1903 году я принял сан дьякона и перешёл в город Сычёвку. Здесь, кроме прямых обязанностей, я занимался устраиванием пев­ческого хора, был учителем пения в городском училище и женской гимназии. … В 1908 году заболел отец, и на семейном совете мне … было предложено перейти в Волково и покоить престарелого отца, сто я и сделал. … Здесь меня застала и империалистическая война. При общем подъёме патриотических чувств, я решил создать комитет для сбора пожертвований в пользу воинов. Дело наладилось быстро, и мною много было собрано пожертвований веща­ми и деньгами в Красный Крест. … Наступил октябрь 1917 года, а с ним и власть большеви­ков. … Первым мероприятием новой власти по отношению к церкви был декрет об отделе­нии церкви от государства. Этот декрет меня успокоил. … Вскорости был издан декрет об изъятии ценностей из млнастырей и церквей. … Ценности из своей церкви я отдал беспреко­словно. … В городе Демидове служу 2 года с небольшим».
Священник был арестован 9 июля 1932 года. После ареста содержался в демидовском доме заключения, затем переведён в Смолтрудколонию. Обвинялся по статье 58-10, 11 УК РСФСР. Заседанием Тройки ПП ОГПУ Западной области от 20 ноября 1932 года М.А.Алексан­дровский из-под стражи был освобождён, с зачётов в наказание срока предварительного за­ключения.
31 марта 1989 года Прокуратурой Смоленской области отец Михаил Александровский реа­билитирован.
В 1932 году в Покровской церкви служил дьякон Пантелеимон Иванович Медведков. Он родился в 1871 году в семье псаломщика одного из храмов города Поречья. Закончил Пореч­ское городское училище. С 1897 по 1904 год служил псаломщиком и одновременно препод­пвал в церковно-приходской школе. В 1906 году рукоположен в сан дьякона.
19 июля 1932 года отец Пантелеимон был арестован. После ареста содержался в деми­довском доме заключения, затем переведен в Смолтрудколлонию. Обвинялся по статье 58-10, 11 УК РСФСР. Виновным себя не признал.
Заседанием Тройки ПП ОГПУ Западной области от 20 ноября 1932 года Медведков осу­жден на заключение в концлагерь сроком на 3 года условно, считая срок с 9 июля 1932 года. Отец Пантелеимон освобожден из трудовой колонии 28 ноября 1932 года.
После освобождения отец Пантелеимон продолжил служение в Покровском храме. Вскоре он был рукоположен в сан иерея.
20 ноября 1937 года Медведков был арестован РО НКВД города Демидова. Содержался в местной тюрьме. В выдвигаемых обвинениях (антисоветская агитация) виновным себя не признал. Заседанием Тройки УНКВД Смоленской области от 28 ноября 1937 года отец Пан­телеимон приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполне­ние 7 декабря 1937 года в 17 часов. Где находится могила священномученика, неизвестно.
12 июля 1989 года Прокуратурой Смоленской области Медведков П.И. реабилитирован.
Покровский храм был закрыт сравнительно поздно — 10 февраля 1941 года. Грянувшая вскоре Великая Отечественная война, как это ни парадоксально, сыграла положительную роль в истории церкви. Во время немецкой оккупации храм был открыт для совершения бо­гослужений. Благодаря небольшому промежутку времени, прошедшему между прекращени­ем и возобновлением богослужебной жизни, в Покровской церкви сохранился дореволюци­онный трехъярусный иконостас, хотя серебряные оклады первого ряда и многие иконы были утеряны. В несколько видоизмененном виде дошел до нас иконостас правого придела. (В левом приделе иконостас устроен позднее, при настоятеле протоиерее Николае Морозове. Резьба покрыта поталью, иконы написаны в академическом стиле). Из утвари уце­лели напрестольный серебряный крест, Евангелие в окладе, старинный антиминс. Кроме это­го, в открывшийся храм прихожане передали хранившиеся у них иконы из других церквей Поречья. С того времени этот храм стал центральным в Демидовском благочинии Смолен­ской епархии.
После окончания войны церковь оставалась действующей и впоследствии не закрывалась. В годы «хрущевских гонений» и во времена брежневского «застоя» в храме сменилось несколько настоятелей, что неблагоприятно сказывалось на приходской жизни. Политика уполномоченных по делам религий была направлена на то, чтобы церковь не жила глубокой религиозной жизнью, а священники скорее были бы простыми требоисполнителями, а не па­стырями. Искусственно создавались неприязненные отношения между председателями ис­полнительного органа (как правило, на эту должность попадали люди, угодные власти) и на­стоятелями. Иногда доходило до того, что священника не приглашали на собрание двадцатки. Все вышеуказанное отражалось на Покровском храме: ремонты не проводились, кладбище было запущено, ограда и церковный дом требовали капитального ремонта.
Возрождение церкви и стабилизация приходской жизни началось с назначением сюда иеромонаха Сергия (Зятькова) в 1988 году. Были проведены необходимые ремонты в храме и в церковном доме, облагорожено кладбище, отреставрирована ограда. Благодаря отцу Сер­гию открылась воскресная школа и приходская библиотека, создан приличный для небольшо­го города хор. На богослужениях стала появляться молодежь, активно включавшаяся в в воз­рождение прихода. Интересен тот факт, что из мальчиков прислуживающих иеромонаху в ал­таре, несколько поступило в Смоленскую духовную семинарию. Ныне они уже несут церков­ное послушание на приходах епархии как пастыри Церкви.
Приехав в Демидов, отец Сергий обратил внимание на возрождение духовных традиций. В 1994 году по его инициативе состоялось освящение речных вод на реке Гобзе в день Богояв­ления (Крещения) Господня. Вот как об этом сообщала пресса:
«19 января 1994 года в г.Демидове был по-настоящему Крещенский день: небольшой мо­роз, солнце, едва пробивавшееся сквозь низкие тучи, тихо падающий снег. Под звон колоко­лов, с хоругвиями и распятием, из Покровской церкви к реке Гобзе направился крестный ход. Народу было много. У самой реки шествие остановилось. Батюшка, послушники, хор спу­стились и Иордани, так называется прорубь, в которой происходит водоосвящение. Началась служба, священник испрашивал благословения Божьего на воды. Видимо, заработала генети­ческая память — никогда не виданное раньше, но такое родное и знакомое таинство вызыва­ло в душе радость и умиротворение.
Вот так проходило водоосвящение в Демидове. Говорят, что такого в области больше нигде не увидишь».
Долгое время на левом берегу реки Каспли находилась полуразрушенная часовня, ранее принадлежавшая Пятницкому храму. Отец Сергий решил восстановить ее и разместить там библиотеку. Вместе с верующими трудился священник — носил кирпичи, раствор. К кирпич­ной стене здания была пристроена полуовальная апсида, крыша покрыта оцинкованным же­лезом и на ней установлен крест. Отреставрированная часовня освящена в 1991 году.
Иеромонаху Сергию помогали ответственные прихожане. Среди них — Почелова Надежда Илларионовна, Борейко Любовь Васильевна, Карпицкая Мария Мартиновна, Дзей Надежда Карповна и многие другие. За активную помощь храму наиболее достойные по представле­нию отца Сергия в 1993 году награждены Архиерейскими грамотами.
1 сентября 1994 года в Покровской церкви произошло истечение мира от иконы святителя Николая. Первым заметил мироточение иеромонах Сергий во время совершения перед об­разом молебна о болящем ребенке.
«Мое внимание привлекли капли, наподобие росы, находящиеся на пряди волос головы и бороды святителя. По окончании молебна была открыта стеклянная рама, закрывающая ико­ну, и находящиеся рядом прихожане стали свидетелями явления маслянистой жидкости на иконе», - сообщает отец Сергий митрополиту Кириллу о совершившемся чуде.
18 и 22 сентября, во время чтения акафиста святителю, вновь можно было наблюдать ис­течение святого мира.
1 октября митрополит Кирилл на представленном ему рапорте наложил резолюцию, памят­ную для Покровского храма:
«В соответствии с практикой, установленной Священным Синодом, считать день 1 сентя­бря местным праздником, а икону святителя Николая — чудотворной. Совершать накануне, 31 августа, полиелейную службу святителю, а в самый день — божественную литургию».
Так у города Демидова появился праздник, подтверждающий благодатную помощь святи­теля Николая в новейшее время.
Мироточение иконы святителя в 1994 году является не единственным случаем в истории храма. 18 и 19 августа 1996 года, в праздник Преображения Господня, замироточили сразу шесть икон: пророков Захарии и Елисея, святителя Николая, великомученника Пантелеимо­на, архангела Михаила, Смоленской Божьей Матери и Господа Вседержителя. От образа ве­ликомученника исходило благоухание. Иконы настолько обильно источали миро, что его со­бирали губками.
В сентябре 1995 года иеромонах Сергий назначен на должность настоятеля Спасо-Преоб­раженского храма города Рославля. Ныне отец Сергий руководит Рославльским мужским мо­настырем, с 1996 года — в сане игумена, в 2007 году — возведен в сан архимандрита.
Сейчас Покровский приход возглавляет священник Александр Миронов. Приходская жизнь продолжает восстанавливаться.
К 150-летию храма проведен капитальный ремонт фасада: церковь вновь оштукатурена и окрашена. На колокольне заменена глава-луковица и установлен крест. Во внебогослужебное время иерей А.Миронов уделяет большое внимание социальной работе. При местном центре социальной помощи населению образован клуб «Пока горит свеча». Его работа заключается в духовном окормлении пожилых поречан.
Совместно с департаментом по социальному развитию проводятся мероприятия, приуро­ченные ко дню семьи, матери и пр.
с 2005 года по инициативе отца Александра при центральной районной библиотеке открыт клуб «Православная беседа».
Кроме благоукрашения Покровской церкви иерей Александр уделяет большое внимание реставрации Успенского собора. В 2003 году создан попечительский совет, который возглави­ла Почетный гражданин города Демидова, заслуженный работник культуры РФ Афонина Вера Евгеньевна.
Покровская церковь занимает одну из ключевых позиций в градостроительной структуре Демидова. В объемной композиции храма можно разглядеть влияние русского стиля, несмот­ря на то, что здание выполнено в стиле запоздалого классицизма.
К четверику храма примыкают полукруглая алтарная апсида и равная по ширине трапезная. Притвор служит основанием для шатровой колокольни. Храм завершен пятиглави­ем. На одной из стен церкви находится рельефная рамка, завершенная головой херувима. Ве­роятно, в ней ранее помещалась икона.
Недалеко от церкви находятся оригинальные надгробия. Одно из них имеет вид короткой колонны на двухъярусном круглом постаменте и с очень широкой абакой, над которой пира­мида с вогнутыми ребрами увенчана шаровидной главкой. Другое надгробие сооружено как завершенный главкой четырехгранный обелиск с вогнутыми гранями, поставленный на куби­ческое основание без рельефных элементов. На местном кладбище покоится прах поречских купцов-храмостоителей Куксиных.

Иеромонах Михаил Ивочкин. Поречская земля. Православные храмы. Смоленск, 2007.
21.02.2015 - 11:27:57
 
Просмотры: 2163
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/8
 
Выдержка:
1/200s
 
ISO:
250
 
Ф.расстояние:
45mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
 
Дата съёмки:
03.10.2013 - 11:19:51
 
Понравилось:
Виктория Павлова
евгения
Константин Вавшко
Ольга Кривых
Дмитрий Рутковский
Valentina Lujbimova [lotos 5]
Михаил "Skipper"
Vladimir 070549
Сергей Исаенко
Иваннович *
Алексей Цветков
 
Сообщить о нарушении