Теги: родина, россия, санкт-петербург, санкт-петербург православный, санкт-петербургская епархия, санкт-петербургская митрополия, свято-троицкий измайловский собор, спб, троеце-измайловский собор, троицкий собор
Санкт-Петербург. Троице-Измайловский собор
Санкт-Петербург. Троице-Измайловский собор
Другие фотографии на ФотоКто: ← На абордаж!!! | С Днем рождения!!! →
Просмотры: 2104
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/8
Выдержка:
1/500s
ISO:
125
Ф.расстояние:
45mm
Программа:
Adobe Photoshop CS5 Windows
Дата съёмки:
29.06.2014 - 13:24:29
Высочайший указ о создании лейб-гвардии Измайловского полка издала императрица Анна Иоанновна в сентябре 1730 года. Название ему было присвоено по подмосковному селу Измайлову, летней резиденции царя Алексея Михайловича, где выросла будущая самодержица. Через полгода почти две с половиной тысячи гвардейцев были приведены к присяге. И, конечно, в первцю очередь они озаботились созданием полковой церкви. Единственная загвоздка заключалась в том, что полк не имел постоянных квартир. Устраивать походную церковь-палатку поручили некоему поручику Савелову, с указанием приложить «о строении той церкви прилежное старание, дабы оная построена была самым добрым мастерством».
Однако ещё через полгода Измайловский полк перевели в Санкт-Петербург. Солдатам приходилось посещать разные городские храмы. А церквей не хватало- ведь город только строился, и приезжих в нём было очень много. Так что измайловцы зачастую всю службу отстаивали на улице... Даже появление осенью 1732 года походной церкви на углу у Фонтанки не стало выходом из создавшегося положения. В полковом архиве сохранилось описание этой палатки: «Намет яринный с верёвками, подбит пёстрою крашениною, в нём алтарная палатка с полами, красная кумачная, подбита зелёною тафтою. Длина намета 14 аршин 12 вершков, ширина 13 аршин 10 вершков. В иконостасе местные иконы- направо от царских врат: Спасителя, Сятой Троицы, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. На левой стороне: образ Богоматери молящейся, Николая и Сергия Чудотворцев. На царских вратах- Благовещения и четырёх евангелистов, на северных- первосвященника Аарона, над царскими вратами- Тайная вечеря. Выше, в большом треугольнике, которым венчается иконостас, посередине образ Отечества, а по бокам его- святых пророков и апостолов».
Это был летний храм- с наступлением холодов его разбирали. Так продолжалось несколько лет. Даже в поход под Очаков вместе с гвардейцами отправилась их церковь-палатка со всеми необходимыми для богослужения утварью и облачением. И так получилось, что Измайловский храм стал общим для всех гвардейских подразделений. После побед, в том числе после взятия Хотина, трофеи всегда приносили и складывали возле Измайловской церкви, и полковой священник совершал благодарственное богослужение.
Когда измайловцы вернулись из похода в Петербург, то узнали, что императрица даровала полку землю и средства на постройку постоянных полковых помещений. Земля эта находилась за Фонтанкой- в те времена по ней проходила городская граница. За речкой, больше напоминавшей болотистый ручей, поднимались леса и стояли заброшенный деревни, облюбованные всякими лихими людьми. Царский расчет был прост: солдаты уж точно наведут порядок на этой «проблемной» территории! И действительно, вскоре через Фонтанку перекинули прочный мост, появилась «першпектива»- главная улица, которая сейчас называется Измайловским проспектом, и началось строительство Измайловской слободы. К 1743 году в устроенной слободе поселились военные вместе со своими семьями. Названия улицам дали вполне соответствующие- 1-я Рота, 2-я Рота и т. д. (ныне это 13 Красноармейских улиц). Тут же возвели и первую «круглогодичную» деревянную церковь, но она оказалась слишком мала для пяти тысяч гвардейцев (это без учёта членов их семей!). Полковой священник тогда говорил, что «как во всей церкви, так наипаче в алтаре над самым престолом, где Святые Тайны совершаются, великая бывает капель от многолюдного собрания». Поэтому в скором времени полк направил императрице Елизавете Петровне письмо с просьбой дозволить строительство нового деревянного храма. Царица не только согласилась, но даже попросила прислать ей чертежи.
Строительство началось в 1754 году по распоряжению Бартоломео Растрелли, занимавшего в то время пост обер-архитектора императорского двора; согласно дальновидной мысли придворного зодчего, фундамент рассчитали так, чтобы он смог выдержать впоследствии и каменный храм.
Возвели церковь достаточно быстро- всего за два года, и 1 июня 1756 года состоялось её торжественное освящение. Сама царица на церемонию не приехала, но прислала в подарок измайловцам священные сосуды и вышитые ею самой покровы на потир и дискос.
За время своего существования этот Измайловский храм пережил два серьёзных наводнения.
Первое, 1777 года, полностью затопило церковь, однако с его последствиями удалось справиться. А вот следующее, разразившееся в 1824 году и описанное в «Медном всаднике» А.С.Пушкина, что называется, «добило» сильно обветшавший к тому времени храм. Очевидцы вспоминали, что вода доходила до середины престола, подгнившие рамы уже не могли удерживать стёкла, и они валились прямо на головы молящимся...
Спустя три года старая деревянная постройка высочайшим повелением была разобрана, а на её месте началось строительство каменного храма.
Это случилось 13 мая 1828 года- в день Святой Троицы. Первый камень заложила императрица Мария Фёдоровна, супруга покойного Павла I и мать Николая I. Божественную литургию отслужил духовник царской семьи отец Павел Криницкий. Правда, на торжестве присутствовал один батальон- два другие находились в турецком походе.
Руководил возведением нового храма Василий Петрович Стасов. Спустя три месяца император Николай I лично посетил стройку и раздал всем трудившимся там по серебряному рублю- чтобы работа лучше спорилась. Ещё бы- его величество являлся шефом Измайловского полка и очень хотел, чтобы его подопечные (а заодно и российская столица) получили великолепный храм- на века. Царь высказался за то, чтобы новая церковь «по подражанию деревянной была бы в три придела: главный- во имя Святой Троицы, южный- Марии Магдалины, северный- Иоанна Воина». Строители, и правда, не мешкали- они вбили под фундамент пять с половиной тысяч свай, врзвели стены, поставили купола и кресты всего за четыре года.
Кстати, с куполами вышла любопытная история: Стасов хотел их покрасить светло-зелёной краской, а главки вызолотить. Но здесь мнение императора не совпало с мнением зодчего. Николай I предложил светло-синий цвет- по одной из легенд, по цвету воротников на мундирах Семеновского полка, по другой- по цвету измайловской формы. Разумеется, высочайшая точка зрения взяла верх. Примечательно, что когда купола покрасили, то на несколько дней запретили конное движение по прилегающим улицам, а сами улицы всё время поливали водой- так боялись, что голубые купола покроет слой пыли!
Работы уже заканчивались, когда в судьбу храма опять вмешалась стихия. Только на сей раз это была страшная февральская буря. Ураганный ветер сорвал с собора медную кровлю, а главное- золоченый крест, который разбился от удара о землю. Стасова даже на кокое-то время взяли под стражу...
Вышла задержка- строительство было завершено только через год. Освящение Троице-Измайловского храма назначили на 25 мая- день полкового праздника. Погода в этот день выдалась тёплая, солнечная, все соседние улицы запрудил народ- многие хотели присутствовать на церемонии, которую проводил лично митрополит московский Филарет (Дроздов). К вечеру в храм прибыл император со своей семьёй. Он осмотрел церковь и остался весьма ею доволен, что и понятно- прекрасный белоснежный собор царил над столицей. Да и внутри поражал величием своего убранства: грандиозного и одновременно простого, с благородным сочетанием белого и золотистого цветов... А над престолом установили сень с крестом и надписью «Сим знамением победиши». Николай I очень хотел, чтобы именно на эти слова падал взгляд молящегося.
Троице-Измайловский собор, несмотря на своё внешнее благополучие,- многострадальный храм. За свою относительно недолгую- меньше двухсот лет- историю он пострадал и от воды, и от огня, и от безбожной власти. В 30-е годы прошлого века славная история Отечества, в том числе его военная история, не была востребована. Пройдёт десяток лет, грянет Отечественная война-и мы вспомним о славных подвигах предков... а пока же металл с монумента героям-измайловцам отправляется в Германию на переплавку. Интересно, на что он пойдёт?
В «Историческом известии о всех соборных, монастырских, ружных, приходских и домовых церквах, находящихся в столичных городах Москве и Санкт-Петербурге», вышедшем в свет в середине XIX века, есть такое описание «собора в Измайловском полку»: «Вышина его составляет 38 сажен, верх украшен пятью куполами, составляющими одну купу, окруженную колоннами; он, так сказать, господствует над всеми окрестностями и своею огромною массою виден весь: со стороны моря из-за Кронштадта, со стороны Москвы от Царского Села и вообще со всех пунктов на 20 вёрст».
Конечно, в первую очередь это был воинский собор. В престольный праздник на площади перед храмом регулярно устраивали парад с окроплением святой водой полковых знамён, а после русско-турецкой войны 1877-1878 годов каждый октябрь в присутствии всех измайловцев служили заупокойный молебен по всем погибшим в Болгарии, в битве при Горном Дубняке, солдатам и офицерам. Позже, уже во время Первой мировой, в подвале храма устроили усыпальницу для павших. В планах было даже возвести отдельную часовню-усыпальницу, но о ней заговорили лишь в сентябре 1917 года, даже объявили конкурс на проект этого здания, но ни одной конкурсной работы получить не успели- наступил октябрь, и империя, подрубленная февралём, окончательно рухнула...
С Измайловским полком тесно связано имя великого князя Константина Константиновича, известного поэта, печатавшегося под псевдонимом «К. Р.». Семь лет (с 1883 года) командовал он «Государевой ротой» Измайловского полка и много сделал как для улучшения быта военнослужащих, так и для духовного роста своих подчиненных. Константин Константинович устраивал для офицеров литературные вечера- «Измайловские досуги», на которых выступали выдающиеся поэты- А.Н.Майков, Я.П.Полонский и другие. Сам князь читал солдатам стихи, посвященные Измайловскому полку.
Ещё Владимир Михневич в книге-путеводителе «Петербург весь на ладони», вышедшей в свет в 1874 году, писал: «При Петре Великом здесь стояла маленькая часовенка, в которой он, по преданию, в 1707 году, ночью, в присутствии Брюса, обвенчался с Екатериной». Прошли годы, на месте часовенки вырос монументальный Измайловский собор, но по-прежнему многие известные люди часто приходили к его иконам. Среди них- живший неподалёку Гаврила Романович Державин со всей своей семьёй (рузумеется, он посещал ещё деревянный храм), венчавшийся здесь с Анной Григорьевной Сниткиной Фёдор Михайлович Достоевский, отпетый под этими сводами композитор Антон Григорьевич Рубинштейн...
После революции Троице-Измайловский собор уничтожать не стали. Но в 1922 году- во время «кампании по изъятию церковных ценностей»- ограбили его. До этого события причт храма примкнул к обновленцам- видимо, в надежде всё же найти общий язык с новой властью. Не очень-то помогло: в 1932 году на металлолом пустили соборные колокола, а потом храм и вовсе закрыли. Сначала предполагалось разобрать здание, а на его месте из этих же материалов возвести... цирк. Другая обсуждавшаяся тогда идея: превратить собор- и того лучше- в крематорий. Пока окончательное решение не удавалось, церковь использовали под склад и она приходила в упадок. А в 1941 году началась Великая Отечественная война, и храм сильно пострадал во время бомбёжек и обстрелов блокадного Ленинграда.
Уже после окончания войны, в начале 1950-х годов, были предприняты первые попытки реставрации собора. Естественно, речь шла только о восстановлении внешнего облика, само же помещение по-прежнему использовали как склад. Второй раз ремонтом церкви озаботились уже во второй половине 1960-х годов. Но опять же интерьерами никто не занимался...
В 1969 году перед зданием бывшего Троице Измайловского храма появился памятник его архитектору- В.П.Стасову. Первоначально его установили там, где когда-то находилась снесенная в 1930-е годы колонна «Воинская слава». Однако, когда колонну решили восстановить на прежнем месте, с бюстом архитектора долго не церемонились: согласно распоряжению Правительства Санкт-Петербурга, памятник Стасову демонтировали. Правда с условием его последующего переноса на Измайловский проезд. Но постановление (как это часто бывает в части, касающейся «демонтажа», было выполнено быстро, а в части, относящейся к «переносу», так и осталось только на бумаге.
Собор вернули верующим осенью 1990 года в весьма плачевном состоянии: от пола почти ничего не осталось, стены были ободраны до кирпича, в подвалах плескалась вода. Средства на ремонт собирали долго и трудно, и в течение нескольких лет во время церковных служб по храму летали голуби, священники надевели свои облачения поверх пальто, а прихожане не снимали перчаток.
Тринадцать лет ушло на возрождение поруганного храма. Постепенно подвалы осушили, устроив там мастерские и трапезную. Постом Измайловский собор снова обрёл свой голос- на звонницу подняли колокола. К 2003 году основную часть реставрационных работ закончили. Кое-что даже удалось восстановить в первоначальном виде_ например, по белой штукатурке пустили золотой орнамент.
Одновременно была отреставрирована и ампирная часовня, построенная в самом конце XIX века по проекту С.П.Кондратьва в честь спасения императорской семьи при крушении поезда в Борках в октябре 1888 года, а также в честь спасения в 1891 году будущего императора Николая II, на которого во время посещения им Японии напал японский городовой. Летом 2006 года приступили к реставрации куполов Измайловского собора. Их одели в строительные леса, которые 25 августа, прямо во время службы, вспыхнули. Страшный огонь, охвативший верхнюю часть храма, был виден издалека. Внешние конструкции большого купола не выдержали и обрушились на внутренний свод. Получили повреждения и два боковых купола. К счастью, никто из прихожан не пострадал; были спасены и все церковные ценности. Причины пожара тогда так и остались невыясненными.
Начался очередной ремонт. Сгоревший купол решили восстанавливать по одной из новых технологий- из клееного бруса, покрытого огнеустойчивым материалом. И уже через два года, осенью 2008 года, на центральный купол подняли освященный крест.
Православные храмы, путешествие по святым местам. № 54.