error
Регистрация

Фото с концертов - как лучше всего обработать фото

Рубрика: «Photoshop и ретушь»
Автор: Нина
Опубликовано: 09.10.2012 в 09:19:22

Выбор подхода к обработке

Следует осознавать пределы вмешательства в кадр. Если вы снимаете для новостного СМИ, вмешательство в кадр, строго говоря, недопустимо. 

Однако будем честны: чаще всего от нас требуется не документальное подтверждение факта концерта, а эмоциональный портрет. Многие потенциально выигрышные  снимки не годятся для публикации «как есть»: тусклые цвета, потеря контраста по вине сценического дыма, не до конца побеждённая шевелёнка, помехи из сценического оборудования  делают оригинал малоинтересным. Если стопроцентная документальность не требуется, мы можем вмешиваться в кадр сильнее — главное, чтобы результат такой обработки не выдавался за строго документальный. 

Можно, конечно, забыть про умеренность и пойти ещё дальше — наложить компьютерные спецэффекты, текстуры, добавить фальшивых бликов и вклеить в картинку «то, чего не хватает», например, крутой прожектор. Но если автор увлекается коллажами, ему не стоит  называть такой результат фотографией.

Шумы

Шумы — первейший спутник концертного фотографа.  Устранение шумов в общем случае выполняется силами фильтра-шумодава из Adobe Camera Raw и Photoshop или через плагины других производителей (я предпочитаю плагин Noiseware Professional). При удалении шумов следует соблюдать умеренность — небольшой, едва заметный шум придает изображению реалистичность, а  сильно сглаженная картинка  вызывает ощущение «чрезмерной обработки».

На резких участках фото некоторый шум, скорее всего, не будет сильно мешать и добавит «фактурности». Однако он будет неприемлем в тех областях, где нет резких деталей, особенно в районе градиентов. Если вы уже очистили картинку от шумов, но отдельные области ещё требуют доработки, можно повторить операцию на с копией картинки на отдельном слое и замаскировать те области, где достаточно было однократного применения шумодава.

 

Локальный контраст

Задымленные фотографии часто получаются мутными и слабоконтрастными. Для возвращения снимку приемлемого вида стоит применить какой-либо прием, улучшающий микроконтраст. Я использую для этого фильтр Bleach Bypass из набора Color Efex Pro 3.0. Фильтр может сильно стилизовать картинку, но я не использую его на всю мощь, а только увеличиваю Local Contrast. Параметр Saturation я устанавливаю примерно в 90%, где насыщенность цветов соответствует исходной, и не использую Global contrast.

 

Маскировка недостатков: черно-белый и тонированный снимок

Если знаменитые музыкальные группы способны привезти на концерт своего светоинженера, то подавляющее большинство групп среднего звена довольствуется услугами клубного световика. Такая картина наблюдается и на довольно больших событиях, не говоря уже о маленьких концертах. В итоге, цветной снимок представляет из себя кошмарную цветовую кашу, как в данном примере: тускло-оранжевый на певице, пурпур на потолке,  сзади  пробивается синий, и всё это великолепие, разумеется, никак не согласовано между собой по яркости. Такой кадр можно удачно улучшить, переведя  черно-белый (далее ЧБ).

Сам вопрос создания изображения в ЧБ весьма обширен и за дополнительным чтением я отсылаю к хорошему обзору Алика Войтеховича. Для перевода в ЧБ нам даже удобно иметь разноцветные участки кадра: регулируя их относительный вклад в яркость результата, мы можем повысить контраст изображения и выбрать, что мы хотим подчеркнуть, а что «спрятать в тень».

 
"фото с концертов" - In Strict Confidence, Amphi Festival 2011, Koln, Germany
"фото с концертов" - In Strict Confidence, Amphi Festival 2011, Koln, Germany

Для примера, преобразуем данный кадр в черно-белый  посредством корректирующего слоя Black & White с помощью показанных настроек — усилив вклад теплых тонов (певица) и уменьшив вклад холодных (потолок). Цель достигнута — вышел значительно более контрастный (а значит, визуально привлекательный) снимок с хорошим акцентом на музыканте. Правда, не обошлось без потерь: если приглядеться к проводам, свисающим с осветительной фермы на заднем плане, видно, что их очертания стали рваными. Это произошло потому, что   мы сильно воздействовали на  холодные оттенки, что повлияло на плавные переходы в этих тонах.  

Кстати, одним из эффективных способов перевода в «особо контрастное» ЧБ является уже упоминавшийся выше Bleach Bypass из набора Color Efex Pro — в нём можно полностью убрать цветовую насыщенность и отрегулировать глобальный и микро-контрасты по вкусу. Так же набор фильтров предоставляет несколько фильтров, заточенных под преобразование в ЧБ.

 
"фото с концертов" - Интерфейс Color Efex Pro 3.0, Bleach Bypass.
"фото с концертов" - Интерфейс Color Efex Pro 3.0, Bleach Bypass.

Обработка фильтром Bleach Bypass

Упомянутый выше фильтр Bleach Bypass из комплекта Color Efex Pro хоть и не является, строго говоря, инструментом перекраски снимка, но отлично подходит для стилизации некоторых фотографий в жесткие, частично обесцвеченные эффектные картинки. Часть читателей, возможно, сейчас опасливо подумала, а не выйдет ли результат чрезмерно компьютерным? Если исходный снимок был отличным сам по себе, то радикальные меры, возможно, излишни.  Но если подобная стилизация, оттолкнувшись от исходного кадра, способна  довести снимок до крайне эффектного вида, то почему бы не её не применить? При необходимости этот эффект даже можно приложить к снимку неоднократно. Замечу, что хотя плагин Color Efex очень удобен  - он  даёт возможность просмотреть на хожду получающийся результаи - приём Bleach Bypass можно реализовать и стандартными средствами  Фотошопа. Варианты этой простой техники с легкостью ищутся в интернете по ключевым словам "bleach bypass tutorial".

"фото с концертов" - Atheist, Jalometalli 2009, Oulu, Finland
"фото с концертов" - Atheist, Jalometalli 2009, Oulu, Finland

Selective Color: улучшение цветовой насыщенности

В силу особенностей человеческого восприятия зритель из произвольного набора снимков предпочтет те, где есть сочные, насыщенные цвета. Увы, непредсказуемость и бесконтрольность концертного освещения зачастую лишает возможности сделать красивый насыщенный кадр в принципе. Цвета приходится «облагораживать» при постобработке.

Данная статья не подходит для детального изложения сведений о гармонии цветов (эту информацию легко найти в  литературе по живописи), но важно понимать, как именно можно получить чистые тона из «грязных».  Для этого посмотрим на знакомую всем пользователям Photoshop круговую диаграмму цветов.

"фото с концертов" - диаграмма цветов
"фото с концертов" - диаграмма цветов

и на стандартные уравнения получения вторичных цветов (система CMY) из первичных (RGB):

Красный (R ) +Синий (B) =Пурпур (M)

Синий (B) +Зелёный (G) = Голубой (C)

Красный (R )  + Зелёный (G) =Желтый (Y)

Несложно заметить, что на круговой диаграмме вторичные цвета находятся между соответствующих первичных.

Корректирующий слой Selective Color в Photoshop позволяет управлять одним из 6 первичных и вторичных цветов, добавляя в выбранный оттенок цветовые и яркостные примеси. Точное значение цвета этой «примеси» задаётся в системе CMYK.  Подмешанная компонента может быть отрицательной, т.е. из исходного цвета будет вычитаться «нежелательная примесь».

Грязный цвет — это, по сути, чистый цвет определенного оттенка с подмешанным к нему несовместимым цветом. Несовместимый цвет — это оттенок, располагающийся на цветовой диаграмме прямо напротив исходного. Применительно к практике, установка в слое Selective Color добавки несовместимого цвета в отрицательное значение приведет к «вычищению» цветов. Например, если мы хотим из грязно-красного получить очищенный красный, сдвинем в канале “Red” в отрицательное подожение ползунок “Cyan”, если хотим почистить синий — убавим в канале “Blue”  компоненту “Yellow”, и так далее (для наших целей вполне хватит  исключения «примерного» паразитного оттенка). Следует соблюдать умеренность, чтобы картинка не стала чересчур кислотной — как и в случае с присутствием шумов, определенное «несовершенство чистых цветов» будет более реалистичным, чем полыхающая «кислота». Обычно я, помимо зачистки цвета, экспериментирую со всеми компонентами исправляемого канала, что позволяет слегка перекрасить картинку в более благородные оттенки (например, я предпочитаю оранжевые тона пурпурно-красным).

Например, на этом снимке вся коррекция сделана только Selective color в режиме «Absolute».

В красном: C -92%, M-20%, Y-28%, B+22%  

В желтом:  C-28%, M-19%, B-19%

В голубом: Y-4%  

В синем: Y-54%  

Как видим, уменьшение голубой составляющей в тёплых тонах проявляет чистые тёплые цвета, а уменьшение «паразитного» желтого в синих — существенно облагораживает синий оттенок. Точные значения коррекций определяются на глаз до достижения оптимальных на ваш вкус оттенков.

Так как при цветном освещении не существует понятия «цветовой температуры», строго говоря, нельзя сказать, какой цвет будет истинным и настоящим.

"фото с концертов" - Emilie Autumn, 2012, Nosturi, Helsinki
"фото с концертов" - Emilie Autumn, 2012, Nosturi, Helsinki

Selective Color: перенасыщенные цвета

Польза Selective Color не ограничивается чисткой цветов. Концертное житие-бытие знаменито своими мощными цветовыми заливками, когда, например, почти монохромный прожектор «затапливает» сцену красным или синим. Картинка выглядит  лишенной деталей  и абсолютно плоской. Борьба с проблемой начинается сразу на этапе RAW-конвертации — в оном, посредством коррекции цветовой температуры, параметров насыщенности и цветности в разных каналах можно улучшить ситуацию. Принцип исправления таков: когда у нас есть почти монохромная заливка красным с примесью жёлтого, имеет смысл перекрасить красные и желтые спектральные полосы немного по-разному и, если требуется, устранить перенасыщение цвета путем подмешивания противоположного цвета. За счёт вручную увеличенной разницы цветов в красном и желтом канале появится больший цветовой контраст и картинка станет более комфортной  для зрителя.

 

Selective Color: подчёркивание мелких деталей

Известно, что канал, в котором находятся те самые «несовместимые» по отношению к общему тону фотографии оттенки, в то же время содержит информацию о мелких деталях снимка. Именно поэтому при «чистке цветов» не следует убирать паразитный оттенок «в ноль»: помимо возникновения на снимке чересчур «кислотного» цвета, картинка потеряет в детализации.  

На следующем снимке я показал исходный кадр и его вариант с прибавленным голубым в красном канале, где эффект подъема детализации хорошо заметен (такая коррекция меняет и яркость картинки, поэтому исправленный результат был высветлен с помощью кривых). В дальнейшем можно тонировать «детализированный» результат в предпочитаемый оттенок.

"фото с концертов" - Rammstein, Sonisphere 2010, Istanbul, Turkey
"фото с концертов" - Rammstein, Sonisphere 2010, Istanbul, Turkey

Локальное улучшение контраста

Интересный приём улучшения картинки состоит, как ни странно, в использовании обычного режима автокоррекции Photoshop. Представим себе снимок, где лицо музыканта потеряло в контрасте по вине плохой освещенности или задымления. Поступим так:
- Отметим исправляемый участок (в нашем случае —лицо музыканта) инструментом Lasso. Важно захватить самые тёмные и светлые области, но при этом не отметить посторонних частей кадра с сильно отличающейся яркостью.
- Выполним  растушёвку отмеченной границы (Select — Modify — Feather) с радиусом, который при вашем разрешении снимка сгладит контур отметки в разумных пределах. Нам требуется, чтобы граница отметки сохранила общую форму, но не была неестественно резкой.
- Дадим команду Image — Auto Contrast, который и будет применен к отмеченной области. Эта операция улучшает плохой контраст в отмеченной области.

 
"фото с концертов" - Frozen Plasma, Amphi 2010, Koln, Germany
"фото с концертов" - Frozen Plasma, Amphi 2010, Koln, Germany

Помните, что улучшение контраста требует аккуратного выполнения отметкии некоторого количества проб и ошибок. Если при отметке окажутся задеты  яркие области фона, то алгоритм сочтёт, что область уже имеет достаточно сильный контраст и не внесет изменений. Остальные режимы автокоррекции из меню Image так же могут быть использованы в экспериментах по улучшению изображения.

 

Осветление и затемнение участков кадра

Нередка ситуация, когда в кадре оказываются лишние детали, без которых кадр смотрелся бы выигрышнее. Такие участки бывает уместно притемнить.

Сделать это можно, например, таким способом:
- Создаем новый слой командой Shift-Ctrl-N (меню Layer -> New).
- В появившемся диалоге устанавливаем Mode: Soft Light и ставим галочку в пункте “Fill with Soft-Light-neutral color (50% gray)”. Создаётся новый слой, залитый 50% серым, в режиме Soft Light.
- По этому слою рисуем черной или белой кистью с небольшой прозрачностью. Участки, закрашенные тёмным, будут затемняться, светлым — высветляться. Удобство этого метода перед инструментом Dodge / Burn в том, что все вносимые изменения не затрагивают исходного изображения, т.е. их можно в любой момент отменить.

Мой алгоритм обработки изображений

Снимки с концертов исчисляются десятками и сотнями, а репортажная натура съемки диктует оперативность публикации конечного результата. Проще говоря: на один снимок мы хотели бы потратить 1-2 минуты. Поэтому концертные фотографы приходят к простым и эффективным схемам постобработки, которые не отнимают много времени. Кстати, для пущего ускорения я открываю по 20-40 снимков одновременно, чтобы не тратить время на открытие каждого по отдельности.

Итак, перед нами исходный кадр, который мы выбрали для обработки из-за хорошо пойманного момента и приемлемого технического качества. Первое, что мы делаем — открываем его в ACR, чтобы подправить экспозицию, цветовую температуру (если требуется  изменить цветовой тон фотографии) и выполнить, если необходимо, высветление-затемнение важных участков силами инструментов Adjustment brush и Gradient Tool.  Как правило, большинство параметров остаются на своих местах, но я при необходимости исправляю экспозицию и кривые и могу аккуратно подвигать движки контраста и микроконтраста (clarity).

 
"фото с концертов" - Emilie Autumn, 2012, Nosturi, Helsinki, Finland
"фото с концертов" - Emilie Autumn, 2012, Nosturi, Helsinki, Finland

Если мне требуется лишь веб-разрешение, я открываю концертные снимки в уменьшенном размере с целью экономии ресурсов,  сохраняя 16-битный режим (в нём больше «запас качества», то есть точнее передаётся информация).

Все дальнейшие манипуляции у меня записаны в экшен, на прогон которого обычно требуется несколько десятков секунд.
- Первым делом по картинке проходится «шумодав» с небольшой силой воздействия (Noseware Professional, устрание яркостных шумов на 20%).
- После чистки от шумов создаётся слой Selective Color и я добиваюсь «вычищения» цветов на фото, согласно описанной выше логике. На данном этапе и возникает, по сути, почти готовая картинка.

 
"фото с концертов" - Emilie Autumn, 2012, Nosturi, Helsinki, Finland
"фото с концертов" - Emilie Autumn, 2012, Nosturi, Helsinki, Finland

- Затем создается копия изображения в отдельном слое, к которому применяется Bleach Bypass фильтр из набора Nik Color Efex Pro 3.0. Если в этом фильтре установить цветовую насыщенность порядка 90%, картинка будет очень похожей по насыщенности на оригинал, т.е. фильтр будет влиять только на микроконтраст. Настройки параметра Local Contrast я подобрал таким образом, чтобы эффект усиления микроконтраста был довольно заметным, но без излишества.  Слой с результатом работы фильтра имеет режим наложения Luminosity.
- Теперь я могу с помощью изменения прозрачности этого слоя подправить эффект усиления микроконтраста  по вкусу. Таким образом, вслед за цветом был приведён в норму яркостный микроконтраст.

 
"фото с концертов" - Emilie Autumn, 2012, Nosturi, Helsinki, Finland
"фото с концертов" - Emilie Autumn, 2012, Nosturi, Helsinki, Finland

- В картинке может всё еще оставаться ошибка по экспозиции, и кроме того, Selective Color и Color Efex вносят в распределение яркостей собственную поправку. Логическим третьим шагом будет использовать кривые или уровни (в корректирующем слое с режимом наложения Luminosity, дабы влиять только на яркостную компоненту изображения) для коррекции ошибок гистограммы.

"фото с концертов" - Emilie Autumn, 2012, Nosturi, Helsinki, Finland
"фото с концертов" - Emilie Autumn, 2012, Nosturi, Helsinki, Finland

- Наконец, слои объединяются в один, уменьшаются под требуемое разрешение (команда File — Automate — Fit Image), и к ним применятся полезный экшен «Интеллигентная резкость 2.0» Павла Косенко. Параметры прозрачности слоёв «с резкостью» Lighten и Darken, генерируемых этим экшеном, заданы как 50% и 80%. Кроме того, на оба этих слоя дополнительно накладываются абсолютно чёрные маски. Это позволяет не прибегать к безоглядному повышению резкости на всей картинке.  
- Я прохожусь широкой мягкой белой кистью по маскам обеих слоёв «резкости» примерно там, где имеются резкие детали. Во всех остальных областях повышение резкости может проявить структуру шума и испортить качество снимка.

 

Заключение

Серьезный авторитет в концертной фотографии — не только тот, кто снимает концерты пачками. Важнее следить за творчеством тех, кто передаёт своё уникальное видение фотографическими средствами. И не забывать о других репортажных фотографах и вообще фотографах ;-)

Источник: photoindustria.ru


Смотрите также:

Инвалиды зрения могут показать нам то, что они "видят"

 
Просмотры: 16350
 

Комментарии:

delete (id14954)
для полного ознакомления дайте и ссылку на книгу из которой это все взято
09.10.2012 - 13:44:09
 
Марат
Источник указан.
16.11.2012 - 19:38:03