Жил когда-то в маленьком чешском городке некий Мирослав Тихий (1926-2011), вечно бродивший по улицам в вонючих лахмотьях, которого все считали городским сумасшедшим. Любимым его занятием было фотографирование на самодельный фотоаппарат женщин, за которыми он подглядывал главным образом на местном пляже.
Этот свой «фотоаппарат» он слепил из того, что удалось найти на помойке: консервных банок, сигаретных пачек, катушек и остатков от рулонов туалетной бумаги. Линзы он вытачивал из оргстекла с помощью наждачной бумаги и полировал зубной пастой с папиросным пеплом. Разумеется, и качество его фотографий было соответствующее. Но бедолагу ничуть не беспокоило, что они были мутные, грязные, поцарапанные, со следами раздавленных на них насекомых. Некоторые снимки настолько нравились Мирославу Тихому, что он спал с ними, ел, ставя тарелку прямо на них.
Никто и никогда не узнал бы о нем, кроме местных жителей, если бы некие хитроумные артдилеры не надумали нажиться на этом чудике. Они собрали весь его убогий фотографический мусор и организовали ряд выставок в Европе, в том числе в Центре Помпиду в Париже, превознося автора до небес, как выдающегося мастера светописи. И теперь мы должны с трепетом относиться к чешскому «гению» и внимать его мудрым наставлениям. Прежде всего, вот этому, которое он успешно испытал на себе: «"Главное – это иметь плохой фотоаппарат. Если хочешь стать знаменитым – то делай свое дело плохо, хуже всех на свете. Красивое, пригожее, выпестованное – это уже никого не интересует."
Перелистывая страницы цифровых каталогов международных выставок фотоискусства ряда последних лет, заметил их странную особенность. Члены жюри многих из них умудряются выбирать в призеры, мягко говоря, далеко не лучшие работы. Особенно наглядно это видно на выборе работ для награждения золотыми медалями. Если не на каждой, то на каждой второй выставке, при внимательном просмотре всей экспозиции, несложно найти работы, которые не попали в число призеров, но которые по всем параметрам на много превосходят, получившие золотые медали. А если бы была возможность каждый раз посмотреть на снимки, которые члены жюри посчитали вообще негодными для демонстрации, то вполне вероятно, что именно там увидели бы самые достойные работы. Мне несколько раз довелось заглянуть в это «закулисье» и потому знаю, о чем говорю.
В не такую уж и далекую эпоху аналоговой светописи, когда нас, мастеров фотографии с официальным статусом судей международной категории, приглашали поработать членами жюри на престижных выставках, мы воспринимали это как большую честь и ответственность. Сколько жарких споров было по поводу той или иной работы! Тем более, при определении работ-претендентов на высшие награды. Здесь каждый обязан был изложить свою точку зрения, не на основе субъективных личных пристрастий, а на объективной профессиональной оценке конкретных качеств, заложенных в них авторами. Мы хорошо понимали, что должны показать широкой общественности лучшие образцы фотографических произведений, а практикующим фотографам задать вектор в их творческой деятельности. Ведь в этом и заключается смысл проведения любой выставки.
Посмотрите фотографии, которые я разместил под данным текстом. Это не снимки незадачливых членов школьного фотокружка, как может показаться. И не снимки начинающих деревенских фотолюбителей с выставки в сельском клубе. Это работы, получившие золотые медали в разных странах на международных выставках фотоискусства высшего ранга.
Трудно понять, почему жюри сейчас раздают высокие награды налево и направо совершенно недостойным работам, оставляя достойные без внимания. Возможно, они выполняют изначально заданную им установку на такой результат? Ведь международные фотографические организации, патронирующие эти выставки, вполне довольны их результатами и никаких дисквалификаций не производят.
В итоге в массовом масштабе культивируются посредственности и сбиваются с толку действительно талантливые люди, доверяющие авторитету и опыту людей, оценивающих их работы. А в целом дискредитируется и само фотоискусство. Не случайно сейчас падает интерес к таким выставкам в фотографической среде. Нередко организаторы не могут собрать даже необходимый кворум для их проведения, когда количество заявленных наград превосходит число участников. Еще совсем недавно такое невозможно было себе представить. Так что заветы Мирослава Тихого живут и побеждают! Они живее всех живых!
Виталий ТЕНЕНЁВ, фотохудожник международного класса
P.S. Я не указываю авторов фотографий и страны их проживания потому, что едва ли кто из них будет рад увидеть своё имя в таком контексте. Да и дело-то вовсе не в них, а в том негативном явлении, получившем глобальное распространение.
Комментарии:
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9529784/pub_645a9f2c6b6c9912fad7ae40_645aa28984b6b21e7507e351/scale_1200
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5022901/pub_645934248391b40b7bf9bf76_64593570b151eb18ec7dbef6/scale_1200
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9662522/pub_645934248391b40b7bf9bf76_6459357af20fcc6a459b7422/scale_1200
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9662522/pub_645934248391b40b7bf9bf76_645935850d2f1534af02025e/scale_1200
Мама дорогая! Да чему же здесь радоваться? Если теперь лицом российской фотографии стал такой трэш, то не радоваться надо, а плакать горькими слезами!
Не интересует. Потому что это может сделать каждый. Каждый может купить хороший фотоаппарат (объектив, свет и т.д. ) и каждый на краткосрочных он-лайн (или не краткосрочных и не он-лайн) курсах может изучить все каноны. Вот и все, это уже не интересно.