error
Регистрация

Снова об искусстве...и стереофотографии.

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Сергей Мухин
Опубликовано: 03.05.2012 в 15:33:53

 

Полседьмого утра, остатки сна цепко держат мысль: почему слова «ИСКУССТВО» и «ИСКУССТВЕННЫЙ» в смысле «не натуральный» - родственные, однокоренные? И вообще, что такое искусство? Какое искусство лучше: реалистичное, как фотография, кулинария и архитектура, или фантастическое, как балет, парфюм, реклама и пиар? Лень открыть глаза, и от этого только острее думается. Снилась какая-то художественная выставка. Перформанс. Как будто художники, типа выпускников Строгановки, несут свои работы по Третьяковскому проезду. Как на Первомайской демонстрации. А ведущая, похожая на Тину Канделаки, берет у них интервью в одном из бутиков Меркури. А я на этом реалити-шоу свет ставлю…

 

Из чего состоит произведение искусства? Изобразительные и технические средства. Композиция. Стиль. Жанр. Сюжет. Идея. Что еще? Да, самое важное: кроме самих шедевров еще есть Художник и Зритель (слушатель). Творец и Потребитель.

 

Собственно, любое искусство состоит из 2 частей. Те, кто его создают (авторы и исполнители со всеми своими инструментами), и те, кто этим искусством пользуются (зрители, слушатели, заказчики, коллекционеры, вообще - рынок). Это как инь и ян, на стыке которых возникает ГЛАВНОЕ. Смысл искусства. Эмоции. Энергетика.

 

Полвосьмого, включил компьютер, и (кажется), знаю – о чем написать. Разбудили меня птицы. Наверное, малиновка, я в них не разбираюсь. Ну, и воробьев было слышно.… Кстати, пение птиц – это искусство? Кажется, не мне первому приходит в голову этот дурацкий вопрос…

 

Вот музыка – да, искусство! Бывает народная и самобытная, так народ свой быт через музыку выражает. «Придет се-ре-нький во-ол-чооок, и ухватит за бочок…» Еще музыка бывает социальная, как марш, танго или псалмы, а бывает – профессиональная, как Чайковский или Джо Дассен… да какая угодно бывает, но с языком птиц – ничего общего! И что может быть более ИСКУССТВЕННЫМ, чем ноты - как способ записи музыки на бумаге? Только буквы, как средство выражения мыслей...

 

Как сказал один музыкант: «Писать о музыке – все равно, что танцевать про живопись». Однажды я видел балет по мотивам картин Босха, но это – совсем другая история.

 

В общем, музыка – это язык международного общения. Факт. Ежегодно в нашей стране проходят сотни всевозможных музыкальных конкурсов и фестивалей, ежедневно – сотни концертов, билеты на некоторые иногда достигают стоимости средненького подержанного автомобиля.… Миллионы людей носят МР3-плеер вместо очков, и ежедневно прослушивают … неизвестно сколько музыкальных композиций.…

 

Ничего подобного не происходит в мире фотографии. Сравнивать популярность фотовыставки и концерта — смешно, их эмоциональный накал — смешно вдвойне...

 

Фотография, в отличие от музыки, НЕ является языком международного общения. Почему? Ведь известно же, что более 90% информации об окружающем мире мы получаем именно через зрение.

 

Сколько ЛИЧНО ВЫ, уважаемый читатель, можете назвать популярных музыкальных коллективов, и сколько – фотографов и студий? Не обязательно лично знакомых... Ну, и какова их популярность, если одно с другим сравнить? А если посмотреть статистику информационно-развлекательных порталов, продающих билеты на выставки, конкурсы, концерты, то станет ясно – НАСКОЛЬКО мир музыки больше и активнее, чем мир фотографии.

 

Почему?

 

Ответ мне подсказал Р. Л. Толкиен в книге «Властелин колец». Кстати, профессиональный лингвист. Не помню дословно его рассуждения о языках во «Властелине Колец», но суть такова: язык гномов не был языком ОБЩЕНИЯ, в отличия от языка людей, или «ругательного» языка орков, или возвышенно-поэтического языка эльфов, но был языком ЗНАНИЯ.

 

Фотография тоже служит скорее языком знания, чем общения. В отличие от музыки. Известно, что одна хорошая иллюстрация эффективнее многих слов. Талантливая журнальная иллюстрация МГНОВЕНО сообщает то, на что потребовалось бы несколько минут чтения текста. Любую историческую фотографию хочется рассматривать и изучать: черты лиц, элементы одежды , быта, даже характерные дефекты старых фотографий — все рассказывает внимательному зрителю о давно минувших временах, о людях, об их достоинстве, быте, проблемах, настроении... прерву поток банальностей, известных любому фотографу.

 

Хорошие фотографии не хочется обсуждать. Молчание возникает совершенно естественным образом. Этот факт не перестает удивлять меня. Как и тот, что действительно талантливую музыку не хочется подпевать, в отличие от караоке. Великого чешского фотографа Йозефа Судека однажды спросили: «Как Вы отличаете хорошую фотографию от плохой?» Он ответил: «Очень просто: я вешаю ее на стену. Если фотография в течение года мне не надоела — это хорошая фотография». Великое передается в молчании.

 

Я знаю многих фотографов. И мой опыт говорит о том, что КАЖДЫЙ из них (без исключений) — серьезный философ. Просто далеко не каждый хочет говорить о своей философии. Которая тем серьезнее, чем выше его профессионализм. Фотография — философия практическая. Каждым кадром фотограф создает (СОЗДАЕТ!) свое отношение к окружающему миру — реальному или вымышленному. В сутках 24 часа, вокруг  — 360 градусов в каждую сторону... А фотография — это доля секунды, вырезающая из окружающего мира кусочек, равный углу зрения объектива... Ставя свет, выбирая сюжет, ракурс, момент нажатия на кнопку, фотограф делает ВЫБОР. Выражая свое отношение к окружающему миру. Которое далеко не всегда выражается словами. Подобно музыке...

 

Я не говорю о том, что успех может быть достигнут или убит последующей обработкой фотографии. Разумеется, это так. И это — тоже личный выбор и ФИЛОСОФИЯ автора. Быть Мастером своего дела или нет? Все-таки, фотография — искусство техническое...

 

О другом хотел сказать: если фотографию ХОЧЕТСЯ ОБСУЖДАТЬ — значит ли это, что фотография плохая? Типа шлягера, который хочется петь? Отнюдь. Просто у этой фотографии другое назначение. Это разные вещи, хотя может быть и одна фотография. Оригинал висит в галерее, а копия размещена в «Одноклассниках». И стала СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ.

 

Интересно, а чего в социальных сетях больше: фотографий или музыки?

 

У большинства моих знакомых на личных страницах больше фотографий. За редким исключением нескольких музыкантов, у которых фотографий вообще мало. Может быть, это случайное совпадение?

 

Уважаемый читатель, попробуйте вспомнить: сколько ЛИЧНО ВАШИХ знакомых имеют музыкальные инструменты, а сколько — фотоаппараты? Достаточно зайти в любой супермаркет и посмотреть на размер музыкального и фото-отдела, чтобы сделать вывод: мир фотографии не меньше мира музыки, а скорее больше! И более творческий, судя по количеству покупаемых инструментов... В мире музыки больше ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (слушателей), а в мире фотографии — ТВОРЦОВ (фотографов)! Факт!

 

И мне приятно констатировать этот факт на странице первой социальной сети, где захотелось зарегистрироваться.

 

Наш мир очень быстро меняется. Историческими становятся не только профессиональные репортажные фотографии, но и любительские бытовые. Говорят, ежегодно количество фотографий удваивается. Фотографии все больше перекочевывают в электронные архивы. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО становится все более доступным: достаточно иметь «творческое» отношение к окружающему миру и нажимать на кнопку с чувством композиции, - остальное камера сама сделает. А если немножко поучиться творческим методам обработки фотографий — наклепать шедевров можно несметное количество! Самое смешное в том, что это не шутка! Так и происходит! Именно так молодое и талантливое поколение сменяет нас - тех, кто профессионально знает и фотохимию, и резольвометрию, и виньетки умеет делать с помощью ножниц и фототехнической пленки, и кому эти знания и навыки никогда уже не понадобятся. Любая подборка «Фото дня» любого фотосайта это доказывает.

 

При этом САМА ФОТОГРАФИЯ остается прежней. Законы композиции никто не отменял... правило золотого сечения, светотень, контражур, тональная перспектива — все осталось прежним. С того момента, как фотография стала цветной — в ней ничего революционного не произошло. Автофокус, развитие сети фотолабораторий, развал системы фотоклубов, переход на цифру, возникновение новых фотошкол и сообществ, интернет-сервисы и социальные сети — для зрителя ничего качественно не изменилось. Только доступность и оперативность. Портфолио стало жанром фотографии. Семейный альбом хранится в мобильнике или в сети. Ну и что?

 

Сейчас модно говорить о Три-Дэ-технологиях. О том, что скоро все визуальные коммуникации станут трехмерно-голографическими... О том, что 3D-стерео «подвинет» фотографию традиционную, а так же кино, телевидение и интернет...

 

Действительно, пик интереса к 3D-стерео совпал с успехом «Аватара» в 2009-2010 годах, который в 3D-формате собрал в 7 раз больше денег. На Фотофоруме 2009 в Крокусе не было представлено НИ ОДНОГО девайса или программы для 3D-стерео. Вру, был один... в кармане у менеджера Фуджи лежал прототип будущей FUYI Real3D. Я зашел на пресс-конференцию SONY, и попросил рассказать о планах по развитию стереофотографии и объемного телевидения. Японцы долго совещались, и ответили: «Мы изучаем этот вопрос». В 2010 году на том-же Фотофоруме 3D-стерео в том или ином виде было представлено уже на 9 стендах. В том числе 3D-телевизоры SONY с активными очками. Сейчас уже 2012 год, а развитие 3D-стереотехнологий как будто остановилось... ПОЧЕМУ? Почему больше никому не удалось повторить тот головокружительный успех «Аватара»? Может быть, потому, что для этого надо быть «Кэмероном»?...

 

Отвлекся, хотел поговорить о стереофотографии. Не буду сейчас говорить ни об истории, ни о технике стерео. Но если взять в руки стереоскоп, или через 3D-очки посмотреть на любую более-менее удачную стереофотографию, то главное отличие следующее: ее хочется РАССМАТРИВАТЬ. Этот процесс похож на путешествие в мир всего одной фотографии, занимающий не секунды, а МИНУТЫ!... Третье измерение реально добавляет информативность и меняет эстетику. В стереофотографии роль кадрирующей рамки, тональной перспективы, глубины резкости и некоторых других аспектов оказывается совершенно иной... хотя в целом композицию никто не отменял...

 

Многим не нравятся стереофотографии. Абсолютно нормальное явление. Как многим не нравится цветная фотография, в отличие от черно-белой. Как многим вообще не нравится фотография, особенно своя — на паспорте... о вкусах не спорят и о вкусах спорят всегда.

 

Я профессионально занимаюсь стереофотографией с 2005 года, и в следующий раз расскажу поподробнее о технике, истории, эстетике... Современная стереофотография — это почти так же просто, как и «просто фото». Но есть и «подводные камни». Например — каким должно быть расстояние между объективами при съемке? Ответ «65 мм — как между глазами» - неверный. В общем, расскажу.

 

Важно, что в арсенале фотоискусства есть еще одно выразительное средство. Для создания нового качества— ТРЕТЬЕГО ИЗМЕРЕНИЯ. А насколько оно (это качество) «натуральное» или «искусственное» - честно, не знаю. По разному бывает...

 

И вообще, я не знаю — что такое искусство? Важно, чтобы оно помогало жить. Чтобы мой заказчик, повесивший на стену стереофотографию, не снял ее через полгода, следуя совету Йозефа Судека. Хотя, не обязательно на реальную стену, интернет вполне годится для общения с помощью стереофотографий. Время такое...

 

----------------------------------

 

Стерео — это когда левый глаз видит «немножко слева», а правый — немножко справа». То есть, обычно стереофотография — это стереопара. Которую можно смотреть разными способами.

 

Мне нравится техника «анаглиф». Из левого кадра берется красный канал, а из правого зеленый+синий. На экране они смешиваются и двоятся. А анаглифные очки (red-cyan) разделяют стереопару обратно. Красное стекло очков слева. Очки можно заказать на сайте http://render3d.ru , кстати, я там не работаю. Приятного просмотра.

 

-----------------------------------

 

Мухин Сергей , 1.05.2012.

 

1
1

Первопечатник Иван Фёдоров изучает прайс...

2
2

Настя

3
3

Маркс и Энгельс. Памятник на фабоике ДЭФА, Германия

 
Просмотры: 4973
 

Комментарии:

Александр Игоревич
Замечательная статься, Сергей!

Прочитал с огромным удовольствием, тем более что философы в фотографии (готовые этой философией поделиться) мне встречаются довольно редко.

> Сейчас уже 2012 год, а развитие 3D-стереотехнологий
> как будто остановилось... ПОЧЕМУ?

Мне кажется, потому что:

1. Как и в фотографии, тут сложно придумать что-то новое, найти какую-то прорывную технологию способную вывести 3D на качественно новый уровень.

2. Поддержкой 3D в вашем TV уже никого не удивить. + Низкие прибыли. Так например, крупнейший производитель видео игр Electronic Arts отказался от продвижения 3D по этой причине.

3. Она далеко не всем пришлось по вкусу. Болит голова, режет глаза или просто классическая картинка приятнее. (Я из этого числа)

И последнее размышление на этот счёт.

Потребитель уже давно жаждет реалистичную картинку (на все 360 градусов), тактильные ощущения, запах, вкус, и возможности самостоятельно влиять на ход событий, будь то фильм или компьютерная игра.

3D не вызывает эффекта полного присутствия, оставляя горький привкус, как и все остальные технологии вроде подвижного кресла или вибрации в игровом джойстике. Всё не то. И как мне кажется, такие технологии справедливо являются всего лишь перевалочным пунктом. Куда? В самом заоблачном варианте – в абсолютно альтернативную реальность, которая станет доступна с объединением человеческого мозга и компьютера.
03.05.2012 - 17:34:44
 
Сергей Мухин
Спасибо за отзыв.

Статья начинается с того, что "Искусство" и "Искусственный" - родственные слова. А Вы говорите о том, что потребитель жаджет "естественности": ощущений на 360 градусов для всех 7-8 чувств-с... Да мало ли кто чего жаждет? Кстати, КНИГА еще дальше от реалистичности. Но литература от этого не перестает быть ИСКУССТВОМ. А поэзия - вообще... требует особой душевной организации от своих читателей...

Да, 3D не вызывает эффекта полного присутствия. А что, надо - чтобы вызывало? Кто это сказал? Менеджер, продающий билеты на 3Д-фильм? А если такой-же менеджер будет билеты на балет продавать (тем, кто балета никогда не видел) - подумайте, какие завлекаловки он должен придумать?

Проблема 3Д-стерео состоит в том, что разные участники разработки (продюсеры, инженеры, операторы, продажники билетов, и т. д.) имеют РАЗНОЕ представление о том, какими свойствами должно обладать 3Д-произведение искусства?

И надо быть Кэмероном, чтобы всех "построить". Чтобы разные люди работали в одной команде, а не хаотично, как во всей остальной мировой 3Д-отрасли.
03.05.2012 - 17:53:41
 
Александр Игоревич
> Да мало ли кто чего жаждет?
> Да, 3D не вызывает эффекта полного присутствия.
> А что, надо - чтобы вызывало?

Первый мой поход в современный кинотеарт запомнился именно тем, что когда в кадре был вентиляционный колодец, в него упал горящий обломок. Фильм был про катастрофу. Так вот. Я до этого ничего не знал про звук 5.1. И про то, что колонки располагались в зале как спереди, так и по бокам, так и сзади. Звук прошёл по ним с левой стороны, и утих где-то сзади. Что заставило меня испугаться и обернуться. Настолько меня это обескуражило.

Возникает вопрос, зачем в кинотеартры поставили сначала реалистичный звук, затем 3D, затем в IMAX (если не изменяет память) сделали огромный экран, затем поставили наклоняющиеся кресла (не везде правда), а кое-где вроде даже экспериментируют с запахом?

Зачем придумали и продвигают FullHD? Зачем встроили 3D в бытовой телевизор?
Зачем встраивают вибрацию в джостик? Зачем Sony выпускает технологию Move, а Microsoft продвигает Kinnect?

> Кто это сказал?

Да в общем-то никто. Всё просто стремится к общему знаменателю. И я говорю лишь о том, что технологии будут вытеснять друг друга.

3D-стерео от этого самодостаточной быть не перестанет, и всегда найдёт своих поклонников.
03.05.2012 - 18:21:50
 
Александр Игоревич
Как и книги, как и фотография, как и всё прочее.
03.05.2012 - 18:24:51
 
Сергей Мухин
>...Звук прошёл по ним с левой стороны,
>и утих где-то сзади. Что заставило меня
>испугаться и обернуться.
>Настолько меня это обескуражило.

Да, сила искусства, однако...

У меня другой опыт. Увидев репродукцию Ван Гога "Ирисы", я занялся макросъемкой. Старался повторить тот самый, НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ракурс - вид снизу... Потрясающая картина, как точно передает настроение человека, валяющегося в траве...

Ирисов не снимал, а ландыши как-нибудь выложу. Не 3Д, и даже не цветные. Снимал на ч/б, 6х6.

> Возникает вопрос, зачем в кинотеартры поставили сначала
>реалистичный звук, затем...

Здесь, как я понял, собрались фотографы, и звука в фотографии нет. (Не должно быть, если не ронять!). А кино живет немножко по другим законам.

Немножко - снова о СМЫСЛЕ искусства, если позволите.

Черно-белая фотография считается более художественной, чем цветная. Потому что нет цвета. Потому что мозги зрителя каждый раз ДОДУМЫВАЮТ ЦВЕТ. И каждый раз это происходит по-разному.

Происходит АКТИВНОЕ восприятие. За счет этого черно-белая фотография не так "приедается" как цветная. которая более реалистична.

И не так утомляет, как телевизор. В котором уже все есть: и звук, и фильмы, и запах - если на него чай пролить...

В отличие от фотографии телевидение не считается искусством. Хотя, можно говорить об отдельных видах искусства в рамках телевидения: операторское искусство, режиссура, реклама... но не телевидение в целом.

>Зачем встраивают вибрацию в джостик?
>Зачем Sony выпускает технологию Move,
>а Microsoft продвигает Kinnect?...

А хрен его знает... бизнес, однако... можно еще другие реалистичные игрушки с вибратором вспомнить...

Но к теме искусства это не имеет отношения.

>3D-стерео от этого самодостаточной
>быть не перестанет, и всегда найдёт
>своих поклонников.

Спасибо. Согласен.
03.05.2012 - 19:12:26
 
Михаил Кондулинский
по моему, абзац

"Черно-белая фотография считается более художественной, чем цветная. Потому что нет цвета. Потому что мозги зрителя каждый раз ДОДУМЫВАЮТ ЦВЕТ. И каждый раз это происходит по-разному."

ответ на все вопросы.
09.05.2012 - 20:45:01
 
Сергей Мухин
Я слышал такое мнение много раз, не сам придумал. Согласен, что мнение спорное. Как и любое другое. Но ПРАВОТА этого мнения (хотя-бы частичная) доказывается тем фактом, что черно-белая фотография еще существует, и пользуется некоторой популярностью.

А насчет "додумывания цвета" - это личное наблюдение. Наблюдение за собой, и мнение некоторых клиентов, заказывавших ч/б.
13.05.2012 - 18:34:20
 
Сергей Мухин
Михаил, простите, не сразу понял Вашу мысль, слово "абзац" воспринял в переносном смысле. Виноват. Поэтому заменил предыдущее сообщение.
13.05.2012 - 18:37:12