Северная сторона площади очень пострадала в войну и новое строительство началось только в конце ХХ века. Фасады четырёх домов восстановили, согласно старым снимкам, а старейшая аптека Веймара, Хофапотеке, и вовсе памятник бережного отношения к старой архитектуре – в фасад современного здания встроили эркер дома XVI века, который нашли при расчистке руин.
Подлинная скульптура Нептуна, украшающего площадь, сейчас находится в музее, ведь её сделал Мартин Готтлиб Клауер в 1774 году из не слишком прочного песчаника. На копии воспроизвели ту же надпись на латыни Quos ego (“Бойтесь меня!”) – это цитата из “Энеиды” Вергилия, с этим возгласом Нептун поднимается навстречу волнам.
Хотя культурная и музыкальная жизнь веймарского двора проходила весьма активно, после смерти Лукаса Кранаха в 1553 году, Веймару пришлось целых 150 лет ждать появления новой знаменитости. В Веймаре, правда, не слишком любят вспоминать о том, что город не понял и не оценил гения Иоганна Себастьяна Баха. С 1708 года он служил придворным органистом и здесь он написал свои самые лучшие органные произведения. За 10-летнюю службу герцог отплатил композитору… арестом за то, что подданный посмел высказать недовольство его высочайшей волей. И.С. Баха обошли в должности, место капельмейстера досталось бездарному сыну умершего дирижёра. Композитор поспешил уехать из неприветливого Веймара в Кёттен. Но город стал родиной его сыновей – Карла Филиппа Эмануила и Вильгельма Фридеманна.
Начало XVIII века в Веймаре было печальным не только для Баха. Городом управлял Эрнст Август – типичный суверен эпохи абсолютизма. Он во всём старался подражать “королю-солнце” Людовику XIV и, в погоне за роскошью Версаля, едва ли не полностью разорил Веймар. Поправила дела города Анна Амалия, герцогиня, без которой Веймар никогда не стал бы тем, чем он является теперь. Блестяще образованная Анна Амалия Брауншвейгская стала женой веймарского герцога Эрнста Августа Константина в 1756 году, а через два года, когда ей едва исполнилось 18, её 21-летний супруг умер. Но юная герцогиня оказалась сильнее, чем можно было думать. 16 лет, с 1759 по 1775 годы, Анна Амалия управляла политически незначительным и бедным герцогством, сумев сделать из него культурную столицу. Как абсолютная правительница, она должна была сама заботиться обо всём, от мощения улиц до школьного образования, от пожарной службы до финансов, от театра до завоза зерна, от здоровья подданных до торговли и нового строительства. А когда она передала бразды правления старшему сыну Карлу Августу, энергия 36-летней герцогини освободилась для культуры и искусства. Много сил отдала она библиотеке, которая сейчас названа её именем - Библиотека Герцогини Анны Амалии.
Она перестроила под библиотеку «Зеленый замок» — старинное здание XVI века. Его центральную часть составляет оформленный в стиле позднего рококо овальный зал с высоким потолком, обрамленный галереями с книжными полками. В нишах и на стенах белого с золотом зала поместили портреты бюсты и портреты тех, с кем это место было связано. По его обеим стенам расположены галереи книг. Гармоничное сочетание книг, бюстов и картин превратило зал Рококо в пантеон немецкой классики, в нём как бы застыл дух времени. Уважительное изумление в культурном мире вызвал указ Анны Амалии об открытом доступе в библиотеку всех желающих. Гёте сам опекал библиотеку с 1797 по 1832 год и когда он умер, там хранилось около 130.000 тысяч томов. Это было одним из лучших книжных собраний во всей Европе. В настоящее время в библиотеке хранится около миллиона изданий от средневековых рукописей до томов начала ХХ века.
За рассказом о заслугах Анны Амалии мы подошли к площади Демократии. Здесь находится конная статуя сына герцогини, Карла Августа, стоящая на фоне герцогского дворца.
За образец памятника взяли скульптуру мудрого римского императора Марка Аврелия на Капитолийском холме в Риме. Карл Август, несомненно, достоин такого монумента, ведь его правление с 1775 по 1828 году нельзя переоценить. На Венском конгрессе в 1815 году его маленькое государство получило статус Великого герцогства, в его правление Веймар прославился на всю Европу, современный облик города также сложился при нём. Но мы слишком забежали вперёд.
Для образования своего сына Анна Амалия пригласила в Веймар сорокалетнего поэта Кристофа Мартина Виланда, профессора философии Эрфуртского университета. Этот шаг оказался очень важным для будущей репутации города. Виланд уже тогда снискал славу самого известного немецкого писателя. В его арсенале были не только многочисленные стихи и поэмы, но и блестящие переводы пьес Шекспира на немецкий язык. Он был первым литературным корифеем, навсегда поселившимся в Веймаре, за ним потянулись и другие.
Бросим взгляд на Красный замок в восточной части площади Демократии. Несмотря на название, его стены окрашены в фисташково-зелёный цвет.
и отправимся знакомиться с поэтом, чьё имя составило истинную мировую славу Веймара.
Восемнадцатилетний Карл-Август, сын Анны-Амалии, пригласил Гёте приехать в Веймар в 1775 году. Поэт с удовольствием принял приглашение: ему понравилась мысль собрать при дворе выдающихся людей и превратить Веймар в средоточие немецкой культуры. В Веймаре у Гёте два адреса. Поначалу литератор поселился в парке на берегу реки Ильм. Этот домик он купил на деньги, подаренные ему покровителем. Переделал его и до 1782 года жил в нём постоянно, а позже приезжал для работы и отдыха. Гёте самостоятельно разбил прекрасный парк в долине Ильма.
Комментарии: