error
Регистрация

Воронеж. Казанский храм в Отрожке

 
 
Воронеж. Казанский храм в Отрожке - Алексей Шаповалов Стерх
Воронеж. Казанский храм в Отрожке
Теги:  1913 год, 20 век, алексей шаповалов стерх, архитектор в.и.гайн, вера, воронеж, достопримечательности воронежа, казанский храм, культурный туризм, неорусский стиль, отрожка, паломничество, православие, религия, родина, россия, христианство
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Ростовский кремль. Одигитриевский Смоленский храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Самара. Вид на Жигулевский пивоваренный завод с прогулочного теплохода :: Алексей Шаповалов Стерх
Вологда. Дом купца А. П. Черноглазова. Дом с лилиями :: Алексей Шаповалов Стерх
Санкт-Петербург. Доходный дом Б. А. Вревского. Доходный дом коллежского советника К. И. Коссе :: Алексей Шаповалов Стерх
Арзамас.Улица Гостиный Ряд №№ 21 и 23. Старинные купеческие лавки :: Алексей Шаповалов Стерх
Вологда. Дом купца К. И. Наумова. (Кирхогланина, Красильникова). Дом кружевниц :: Алексей Шаповалов Стерх
Томск. Богоявленский кафедральный собор :: Алексей Шаповалов Стерх
Усмань. Здание бывшего реального училища. Педагогический колледж :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  * * *   |   Акция по раздаче куколок "Веснянок" в масленичную неделю  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Самая удалённая от центра Воронежа церковь в Отрожке была последней приходской церковью в городе и его окрестных селениях, строительство которой было начато в дореволюционные годы. Позже неё освящался только Владимирский собор, но к его возведению приступили десятилетием раньше.
Отрожка- другие её названия Рожки, Атрошки, Отрожки, Трегубово- возникла на левом берегу реки Воронеж в XVIII веке и относилась к владениям Алексеевского Акатова мужского монастыря. Во второй половине XVIII века ее жители стали именоваться экономическими, а потом государственными крестьянами. Она не причислялась к пригородным слободам, а входила в Придаченскую волость Воронежского уезда. В канун реформы 1861 года здесь насчитывалось 92 двора и проживало 700 человек.
Вплоть до начала XX века это была деревня, то есть крупный населенный пункт, не имевший собственного храма. Все религиозные обряды отправлялись в ту пору в Рождественской церкви на Придаче. С конца 1860-х годов, когда в Воронеж пришла железная дорога, на левом берегу близ деревни появилась узловая станция Раздельная, потом ставшая тоже Отрожкой. Число жителей резко возросло. К тому же если старожилов отделяли от церкви Рождества Христова две версты, то для жителей пристанционного поселка это расстояние увеличивалось более чем вдвое.
В начале прошлого столетия отроженцы решились на строительство собственного храма во имя Казанской иконы Божией Матери.
В 1579 году в недавно завоеванной Иваном Грозным Казани девятилетней девочке Матрене явилась во сне Богоматерь и повелела возвестить духовным и светским властям города, чтобы они вынули ее икону из земли, и указала место - на пепелище дома родителей отроковицы. После третьего подряд видения Матрена сказала об этом матери, а та - архиепископу Иеремии. На указанном месте обретена была икона Пресвятой Богородицы и препровождена в ближайший храм святого Николая. С иконы сняли копию и отослали Ивану Грозному в Москву. В 1595 году царь Федор Иванович повелел построить на месте обнаружения
иконы церковь и открыть при ней монастырь. В эту обитель постриглись Матрена и ее мать. 8 (21) июля было установлено отмечать празднество Явления чудотворной иконы Божией Матери в городе Казани. С подлинного образа Богородицы неоднократно делали списки, и в конце позапрошлого века историки церкви даже затруднялись сказать, где находится оригинал - в Казанском соборе Петербурга или на месте, в Казани.
Одна из копий, приобретенная и высокочтимая князьями Пожарскими, стала источником еще одного празднества. В начале XVII века, когда Россия переживала «смутное время» и столица была захвачена польскими интервентами, собралось народное ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. В дружине князя прибыла к Москве и фамильная Казанская икона Божией Матери. Ополченцы и воины в борьбе с иноземцами возложили упование на свое ратное умение и заступничество Богородицы. 22 октября 1612 года русские войска штурмом взяли Кремль и изгнали поляков из Москвы. Первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, установил в этот день совершать празднование и крестный ход Казанской иконе Божией Матери как избавительнице государства от чужеземного владычества. В 1633 году у стен Кремля построили Казанский собор и поместили туда чудотворную икону. В конце XVIII века император Павел I включил 22 октября в число табельных, то есть неприсутственных, праздничных дней.
Вот такому торжественному событию посвящалась Казанская церковь, строительство которой в Отрожке началось в 1903 году. Традиционно считается, что чертежи храма выполнил воронежский архитектор Вячеслав Иванович Гайн (1876-1943). Выпускник Петербургского института гражданских инженеров, он с 1901 года проектировал жилые и общественные здания в губернском городе.В.И. Гайн стал первым архитектором-реставратором Воронежа, он руководил возвращением первоначального облика дома И.А. Потапова (ныне Художественный
музей, Большая Дворянская, 18) и Дома-музея И.С. Никитина (ул. Никитинская, 19). Построенные им здания выделяются в окрестной застройке своим обликом, воскрешающим многие элементы декора, характерные для допетровской Руси XVII столетия. Казанская церковь в современном Воронеже может служить наиболее яркой иллюстрацией псевдорусского стиля. Краснокирпичное здание с многоцветием деталей фасада, увенчанное невысоким куполом и четырьмя декоративными главками, смотрится на фоне окружающей ее безликой архитектуры как теремок из русской сказки. Расположена церковь как бы на границе прошлого с настоящим: с одной стороны ее окружают высотные панельные дома, с другой - одноэтажные частные домики, сохранившиеся от деревни Отрожка.
Однако авторство Вячеслава Гайна никакими документами не подкреплено, в газетной заметке об освящении церкви отмечено, что строительные работы (их стоимость - девяносто тысяч рублей) вел подрядчик П.Т. Моисеев под наблюдением гражданского инженера Д.Н. Васильева (1873 - после 1918). Конечно, «наблюдать» можно было и за выполнением чужого проекта...
Казанская церковь в Отрожке освящена в престольный праздник, 5 ноября 1911 года, небольшая заметка об этом событии появилась лишь в «Воронежском телеграфе». Сначала служить в очередь стали священники церкви Рождества Христова на Придаче, назначение собственного штата произошло в октябре 1912 года. К «новоустроенной Казанской церкви села Отрожки» переводились священник из Рогачевки Иоанн Алферов и псаломщик из Калача Дмитрий Корченов. По мнению краеведа А.В. Кожемякина, часть икон в церкви была написана преподавателем бесплатной рисовальной школы П.А. Барановым. На церковной усадьбе находился целый ряд построек - каменная сторожка, дом священника, два жилых дома причта, деревянная богадельня, несколько сараев и навесов, даже хлев. Это неудивительно: церковь-то была сельской. Кстати, именно поэтому в «Воронежских епархиальных ведомостях» нет никаких упоминаний ни о ее строительстве, ни об освящении.
Еще до окончания строительства церкви местные жители обустроили примыкавшее к ней кладбище. Там недавно еще был цел закладной камень с датой освящения погоста - 2 июня 1908 года, сохранилось несколько дореволюционных могил. Кладбище действовало еще в 1960-е годы; могилы послевоенного времени находятся ближе к Ленинскому проспекту. Кладбище в Отрожке - одно из немногих в Воронеже, которое сохраняется со столь давних времен.
О внутренней жизни Казанского прихода сведений практически не имеется. В связи с поздним строительством церковь не попала ни в издания по истории епархии, ни в Клировые ведомости 1911 года. В этой сводной ведомости ее приход - 292 дома с населением 1722 человека - приписан к Придаченской церкви.
Казанская церковь продолжала службу до 1936 года. Из труда архиепископа Сергия (Петрова) известно, что в конце 1920-х - начале 1930-х годов церковь находилась в руках «григорианцев». В 1936 году органы местного управления НКВД арестовали всех ее священнослужителей, и она вынужденно закрылась. К сожалению, имена членов причта этого времени пока не установлены. В справке, подготовленной восемь лет спустя горисполкомом, отмечалось, что акция произведена «не по решению Советской власти... и не по желанию самих граждан функционирования церкви».
Здание осталось никем и ничем не занятым, оно довольно сильно пострадало во время войны. В акте технического осмотра, составленном в августе 1944 года, отмечено следующее. В одном из сводов пробито отверстие в три квадратных метра, уничтожены деревянные полы, остекление и оконные переплеты, тамбуры и внутренние двери, разрушено воздушно-калориферное отопление. Кровля купола, глав и трапезной побита осколками и прямыми попаданиями снарядов и наполовину нуждается в замене. Значительной реставрации требует внутренняя художественная отделка. Икон и другой богослужебной утвари в церкви нет вовсе.
Тем не менее окрестные жители сразу же, как только фронт отодвинулся на запад, решили добиваться возрождения храма. Уже в августе 1943 года они создали так называемую церковную «двадцатку» и обратились в районный совет с просьбой зарегистрировать общину и открыть храм. Не получив ответа, через год подобную просьбу они адресовали в облисполком. После этого бюрократическая машина закрутилась, районным властям поручили выяснить личности тех, кто подписал заявление. Девять человек оказались местными жителями, отроженцами, а одиннадцать прибыли из других районов области. Лишенных избирательных прав среди них не было, следовательно, по законам того времени все считались полноправными гражданами. Прихожан не пугали расходы на восстановление церкви, ложившиеся полностью на их плечи. Постепенно они рассчитывали вернуть храму достойный вид.
В конце войны правительство пошло на определенные послабления в отношении религиозных объединений, прежний репрессивный курс на удушение церкви был несколько смягчен. Но и тогда верующим понадобилось в общей сложности около трех лет борьбы с властью до тех пор, пока облисполком 5 октября 1946 года принял решение о разрешении богослужений в Казанской церкви. 10 декабря 1946 года община была зарегистрирована, настоятелем стал Николай Цветаев (через год он был переведен в Лиски, и его сменил Николай Зеленев), церковным старостой избрали Митрофана Астахова. Так на долгие сорок с лишним лет в Воронеже стали действовать три церкви: Казанская, Покровская и Никольская. Жесткий контроль со стороны Комитета по делам религии и непременное условие о ежегодных денежных взносах в различные государственные фонды ставили жизнь причта и всего храма в тяжелое финансовое положение. Только с конца 1980-х годов появилась возможность направлять пожертвования прихожан не на абстрактные памятники истории и культуры, а на реставрацию собственного здания, кстати, тоже являющегося памятником архитектуры. Табличка с таким текстом установлена у входа в церковь.
Казанская церковь имеет приделы во имя Николая Чудотворца и святителя Митрофана Воронежского. Небольшое внутреннее пространство храма постоянно заполнено людьми. Стены отделаны под мрамор, трехъярусный иконостас с царскими вратами отделяет храмовую часть от алтаря. Службу в храме в начале 1990-х годов вели четыре священника - протоиерей Евгений Лившук, протоиерей Митрофан Чаркин, протоиерей Георгий Луцкевич и отец Георгий Белавский, диакон - Владислав Моргун. С 1990 года настоятелем храма был протоиерей Евгений Лившук, в 1994 году он стал к тому же секретарем епархиального управления, а с 1998 года руководил еще и строительством Благовещенского собора. Настоятелем церкви с сентября 2003 года стал иеромонах Даниил (Черой). Помимо него в храме служат протоиерей Митрофан Чаркин (его служение здесь началось ровно сорок лет назад, в 1963 году), священники Виктор Зубков, Алексий Никулин и иеромонах Максим (Лапыгин), протодиакон Владимир Легач и диакон Сергий Пирцхелия.
В ограде Казанской церкви построено каменное здание воскресной школы, к нему примыкает крестильный храм в честь Серафима Саровского. В церковном дворе сооружена водосвятная часовня в честь апостола Андрея Первозванного. При церкви имеются православная библиотека и квартиры для священнослужителей. За алтарем храма восстановлена недавно обнаруженная могила диакона Иоанна Ниловича Лебедева (t 1923).

А.Н.Акиньшин: Храмы Воронежа. Воронеж, 2003.
19.02.2015 - 09:36:31
 
Просмотры: 2303
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/6,3
 
Выдержка:
1/250s
 
ISO:
160
 
Ф.расстояние:
32mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CS5 Windows
 
Дата съёмки:
12.04.2014 - 18:14:20
 
Понравилось:
сергей адольфович
Александр Селезнев
марк
Любовь Чунарёва
nadyasilyuk Вознюк
Сергей Иванов
евгения
Иваннович *
Vladimir 070549
Дмитрий Рутковский
laana laadas
Сергей Исаенко
Apes *****
Вера Андреева
mike95
Сергей Котусов
Юрий Шувалов
Сергей Кочнев
wea *
 
Добавили в избранное:
сергей адольфович
 
Сообщить о нарушении