Деление на жанры существует во всех видах искусства. Уже в древнегреческом театре была трагедия и комедия. Зайдя на любую интернет-галерею, мы так же увидим деление на разделы (жанры) фотографии. И заходя в раздел «пейзаж», наверно очень удивимся, обнаружив там портрет, или вазу с цветами.
Далее я попробую дать описание основных жанров, используя наиболее распространенное (и у нас и за рубежом) деление: пейзаж, жанровая (street), репортаж (фотожурналистика), портрет, ню (акт, обнаженная натура), натюрморт, животные, природа.
ПЕЙЗАЖ
Самый популярный жанр среди фотолюбителей всего мира, а самый любимый сюжет - закат.
Почему же пейзаж? Красиво! А главное – всем понятно и автору и зрителям.
Основная задача, которую выполняет пейзажная фотография – эстетическое развитие автора и, если фотография действительно «великолепна», то и множества зрителей.
У современного человека наиболее хорошо развито восприятие эстетической составляющей в искусстве. На это не надо тратить усилий, оно приходит само в процессе восприятия окружающего мира.
В предыдущей заметке, я уже упоминал об ощущениях и восприятии. Из всего спектра человеческих эмоций, они представляют самый начальный уровень. Ощущения – это реакция наших рецепторов (слуховых, тактильных, вкусовых, зрительных, обоняние) на раздражители – горький, тяжелый, светлый, тихий, хорошо пахнет и т.д. Ощущения работают на подсознательном уровне.
В процессе восприятия происходит обработка полученных ощущений с их наложением на приобретенный жизненный опыт. В этом случае задействованы память, сформировавшиеся образы и поведенческие паттерны. Услышав выстрелы и взрывы (задействованы слуховые рецепторы), мы испытываем беспокойство, страх (воспринимая это как опасность).
Вердикт – «красиво», это результат нашего восприятия.
Красивые вещи и творения природы окружают нас с самого рождения. Целая армия дизайнеров трудится не покладая рук, стараясь сделать красивую одежду, посуду, бытовую технику, мебель, предметы интерьера, дома и т.д. Глядя на эти вещи и окружающую нас природу (об архетепическом восприятии человеком природы я упоминал ранее) человек уже ЗНАЕТ (а не чувствует), что красиво, а что нет. Глядя на произведение искусства мы, прежде всего, роемся в закромах своей памяти, пытаясь найти соответствие с ранее виденным и вспомнить (подсознательно) свою реакцию (как надо реагировать на похожие произведения, получили они одобрение у общества, или нет). Ловушка нашей памяти мешает воспринимать увиденное каждый раз по новому, вдаваясь в детали и отличия. Вместо оценки нового произведения, мы реагируем на ранее сложившийся образ и выдаем стереотипную реакцию – нравится, не нравится. Рассматривая пейзажные фотографии, мы часто не воспринимаем их, не пытаемся увидеть их особенности, отличия, переживания и ощущения автора, а вспоминаем наши прошлые, личные переживания от увиденного (в природе, или других фотографиях), тем самым давая оценку «красиво» не конкретной фотографии, а знакомым, стереотипным образам.
Кроме эстетической составляющей, в пейзажной фотографии присутствует и эмоциональная, а в некоторых, и духовная. Эмоциональная составляющая выражена в передаваемом пейзажем настроении (через простые эмоции, так же относящиеся к восприятию) - грустно, радостно ("мороз и солнце, день чудесный"), спокойно, тревожно (тяжелые, предгрозовые тучи на небе и т.д.), печально (увядание осенней природы) и многое другое. Духовная составляющая появляется в фотографиях, передающих величие природы. Её превосходство над человеком - высочайшие горы, бескрайние пустыни, тайга, океаны, громадные волны, тайфуны, торнадо и т.д. Как человек не "пыжится" - природа сильнее, нам остается только приспосабливаться к ней. Случись глобальный природный катаклизм - природа (пусть и в другом виде) останется, а мы под вопросом. Это ощущение "временности" пребывания человечества на планете Земля поднимает духовные аспекты в пейзажной фотографии.
Ниже привожу примеры признанных авторов и современных фотографов.
Фотографии Анселя Адамса:
Фотографии разных авторов (из раздела "пейзаж" - лучшее) photosight.ru:
Чем отличаются фотографии Анселя Адамса от фотографий современников? Да, по большому счету, ни чем.
Есть прекрасные (с точки зрения эстетики) фотографии, не уступающие Адамсу (а за его фотографии платят ого-го), за одним исключением - их миллионы. В чем же отличие? Он был одним из первых фотографов, снимающих пейзаж (разумеется мастерски) в таком количестве. В начале 20-го века те великолепные места, в которых снимал Адамс, мало кто мог увидеть из широкой публики. Новое, ранее не виденное, ранее не снятое и не показанное зрителям (ну и плюс известность "зонной системы") делают Адамса выдающимся, а последователей - малоизвестными. За фотографии Адамса на аукционах платят бешеные деньги, пейзажные фотографии современников, в лучшем случае, идут на календари, постеры и немногочисленные выставки (тем самым закладываю у зрителей визуальные паттерны - как и что нужно снимать, что бы понравилось).
Сегодня человек с фотокамерой может добраться куда угодно, и мало мест где уже не побывали тысячи опытных фотографов (я уже не говорю о профессионалах, работающих на National Geographic и иже с ним). Это не значит, что фотолюбителям не стоит фотографировать пейзаж (вспоминаем личное, частное творчество), но это значит, что сделать "шедевр" в пейзажной фотографии (поразить, удивить зрителя) крайне сложно и возможно только найдя новую форму, новую подачу содержания (а оно всегда одно в пейзажной фотографии - природа и её явления).
Продолжение следует.
Комментарии: