Теги: древнерусское зодчество, март, москва, москва православная, московская епархия, московское зодчество, никольский храм, никольский храм на болвановке, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, таганка
Москва. Храм Николая Чудотворца на Болвановке
Москва. Храм Николая Чудотворца на Болвановке
Другие фотографии на ФотоКто: ← Базилика | old literary magazine →
Просмотры: 1663
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/7,1
Выдержка:
1/320s
ISO:
160
Ф.расстояние:
35mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
Дата съёмки:
08.03.2016 - 10:56:34
Адрес: Москва, Улица Верхняя Радищевская, 20
Годы строительства: 1697-1712
Архитектор: Осип (Иосиф) Старцев
Стиль: Древнерусское зодчество, московский стиль
Документально известно о стоявшей на этом месте с 1632 года деревянной церкви, нынешняя каменная выстроена в 1697-1712. Двухэтажный пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней.Теплая Никольская церковь помещена внизу, вверху холодная церковь Петра и Павла с приделами Введения и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Закрыт не ранее 1929. В 1930-х главы и верхний ярус колокольни сломаны, но восстановлены в 1950-х. Возвращен РПЦ в 1992, ремонтные работы продолжаются. Приписан к церкви Успения в Гончарах.
Первый, деревянный, храм Николая чудотворца известен с 1632 года. Архитектором чудом дошедшей до нас церкви был «подмастерье Приказа каменных дел» Осип Старцев, построивший в Кремле знаменитый ансамбль домовых церквей Теремного дворца об 11 главах на одной кровле, Крутицкий теремок, и трапезную в Симоновом монастыре. Здание пятиглавого храма, построенного в традиционном допетровском стиле с пирамидой кокошников, пятиглавием куполов, шатровой колокольней, замыкающая храм с запада, поделено на два этажа. На первом находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца, а на втором ярусе - летняя, с престолом во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича с приделами Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние (по старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу).
В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к храму.
Осип Старцев был очень талантливым архитектором, приверженцем московского стиля. Никольский храм на Болвановке - его последнее творение. Построенный в старых традициях, Никольский храм стал выразителем протеста против новшеств петровских реформ. Особенно если учесть тот факт, что в 1703 году появился Петербург и с самого начала своего основания стал центром России. Спустя два года после освящения Никольского храма, в 1714 году, вовсе было запрещено каменное строительство в Москве. Для православного московского архитектора это было настоящей катастрофой. Старый мастер принял иноческий постриг в одном из московских монастырей и умер после рокового в его жизни 1714 года. Никольский храм на Болвановке называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением последнего средневекового архитектора Москвы. Но судьба оказалась для его детища благосклонной.
После пожаров и многочисленных перестроек храм выглядит сейчас не таким, каким он был создан Старцевым. В нем находились бесценные древние иконы - деисус и образ Сергия Радонежского, написанные племянником преподобного Сергия Радонежского - архимандритом Симонова монастыря преподобным Феодором. Иконы были в серебряных ризах, дубовые иконостасы позолочены, паникадила исполнены из дорогой бронзы, а храмовые фасады украшали рельефные херувимы. На рубеже XIX - XX храм был обновлен архитектором В. А. Осиповым на средства купца Михаила Павловича Коликова. Были заново вытесаны наличники из белого камня, восстановлены узорчатые кокошники церкви, главы церкви вызолочены. Внутреннюю роспись выполнили художники М. И. и И. М. Дикаревы (М. И. Дикарев - реставратор Успенского собора).
Никольский храм закрыли около 1920 года, убранство уничтожили, но, к счастью, не снесли, а отдали под учреждения. В 1944 году храм хотели уничтожить, но его удалось тогда отстоять как памятник архитектуры и даже отреставрировать, восстановив в нем почти все, кроме крестов. И только в 1990 году храм отдали верующим. В нынешнее время храм приписан к соседней церкви Успения в Гончарах, где находится Болгарское подворье, и является действующим. Над храмом сияют кресты. Его интерьер полностью отреставрирован, хотя и не в том, дореволюционном виде. Здесь находится очень редкий в Москве образ Богоматери «Прибавление ума», как в Тихвинской церкви на ВДНХ. Слева от иконостаса - образ святителя Николая Чудотворца.
http://www.gomoscow.ru/moscow/helpinfo/dostopr/hramsobormoskow/13/